ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Нефтянка без эмоций и пропаганды. И даже без мата.
Нефтянка без эмоций и пропаганды. И даже без мата.5-05-2020, 21:18. Разместил: Александр Дубровский |
Давайте-ка ещё раз попробуем более подробно внести ясность в нефтяной вопрос, рассмотрев его с разных сторон, для чего воспользуемся простым способом: возьмём крайние точки зрения, а потом проанализируем реальность доступными любому человеку инструментами. По-возможности, как бы сложно это не было, в анализе воздержимся от пропагандистских штампов, которые всегда свойственны крайностям, что с той, что с другой стороны.
Текст, к сожалению, получился большой, но зато рассмотрено несколько важных граней многогранного явления. Надеюсь, получилось.
Итак, начнём.
Вот, к примеру, большое интервью одного эпатажного персонажа по имени Степан Демура: «США с саудитами будут держать цену на нефть в $20 и даже ниже».
Смысл этой, не побоюсь этого слова, глубокой аналитики прост и незатейлив: Россия с её никому ненужной нефтью вне игры и скоро будет сливать чёрное золото в глубокие котлованы, поджигать, и таким способом выполнять обязательства, взятые в рамках ОПЕК++.
Понятно, что это как раз та самая крайняя точка зрения на уровне хайпа, ничуть не отличающаяся от всех прошлых выстрелов в молоко прогнозиста и пропагандиста. Напомню, Стёпка ещё ни разу не угадал, когда много раз поднимал курс рубля до 200, 300 и даже 500 рэ за $, после чего даже ни разу не моргнул глазом. В конце интервью вопрос курса тоже был озвучен, на что Демура заявил:
«Цели стоят сначала 85–86 рублей за доллар, дальше — 97, 125 и 250 рублей».
Был бы я интервьюер, я бы не преминул спросить, а что там с курсом 500, объявленным, в сопровождении матерной лексики, аж три года назад? Как бы выкручивался пророк, не моё дело, а пока интервью даёт исправно, потому как исправно их берут. Да и людишки, падкие на матерный эпатаж, тянутся на его, с позволения сказать, семинары, позволяющие скомпенсировать свои комплексы неудачников по жизни.
В общем, выделим из обширного мыслеизлияния несколько глубокоаналитических цитат, которые в конце соотнесём с реальностью:
«Саудитам отойдет европейский рынок, американцам — Юго-Восточная Азия».
«Нашу нефтянку пока спасает то, что европейцам для их НПЗ нужна российская нефть сорта Urals. Заводы заточены под нее».
«Если Россия не будет выполнить условия сделки, очень скоро Запад введет эмбарго на поставки нашей нефти».
«Саудиты Европу уже залили своей нефтью со скидками, да еще и с отсрочкой платежей на три месяца».
«...пока спасает то, что европейские НПЗ еще не перестроили переработку под саудовскую легкую нефть».
«Есть договоренность между США и саудитами от 6 месяцев до года держать цену на нефть в районе 20 долларов».
Пожалуй, достаточно, чтобы понять широкий поток абсурда, который, тем не менее, не чужд и тем, кого считают почему-то признанными нефтеаналитиками. Например, Михаила Крутихина, точка зрения которого (спасибо что без мата) весьма близка к демуровской, предсказывающего смерть российской нефти, а также относительно большого количества других хайполовов, имена которых можно уже не приводить...
Теперь перейдём к другой крайности. Здесь вообще далеко не пойду и, ничуть не смущаясь, для примера возьму свою статью «Нефтяное дзюдо» в качестве, как некоторые её оценили, ура-патриотической пропаганды. Ну, потому что с т.з. поклонников Демуры & Co — самая, что ни на есть крайность, причём также не имеющая отношения к реальности.
Цитаты:
«Очередное заседание в начале марта не сулило рынку ничего хорошего, поэтому Россия его покинула. Это и было тактическое отступление, после чего вся мировая нефтяная индустрия закипела и встала на дыбы».
