Видимо мы подходим к точке бифуркации. К тому моменту за которым ситуация, развивавшаяся в прошлом, окажется на совершено иных рельсах в будущем. При этом данное событие сопряжено с изменением тренда, продолжающимся с 2014 года. Тренда, который стал не просто токсичным, но и угрожающим катастрофическими последствиями для отдельных участников, вовлеченных в ситуацию.
Конец минувшей недели ознаменовался громким заявлением. Утверждена дата очередной встречи в Нормандском формате. 9 декабря 2019 года должно стать моментом, когда в Париже пройдут очередные обсуждения ситуации на Украине и будет предпринята попытка радикального изменения ситуации. Настолько радикального, что вероятно прошлая страница в истории Европы будет перевернута, а следующая будет содержать другой, с точки зрения наполнения, событийный ряд. Нет, в отношениях Москвы и собирательного Брюсселя не расцветут розы без шипов, но тех препятствий, которые есть сегодня, скорее всего уже не будет. Слишком дорого они обходятся европейским участникам данной ситуации.
При этом попытка украинской стороны избежать выполнения минских соглашений (отдельные попытки делаются до сих пор, но уже более робкие и нерешительные), вольно интерпретировать «формулу Штайнмайера», организовать вступление в Нормандский формат американцев (с их излюбленной манерой дипломатии слона в посудной лавке), устроить много шума и склок и в конечном итоге все же прийти к результату, который выгоден больше другим, нежели чем самой Украине (хотя Украине вообще было бы выгодно вернутся обратно в 2012 год и как страшный сон забыть все, что произошло за минувшие годы).
Пока что о дате события заявлено Парижем. Киев и Берлин согласились на проведение встречи именно 9 декабря. Москва своего слова не сказала. Хотя к чему его говорить? Россия давно обозначала свою позицию — если Киев выполняет обязательства по минским соглашениям, то встреча будет, если же не выполняет, то встречи не будет. И это безальтернативное условие, которое будет выполнено в любом случае.
Встреча в Париже должна пройти сразу после встречи Путина и Лукашенко в связи с десятилетием подписания Договора о создании союзного государства Белоруссии и России (8 декабря 1999 г.). И это в какой-то степени будет неделей прорывных решений на постсоветском пространстве.
Однако ситуация разворачивается не только лишь вокруг разрешения ситуации на Украине. Она будет связана с коренным изменением ситуации в российско-европейских отношениях. И это практически неизбежно.
Работа над ошибками
Фактически за последние полгода, благодаря тому, что американские кураторы украинского процесса отвлечены на импичмент Трампа «по поводу Украины» и на похождения сына Байдена в «украинской газодобыче», а европейским кураторам нужно изменение ситуации, она изменилась кардинально. За несколько месяцев Киев сделал для реализации минских соглашений (а значит и для разрешения ситуации на Украине) больше, чем за все предыдущие пять лет. Точнее предыдущие пять лет прошли под эгидой бездеятельности и провокации со стороны Киева и действий России по устранению каких-либо угроз со стороны «дикой Украины» — Крым стал транспортно-доступным, энергетически независимым, сравнительно устойчивым с точки зрения водопотребления и управляемым так же как и любой иной российский регион, при этом появилась железная дорога в обход Украины, более 100.000 жителей ЛНР и ДНР получили российские паспорта и целый ряд замещенных производств, которые ранее размещались на Украине, а сейчас составляющих производственный базис России.
За последнее время Киев осуществил обмен части задержанных лиц с Москвой, организовал (с огромным трудом, правда) отвод войск в ряде точек разделения и получил однозначный ответ от России на попытку в очередной раз проявить «хитрость» (граничащую с дуростью) посредством замены военных подразделений на кого-то еще, начал подготовку к решению вопроса о признании выборов в ЛНР и ДНР, поднимается вопрос о фиксации особого статуса обоих республик, решается ряд других вопросов, без которых украинского будущего нет.
При этом начал подниматься и вопрос, который очень интересует европейские страны. Это попытка получить от Украины «хоть шерсти клок» в виде права собственности на землю. Это то, что очень хотят европейские агрохолдинги и они этого дождутся, украинские власти принуждают к окончательному решению земельного вопроса и, хотя этот вопрос вызывает какие-то «сопротивления», он будет решен, причем в очень скором времени. Европа нуждается в гарантиях хоть какой-то минимизации потерь, понесенных за последние годы. И возмещать их она будет за счет Украины.
