ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Кривое зеркало информационных технологий
Кривое зеркало информационных технологий30-04-2020, 15:59. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
В юности я, как и многие мои сверстники, зачитывался фантастическими книгами и часто сам фантазировал о том, как изменится жизнь в будущем. Абсолютно все мои ожидания от этого будущего были позитивными. Я представлял себе мир, в котором вся тяжёлая и скучная работа будет выполняться роботами, а человек сможет использовать высвободившиеся время и силы для саморазвития и реализации скрытого потенциала, полностью посветив себя творчеству и другим полезным и приятным занятиям. А сомнений в том, что, скажем, к 2020 году такое будущее наступит лично у меня не было никаких. По моим представлениям к этому времени реальностью должны были стать, как минимум: - персональные человекоподобные роботы, чётко следующие трём законам робототехники; - мудрый и добрый искусственный интеллект, окружающий человека заботой и вниманием; - летающие машины; - космические корабли, способные долететь до ближайших к Земле звёзд; - мир, достаток и благоденствие на всей Земле; - ну и, опционально, но не обязательно, встреча с внеземным разумом. Но вот 2020 год уже и наступил, а ни один из пунктов списка до сих пор не реализован. Нет ни человекоподобных роботов, ни проносящихся мимо окон небоскрёбов летающих машин, ни межзвёздных кораблей, ни всеобщего рая. При этом единственное, что подаётся логике – это отсутствие на Земле инопланетян, которые не факт что вообще существуют. А вот причины отсутствия остальных достижений совершенно непонятны. Почему казавшиеся такими досягаемыми плоды технического прогресса, прочно ассоциировавшиеся в моей юности с недалёким будущим, до сих пор не появились в нашей жизни, а те, что появились, не выглядят такими добрыми и пушистыми? Искусственный интеллект активно развивается, но занятия для него, почему-то находятся какие-то странные и по большей части связанные с созданием эффективных систем контроля над обществом посредствам обнаружения и идентификации его членов в пространстве и времени. Роботы занимаются в основном сборкой автомобилей, абсолютно не похожи на людей внешне и даже на способны по-человечески сыграть футбол. Для полётов в космос люди не придумали замены анахроничным и неэффективным ракетам. А летающие машины время от времени появляются только в виде единичных экзотических экземпляров по-прежнему перспективных проектов. Вопросы без ответа. Ну, что поделаешь? Не достигли мы ожидаемых технических высот и ладно. Не смертельно. Чего-то же всё же достигли? Безусловно. У нас появились навороченные смартфоны, сверхпроизводительные компьютеры, высокоскоростной интернет и много ещё всяких интересных и полезных вещей, но, пожалуй, самым значимым результатом технического прогресса сегодня можно смело назвать информационные технологии – ИТ, включающие в себя, согласно содержащемуся в ФЗ № 149-ФЗ определению, процессы, методы поиска, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Основным назначением ИТ является решение задачи повышения эффективности организации информационных процессов с целью уменьшения затрат труда, времени, энергии и материальных ресурсов во всех без исключения сферах человеческой жизни с помощью рационального использования последних достижений в области компьютерных и иных высоких технологий, передовых средств коммуникации и программного обеспечения. Другими словами, ИТ призваны облегчить нам с вами существование, сделать так, чтобы мы меньше уставали на работе и получали больше радости от жизни вне её. И на практике они это делают. Сегодня, благодаря ИТ, очень просто стало делиться информацией с другими людьми, как бы далеко от нас они не находились. А поток получаемой нами информации разросся до таких масштабов, что в течение недели человек получает больше новых знаний, чем житель средневековья за всю свою жизнь. Информационные потоки буквально окружают нас со всех сторон и безостановочно нашпиговывают бесчисленными фактами, цифрами, образами, сюжетами и новостями. Они позволили нам избавиться от утомительной необходимости личного общения, сделав из людей самодостаточных эгоистов, не нуждающихся в постоянном живом контакте с себе подобными. Они дают нам эмоции, знания и жизненный опыт. Они упростили взаимодействие гражданина с государством, избавив первого от необходимости личного хождения по многим инстанциям и практически полностью ликвидировав очереди. Уверен, что многие уже не представляют себе жизнь без ИТ. Но все эти преимущества затрагивают лишь частную жизнь человека. Влияние, которое ИТ оказали на трудовую деятельность людей, особенно в государственном секторе, положительным назвать язык не поворачивается. На деле призванные облегчить труд ИТ многократно его усложнили, а нагрузка на среднестатистического кабинетного работника после повсеместного распространения ИТ выросла многократно. ИТ создали идеальную почву для взрывного роста мыслимой и немыслимой статистической отчётности, в десятки раз увеличив документооборот и усложнив до крайности делопроизводство. Отчётные формы множатся и усложняются как бактерии в чашке Петри. И, если дело и дальше пойдёт такими темпами, то вполне логичным шагом в развитии статистической реальности ожидаемо могут стать трёхмерные отчётные