ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Стратегия США по устранению Лукашенко от власти – фундаментальные основы

Стратегия США по устранению Лукашенко от власти – фундаментальные основы


13-09-2019, 11:44. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Стратегия США по устранению Лукашенко от власти – фундаментальные основы (I)

Демократизация в духе «цветных революций»

В последнее время в многолетней политике США по бойкотированию президента Белоруссии А. Лукашенко как «последнего диктатора в Европе» произошли некоторые изменения. По понятным причинам они вызвали в Минске определённый прилив оптимизма. Сначала в белорусскую столицу начиная примерно с 2016 г. зачастили известные (в основном одни и те же) эксперты-кремленологи, специалисты преимущественно по военно-стратегической проблематике. Одним из первых был помощник замминистра обороны США Майкл Карпентер, принятый, вопреки всем протоколам, по самому высшему разряду президентом Беларуси.

А. Лукашенко и М. Карпентер

А. Лукашенко и М. Карпентер

Затем в 2018 г. белорусского лидера посетил молодой, но уже известный тем, что он является автором новой доктрины активизации политики США в Восточной Европе, замгоссекретаря Уэсс Митчелл.

А. Лукашенко и У. Митчелл

А. Лукашенко и У. Митчелл

И, наконец, кульминация: в конце августа 2019 г. на переговоры с Лукашенко прибыл один из тяжеловесов американской политики – помощник президента Трампа по национальной безопасности Джон Болтон.

А. Лукашенко и Дж. Болтон

А. Лукашенко и Дж. Болтон

Казалось бы, вот он долгожданный прорыв унизительной блокады и триумф многовекторной политики, которую так старательно разыгрывало окружение Лукашенко в последние годы. Впору радоваться, что в Вашингтоне, наконец, осознали отсутствие альтернативы действующим белорусским властям и поняли необходимость договариваться по всем беспокоящим Соединённые Штаты вопросам именно с ними. Однако что-то подсказывает: и главная цель Белого дома в отношении отрыва Белоруссии от России, и предпочтения американцев касательно персонального состава руководителей в Минске остаются неизменными.

Просто стратегия США по устранению Лукашенко от власти перешла на качественно иной уровень.

Вся та команда с американской стороны, которая сумела за последние годы «оседлать» диалог с Минском, от Митчелла до Болтона, вообще не имела никаких полномочий по нормализации отношений с Белоруссией ни от администрации, ни от Конгресса. И удивляться тому, почему вслед за многообещающими, казалось бы, переговорами все уступки шли лишь с одной стороны – белорусской, и не сопровождались уступками американцев, не приходится. Да уступки со стороны США вообще никто не планировал!

По существу, Минск «осваивали» представители не «нормализационной», а всё той же «расстрельной» команды, заточенной под методику современной гибридной войны в стиле 2.0. То, что главные протагонисты Митчелл и Болтон за свой вызывающе «ястребиный» нрав отправлены в отставку, сути дела не меняет. Остальные члены команды по-прежнему – на удивление – желанные гости в Минске. А главное, разработанные этой командой установки и методики трансформации политики Белоруссии и правящего в ней режима остаются в силе.

Как это делалось у соседей

Как это делалось у соседей

Посмотрим на основные нормативные и доктринальные документы, которыми определяется санкционная политика США в отношении Беларуси. На правовом уровне она регулируется двумя законодательными постановлениями Конгресса: Актом о демократии в Беларуси 2004 г. и Актом о демократии и правах человека 2011 г. В обоих документах отчётливо прослеживается курс на смену власти в Беларуси, в основном посредством организации выступлений протеста в духе популярных тогда «цветных революций». Тогда же была принята «дорожная карта» по воздействию на Белоруссию, которая в силу её особого цинизма формально была прикрыта авторством экспертного сообщества США. Среди большого числа авторов этой стратегии, отобранных, как подчёркивалось, на двухпартийной основе, были как отставные, так и действующие чиновники. При принятии 23 сентября 2011 года этого официозного документа (он называется «Демократические перемены в Беларуси: рамки для действий») присутствовали высокопоставленные представители администрации президента Обамы и даже первый заместитель министра иностранных дел Польши Кшиштоф Становски. Сопредседателями авторского коллектива были директор Центра анализа европейской политики (CEPA), а в последующем замгоссекретаря по Европе и Евразии Уэсс Митчелл и бывший замгоссекретаря по правам человека и демократии, а затем директор Freedom House Дэвид Крамер.