Одновременно свои шаги делает и Россия. Но эти шаги связаны скорее не с урегулированием ситуации на Украине (это лишь повод), а с нормализацией (в пределах возможного) отношений с Европой. Ниже немного о том, что можно рассматривать в контексте данного тренда.
- Дания согласовала прокладку трубопровода «Северный поток-2» в своих территориальных водах, Германия приняла ряд актов, устанавливающих изъятие из Европейской газовой директивы для «Северного потока-2». Теперь запуску СП-2 ничего не мешает.
- ЕС стал участником росийско-украинских переговоров по газовому транзиту и делает максимум, чтобы украинский бред и стремление к тотальным «перемогам» не мешало делу. С очень большой вероятностью будет создан европейский оператор украинской ГТС, который отстранит «укров» из Нафтогаза от переговоров и решит критически важный для европейских стран вопрос обеспечения Европы газом. Фактически возможный газовый конфликт России и ЕС ликвидирован.
- Россия и Литва провели обмен гражданами двух стран, осужденными за шпионаж по формуле два на два. Попутно литовской стороне был передан гражданин Норвегии, шпион Фруде Берг. Таким образом Россия развязала возможный осложняющий шпионский узел.
- В Молдавии произошла «тихая революция». Социалисты добились в кооперации с местными демократами отставки правительства М. Сайду (из проевропейского блока АКУМ) и утверждения нового правительства близкого к социалистам. При этом, что характерно, Европейский Союз предпочел этого практически не заметить, хотя еще несколько лет назад улицы Кишинёва были бы заполнены протестующими под молдавскими и румынскими флагами и, собственно, с румынскими паспортами в карманах, а газеты кишели бы статьями с общим посылом «Кремль свергает законную власть в Молдавии». Сейчас же все сравнительно тихо. И в основном не потому, что правительство М. Сайду фактически обанкротилось за недолгий период своего функционирования, а именно благодаря отсутствию реакции из европейских столиц.
Все это однозначно говорит о том, что Россия и европейские страны купируют имеющиеся противоречия. Для чего? Для того, чтобы было как можно меньше поводов для сил, препятствующих нормализации отношений между Россией и европейскими странами, подорвать все имеющиеся начинания.
Что еще предстоит
Надо сказать, что программа для встречи в Нормандском формате сделана нельзя. Еще предстоит много работы для того, чтобы стороны сняли все «препоны» на пути к встрече.
Встреча в Нормандском формате не состоится как минимум без трех шагов, которые должны будут предпринять украинские власти (даже несмотря на возможные окрики из-за океана и буйство местных националистов).
- Объявление амнистии в ДНР и ЛНР. Причем такой, которая бы не могла быть отыграна назад. Это сделать будет необходимо поскольку это путь гарантий для лиц, включенных в украинский кризис. И, одновременно, решение для России некоторых проблем политического и морального характера.
- Принятие в той или иной формы решения по особому статусу ЛНР и ДНР (скорее всего это будет статус ассоциативной автономии, чего-то похожего на датский опыт в отношение Гренландии и Фарерских островов). Сделать это необходимо, чтобы отрезать «украм» при любых изменениях ситуации путь к отступлению. При этом на данной территории будет если не тотальное, то по крайней мере превалирующее число граждан с российскими паспортами, что сделает «вольное обращение» Киева с этими территориями практически невозможным.
- Принятие решения о проведении выборов. Весьма вероятно, что как раз под встречу в Нормандском формате 6-8 числа будет объявлено о проведении выборов в ЛНР и ДНР, результаты которых однозначно признает Киев.
Эти три условия безальтернативны и Киеву придется пойти на эти решения. В противном случае … это уже головная боль Европы. Именно Парижу и Берлину нужно разрешение украинского клубка, а значит им и убеждать (или принуждать) Киев к благоразумию.
При этом Россия и ЕС со своей стороны будут предпринимать шаги к сближению позиций и устранению острых углов.
Весьма вероятно, что Россия пойдет на следующие шаги до встречи в Париже:
- Передача Киеву катеров, арестованных во время керченской провокации. Эти откровенно полу-исправные и мало-функциональные посудины России не нужны. Достаточно будет заверения Киева о не возобновлении провокаций и их с радостью отдадут.