формы. Можно взять абсолютно любую государственную и не только структуру, и мы увидим одну и ту же картину. Вышестоящие подразделения безостановочно спускают нижестоящим уйму заданий и запросов, ответы на которые ожидаются всегда в самые сжатые сроки и в максимально объёмном выражении, в мельчайших деталях и, желательно, с примерами, табличками и графиками. Всё это результат внедрения ИТ. Там, где раньше начальство удовлетворялось набранной на печатной машинке справкой, объёмом в половину стандартного листа, теперь требуется предоставить полноценную докладную записку листов на 10, 20, 50 – чем больше, тем лучше, с разбивкой на разделы и пункты. А ещё лучше с визуальной презентацией, дающей наглядное представление о происходящих в ведомстве и на подведомственной территории процессах. Каждый начальник сегодня считает своим долгом максимально нагрузить подчинённых бумажной работой и отчётностью. И даже переход на электронный документооборот далеко не всегда влечёт автоматический отказ от параллельного использования бумажных вариантов электронных документов. Лично сталкивался с такой ситуацией, когда после введения электронных статистических карточек наша контора ещё в течение нескольких лет продолжала заполнять их бумажные копии и предоставляла в центр оба их варианта. Электронные по электронной почте, а бумажные по обыкновенной. А после того, как бумажные карточки всё же отменили совсем, электронные аналоги постепенно были усовершенствованы путём добавления новых граф в таком количестве, что прежняя работа с бумажками стала казаться потерянным раем. Другим, не менее диким примером того, как ИТ усложняют работу, можно назвать системы видеоконференцсвязи – ВКС. Безусловно полезные по сути своей системы, позволяющие мгновенно организовывать совещания или переговоры с удалёнными подразделениями или партнёрами, без проволочек решать производственные и организационные вопросы, постоянно возникающие в любой работе, в наших руках они превратились в безжалостных убийц рабочего времени. Количество совещаний с их введением начало расти как на дрожжах. Ведь теперь руководитель любого звена в состоянии безотлагательно дёргать подчинённых по любому вопросу, в любой момент потребовать отчёта о проделанной работе, доклада о планах на завтра или просто отругать по поводу и без. Личный контакт эффективнее переписки и грех к нему не прибегнуть, когда есть такая необходимость. А, поскольку ты начальник, то найти или выдумать такую необходимость труда не составляет. Тем более, что всё делается исключительно «в интересах работы», а не для удовлетворения своих руководящих амбиций. Аппетит, как известно, приходит во время еды. Начальники очень быстро привыкают к новым возможностям организации работы подчинённых и используют их по полной программе, буквально направо и налево. В нашей стране страсть бюрократии к отчётности и совещаниям испокон веков была нездоровой, как и количество самой бюрократии, но отсутствие технических возможностей, к всеобщему счастью, до поры до времени сдерживало её в более или менее разумных пределах. Но ИТ убрали преграды на пути ретивых начальников, развязав им руки для взрывного повышения интенсивности труда подчинённых. Опять же, пример из практики. Когда в нашей конторе появилась система ВКС, то сразу ничего практически не поменялось. Разве что по понедельникам аппарат стал собирать видеопланёрки с территориальными подразделениями с обязательным присутствием на них всего личного состава. Ну, подумаешь пол часа – час каждый понедельник каждой недели весь отдел не работает. Ерунда, в сравнении с пользой от планёрки. Но потом, постепенно и незаметно в нашу жизнь вошли видеосовещания, опять же с обязательным участием всего личного состава. Сначала они проводились даже не каждую неделю, но потом, распробовавшее вкус новой жизни начальство, стало собирать их чаще и чаще, доведя в конце концов до ежедневного режима. Порой доходило до 10 и больше совещаний на день. В результате огромная часть рабочего времени тратилась на сидение перед монитором и выслушивание бесконечных докладов и содокладов, комментариев и реплик, нравоучений и выговоров. С помощью ВКС разнообразные начальники выплёскивали на подчинённых не только свою руководящую волю, но и свои эмоции. В какой-то момент пришлось даже ограничивать частоту совещаний и вводить графики их проведения, регламенты, градацию по степени важности, порядки оповещения о проведении внеплановых мероприятий с использованием ВКС. И кто-то из работников тратил своё время на подготовку этих регламентов, правил, протоколов, решений и т.д. и т.