ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > США — очень опасное для России и всего мира государство-паразит

США — очень опасное для России и всего мира государство-паразит


18-12-2018, 13:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

США — очень опасное для России и всего мира государство-паразит

Одной из главных особенностей геополитического курса США, которого стали придерживаться все последние администрации американских президентов, стала ярко выраженная агрессивность и беспрецедентная наглость действий Вашингтона на международной арене. Причём, сама «степень» этой агрессивности и беспринципности в определённой степени даже превосходит подобного рода «международные успехи» американской правящей элиты, характерные для эпохи холодной войны.

За указанный период времени правящие круги США развязали войны против Югославии, Ирака, Ливии, Сирии, оккупировали Афганистан. Организовали государственные перевороты по технологии «бархатная (цветная) революция» в Югославии, Грузии, дважды в 2004 и 2014 гг. на Украине, в Киргизии, а также в Тунисе, Египте и Йемене. Кроме того, в эти годы спецслужбы Соединённых Штатов предприняли неудачные попытки осуществить подобные подрывные операции в Белоруссии, Узбекистане, Иране, а также в России в период парламентских и президентских выборов в 2011 – 2012 гг. Пиком же данного геополитического курса Вашингтона стало открытое объявление России «холодной войны-2» весной этого года. И скорее всего, правящая элита США останавливаться на этих уже достигнутых «геополитических результатах» в ближайшем будущем явно не собирается.

В связи с этими событиями вполне закономерно возникает вопрос – воздействие каких факторов сыграло главную роль в формировании и практическом осуществлении руководством США столь активной и очень агрессивной модели геополитики, которая представляет сейчас прямую угрозу для национальной безопасности РФ? По мнению автора, в основе всего лежит специфика той базовой организационной модели по обеспечению устойчивой жизнедеятельности и развития, которая стала характерной для американского общества и государства.

 

Глобальный хищник

Для обозначения особенностей присущей США как государству стратегической модели функционирования используется термин «американский образ жизни». Главная особенность данной концептуально-стратегической программы заключается в том, что американская правящая элита практически на всём периоде исторического существования США — т. е. с момента образования Соединённых Штатов в 1776 г. и до начала XXI вв. — придерживалась и продолжает придерживаться так называемого «экстенсивно-потребительского модельного алгоритма» по обеспечению жизнедеятельности и развития американского общества. В Америке сформировалась особая экономическая система, которая может эффективно функционировать и быть конкурентоспособной только за счёт непрерывного расширения массового производства материальных благ и стимулирования их массового потребления правящей элитой и обществом.

Подобный «стратегический выбор» фактически означает, что Соединённые Штаты просто не могут существовать и поддерживать свой стабильный динамичный финансовый, промышленно-технологический и научный рост без постоянного «захвата», освоения и эксплуатации всё новых и новых пространственно-географических районов Земли, т. е. без подчинения и эксплуатации все новых и новых стран и народов!

Так, до наступления периода мирового финансового кризиса осенью 2008 г. доля США в общем объёме ежегодно потребляемых в мире ресурсов, по оценкам специалистов, уже достигла 40% мирового ВВП. Однако используются эти сырьевые ресурсы именно «экстенсивно», т. е. очень расточительно и нерационально. Известные на Западе экологи Э. фон Вайцзеккер, Э.Б. Ловинс и Л.Х. Ловинс в своем докладе для Римского клуба, опубликованного в 1995 г., обратили внимание на следующую особенность функционирования американской экономики:

«Исследование, проведенное по заданию Национальной инженерной академии США, показало, что примерно 93% материалов, которые мы покупаем и «расходуем», вообще никогда не воплощаются в продукцию, отвечающую требованиям рынка. Более того, 80% товаров выбрасывается за ненадобностью после однократного использования, а значительная часть остальной продукции не служит весь положенный срок. По оценке экономиста-реформатора Пола Хокена, 99% исходных материалов, используемых в производстве товаров в США или содержащихся в этих товарах, превращаются в отходы через шесть недель после продажи» (Вайцзеккер фон, Э. Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная. Новый доклад Римскому клубу / Э. фон Вайцзеккер, Э.Б. Ловинс, Л.Х. Ловинс. – М.: Academia, 2000. – С. 25.).