- Проведение очередного обмена пленными на этот раз между Киевом и Донецком/Луганском под патронажем российской стороны. Это позволит еще более разрядить обстановку и позволит частично включить в процесс власти ЛНР/ДНР.
В свою очередь европейские государства с большой вероятностью еще до встречи в Нормандском формате пойдут на исключение из санкционного перечня некоторых субъектов, что вероятно должно показать готовность европейских стран к улучшению ситуации. Также не исключены некоторые реверансы в сторону признания Крыма частью России. Не в плане каких-то политических заявлений или принятия документов, но, например поднятия вопроса о нежелательности ограничения прав жителей полуострова, или, например в формате каких-либо делегаций, направленных на территорию полуострова. Это опять же скорее символическое действие, но имеющее безусловные политические коннотации.
Таким образом, до 9 декабря еще предстоит весьма активная деятельность всех без исключения участников переговорного процесса. Однако есть все основания полагать, что оставшаяся часть программы минимум будет выполнена. Слишком большая заинтересованность в начинающемся процессе у европейских партнеров, слишком велико их влияние на Киев.
Европейский интерес
Сейчас решение проблем «украинского кризиса» более всего нужно Европе, причем Европе не Европейского союза, как вновь создающейся недоимперии (в интерпретации Туска), а европейских государств, сохранивших еще какие-то осколки суверенитета.
Европейский союз включен в торговый конфликт с США. Страны Европы показывают не самые шикарные темпы экономического роста, а мировой финансовый кризис неизбежен.
Как бы ни пытались показать европейские столицы, что собственная же санкционная политика их не задела и не ухудшила их положение - это в общем то блеф. Очевидно, что и в сельском хозяйстве, и в финансовом секторе, и в промышленности страны ЕС несут потери. Этих потерь могло бы не быть, если бы не было санкционной реакции ЕС.
С другой стороны, Россия показала хорошую сопротивляемость любым санкционным ограничениям и решительное нежелание прогибаться под мнение Вашингтона и Брюсселя. Более того все это на фоне больших затрат, по воссозданию инфраструктуры полуострова, которые с запуском железнодорожного сообщения по Крымскому мосту фактически завершены. При этом за счет железнодорожного сообщения открываются хорошие перспективы для роста туристического потока и развития промышленности. Все это европейские «партнеры» не могут не учитывать. Санкционная политика провалилась и все больше влечет издержки для самой Европы. А значит от них стоит освобождаться.
Провалилась и попытка политического сдерживания России. ЕАЭС существует, ожидает присоединения к союзу Узбекистана и подписывает торговые соглашения со все большим числом стран. Россия по большому счету победила в Сирии, так как вопрос окончательного освобождения страны как от боевиков террористических групп, так и от иностранного вмешательства вопрос технический и вполне решаемый. Укрепление позиций России в других точках, в том числе в Африке и Восточной Азии очевидно. Политика изоляции России провалилась еще более громко, чем санкционная политика. Их продолжение чревато утратой европейскими столицами политического имиджа.
Заявления Макрона о путях России, сколь бы наивными и европоцентричными они не были, показывает одно — европейские страны готовы идти на нормализацию отношений с Россией и готовы к тому, чтобы в преддверие кризиса решать торговые вопросы и вопросы взаимодействия с российским руководством. Успешное завершение встречи в Париже может и должна стать точкой свертывания этой санкционно-конфронтационной политики.
Причем весьма быстрого и резкого, предполагающего как снятие целого ряда ограничений, так и формулирование новых концепций взаимодействия. Но это будущее.
Проблемы и перспективы
Что будет на встрече в Нормандском формате и после? Будет перезагрузка российско-европейских отношений. Это практически неизбежно. А значит … трудно и сложно.
Нормализация отношений между Россией и европейскими странами очень многим не нравится. Это, безусловно, идет в разрез с американской политикой, для которых разлад России и Европы это хорошая ситуация по ослаблению сразу нескольких противников.
Восстановление связей европейских стран и России идет прямо поперек планов и стратегий Великобритании, которая своим «скрипализмом» и гипертрофированной «русофобией» превратилась в посмешище, однако позволила создать негативный фон вокруг международной деятельности России.
Восстановление связей России и Европы очень не понравится некоторым участникам общеевропейского пространства, в первую очередь Польше и прибалтийским «недотиграм».