«Далее все всё знают: забегали в панике заокеанские эмиссары, курсируя между Москвой и Эр-Риядом с очевидной попыткой надавить на Россию. В Москве неизменно выдавали один и тот же ответ: без США сделка бессмысленна. Тональность Вашингтона завибрировала как «стрелка осциллографа» и показательно сменилась от «ОПЕК незаконна» до «как хорошо, что мы договорились».
«Повторяющийся ответ Москвы (при нарастающем давлении и под шквалом внутренней критики, обвиняющей в сдаче интересов России), оказался ловушкой, втянувшей в бывший картель из 13+3 стран уже 22 нефтепроизводителя (а по некоторым отрывочным сведениям — до 31 страны), выведя проблему на самый высокий уровень — G20».
«...промежуточный итог выглядит совершенно ошеломляюще: мир стоит на пороге роста и стабилизации нефтяных цен без возможности отдельных игроков шалить и пытаться всех обойти».
Ну, чем не крайность, обосновывающая безоговорочную победу России в ситуации, когда ещё вообще ничего не было ясно?
А теперь простой фокус и никакого мошенничества: отбрасываем крайности и без всякой пропаганды, неизбежно и всегда присутствующая в крайних позициях, показываем как оно всё есть на самом деле, просто и наглядно. Воздержимся даже от логических интерпретаций событий, цитат, выдернутых из контекста, приписывания игрокам мыслей, заговоров и прочих конспирологий, свойственных аналитике без достаточных аргументов для подтверждения своей позиции.
Поехали.
1. Не существует «просто нефти» и в мире намного больше её сортов, нежели публично котируемые на бирже марки Brent и WTI. Есть ещё Urals и Arab Light, Dubai Crude и ANS, и т. д., всего несколько десятков. По-большому счёту, эталонные марки Brent и WTI — это как эталонный метр в Париже, имеющий чисто символическую ценность: все знают, что он есть, но мало кто его видел. Эдакий Усама Бен Ладен, то ли живой, то ли мёртвый.
То есть, в реальности эталонов в жизни практически не существует, а есть то, что есть: масса разновидностей нефти, в основном по примесям (химсоставу) и плотности.
Интересный факт: последний параметр (плотность) когда-то измерялся в нормальных человеческих единицах «кг нефти относительно тонны воды» при 4ºС. Однако после нефтяного кризиса 1973 года в дело энергично вступили американцы со своими дюймами, галлонами, кубическими футами, фунтами и прочей мутной мутью, игнорирующей наличие у человека 10 пальцев на руках (откуда десятичная система счисления) и продавили измерение плотности нефти в градусах. Не буду приводить подробности, скажу лишь, что это не поддаётся никакой логике, это можно либо вызубрить (если, конечно, имеешь отношение к нефти), либо забыть как страшный сон (если просто мимо проходил).
2. По сути дела, химсостав нефти — это, как и плотность, ключевой параметр, от которого зависит дальнейший производственный цикл по переработке и извлечению из условно чёрной жидкости тех или иных нефтепродуктов. Если примитивно: чем тяжелее нефть, тем больше в ней различных химических примесей, в том числе полезных и не очень, хотя это и не совсем корректно. В частности, различают нефть по примесям серы, которая, конечно же, при извлечении имеет своё применение в промышленности, но не очень жалуется ввиду своей трудноизвлекаемости и агрессивности.
Ну, Бог с ней с серой, важно другое: именно к тяжёлой нефти наиболее применим термин «чёрное золото», так как в ней много чего присутствует, что затем используется в промышленности и это далеко не только топливо для различных типов ДВС: от автомобильных поршневых до авиационных ТВД, ТРД, ТРВД и т. д., от корабельных дизелей до теплоэлектростанций и космических ракет с ЖРД на керосине. В общем, без нефти никуда и чем она тяжелей, тем больше пользы можно из неё извлечь.
