Когда Вьетнам и Россия создали новую межпарламентскую комиссию по сотрудничеству, а затем в декабре было заключено двустороннее соглашение, и председатель Государственной Думы России Вячеслав Володин посетил Ханой, между двумя союзниками времен холодной войны восстановился прежний дух товарищества.
Это соглашение зафиксировало наметившееся в последние годы оживление двустороннего сотрудничества, охватившего торговлю, инвестиции и энергетику. Хотя Россия не может на равных конкурировать за экономическое влияние во Вьетнаме с Китаем, Южной Кореей или Японией, ее военные связи в Ханое по-прежнему не имеют себе равных.
По данным официального информационного агентства ТАСС, в сентябре прошлого года Вьетнам разместил заказы на различные российские вооружения на сумму более 1 миллиарда долларов. Ранее Вьетнам приобрел шесть российских подводных лодок класса «Кило». Поставка была завершена в январе 2018 года, причем этот 2-миллиардный военно-морской контракт был одним из крупнейших в России.
Спустя почти три десятилетия после краха Советского Союза, возрождающаяся Россия возвращается в Азию, предлагая поставки оружия, консультации и военное сотрудничество. То, что Россия пересмотрела свои взгляды на Азию, вовсе не случайно. Бывший Советский Союз пользовался большим влиянием в регионе до тех пор, пока не распался, охваченный внутренними беспорядками и экономическим хаосом.
Подпись к изображению: Президент России Владимир Путин принимает участие в саммите лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во вьетнамском городе Дананг, 11 ноября 2017 года
Нынешнее возвращение России в Азию происходит в то время, когда Китай является доминирующей силой в регионе, и это ограничивает амбиции России в новом мировом порядке, сложившемся после окончания холодной войны. Однако, как Китай, так и Россия заинтересованы в сдерживании стратегического присутствия США в регионе. Это в полной мере проявилось в сентябре прошлого года, когда Россия провела крупнейшие за несколько десятилетий военные учения в восточной части страны. В этих учениях, получивших название «Восток-2018», приняли участие более 300 тысяч солдат, в том числе и 3200 китайских военнослужащих, которые выполняли боевые задачи вместе со своими российскими коллегами.
Россия и Китай прошли долгий путь после раскола в начале шестидесятых и последовавшей за ним эпохи соперничества за влияние среди коммунистических режимов и движений в регионе. Между ними была даже краткосрочная пограничная война в 1969 году, недалеко от тех мест, где в прошлом году прошли совместные учения.
Примечательно, что Россия поддерживала военное сотрудничество с Вьетнамом, о чем свидетельствует и недавняя продажа подводных лодок, которые укрепили его способность противостоять Китаю в Южно-Китайском море.
В то же время, Россия экспортирует сложную военную технику, как Китаю, так и Индии, двум главным стратегическим соперникам в регионе. В октябре российский президент Владимир Путин летал в Нью-Дели, чтобы подписать контракт на сумму более 5 миллиардов долларов на поставку российских систем ПРО С-400, которые, по мнению аналитиков, призваны противостоять предполагаемым угрозам со стороны Китая.
Стивен Бланк, старший научный сотрудник Американского совета по внешней политике в Вашингтоне, написал в своей аналитической записке о парадоксе Российской внешней политики, суть которого в одновременной поддержке китайских интересов и вооружении потенциальных противников Китая в регионе. Бланк полагает, что двусторонняя дипломатия является частью российской стратегии хеджирования против роста китайского влияния, которая сочетает «поддержку с видимым, хотя и сдержанным, сопротивлением чрезмерным китайским претензиям в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях».
Другие аналитики утверждают, что Россию не устраивает новая биполярная система, в которой доминируют США и Китай. Москва предпочитает многополярный мировой порядок, в котором она обладала бы балансирующей силой и сохраняла роль глобального игрока.
Подпись к изображению: Владимир Путин вместе с Си Цзиньпином совершают обход почетного караула в Пекине в июне 2018 года
В любом случае, нельзя упускать из виду экономический аспект возобновившихся российских интересов в Азии. Москва активно ищет рынки сбыта для своего оружия, наиболее выгодного товара после нефти и природного газа. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), американские компании продолжают доминировать в списке 100 крупнейших мировых экспортеров оружия, но в 2017 году российские конкуренты переместились на второе место, которое с 2002 года занимала Британия.
