ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Ростислав Ищенко: Концепция Большой Евразии

Ростислав Ищенко: Концепция Большой Евразии


29-03-2019, 13:08. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Большая Евразия»: экономический союз в российских координатах

Россия, создавая ЕАЭС, пытается не повторить не только гегемонистскую ошибку США, но и ошибку ЕС, который начал навязывать своим членам директивы, идущие вразрез с национальными интересами стран-членов Евросоюза

Друзья и союзники в международной политике остаются таковыми до тех пор, пока у вас есть общий враг или общие торгово-экономические интересы. Если же общий враг исчез и вам нет необходимости сплачиваться, чтобы защитить свою независимость, а общие меркантильные интересы не появились, то вы, в лучшем случае, будете индифферентны по отношению друг к другу, в худшем же, при возникновении малейших противоречий, быстро покатитесь к враждебности. Общие же коммерческие интересы будут у вас лишь до тех пор, пока вы жизненно необходимы союзникам, пока они без вас никак не могут обойтись.

Какие у России есть перспективы

Концепция «Большой Евразии» предполагает создание единого торгово-экономического конструкта в рамках Евразийского континента, с распространением его интересов на Северную и Восточную Африку, а также на острова Тихого океана, вплоть до Индонезии и Австралии. Подчеркну, что речь идет именно о торгово-экономическом образовании, а не о жестком политическом объединении. В его составе могут свободно сосуществовать ЕС и ЕАЭС, ШОС и ОПЕК. Главная задача всех этих объединений обеспечивать свободный доступ на рынки друг друга и гарантию бесперебойного функционирования морских и сухопутных торговых путей.

Новый Шелковый Путь - торговые маршруты будущего.

Мне уже доводилось писать, что с этой точки зрения роль России в данном объединении огромна. Так же, как она была становым хребтом СССР, она и здесь является главной опорной точкой.

На сегодня именно Россия и только Россия способна обеспечить гарантированную защиту трансевразийских сухопутных торговых путей и бурно развивающегося Северного морского пути. Россия же является, с одной стороны, надежнейшей ресурсной кладовой такого объединения, а с другой - владелицей эксклюзивных перспективных технологий.

Для примера достаточно перечислить только космические и ядерные российские технологии, включая сюда военные, с перспективой гражданского использования (тот же гиперзвук и беспилотные глубоководные аппараты).

Тем не менее в перспективе партнеры России могут обойтись без нее. У России наличествуют следующие уязвимости:

1. Она не контролирует полностью южные (как сухопутные, так и морские) пути из Азии в Европу. Россию можно обойти через Афганистан и/или Пакистан, Иран, Турцию. Открытым является и путь через Красное море. Российское присутствие в Центральной Азии и на Ближнем Востоке (в Сирии) позволяет контролировать эти пути в случае возникновения военной угрозы извне, но Россия не является их монопольным владельцем (как, например, Северного морского пути или трансевразийских сухопутных маршрутов). После того как США будут вытеснены из Индийского океана, иранская база в Йемене и китайская в Египте обеспечат военный контроль южного фланга «Большой Евразии» без российского участия.

2. Россия является крупнейшим владельцем ископаемых ресурсов, но не единственным, а по многим показателям не самым крупным. То есть, поставки из России можно заменить поставками из других регионов. Для этого, опять-таки, необходимо избавиться от американской гегемонии, но мы ведь рассматриваем гипотетический «прекрасный новый мир», в котором военная опасность странам «Большой Евразии» будет устранена.

3. Россия не является перспективным рынком ни для ЕС, ни для Китая, так как 145, пусть в перспективе даже 150 или 160 миллионов населения критически мало. Этого недостаточно для реализации большинства современных технологичных проектов (например, локализации производства мобильных телефонов на своей территории). Конкуренты не пустят продукцию на свои рынки, а емкость российского рынка слишком мала для успешного развития проекта. Таким образом, в тех сферах где Россия не является эксклюзивным владельцем прорывных технологий, ее партнеры без напряжения могут ее заменить.

Только Россия способна обеспечить гарантированную защиту трансевразийских сухопутных торговых путей.

Что необходимо России, чтобы стать эксклюзивным партнером для своих союзников, таким партнером, без которого обойтись не может никто, но который сам может обойтись без любого из союзников?

Необходим полный контроль торговых путей между Европой и Азией, а также собственный рынок сбыта не менее чем в полмиллиарда человек (а лучше больше).

Можно ли этого достичь? Не без труда, но можно, тем более, что уже создан соответствующий механизм и выработана соответствующая внешняя политика.

ЕАЭС как эксклюзивный союзник

Россия не случайно отказывается копировать американскую гегемонию и принуждать остальной мир к повиновению. США были самой богатой и неуязвимой империей в мировой истории. Но и они надорвались. Россия надорвалась бы раньше, чем достигла бы гегемонии. Более того, ослабление США вело бы к немедленному ослаблению России, поскольку союзники, заинтересованные в российском военно-политическом зонтике для защиты от Вашингтона, теряли бы этот интерес, как только США перестали бы представлять для них опасность.

Россия в рамках ЕАЭС предлагает механизм взаимного согласования равноправных торгово-экономических интересов.

Москва сумела выработать для своих союзников эксклюзивное предложение - Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Его многие критикуют. Называют экономически неэффективным, не отвечающим надеждам вступивших в него государств и т.д. Определенным надеждам он действительно не соответствует. Некоторые бывшие республики СССР рассматривали его как СССР 2.0. Они считали, что пожертвовав частью своего суверенитета, смогут получить военную защиту и финансово-экономическую поддержку России. Грубо говоря, Россия должна была бы финансировать неэффективные режимы и их экономики в обмен на периодические заявления о «вечной дружбе».