3. Исходя из п. 2: чем легче нефть, тем, хотя она и проще в переработке, меньше в ней разброс химсостава. Грубо говоря, сверхлёгкая нефть — это на выходе максимальное количество бензинов и сколько-то авиационного керосина, и минимальное количество всего остального, более «тяжёлого» (дизель, мазут, битум и т. д.). И, соответственно, чем тяжелее нефть, тем больший перечень нефтепродуктов можно из неё извлечь. Есть ещё выделение сопутствующих газов (пропан, бутан, метан), но они есть во всех сортах нефти, так что касаться их мы не будем.
4. Таким образом, мы в грубом приближении разобрались, что лёгкая нефть — это, в основном, бензин и частично керосин на выходе, а тяжёлая нефть — это много чего ещё полезного, использующегося в промышленности (отопление, электростанции, дорожное строительство...).
Отсюда возникает вопрос, продиктованный сегодняшней ситуацией в мире: какая нефть будет пользоваться бóльшим спросом в условиях, когда фактическое потребление бензинов и авиационного керосина обвалилось из-за карантинных мер, связанных с коронавирусом?
Ответ очевидный: бóльшим спросом должна пользоваться нефть тяжёлых марок, к которым относятся, как ни удивительно это будет звучать для либерального уха, прежде всего российские сорта Urals.
А теперь переходим к простым и наглядным «картинкам», хорошо иллюстрирующим сложившуюся ситуацию, прямо следующую из всех предыдущих рассуждений, в результате которых и исходя из пока чисто теоретического подхода, вроде бы, Россия действительно должна быть в реальном выигрыше во всём этом двухмесячном нефтяном детективе.
Посмотрим, так ли это на самом деле.
1). Коммерческие авиаперелёты (грузовые и пассажирские) вот уже как в течение не менее полутора кварталов обвалились на 60%, что, следовательно, должно на столько же понизить спрос на авиационный керосин. Вот наглядная статистика рейсов:
2). Дать статистику потребления бензина в мире не так просто, как это может показаться, но здесь приходится опираться не на визуальную картинку, а больше на ощущения, опирающиеся лишь на весьма общую тенденцию по всему миру. В частности, в Москве уже достаточно длительный период загруженность трасс в дневное время упала с 7-8 баллов до 0-1 балла соответственно. Примерно то же самое по всем европейским столицам, а также в США и в других больших мировых столицах. Кивать на Илона Маска и других производителей электрокаров пока не имеет смысла: в мире электромобилей не более 2% от общей массы железных коней. То же касается и грузового автотранспорта, где логистика перевозок трещит по швам как из-за остановки работы многих предприятий-грузоотправителей, так и из-за паралича межграничных переходов. Так что, есть полное ощущение такого же паралича автотранспорта, как и полётов раненых железных птиц.
3). Несмотря на существенное сокращение потребления электроэнергии промышленными предприятиями, в мире фиксируется даже рост, грозящий в некоторых регионах локаутами, что объясняется карантинными мерами для населения, вынужденного по максимуму загружать всю бытовую технику, в том числе и слаботочную (связь, интернет), где последняя, несмотря на «слабый» термин, является вообще лидером в динамике роста потребления электроэнергии. Излишне напоминать, что там, где электростанции «сидят» на углеводородах, кроме угля и газа, используются отнюдь не бензин и керосин, а те самые тяжёлые фракции — дизель и мазут.
4). Переходим к морям и океанам.
Во-первых, в самóм морском транспорте используются минимальное количество бензинов и крохи керосина, а двигатели судов и кораблей — это, в основном, потребители дизеля. Во-вторых, о чём я уже писал не раз и не два, из трёх конкурирующих мировых поставщиков нефти, Россия экспортирует нефть по трубопроводам, а США и Саудовская Аравия — в танкерах различного класса, объёмом перевозимой нефти и нефтепродуктов от 80-ти до 300 тыс тонн нефти и выше.