Хотя США остаются крупнейшим в мире экспортером вооружений, иногда жесткая политика Вашингтона оказывалась благом для российских экспортеров. Это особенно актуально для Индонезии, которую Соединенные Штаты сейчас рассматривают как союзника в противодействии росту регионального влияния Китая.
США ввели ограничения на продажу оружия Индонезии в 1991 году, когда в Восточном Тиморе индонезийский военнослужащие открыли огонь по участникам демонстрации за независимость. В 1999 году США и Евросоюз наложили полное эмбарго на поставки оружия после кровавой военной интервенции в Восточном Тиморе с целью не допустить отделения провинции после референдума о независимости.
Подпись к изображению: Президент России Владимир Путин беседует с президентом Индонезии Джоко Видодо в государственной резиденции Бочаров ручей в Сочи, 18 мая 2016 года
Россия с радостью заполнила образовавшийся вакуум, поставив в Индонезию оружия на сумму более 2,5 миллиардов долларов за период с ноября 1992 года. Согласно сообщениям российских СМИ, Джакарта получила бронетранспортеры, боевые машины пехоты, автоматы Калашникова, истребители, штурмовые вертолеты и другую военную технику. Хотя американское эмбарго на поставки оружия в конечном итоге было отменено 1января 2006 года, российское оружие по-прежнему беспрепятственно поступает в Индонезию.
Мьянма – ее одна страна, в которую, на фоне западного эмбарго, активно поставляются российские вооружения. Москва продала Мьянме 14 реактивных истребителей МиГ-29, как минимум девять боевых вертолетов Ми-35 и 12 транспортных вертолетов Ми-17. В январе 2018 года Россия объявила о поставке в Мьянму шести истребителей Су-30. Впрочем, двусторонние отношения выходят далеко за пределы поставок вооружения и обучения личного состава. Мьянма импортирует российские станки, промышленное оборудование, транспортные средства, химическую продукцию и металлы, а также экспортирует в Россию рис и текстиль.
Москва защищает Мьянму от попыток Запада поднять в Совете Безопасности ООН вопрос об обвинении Мьянмы в нарушении прав человека, совершаемом силами безопасности страны в районах проживания этнических меньшинств, особенно против мусульманской общины рохинджа. Когда Госдепартамент США в январе прошлого года раскритиковал Россию за расширение военного сотрудничества с Мьянмой, посольство России в Янгоне выступило с заявлением, в котором «обещало не вмешиваться во внутренние дела» страны. В то же время, посольство выступило против США: «В этой связи мы хотели бы напомнить, что жители Юго-Восточной Азии едва ли забыли о жертвах и разрушениях, нанесенных им оружием США во время многочисленных недавних войн».
США могут быть равнодушны к подобной риторике, но они не могут не замечать последствий политики санкций. Меры, призванные наказать режимы, нарушающие права человека, часто приводят к негативным последствиям в странах, которые ранее рассматривались как союзники. Так, вскоре после того, как Индия подписала соглашение с Россией о поставке систем ПРО, Вашингтон был вынужден выступить с заявлением о том, что санкции в рамках закона CAATSA от 2017 года не направлены на то, чтобы нанести ущерб военному потенциалу «союзников и партнеров».
Индия, возможно, не единственная страна, которая имеет право на освобождение от американских санкций в связи с закупкой российских вооружений. Например, трудно представить, чтобы США блокировали продажу оружия Вьетнаму, главному оппоненту Китая в Южно-Китайском море.
Единственное действие, предпринятое до настоящего времени в рамках CAATSA – санкции, наложенные на Департамент по разработке военной техники при Центральной военной комиссии Китая и его директора Ли Шанфу за их участие в передаче Россией Китаю боевого самолета Су-35 и оборудования, связанного с комплексом С-400.
Возможно, Китай обогнал Россию как главную азиатскую державу, но после многих лет упадка и запустения Москва снова становится растущей военной силой в регионе. Россия прошла большой путь с 2000 года, когда Путин возглавил больную страну, все еще травмированную распадом Советского Союза. Конечно, он не собирается воскрешать Советский Союз, но явно нацелен на восстановление большей части того влияния, которое его страна имела прежде в Азии.