Если этот фактически непрерывный процесс геополитической и геоэкономической экспансии США на международной арене по каким-то причинам остановится, то данное обстоятельство, неизбежно приведёт к разрушению Соединённых Штатов именно как специфического государственного образования, со всеми вытекающими отсюда последствиями ...

В качестве базовой основы существующей в США такого рода «экстенсивной экономики», т. е. фактически ее главным движущим механизмом, выступает особого рода финансовая система, ядром которой является фактически не подконтрольная американскому государству частная финансовая организация «Федеральная резервная система» (ФРС), образованная ведущими американским банкирами ещё в 1913 г. Работает данный финансовый механизм США следующим образом.

Очень хитрый доллар

Главным фактором обеспечивающим «эффективное» функционирование финансовой системы США и её главного центра в лице ФРС является то, что в настоящее время именно американский доллар пока является главной мировой валютой. Официальное решение по поводу обретения долларом США этого статуса было принято во время международной экономической конференции, которая состоялась в 1944 г. в Бреттон — Вудсе. При этом американское правительство официально взяло на себя обязательства беспрепятственно обменивать доллары на золото по цене 35 долларов за тройскую унцию. В результате этого доллар в мировой платежной системе фактически был приравнен к золоту.

Американская валюта имела золотое содержание до конца 1960-х гг., т. е. в данный период доллары могли свободно меняться на золото согласно установленному американским правительством курсу. Однако США экономически оказались не в состоянии долго поддерживать мировое лидерство по запасам золота в послевоенный период. В итоге, 3 марта 1971 г. президент США Р. Никсон официально отменил возможность обмена американских долларов на золото, и, таким образом, США отказались от золотого обеспечения своей валюты. Всё это привело к тому, что в 1970-е – 1980-е гг. доллар как международная расчётная единица практически окончательно заменил собой золото.

 

 



 

Американские правящие круги и представители крупного бизнеса вследствие этой финансовой «реформы» получили, таким образом, возможности приступить к эмиссии американской валюты практически в неограниченных количествах...

Таким образом получается, что США к началу XXI в. наводнили мир огромным количеством практически ничем не обеспеченных «зелёных бумажек», выдаваемых за международное платёжное средство, эмиссия которых позволяет американской правящей элите не только фактически паразитировать за счёт остальных стран, но также активно влиять на их дальнейшее развитие. США фактически обрели «право» покупать реальный товар, реальные активы, расплачиваясь за него простыми «фантиками», себестоимость «производства» которых ничтожна по сравнению с истинными ценностями, приобретаемыми американцами за свою валюту.

Именно подобное устройство американской и мировой финансовых систем даёт возможность правящему слою Соединённых Штатов практически без всяких проблем наращивать денежную массу и в собственной стране, решая за счёт этого любые возникающие экономические и социальные проблемы, поддерживать научно-технический прогресс, содержать мощную армию и оснащать её самым современным вооружением. Наконец, именно данный фактор создаёт для руководства США благоприятные условия для того, чтобы обеспечивать бесперебойное финансирование своего масштабного геополитического проекта, направленного на достижение мирового господства, и осуществлять затраты денежных средств в требуемых для достижения этих стратегических целей объёмах.

Например, известный российский ученый-экономист, академик Д.С. Львов в одном из своих интервью в 2006 г. обратил внимание на следующую особенность механизма формирования государственного бюджета Соединенных Штатов в настоящее время:

«Сначала конгресс и сенат рассматривают целевые программы, при этом совершенно не обращая внимания, за счёт каких средств они будут финансироваться. То есть занимаются формированием расходной части бюджета в соответствии с национальными приоритетами. Это первоочередное. Потом сопоставляют полученную сумму с доходами, и в случае дефицита их Минфин берет недостающие деньги как займ у Федеральной резервной системы. Да, за счёт эмиссии доллара, да, увеличивая бюджетный дефицит. Но они за счёт этого обеспечивают свое развитие, свою конкурентоспособность. Свыше 80% всех бюджетных расходов Америки обеспечиваются за счёт эмиссии» ( Завтра. – 2006. – № 39. – С. 4.).

В то же время подобная политика не приводит к росту инфляции в самих США до критического уровня. Это объясняется тем, что в подобной ситуации все свои инфляционные риски, которые образуются в результате притока долларов в громадных объёмах в американскую экономику (для покрытия текущего платёжного баланса американского государства), вместе с излишней долларовой массой также фактически «экспортируются» на мировой рынок, накладывая тем самым дополнительное экономическое бремя на другие страны в виде усиления инфляционных процессов уже в системе мировой экономики в целом.

