Как мы все хорошо знаем, в годы первоначальной холодной войны, которая официально закончилась ровно 40 лет назад (так в тексте — прим. ред.), было несколько опасных ситуаций, из-за которых она едва не превратилась в горячую войну. К счастью, ни кубинский ракетный кризис 1962 года, ни учения «Опытный лучник» 1983 года (Able Archer-1983) (как и любые другие опасные инциденты) не привели к войне между Вашингтоном и Москвой. Однако совсем недавно авторитетные государственные деятели вновь начали бить тревогу. «Никогда со времен кубинского ракетного кризиса 1962 года риск американо-российской конфронтации, связанной с применением ядерного оружия, не был так высок, как сегодня, — предупредили бывший американский министр энергетики Эрнест Мониз (Ernest Moniz) и бывший американский сенатор США Сэм Нанн (Sam Nunn) в статье, недавно опубликованной в издании «Форин Афферс» (Foreign Affairs). Я высказал некоторые сомнения по поводу этого заявления, но все же стоит задаться вопросом, что именно — помимо страха перед взаимным гарантированным уничтожением — удерживает США и Россию от того, чтобы сегодня или завтра случайно не оказаться втянутыми в войну. Отчасти ответ кроется в двусторонних и многосторонних соглашениях, специально подготовленных для того, чтобы предотвратить инциденты, которые могли бы перерасти в войну.
Как видно из приведенного ниже списка, между Москвой и Вашингтоном заключено не менее полдесятка двусторонних соглашений, направленных на предотвращение опасных военных инцидентов. Эти соглашения включают соглашение между США и СССР «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним» 1972 года и соглашение между США и СССР «О предотвращении опасной военной деятельности» 1989 года. У некоторых других стран-членов НАТО — включая Великобританию, Германию, Францию, Италию, Норвегию, Испанию, Нидерланды, Канаду, Грецию и Португалию — заключены соглашения с Россией о предотвращении инцидентов в открытом море, аналогичные соглашению 1972 года между Москвой и Вашингтоном, а у Канады и Греции также заключены соглашения с Россией о предотвращении опасной военной деятельности. Однако почти у десятка членов НАТО таких соглашений с Россией нет, хотя они и примыкают к морю. К этим странам относятся Албания, Болгария, Хорватия, Латвия, Литва, Румыния и Словения. Кроме того, не существует никаких многосторонних соглашений между Россией и НАТО (или между НАТО и Организацией Договора коллективной безопасности) о предотвращении опасных военных инцидентов, хотя меморандум о взаимопонимании между Россией и НАТО по предотвращению и управлением таких инцидентов обсуждался в разделе II.
США и их союзники по НАТО должны рассмотреть возможность выработки единой позиции и подхода к России в отношении официальных переговоров о том, как некоторые из существующих двусторонних американо-российских соглашений о предотвращении инцидентов можно было бы перевести в многосторонний формат Россия-НАТО. В частности, НАТО и Россия должны обсудить вопрос о распространении соглашения между США и СССР 1972 года на инциденты «под» открытым морем, поскольку столкновения атомных подводных лодок могут быть даже более опасными, чем опасное сближение кораблей и самолетов. Стороны также должны обсудить вопрос о придании многостороннего характера соглашению между США и СССР 1989 года «О предотвращении опасной военной деятельности». НАТО и Россия могли бы обсудить включение конкретных механизмов по фактическому предотвращению инцидентов в такие существующие многосторонние соглашения, как Венский документ 2011 года О мерах укрепления доверия и безопасности и Конвенция о международной гражданской авиации, возможно, в том числе и требование, в соответствии с которым военные самолеты всегда летали в международном воздушном пространстве с включенными транспондерами.
Помимо укрепления правовой базы по предотвращению инцидентов, российским и западным лидерам следует также сделать все возможное, чтобы их военное командование их стран не предпринимало несанкционированных действий, повышающих риск происшествий и нештатных ситуаций, которые могли бы непреднамеренно привести к конфликту. Было немало случаев, когда американские и российские военные обвиняли друг друга в небезопасных действиях во время одного и того же инцидента. Например, в июне 2019 года ВМС США обвинили командование противолодочного корабля ВМФ России «Адмирал Виноградов» в том, что корабль «совершал маневр, обойдя [ракетный крейсер] „Чанселлорсвилл" (Chancellorsville) ВМФ США сзади справа и, увеличив скорость, подошел к нему на небезопасное расстояние», когда американский военный корабль принимал на борт вертолет в 50 метрах от российского корабля в Филиппинском море. А пресс-служба ВМФ России в свою очередь обвинила командование крейсера «Чанселлорсвилл» в том, что корабль совершил опасный маневр, внезапно изменив направление движения, и пересек курс российского корабля. Ранее президент России Владимир Путин прокомментировал рискованные действия своих высокопоставленных военных чиновников после захвата Россией Крыма: в документальном фильме о тех событиях, который транслировался на российском государственном телеканале в марте 2015 года, тогдашний командующий Черноморским флотом России Александр Витко рассказывает, как в апреле 2014 года экипажу Су-24 было дано указание пролететь на минимальной высоте над палубой американского эскадренного миноносца «Дональд Кук» (Donald Cook. «Было решено продемонстрировать нашу готовность и решимость применить силу». Когда автор документального фильма Андрей Кондрашов попросил Путина прокомментировать этот случай, российский президент сказал: «Это было не мое решение. Это они [командиры] расхулиганились и мне даже ничего не сказали».