При представлении доклада Митчелл говорил о Лукашенко как о «белорусском диктаторе», в отношении которого должна проводиться «энергичная трансатлантическая политика, которая могла бы помочь осуществить реальные демократические изменения в Беларуси». Крамер высказался ещё более определённо: «Жестокая диктатура на пороге ЕС неприемлема… Куда уйдет Лукашенко? Это его проблема».

 

Дэвид Крамер

Дэвид Крамер

Белорусская оппозиция тогда с уверенностью заключила: «Доклад последовательно проводит мысль, что реформы в Беларуси могут наступить только после того, как президент Александр Лукашенко будет отодвинут от власти, и исключает диалог с действующей властью как путь к изменениям в сторону демократии и рыночной экономики».

На радость местным противникам Лукашенко документ содержал обширную программу мер по их материальной, информационной и иной поддержке в духе демократии улицы. Но, видимо, уже в тот момент авторы «белорусской стратегии» сомневались, что удастся склонить на свою сторону широкие массы, а потому высказывали идеи и об иной работе – более скрытой, направленной на белорусские элиты, включая окружение Лукашенко.

Планом предполагалось по-прежнему ограничивать Минск в финансах, но подготовить существенные резервы, для того чтобы быстро «влить» их в «постлукашенковскую Белоруссию» и сделать ожидание такой трансформации желанной целью для элит. Хотя будущих лидеров намечалось «выращивать» в основном из оппозиционеров, уже тогда высказывалось предположение о вполне возможном «изменении статус-кво в стране в результате импульсов из окружения Лукашенко». Подчёркивалось, что на Западе «должны быть готовы к такому сценарию и определить наилучшие методы воздействия на эти элиты». Указывалось также, что ещё до начала «оранжевой революции» на Украине в 2004 году Западу удалось установить прочные связи с украинскими силовиками из разведки и вооружённых сил. Активизация этих контактов признавалась принципиально важной для последующего развития украинских событий. Доклад констатировал, что таких «агентов перемен» в Белоруссии недостаточно. Соответственно, ставилась задача ликвидировать недостаток. Отметим, что работа с украинскими силовиками велась американцами и посредством особой «игры с Януковичем», когда, надеясь на признательность американской стороны, украинский президент открывал для США прямые каналы связи с СБУ и ВС Украины. То есть прецедент уже существовал.

Авторы документа «Демократические перемены в Беларуси: рамки для действий» советовали обратить внимание как на кадровый резерв на уволенных за последнее время из органов белорусской власти и потому ею недовольных. Главной целью всей этой работы ставились «поиски альтернативы Лукашенко и существующему положению». Запад должен стремиться не к «приручению Лукашенко», а к освобождению от него. «Окружение Лукашенко должно понимать, что лишь после его ухода перед ними откроется светлое будущее».

И вот в 2018 году один из главных авторов этой «революционной платформы» Уэсс Митчелл уже в качестве замгоссекретаря прибывает в тоге «нормализатора» отношений США и Белоруссии в Минск и встречается с белорусским президентом. Он, что, передумал смещать Лукашенко и «переобулся в полёте»? Известный белорусский оппозиционер, подвизающийся на «Радио "Свобода"», Павел Усов в это не верит и считает, что поездка Митчелла – зондаж. А соавтор Митчелла по докладу о «демократических переменах» в Беларуси Дэвид Крамер знает об этом наверняка и потому с уверенностью заявляет, что «Уэсс адресовался к стране Беларуси, а не к Лукашенко».

То есть от прежних разработок никто не отказался. В них просто по-иному расставили акценты – от неэффективной в условиях Белоруссии ориентации на массы к концентрации внимания на работе с элитами и окружением президента. А как можно адресоваться к этим аудиториям, особенно из числа силовиков, если не с помощью самого Лукашенко?