«Вывод» из США «лишних» долларов осуществляется главным образом посредством предоставления зарубежным партнёрам долларовых кредитов, реализацией за границей большого числа различных американских инвестиционных проектов, осуществления финансовых и торговых операций, оказания финансово-экономической и военной помощи другим странам, уменьшения ФРС учётной ставки по кредитам и проведения, в частности, политики «слабого доллара», повышения цен на экспортируемые американские товары и услуги и др.

Пирамида закачалась

Однако к летом – осенью 2008 г. в США возник масштабный финансово-экономический кризис, который затем распространился на другие страны и стал, таким образом, общемировым. Как считают большинство ведущих российских и зарубежных экономистов, несмотря на предпринятые США и другими наиболее развитыми странами меры, преодолеть до конца кризисные процессы в системе мировой экономики до сих пор так и удалось.

Некоторые сущностные особенности мирового кризиса стали убедительными свидетельствами того, что характерная для США стратегическая модель жизнедеятельности и развития, «работающая» на основе так называемого «экстенсивного алгоритма», уже больше не в состоянии эффективно выполнять свои рабочие функции. То есть данная стратегическая модель уже не может больше обеспечивать само существование Соединённых Штатов как своеобразного государственного образования!

Сбой в работе «экстенсивного механизма» было обусловлено воздействием следующих трёх основных причинных факторов.

— Это так называемое «перепроизводство» капиталов, а также товаров и услуг в самих США. Причём, данная ситуация сложилась во многом как раз благодаря той самой «экстенсивной финансово-эмиссионной и экономической политики». В результате внутри США сложился колоссальный переизбыток фактически ничем не обеспеченных объёмов финансового капитала. Так, согласно данным швейцарского «Банка международных расчётов» (Bank for International Settlements (BIS)), находящегося в Цюрихе, с начала 1990-х гг. реальный мировой валовой продукт (МВП), если исключить из расчётов Китай, практически не рос. В то же время наблюдалось гигантское увеличение совокупной денежной масс (LW) – прежде всего за счёт неконтролируемой эмиссии долларов со стороны «Федеральной резервной системы» США.

В результате объем LW по итогам 2007 г., достиг 530 трлн. долл. при 32 трлн. долл. МВП, а на каждый доллар прироста МВП последние два года печаталось 40 «бумажных долларов». К 2012 г. к американским ценным бумагам через различные механизмы оказались привязаны практически все финансовые инструменты современного мира, общий объём которых достиг отметки 1370 трлн. долл. LW. В свою очередь, объём МВП достиг 83 – 85 трлн. долл. (по паритету покупательной способности). То есть LW к 2012 г. было в 16 раз больше МВП?!

При этом львиная доля такого рода «виртуальной денежной массы» контролируется именно американскими банкирами и финансистами. При этом в распоряжении крупных банков и финансовых компаний США к моменту начала мирового кризиса уже не имелось в наличии достаточных экономических возможностей для того, чтобы осуществлять эффективную и реальную инвестиционную политику в рамках современной мировой экономики. Поэтому в данных условиях ведущие американские финансовые компании были просто вынуждены заниматься главным образом «производством» и «накоплением» лишь так называемого «виртуального капитала».

Вследствие этого к началу 2000-х гг. США (ещё до возникновения экономического кризиса) из всей имеющейся в мире массы долларов реальными активами было обеспечено только 7% её общего объёма! В этой связи можно смело утверждать, что в настоящее время как сама финансовая система самих Соединенных Штатов, так и во многом контролируемые американским капиталом международные финансовые структуры в совокупности представляют собой самую настоящую «глобальную финансовую пирамиду». И это «глобальное казино», этот «глобальный финансовый пузырь» из-за существующих в его структурах различных негативных тенденций может не просто рухнуть в любой момент, но и похоронить под своими «обломками» не только «экстенсивную экономику» США, но и экономики всех других государств мира, включая российскую.