То есть, морской транспорт потребляет нефтепродукты из тяжёлой нефти, а перевозит в основном лёгкую нефть, пригодную для производства бензина и частично керосина (для авто- и авиатранспорта, которые сейчас в глубоком ауте).
Следствием этого перекоса стал глубокий нокдаун для производителей лёгких марок нефти, хорошо иллюстрируемый картинками из различных систем позиционирования судов по всему миру. Рассмотрим их подробней, используя ресурс Vesselfinder, где покажем несколько крупных мировых портов и что там происходит.
Для анализа используем положение грузовых судов, где есть удобная цветовая гамма. Как правило, танкеры для нефтепродуктов — это значки (кружочки при увеличении и силуэт судна — при уменьшении масштаба) коричневого и светлокоричневого цвета. Всего там, в основном, используется четыре цвета, где кроме коричневого плюс светлокоричневого оттенка, есть жёлтый — контейнеровозы, сухогрузы и балкеры.., а также голубой — пассажирские лайнеры, рыболовецкие суда…
Нас, конечно, будут интересовать только танкеры — значки коричневого (светлокоричневого) цаета, а все прочие, включая оттенки, пусть пока отдыхают до лучших времён.
Начнём с Роттердама:
У меня получилось, что на рейде в порту Роттердам 5 мая 2020 года стоят с различным сроком подхода (от трёх недель до нескольких дней) 142 нефтяных танкера. Все эти суда находятся в ожидании разгрузки, а их скопление — достаточно беспрецедентное событие для прошлых времён, но только не для последних полутора-двух месяцев.
Мальта — 32 танкера:
Лос-Анджелес — 26 танкеров:
Сингапур — коллапс из примерно 400 танкеров, явившихся завоёвывать Юго-Восточную Азию, многие из которых стоят больше месяца:
А теперь самая интересная картинка, крайне необходимая нам для последующих рассуждений.
Шанхай:
Как нетрудно заметить, цвет судов на рейде Шанхая преимущественно жёлтый, что свидетельствует о минимальном количестве нефтяных танкеров. То же самое, кстати, на рейдах остальных крупных портов Китая. Это что же получается, Поднебесная совсем остановила свои НПЗ и промышленность?
Отнюдь, мало того, что в Китае полным ходом идёт восстановление экономики после вирусного шока, так там и движение как по земле, так и в воздухе резко скакнуло вверх.
Сравнительная картинка плотности коммерческих воздушных рейсов в Европе и Китае:
То есть, в Китае также должно восстановиться и потребление нефти.
Читаем сводку за первый квартал и апрель 2020 года «Российская нефть Urals бьет рекорды по объемам экспорта в Китай»:
«Экспорт российской нефти марки Urals в Китай в первом квартале этого года составил рекордные 4 млн тонн, а в апреле этому показателю прибавились еще 2,1 млн тонн. ...российская марка нефти Urals подходит для большого количества китайских заводов по своим качественным характеристикам. Ее не приходится разбавлять другими сортами "черного золота", что также существенно снижает затраты на переработку сырья... Стоит также учесть, что российская нефть обладает завидными логистическими преимуществами для экспорта в Китай. Только по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) без учета танкерных поставок из порта Козьмино можно отгружать 30 млн тонн нефти в год. Сейчас, после резкого подорожания фрахта нефтетанкеров, трубопроводные поставки "черного золота" стали значительно более выгодны и поставщикам, и покупателям».
Ага, а что там с подорожанием фрахта танкеров, которые, как пишут просаудовские лоббисты, в том числе и отечественные, Саудовская Аравия приняла гениальное решение использовать в качестве нефтехранилищ? Здесь всё очень просто и этот вопрос мы уже подробно разбирали: фрахт подорожал более чем на порядок (с примерно $18 тыс до $200 тыс в сутки за каждый танкер), так как спрос на них резко возрос в связи за поголовным заполнением наземных нефтехранилищ. И именно эти танкеры стоят по всему миру в ожидании разгрузки, в ежедневном режиме принося убытки, суммарно выражаемые в миллиардах зелёных для принявших то самое гениальное решение.