 

 

Стратегия США по устранению Лукашенко от власти – видоизменения (II)

«Игра с Лукой»

 

В сформулированную в США ещё в 2011 году стратегию устранения от власти А. Лукашенко её творцы, очевидно, внесли определённые коррективы, которые делают понятными многие шаги американских политиков в отношении Минска в последнее время. Сделав акцент не на оппозиции, а на проникновении в непосредственное окружение белорусского президента, они определили целевую аудиторию и ведут с ней адресную работу. Они это не очень-то и скрывают. В этом смысле обращает на себя внимание проведенный в начале 2019 г. в США круглый стол под говорящим названием «Игра Луки» (“Luka's Game”) или, что точнее, «Игра с Лукой». В Интернете есть аудиозапись данного мероприятия. Его провели в том же Центре исследований европейской политики (СЕРА), из недр которого в своё время вышел «антилукашенковский» доклад 2011 года «Демократические перемены в Беларуси: рамки для действий».

CEPA

Среди участников были один из авторов этого документа, ныне главный редактор СЕРА Дональд Дженсен и нередкий гость белорусской столицы бывший помощник замминистра обороны США Майкл Карпентер. Так что можно с полным основанием говорить о преемственности прежних и нынешних установок в отношении судьбы белорусского президента. Кстати, ещё один автор стратегии 2011 года Уэсс Митчелл после отставки с поста замгоссекретаря также вернулся в СЕРА. Митчелл, по свидетельствам соратников, несмотря на внешне тёплый тон его личных встреч с Лукашенко в период пребывания на прежнем посту, своей позиции на будущее лидера Белоруссии (точнее – на отсутствие у него будущего) нисколько не поменял. Митчелл отметился также особым вкладом во внесение раскола в отношения Минска и Москвы, когда в октябре 2018 года перед поездкой к Лукашенко заявил, что Украину, Грузию и «даже Беларусь» (!) надлежит рассматривать как «часть антироссийского бастиона».

Уэсс Митчелл

Уэсс Митчелл

Дональд Дженсен

Дональд Дженсен

Майкл Карпентер

Майкл Карпентер

Участники «Игры с Лукой» пришли к выводу, что ни сам Лукашенко, ни белорусское общество к решительному отрыву от Москвы и переориентации на Запад не готовы. Поэтому майданные и цветные сценарии здесь не применимы. У России слишком много рычагов, чтобы не допустить повторения украинского сценария. А посему было высказано мнение, что опираться в Белоруссии следует на те группы действующих властей и номенклатуры в целом, которые являются носителями прозападных настроений. Именно с ними надо вести главную игру, оказывать им всемерную поддержку и планомерно подводить их к ключевым постам, всячески подпитывая при этом белорусский национализм, создавая новую «постлукашенковскую реальность». Особое внимание рекомендовано уделить работе с командованием белорусской армии, для чего предложено как можно скорее восстановить в посольстве США в Минске аппарат военного атташе. В рамках этой политики сохранение Лукашенко у власти никак не предусматривается. Зато было подробно разобрано его окружение.

В качестве наиболее перспективных с точки зрения интересов Запада эксперты СЕРА указали на министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея и особенно выделили Государственного секретаря Совета национальной безопасности (СНБ) Белоруссии генерал-лейтенанта С. Зася. Как они подчеркнули, украинца по происхождению. По их мнению, в последние годы он успешно снизил в стране влияние КГБ, усилив роль аппарата СНБ, и может стать звездой на белорусской политической арене. Особо на это упирал вернувшийся незадолго до этого из Минска и встречавшийся с Засем Майкл Карпентер.

Глава МИД Белоруссии Владимир Макей – один из ключевых участников «Игры с Лукой»

Глава МИД Белоруссии Владимир Макей – один из ключевых участников «Игры с Лукой»

Судя по всему, генеральные смотрины Станислава Зася в качестве главного фаворита Белого дома в Белоруссии состоялись 31 августа в Варшаве на четырёхсторонней встрече секретарей советов безопасности Белоруссии, Украины, Польши и США. Сам по себе надуманный формат этой встречи, мало укладывающийся в любые представления о союзничестве, льстил самолюбию белорусов, но едва ли служил равноправному обмену мнений. До белорусов просто доводили то, чего от них хотят. А заодно оценивали, особенно Джон Болтон, фигуру Зася. Проверку он, похоже, прошёл и одобрение получил.