Кроме того, кризис перепроизводства поразил и производственный сектор американской экономики. Причём, кризисные явления затронули как традиционные отрасли промышленности, так и высокотехнологичные. Так, российский учёный, доктор экономических наук Н. Кричевский, оценивая ситуацию сложившуюся в США в производственной сфере, сделал по этому поводу следующий вывод:

«… Коэффициент загрузки производственных мощностей устойчиво снижается с начала года и в мае (2013 г. – И.Ш.) опустился до 77,6%, притом что среднее значение за 1972 – 2012 гг. равно 80,2%. … Опозорится не даёт лишь добыча полезных ископаемых: рост по сравнению с 2007 г. на 117,5%. Кстати, первенство по загрузке производственных мощностей принадлежит как раз предприятиям по выпуску оборудования для добывающей промышленности. Слышали о «сланцевой революции»? Встречайте». (Кричевский Н. Могут ли США устроить конфискационный обмен стодолларовых купюр? // Московский комсомолец в Нижнем Новгороде. 2013. № 30. С. 27.)

Следует также добавить, что ещё одним важнейшим обстоятельством, которое также даёт возможность американской промышленности пока ещё держаться «на плаву» в условиях кризиса, являются громадные расходы правительства США на военные нужды — к настоящему времени годовой бюджет Пентагона уже достиг более 600 млрд. долл. Поэтому именно ВПК сейчас выступает как ведущий сегмент производственной сферы экономики США.

— США, а также другие ведущие государства Запада (страны ЕС и Япония), не смотря на прилагаемые усилия, так и не смогли осуществить так называемую «глубокую технологическую и энергетическую революцию» в экономике, т. е. не смогли совершить революционный рывок в создании принципиально новых производственных и энергетических технологий, и тем самым обеспечить переход на более высокий качественный уровень развития своего экономического уклада по сравнению с другими странами мира. В результате американские компании к настоящему времени оказались просто не в состоянии предложить на мировом рынке какие-то «качественно эксклюзивные виды товаров и услуг», способные обеспечить США дальнейшее сохранение безраздельного экономического и технологического преобладания в системе мировой экономики.

— Произошло усиление геополитической и геоэкономической активности на международной арене ряда ведущих государств Евразии – ЕС, Китая, Индии, а также России и Бразилии. Эти страны фактически стали выступать как весьма опасные для США конкуренты в борьбе за мировые рынки сбыта товаров и источники необходимого промышленного, энергетического и продовольственного сырья. По этой причине уже к концу 1990-х гг. для крупного бизнеса США произошло значительное сужение так называемого «коридора возможностей» для проведения эффективной торгово-экономической и финансовой экспансии в различных регионах мира.

Более того стало очевидным, что Вашингтон в рамках ведения «обычной» экономической конкурентной борьбы по правилам ВТО просто не в состоянии проводить успешную борьбу против указанных держав. Мало того, к началу 2014 г. экономика США испытала сильнейшие потрясения. Так, по результатам только первого квартала 2014 г. ВВП США сократился на 2,9% в годовом исчислении. Это было самое большое его падение за последние пять лет. («Версия». 2014. № 24. С. 9.) Данные факты позволяют сделать вывод о снижении рентабельности экономики США, т. е. о значительном падении нормы прибыли для американской экономики...

Нужна победоносная война?

Всё это означает, что в Соединённых Штатах любая форма экономической деятельности, в том числе и в высокотехнологичных секторах промышленности, приносит прибыли все меньше и меньше. Ни в самих США, ни в подконтрольной американским компаниям и банкам геоэкномической сфере влияния в настоящее время фактически уже вообще не существуют высокорентабельных отраслей экономики и соответствующих рынков, куда мог бы устремиться американский капитал для извлечения «приемлемой» для него прибыли.

В подобном положении в распоряжении американских властей и крупного бизнеса сейчас имеется практически только один «законный» финансово-экономический способ поддержания экономики США «на плаву» – это продолжение прежнего курса эмиссионной политики, направленной на дальнейшее увеличение долларовой массы в стране и в системе мировой экономики. Например, Н. Кричевский так прокомментировал причинно-следственные связи процессов формирования и практического осуществления данного направления финансовой политики правящих кругов США в последние годы:

«Продолжающийся (промышленный) спад означает в том числе снижение налоговых поступлений, что, в свою очередь, приведёт ко всё новым заимствованиям правительства США как у ФРС, так и на внешних рынках. …

Денежная масса США (упрощённо: наличные, средства на расчётных счетах, срочные вклады, деньги на банковских картах) в 2008 – 2013 гг. выросли с $ 7,48 до $ 10,45 трлн (в т. ч. наличных – до $ 1,19 трлн по состоянию на 19 июня 2013 г.). Получается, за прошедшие пять лет ФРС «напечатал» (только для самих США – И.Ш.) около $ 3 дополнительных триллионов.