Оценим в первом приближении количество нефти, «хранящейся» в танкерах на рейде в вышепоказанных портах. Только в этих портах более 500 танкеров. Возьмём в среднем ёмкость одного танкера 200 тыс тонн нефти (при разбросе от 80 до 320 тыс тонн — супертанкеры). Получим в моменте не менее 100 млн тонн. И это только пять портов, коих в мире, имеющих нефтяные терминалы, энное количество десятков, что даёт на выходе объём существенно за 1 млрд тонн.
Тем не менее, чтобы не бравировать мифическими миллиардами, под которые трудно подвести расчётную базу, ограничимся пока 5-ю портами, где стоят танкеры с объемом нефти в баррелях (1 баррель в среднем равен 136,4 кг) порядка 700 млн. Если же этот объём перевести в суточную добычу трёх ведущих производителей сырой нефти (округлённо по 10 млн баррелей в сутки), то получим, что только в 5-ти портах хранится нефть, произведённая почти за месяц, львиная доля которой — это саудовская нефть, продаваемая с большими скидками и на которую ложатся огромные затраты по фрахту танкеров: $200 тыс помножить на 500 танкеров, получаем $100 млн в сутки. То есть, с учётом того, что российской нефти в танкерах практически и скорее всего нет, а американской, в силу её вообще минимального экспортного объёма, тоже крохи, то получается в море болтаются саудовские танкеры с объёмом минимум двух, а то и больше месяцев добычи.
Вот такая арифметика на уровне примеров начальной школы, показывающая на наглядных примерах, кто и что стóит в нефтяном бизнесе.
Кстати, о стоимости.
Как я уже говорил ранее, нет смысла акцентироваться на текущих котировках нефти, которые, во-первых, скачут каждый день, во-вторых, 95% торгуемых контрактов — чисто бумажные фьючерсные манипуляции спекулянтов, никак не отражающие реальность, определяемою спотовыми, то есть, реальными ценами. Так вот, даже по фьючерсным контрактам российская нефть Urals стабильно держит первенство по цене на уровне вокруг $26 за баррель, что балансирует на уровне себестоимости добычи, но значительно опережает по цене и Dubai Crude, и WTI, где одну навязывают с непубличными скидками, а последняя вообще котируется на уровне примерно $10. И это тоже факты, фиксируемые на торгах в ежедневном режиме, что совсем не имеет никакого отношения к пропаганде и попыткам выдать желаемое за действительное. С чего бы это, если российская нефть при смерти и её готовятся просто сжигать?
Также как укрепляющийся курс рубля, безусловно связанный с котировками нефти, решительно опровергает все глубокомысленные прогнозы относительно якобы проигрыша России в нефтяной войне с США и СА.
В заключение напомню, что и американские, и китайские, и европейские НПЗ и НХЗ заточены преимущественно на тяжёлые сорта нефти, потому и стоят в их портах саудовские танкеры, берут которые только под те единичные заводы, которые, худо-бедно, способны её переработать, но в мизерных объёмах. Все остальные заводы, коих 90%, даже не собираются перестраивать технологию, ибо какой в этом смысл при наличии качественного сырья, с богатым химсоставом и на много лет вперёд.
Другое дело, что на публику и в соответствии с текущей политической конъюнктурой, можно говорить что угодно. Особенно на публику, падкую на хайп, хорошо, как показала практика, заменяющий хлеб и зрелища в наши трудные коронавирусные времена.
P.S.: Я практически не затронул американскую сланцевую нефть, но тут, честно говоря, специалистов пруд пруди, не чета мне. Во-всяком случае, известно: сланцевая добыча на данном этапе провально убыточна, что естественным образом толкает сланцевиков и американские власти к поиску решений, способных подтолкнуть чёрное золото вверх по ценовой шкале. Что, собственно, России только на руку.
Вернуться назад |