И последнее, но не менее важное: стороны должны обсудить, как предотвратить инциденты в одной области, которая не существовала во время первоначальной холодной войны. Речь идет о киберпространстве, и очень важно, чтобы США и Россия, у которых сегодня есть кибервойска, а также их союзники обсудили, как предотвратить инциденты в этой сфере, которые в конечном итоге могут привести к непреднамеренной войне. Для этого они могли бы взять информацию из различных источников, в том числе из вышеупомянутого соглашение между США и СССР «О предотвращении опасной военной деятельности» 1989 года, которое предусматривает запрет на «вмешательство в сети командования и управления, способное причинить вред личному составу или военной технике другой стороны».
Возможно, новой холодной войны не избежать. Некоторые утверждают, что она уже началась. Однако это вовсе не означает, что США, их союзники по НАТО и Россия не могут совместно работать над снижением серьезных, но общих рисков, потенциально связанных с непреднамеренными военными инцидентами.
I. Соглашения о предотвращении военных инцидентов и происшествий
I. A. двусторонние российско-американские соглашения о предотвращении военных инцидентов и происшествий
I. A. 1. Меморандум о взаимопонимании между США и СССР, предусматривающий создание прямой линии связи между руководителями двух стран (1963 г.)
Содержание:
- В Пентагоне служба экстренной связи находится в Командном центре ВС
- Линия экстренной связи была впервые использована Соединенными Штатами и Россией в 1967 году во время арабо-израильской Шестидневной войны.
- Предполагалось, что линия прямой экстренной связи будет использоваться для предотвращения войны, однако президент США Барак Обама использовал ее в октябре 2016 года, чтобы предостеречь Путина от использования хакеров для вмешательства в выборы в США.
Статус: остается в силе.
I.A.2 Соглашение между США и СССР «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним» (1972 г.)
Содержание:
- Избегать маневрирования, которое затруднило бы выполнение маневров «соединениями» другой стороны;
- Не проводить маневров в районах интенсивного судоходства;
- Корабли, ведущие наблюдение за другими кораблями, обязаны удерживаться на безопасном расстоянии от корабля, за которым ведется наблюдение, а также избегать каких-либо маневров, стесняющих действия или создающих опасность кораблям, за которыми ведется наблюдение;
- Использование сигналов, предусмотренных в Международном своде сигналов, при маневрировании на видимости друг у друга;
- Не предпринимать имитации атак против кораблей другой стороны, не выбрасывать в направлении встречных кораблей другой стороны какие-либо предметы, не использовать прожекторы или другие мощные осветительные средства для освещения ходовых мостиков встречных кораблей другой стороны;
- Предупреждать корабли о присутствии подводных лодок районе проведения учений;
- Командиры экипажей самолетов должны проявлять величайшую осторожность и благоразумие при приближении к самолетам другой стороны, действующим над открытым морем, и кораблям другой стороны.
Статус: остается в силе.
I.A.3. Соглашение «О мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны (Соглашение о ядерных инцидентах)» (1971 г.)
Содержание:
- Обязательства сторон продолжать осуществлять и совершенствовать так, как они сочтут это необходимым, принимаемые ими организационные и технические меры с тем, чтобы предотвратить случайное или несанкционированное применение ядерного оружия, находящегося под их контролем.
- Обязательства сторон немедленно уведомлять друг друга об опасности возникновения ядерной войны в случае подобных инцидентов, в случае обнаружения неопознанных объектов системами предупреждения о ракетном нападении, в случае несанкционированного, случайного или иного необъясненного инцидента, связанного с возможным взрывом ядерного оружия, а также
- Обязательства сторон заблаговременно уведомлять другую сторону о запланированных пусках ракет, если такие пуски производятся за пределом их национальной территории в направлении другой стороны.
Статус: остается в силе.
I.A.4. Соглашение между США и СССР «О предотвращении опасной военной деятельности» (1989 г.)