Секретарь СБ Беларуси Станислав Зась, председатель СБОУ Александр Данилюк, руководитель БНБ Польши Павел Солох и Джон Болтон в Варшаве

Секретарь СБ Беларуси Станислав Зась, председатель СБОУ Александр Данилюк, руководитель БНБ Польши Павел Солох и Джон Болтон в Варшаве

Ставка американских экспертов на Станислава Зася, независимо от его собственных намерений, в общем-то, объяснима. Он несомненно обладает заслуженным авторитетом среди белорусских силовиков и выраженными лидерскими способностями, к тому же вполне восприимчив к западным аргументам. С. Зась родился в 1964 г. в Черниговской области Украины, с отличием закончил военное училище в Баку, академию в Минске, академию Генштаба в Москве. Прошёл все ступени военной карьеры в белорусской армии до генерал-лейтенанта включительно. Госсекретарь СБ с 2015 года. Дисциплинирован. Грамотен. Лоялен руководству. И при этом, как говорят, «сильно себе на уме».

Станислав Зась

Сам Зась заявил после Варшавы, что он «интриг ни против кого не плетет». Свою приверженность стратегическому союзу с Россией он подтвердил во время недавнего визита в Минск секретаря СБ России Н. Патрушева, хотя при этом сильно напирал на многовекторность белорусской политики.

Н. Патрушев, С. Зась и А. Лукашенко

Н. Патрушев, С. Зась и А. Лукашенко

Но вот вокруг Зася, как показала и американская «Игра с Лукой», интриги точно плетут. Делают это люди многоопытные, теоретически оснащённые. Так, в составе СЕРА появился специальный человек, нацеленный на «дружбу» с Засем. Это по возрасту и положению наиболее подходящий Засю генерал-лейтенант Бен Ходжес. После отставки он причислен к СЕРА, где особо никакими статьями или выступлениями не отметился и, видимо, делегирован туда для общения с представляющими интерес для США иностранными военными деятелями. Всегда удобнее это делать с неформальных позиций. Вояка заслуженный – вторгался во главе 101-й американской дивизии ВДВ в Ирак, воевал в Афганистане, карьеру завершил, руководя американскими войсками в Европе. По каким критериям американцы решили, что для общения с Засем лучше всего пригоден именно он, ведомо только им. Кстати, в октябре Бен Ходжес должен прибыть в Минск на очередной «форум по безопасности».

Бен Ходжес

Бен Ходжес

В Минске нередко обижаются, что Москва во внешней политике «не дает им вздохнуть», тогда как стремление суверенного государства вести диалог со всеми так естественно. Да, но есть серьёзные основания полагать, что группа американских политиков и экспертов вокруг СЕРА, «оседлавшая» диалог с Белоруссией, о нормализации отношений с ней думает в последнюю очередь.

Почему никто не спрашивает, а с чего вдруг на контакты с Белоруссией пошли не какие-то миролюбиво настроенные представители американского истеблишмента или политические прагматики, а самые непримиримые и воинственные ястребы типа Митчелла и Болтона? Может быть, кому-то казалось, что если удастся договориться с такими оголтелыми, то с либералами будет и того легче? Ничего подобного – они и не собирались договариваться. Они просто затеяли с Лукашенко, используя его понятное стремление вывести страну из изоляции, манипуляционную игру, мишенью в которой является он сам. В этом им вольно или невольно ассистирует белорусский МИД.

Из всего видно, что данная группа вообще никак не уполномочена решать задачу нормализации американо-белорусских отношений, о чём говорят и отставки Митчелла с Болтоном. Цель СЕРА – поиски рычагов воздействия на белорусскую политику в выгодном для США направлении, не более того. Возникает вопрос: а знают ли обо всех нюансах разработок СЕРА по «Белоруссии без Лукашенко» дипломаты белорусского МИД, которые так настойчиво продвигают своему президенту сотрудников этого центра в партнёры для переговоров? А если знают, то докладывают ли во всех подробностях главе государства о действительных настроениях заокеанских якобы друзей?


Вернуться назад