Наконец, ряд территорий на постсоветском пространстве, очевидно будет весьма недоволен изменениями. К ним можно отнести в частности, руководство Грузии и значительную часть политических сил Украины, для которых в очередной раз встанет вопрос «за что стоял майдан» на фоне полного непонимания собственной роли в мире (вряд ли различимой даже в микроскоп).
Но раз уж еще есть время, наверняка будут провокации с целью помешать ситуации. И если грузинские и украинские выходки можно просто не заметить, на фоне общей для них утраты вменяемости, а позицию Польши и прибалтийских стран можно если не игнорировать, то по крайней мере относится к ним с «пониманием» (тут можно предположить, что Прибалтика особо возмущаться не будет). Развивающийся банковский кризис в Прибалтике вполне может сделать страны региона сговорчивыми в случае предложений ЕС по исправлению ситуации, или хотя бы при предложении каких-то сценариев решения проблемы. С Польшей конечно дело обстоит гораздо хуже. Не даром Туск, которого пытался «обработать» на днях Макрон (во время их телефонного разговора) заявлял о невозможности изменения позиций Польши. Но, предположим, что Польша может остаться в ЕС в абсолютном меньшинстве при обсуждении вопроса о снятии санкций. И это опять же вопрос сугубо внутри-европейский и не столько проблемный.
Основная проблема, это действия США и Великобритании. К слову сейчас для них не самый хороший период. США прибывают в состоянии политического раздрая и войны «всех против всех», связанных с импичментом Трампу и расследований против некоторых видных демократов. Великобритания в выборах (досрочные парламентские выборы состоятся 12 декабря) и, следовательно, занята более важными делами, чем вредить связям России и ЕС, консерваторам нужно не допустить разочарования в них избирателей, а избирателям русская тема гораздо менее интересна, чем другие вопросы. Опять же вопрос выхода Великобритании из ЕС сейчас во многом в руках самого Евросоюза.
Краеугольным камнем попыток недопущения восстановления отношений будет шумиха, завернутая в провокацию. При этом, что именно это будет предсказать трудно. Предположим ряд моментов.
Вариант первый. Внутренняя провокация. Не исключаю, что попытаются убить кого-то из местных «оппозиционеров» с попыткой обвинить во всем Кремль. Альтернативой может быть какая-то несанкционированная акция с кадрами о жестком разгоне (хотя тут им придется постараться, чтобы собрать какую-то акци, настолько массовую, чтоб ее разгонять пришлось). На этом фоне может начаться вопль в зарубежных СМИ и как результат на руководящие круги стран ЕС начнется давление со стороны ручных НКО, работающих под американской или британской крышей. Таких в Европе не мало.
Вариант второй. Провокация в Сирии. Сейчас Сирийская Арабская Армия готовится начать зачистку бандитского «гадюшника» в Идлибе. С учетом того, что Белым каскам досталось американское финансирование, не исключено что оно будет пущено на имитацию «якобы» химической атаки против «якобы» мирного населения. Очевидно, что ни ВКС России ни Сирийской армии сейчас никакое химическое оружие не нужно и даже вредно, т.к. сирийским военным придется как раз туда заходить. Однако по старым лекалам общественность на такое возбудится, что может привести к естественному осложнению в отношениях с Россией.
Вариант третий. Провокация внутреннего конфликта в Прибалтике с использованием русского вопроса. Механизм я описывал в одной из предыдущих статей. Он трудоемок, однако если предварительная работа проводилась, то аккурат к Нормандскому саммиту можно успеть организовать провокацию.
Вариант четвертый. Обострение ситуации на Донбассе. Весьма вероятно, что отряды националистов, которые могут остаться без удобной темы и украинские политики, ведомые западными кураторами, могут попытаться пойти на провокацию. Вполне возможен обстрел территорий ДНР/ЛНР под прикрытием чего-то гуманитарного. Это может быть машина скорой помощи, рейсовый автобус, что-либо еще. Ответный удар в таком случае может быть растиражирован в СМИ как «агрессия сепаратистов, поддержанных Россией».
Собственно, варианты не новые, многие из ни мы уже ранее видели. Сбить процесс с магистрального пути они не могут, а вот приостановить его, возможно. Посмотрим, решаться ли.
Источник
Вернуться назад
|