Содержание: «Каждая из Сторон предпринимает необходимые меры, направленные на предотвращение опасной военной деятельности, которой является следующая деятельность персонала (техники) ее вооруженных сил, осуществляемая им вблизи от персонала (техники) вооруженных сил другой Стороны в мирное время:
- вхождение персонала (техники) вооруженных сил одной Стороны в пределы государственной территории другой Стороны, совершаемое в силу форс-мажорных обстоятельств или вследствие непреднамеренных действий этого персонала;
- создание помех сетям управления, которые могут привести к причинению вреда персоналу или нанесению ущерба технике вооруженных сил другой Стороны;
- затруднение действий персонала (техники) вооруженных сил другой Стороны в районах особого внимания таким образом, когда это может причинить вред персоналу или нанести ущерб технике;
- Настоящее соглашение действует не только в отношении персонала, но и «любого корабля, самолета или наземной техники сооруженных сил каждой из Сторон».
Статус: остается в силе.
I.A.5. Меморандум об обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии, подписанный США и Россией в 2015 году
Содержание:
- Меморандум содержит конкретные протоколы, которым должны следовать экипажи самолетов, чтобы избежать непреднамеренного столкновения в воздушном пространстве над Сирией, и призывает экипажи самолетов ВВС США и России соблюдать безопасную дистанцию.
- Меморандум предусматривает создание наземной линии связи между двумя сторонами на случай отказа воздушной связи, и эта линия связи была создана.
- Меморандум также предусматривает создание рабочей группы для обсуждения любых вопросов, связанных с его реализацией.
- Кроме того, США сообщили России место дислокации их сил специального назначения с тем, чтобы российская авиация не наносила ударов по их позициям.
Статус: остается в силе.
I.A.6. Соглашение между США и Россией о зонах разграничения в Сирии (ноябрь 2017)
По имеющимся данным, представители вооруженных сил США и России договорились о создании в Сирии зоны разграничения вдоль реки Евфрат и о системе заблаговременного уведомления в случае пересечения реки.
I.B. Многосторонние соглашения о предотвращении военных инцидентов и происшествий
I.B.1. Международные правила предупреждения столкновений судов в море
(среди подписавших сторон — США и Россия, а также Китай)
Содержание:
- Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.
- Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем чтобы оно могло предпринять надлежащее и эффективное действие для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.
- Каждое судно должно использовать все имеющиеся средства в соответствии с преобладающими обстоятельствами и условиями для определения наличия опасности столкновения.
- Когда два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо, с тем чтобы каждое судно прошло у другого по левому борту.
- Когда два судна с механическими двигателями идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить дорогу другому судну и при этом оно должно, если позволяют обстоятельства, избегать пересечения курса другого судна у него по носу.
- Судно, ограниченное в возможности маневрировать, когда оно занято деятельностью по поддержанию безопасности мореплавания в системе разделения движения, освобождается от выполнения этого Правила в такой степени, в какой это необходимо для выполнения этой деятельности.
Содержание:
I.B.2. Правила предупреждения столкновений на море (2014 г.)
(подписаны Австралией, Брунеем, Камбоджей, Канадой, Чили, Китаем, Францией, Индонезией, Японией, Малайзией, Новой Зеландией, Папуа-Новой Гвинеей, Перу, Филиппинами, Россией, Сингапуром, Южной Кореей, Таиландом, Тонгой, Соединенными Штатами и Вьетнамом на Западно-Тихоокеанском военно-морском симпозиуме)
Содержание:
- Требования к военным кораблям и самолетам соблюдать безопасное расстояние между судами.
- Положение о необходимости использовать соответствующие сигналы, указывающие на присутствие подводных лодок при проведении учений с участием подводных лодок и надводных кораблей ВМФ.
- Требование не предпринимать имитации атак, не использовать сигнальные ракеты и огневые средства, не использовать прожекторы или другие мощные осветительные средства для освещения ходовых мостиков, кабин находящихся в полете самолетов, не выполнять фигуры сложного пилотажа вблизи встречных кораблей.
- Не распространяются на суда пограничной/береговой охраны
Статус: остаются в силе, но не имеют обязательной силы.
II. Меры укрепления доверия
II.A. Двусторонние меры укрепления доверия
II.A.1. Соглашение между СССР и США о создании Национальных центров по уменьшению ядерной опасности (1987 г.)
Содержание:
- Каждая из сторон создает у себя в столице Национальный центр по уменьшению ядерной опасности. Стороны устанавливают специальную линию факсимильной связи между своими Национальными центрами по уменьшению ядерной опасности.
- Центры должны служить дополнением к уже существующим средствам связи и предоставлять системы прямой, надежной, высокоскоростной передачи уведомлений и сообщений на межправительственном уровне.
- Центры по уменьшению ядерной опасности не заменяют собой обычные дипломатические каналы связи или «горячую линию», а также не призваны играть роль средства кризисного управления.
Статус: остается в силе.
II.A.2. Соглашение между США и СССР об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) (1988 г.)