Однако Кремлю не нужен номинальный суверенитет государств, в реальности им не обладающих (ни полностью не нужен, ни, тем более, частично). В мире от трех (Россия, США, Китай) до пяти (если добавить Индию и ЕС) государств (и надгосударственных образований), обладающих реальным суверенитетом. Остальные пытаются продать то, чего у них по определению нет. Причем некоторые желали бы продать свой суверенитет по нескольку раз (сразу и России, и США, и ЕС, и Китаю) и чтобы при этом им самим еще что-то осталось. Платить реальными деньгами и преференциями за фикцию, как минимум, нецелесообразно, а по большому счету глупо. Это даже до американцев дошло, и они потребовали от ЕС (своего ближайшего союзника) увеличения взноса на содержание НАТО и изменения правил доступа европейских компаний на американский рынок.

Россия, в рамках ЕАЭС предлагает механизм взаимного согласования торгово-экономических интересов. Причем равноправный. Москва никого не заставляет туда вступать и ни на кого не давит политически, сколь бы сложными ни были переговоры по экономическим вопросам. Но и на себя давить не позволяет.

ЕАЭС - предложение вместе работать и вместе зарабатывать. Очевидно, что вместе можно заработать больше. Но не в общий котел, из которого каждый берет сколько ему надо, а каждый себе. Рынок России мал для ЕС и Китая, но он очень привлекателен для Молдавии и Белоруссии, Армении и Киргизии, Казахстана и Таджикистана, а также Узбекистана, Турции, Ирана, Монголии, Туркмении, Сирии, Туниса. Все эти государства либо являются членами ЕАЭС, либо стоят в очереди на прием. Здесь же могли бы оказаться Украина и Грузия, но они сделали иной выбор и сейчас пожинают его горькие плоды. С учетом его географического положения в ЕАЭС неизбежно окажется и Азербайджан. Египет также проявляет интерес к данному объединению, а в Йемене гражданскую войну выигрывают проиранские формирования, саудовская интервенция в эту страну проваливается.

Если ЕАЭС действительно удастся развернуть на пространство до Северной Африки, приняв в него наиболее важные стратегически страны Большого Ближнего Востока, то этот российский интеграционный проект окажется как раз той моделью эксклюзивного союзника, без которого не сможет существовать модель большой Евразии. Напомню, что ЕАЭС долго, нудно, но надежно вырабатывает общие правила экономической игры, включая доступ на рынки, свободу передвижения капиталов и рабочей силы, общие таможенные и тарифные правила. Именно общие рынки, таможни и тарифы защищают торговые пути надежнее, чем любые военные базы. Мир делят сейчас не столько государственные границы, сколько визовые, таможенные и тарифные зоны.Шанхайская организация сотрудничества является по сути надстройкой, объединяющей китайскую, индийскую и российскую сферы интересов.

 Шанхайская организация сотрудничества является по сути надстройкой, объединяющей китайскую, индийскую и российскую сферы интересов.

Пазлы «Большой Евразии»

ЕАЭС в расширенном виде (с приемом стоящих в очереди кандидатов) не только закрывает все пространство от Баренцева моря до Северной Африки единым экономическим пространством, он еще и становится крайне привлекательным рынком, численностью до шестисот миллионов человек. Именно в таком виде складывается пазл «Большой Евразии». На Западе ЕС, который в рамках франко-германской реформы, предусмотренной Ахенским договором должен стать более централизованным и политически более управляемым за счет уменьшения веса Восточной и Южной Европы. На Востоке Китай, борющийся за доминирование в Юго-Восточной Азии с Индией. В центре Россия и замкнутый на нее ЕАЭС. При этом, связи ЕАЭС-Китай-Индия развиваются по линии ШОС, которая является по сути надстройкой, объединяющей китайскую, индийскую и российскую сферы интересов. Связи ЕАЭС-ЕС развиваются на данном этапе в основном по линии российско-германского и российско-турецко-европейского энергетического партнерства. Из всех этих трех составляющих «Большой Евразии» именно ЕАЭС, опирающийся на Россию оказывается наиболее самодостаточным, а ЕС, теряющий партнерство с США наиболее нуждающимся во внешней поддержке. Не исключено, что Россия сможет оказаться ключевым игроком и в европейском сегменте «Большой Евразии».Российско-турецко-европейское энергетическое партнерство - Россия не обусловливает экономическое сотрудничество политической лояльностью.

 Российско-турецко-европейское энергетическое партнерство - Россия не обусловливает экономическое сотрудничество политической лояльностью.

Основное преимущество российского интеграционного проекта перед европейским и китайским заключается в том, что Россия не обусловливает экономическое сотрудничество политической лояльностью.

В Кремле здраво считают, что общие экономические интересы рано или поздно сами приведут к общим военно-политическим решениям, но такие союзы окажутся тем прочнее, чем больше они были вызваны «инициативой с мест», а не навязаны из Москвы.

Как показывает история ЕС, общий рынок дает огромные преимущества. Но все преимущества экономической интеграции можно легко убить, поторопившись с политической унификацией. Россия, создавая ЕАЭС, пытается не повторить не только ошибку США (слишком понадеявшихся на военные базы по всему миру), но и ошибку ЕС, который начал навязывать своим членам (обладавшим всеми формальными признаками суверенитета) директивы Еврокомиссии и в экономической, и в политической областях, идущие вразрез с национальными интересами стран-членов Евросоюза.

Поспешишь - людей насмешишь. Курочка по зернышку клюет. Семь раз отмерь, один отрежь. Русские народные пословицы и поговорки давно уже описали в общих чертах адекватную внешнюю политику. 

Ростислав Ищенко


Вернуться назад