п. Одним словом, на настоящую работу рабочего времени почти не оставалось и основную работу приходилось делать после окончания рабочего дня и на выходных. А после того, как руководство привыкло к тому, что народ работает после 18 часов и в выходные, оно приноровилось и в эти периоды собирать всех на совещания. Жизнь превратилась в ад. И я просто уверен, что такую или почти такую же картину можно наблюдать сегодня во многих конторах. Совещания вообще сегодня наше всё. Их показывают и по телевизору. Чтобы народ видел, как пашут его слуги. А уж если, не дай бог, происходит какая-то авария или ЧП с жертвами, то экстренные совещания транслируют в прямой эфир. И мы видим, как суровые начальники с озабоченными лицам раздают ценные указания, отвлекая порой от дела тех, кто на месте занят очень важной и не терпящей отлагательств работой. Пару раз лично наблюдал, как в прямом эфире давались гениальные команды найти виновных или оказать медицинскую помощь пострадавшим. Страшно представить, что было бы, если бы не поступила такая своевременная и ценная команда. На месте происшествия точно никто не додумался всё это организовать. Так почему призванные облегчить нам работу ИТ на деле, будто отразившись в кривом зеркале суровой действительности, приводят к замордовыванию работников и парализации деятельности использующих их предприятий и ведомств? Признак ли это нашего насыщенного информацией времени, в котором железо не успевает за программным обеспечением? Я говорю о том, что ни один из моих компьютеров и ноутбуков, приобретённых за последние лет 10, не работают так быстро, как можно было бы ожидать. Медленно открываются программы, окна, файлы. Долго грузятся страницы. При одновременной работе нескольких процессов происходят зависания и замирания экранов. И никакая мощность процессоров не решает проблему. При том, что ещё 10 – 15 лет назад компьютеры работали быстрее. Тот же XP, например, просто летал в сравнении с 8-ой или 10-ой. Может быть так устроена природа вещей и ускорить на самом деле ничего в нашей жизни по-настоящему нельзя? Может существуют какие-то законы распределения действий во времени, которые невозможно обойти? Вряд ли. Мне кажется, что дело в одностороннем развитии технологий. Они совершенствуются стремительное, чем наши представления о мире. Мы не успеваем подстраивать под них наше поведение, изменять его в соответствии с быстро меняющимися жизненными условиями. Не можем уйти от количественного измерения к качественному. Не умеем останавливаться. Стремимся получить больший в количественном измерении результат, а потом каждый день, месяц, год увеличивать и увеличивать его. Может всему виной ограниченность нашего мышления и отсутствие способности анализировать ситуации, видеть их со стороны? Жить своей головой. Не копировать бездумно модели поведения тех, кто занимал наше кресло до нас. Страх гасить спускающиеся сверху волны абсурда. Взять, хотя бы, те же абсурдные отчёты. Зачем они в нашем с упоением строящем капитализм, в котором всё регулирует священный рынок обществе? Мы же, вроде бы, ушли от плановой экономики, в которой учёт и контроль справедливо занимали главенствующие места. Отчёты нужны, никто не спорит. Но не в таком же гипертрофированном объёме, в котором они существуют у нас сегодня? За примерами далеко ходить не нужно. Они на виду. Вы идёте в больницу и видите врача, заполняющего кучу формуляров перед тем, как принять Вас. В школе, садике такая же картина. Воспитатели, учителя и заведующие постоянно перед кем-то отчитываются. Сколько провели детских праздников, открытых уроков, экскурсий, конкурсов, сдали макулатуры, нарисовали рисунков к памятной дате. Про правоохранительные органы вообще не стоит говорить. Они давно утонули в статистике. И не только они. Я как-то ехал в поезде и разговорился с проводником. Тот всю дорогу время от времени бегал в своё купе. На мой вопрос зачем, бедняга ответил, что руководство обязывает его вести кучу журналов, в которых он должен фиксировать различную информацию о поездке. Плюс он ещё должен продать пассажирам сладости и сувениры на определённую планом сумму. Иначе будут неприятности. Но это к слову. Сам факт. Даже проводник загружен непонятной отчётностью. И она порой важнее его непосредственной работы. По крайней мере за неё очень строго спрашивают. И так везде. Проанализировать качество работы служащего тяжело. Нужно думать, напрягать мозги. А если попадётся подчинённый поумнее начальника, то вообще невозможно. А ткнуть в очевидные цифры снижения каких-нибудь показателей в графе отчёта много ума не надо. И начальник всегда на коне. В роли обличителя и отца родного в одном лице. Кстати, повсеместное омоложение и снижение компетентности руководящих кадров тоже оказывают значительное влияние на организацию работы. От молодёжи больше суеты и метаний. Молодой начальник больше настроен на повышение темпов работы подчинённого коллектива и демонстрацию вышестоящему руководству своей удали, а по факту иногда и придури. А, получив в руки такой эффективный инструмент повышения производительности как ИТ, утративший способность адекватно воспринимать окружающую действительность ретивый руководитель использует его в меру своего разумения. Больше на показуху, чем на дело. Ведь давно известно, что, например, любой вопрос можно сделать нерешаемым, если провести для его решения достаточное количество совещаний. Да и работоспособность сотрудников, измученных отчётностью, совещаниями и вытекающей из них сверхурочной работой неизменно стремиться к нулю. Мы вводим новшества, с которыми не умеем обращаться. И в итоге ездим в булочную на грузовике, а мебель перевозим в салоне легковой машины. Никакие блага не пойдут на пользу, если их использовать бездумно. И ИТ не являются исключением из этого правила. Если не научимся подходить к решению вопросов комплексно и применять новые технологии с умом, то так и будем дальше выглядеть с ними как героиня известной басни про мартышку и очки. Вернуться назад |
Давно хотел высказаться на тему эффективности внедрения ИТ в рабочую сферу. Уверен, что проблема есть и её нужно решать.