Содержание: Предусматривает уведомление не менее чем за двадцать четыре часа о запланированных дате, районе пуска и районе падения применительно к любому пуску МБР БРПЛ. Соглашение также предусматривает передачу этих уведомлений через Центры по уменьшению ядерной опасности.
II.A.3. Соглашение между США и СССР о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях (1989 г.)
Содержание: Каждая из сторон на основе взаимности заблаговременно предоставляет другой Стороне уведомление о начале одного крупного учения стратегических сил с участием тяжелых бомбардировщиков, которое намечается проводить в течение каждого календарного года.
Статус: остается в силе.
II.A.4. Российско-американская рабочая группа по контролю над вооружениями и международной безопасности (создана в 2009 г.)
Содержание: Решение проблем XXI века, таких как:
- укрепление стабильности и транспарентности;
- сотрудничество по противоракетной обороне;
- предотвращение распространения оружия массового уничтожения;
- оценка общих угроз
Статус: Работа приостановлена в связи с кризисом на Украине.
II.A.5. Российско-американская группа по вопросам угроз в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в контексте международной безопасности (создана в 2013 г.).
Содержание: В разделе «Меры укрепления доверия в сфере ИКТ» информационного обзора, подготовленного Белым домом, говорится:
- «Соединенные Штаты и Российская Федерация также приняли ряд мер, направленных на повышение транспарентности и уменьшение вероятности возникновения нестабильности или кризиса в наших двусторонних отношениях в результате неверно истолкованного инцидента в киберпространстве».
- «В целях обеспечения регулярного обмена практической технической информацией об угрозах информационной безопасности критических систем мы организуем обмен информацией, свидетельствующей о наличии угрозы угроз, между американской компьютерной командой экстренной готовности (US-CERT)…и ее российскими коллегами».
- «Мы решили использовать давние связи Центров по уменьшению ядерной опасности. (ЦУЯО), установленные в 1987 году между США и бывшим Советским Союзом, для укрепления доверия между нашими двумя странами посредством обмена информацией, пользуясь тем, что их сотрудники в Госдепартаменте в Вашингтоне и в Министерстве обороны в Москве работают круглосуточно».
Статус: Работа приостановлена в связи с кризисом на Украине.
II.B. Многосторонние меры укрепления доверия
II.B.1. Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), вступивший в силу в 1990 году и адаптированный в 1999 году с учетом новых условий (роспуск Организации Варшавского договора)
Содержание:
- Устанавливает равные ограничения на количество боевых танков, боевых бронированных машин, единиц тяжелой артиллерии, боевых самолетов и ударных вертолетов, которые страны НАТО, а затем и члены Варшавского договора могли разместить на территории между Атлантическим океаном и Уральскими горами.
- Устанавливает региональные (фланговые) ограничения численности боевой техники для предотвращения концентрации дестабилизирующих сил наземной техники;
Статус: в 2007 году Россия «приостановила» свое участие в договоре, сославшись на то, что некоторые страны, подписавшие договор, до сих пор не ратифицировали Соглашение об адаптации ДОВСЕ от 1999 года.
II.B.2. Договор по открытому небу (1992 г.)
Содержание:
- Предоставляет странам, подписавшим договор, возможность совершать на уведомительной основе и на самолетах, не оснащенных вооружением, наблюдательные полёты (инспекции) над территорией других стран-участниц договора с целью сбора информации о вооруженных силах и их действиях.
Статус: Остается в силе, хотя, по имеющимся данным, администрация Трампа собирается выйти из договора.
II.B.3. Венский документ 1994 года о мерах укрепления доверия и безопасности (ОБСЕ)
Содержание:
- Ежегодный обмен военной информацией о войсках, расположенных в Европе (определяется как территория от Атлантики до Урала;
- Уведомления в целях уменьшения опасности, в том числе консультации в отношении необычной военной деятельности и опасных инцидентов;
- Предварительное уведомление и наблюдение за определенными видами военной деятельности, например, за масштабными военными учениями;
- Проверка соблюдения положений договора путем проведения инспекции и посещений.
Статус: остается в силе.
II.B.4. Основополагающий акт Россия — НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности (1997 г.)
Содержание: В тексте документа говорится, что, строя свои отношения, Россия и НАТО сосредоточат свое внимание на следующих областях:
- укрепление региональной безопасности воздушного движения, увеличение возможностей воздушного движения и взаимные обмены, в случае необходимости, для содействия доверию через расширение мер транспарентности и обмен информацией, касающиеся противовоздушной обороны и соответствующих аспектов управления и контроля за воздушным пространством;
- повышение транспарентности, предсказуемости и взаимного доверия в отношении размеров и функций обычных сил России и государств-членов НАТО;
- В документе также говорится, что НАТО подтверждает, что в нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил.
Статус: остается в силе, но не имеет обязательной силы.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.