$ 3 трлн – много это или мало? Сравним с предыдущими пятилетками: в 1998 – 2003 гг. прирост денежной массы составил $ 1,73 трлн, 2003 – 2008 гг. – $ 1,67 трлн. И если в предыдущие периоды прирост был оправдан экономическим подъёмом, то в 2008 – 2013 гг., когда роста не было вовсе, производство стагнировало, а объём сделок снижался, эмиссия стала самой что ни на есть необеспеченной.

… У американцев востребованы купюры в основном от $ 1 до $ 20, иностранцы же предпочитают $ 50 и $ 100, понятно, в целях накопления. В настоящее время порядка 90% банкнот достоинством в $ 100 обращаются вне территории США, в совокупности за пределами Америки находится до 70% всей долларовой наличности (в «абсолюте» – до $ 0,83 трлн)». (Кричевский Н. В ожидании 8 октября. Могут ли США устроить конфискационный обмен стодолларовых купюр? // Московский комсомолец в Нижнем Новгороде. 2013. № 30. С. 27.)

При таком «ослаблении» экономики главной геоэкономической угрозой для США, с которой Вашингтон неизбежно столкнётся в недалеком будущем (если главные причины порождающие подобные кризисные явления в американской экономике не будут «успешно» преодолены), становится резкое падение спроса на доллары на мировом рынке и, следовательно, утрата долларом статуса ведущей мировой валюты. Это, в свою очередь, неминуемо приведёт к разрушению и всей характерной для Соединенных Штатов так называемой «экстенсивной экономической системы» в целом, да и самого государства.

С большой долей вероятности это приведёт к тому, что внутри самих США будут инициированы достаточно мощные процессы, связанные с дезинтеграцией самой американской государственности. Причём, эти предпосылки для распада США существуют уже сейчас. Например, сепаратистские идеи, предусматривающие выход из состава Соединенных Штатов, набирают в настоящее время всё большую популярность среди населения в Техасе, Калифорнии и в некоторых других штатах США. И по мере нарастания масштабных кризисных явлений в американской экономики подобные политические настроения среди американских граждан в разных штатах будут только усиливаться...

Таким образом, США к началу 2000-х гг. в значительной степени практически уже исчерпали все имевшиеся в их распоряжении геополитические и геоэкономические возможности для обеспечения своего поступательного развития в рамках существующего в стране экономического уклада для сохранения так называемого «американского образа жизни».

Поэтому наиболее актуальным вопросом для Вашингтона становится поиск и захват (причём, в самые кратчайшие сроки), новых дополнительных рынков сбыта и источников сырья уже за пределами своих «традиционных зон геополитических и геоэкономических интересов». А поскольку «свободных, незанятых» пространственных районов и рынков в этом мире больше не осталось, то единственным способом остаётся использование уже «нерыночных» и «неэкономических» инструментов ведения конкурентной борьбы, прежде всего путём грубой силы — либо через масштабную глобальную войну, либо через подрыв национальных суверенитетов стран-конкурентов при помощи так называемых цветных революций.

Между тем, значительно ускорившиеся в начале 2014 г. темпы ухудшения в США финансово-экономической ситуации фактически ставят американскую элиту перед жёсткой необходимостью добиться «окончательного сокрушения» конкурентов именно в самое ближайшее время, т. е. максимум до 2016 – 2017 гг. Если же Вашингтон не сможет «успешно» реализовать агрессивные замыслы в данные сроки, то в США неизбежно в скором будущем произойдёт широкомасштабный и поистине катастрофический для этой страны финансово-экономический кризис...

...В заключение необходимо отметить, что в настоящее время отказаться или уклониться от этой «геополитической схватки» за достижение мирового господства элиты США просто не в состоянии. Ибо в противном случае Соединённые Штаты в таком виде, в каком они существуют сегодня, просто не смогут элементарно выжить. И не важно, представители Республиканской или Демократической партий будут при этом управлять Америкой!

Поэтому стало вполне закономерным, что американское руководство сегодня резко форсировало темпы и расширило масштабы своей экспансии через так называемые «силовые инструменты» геополитического противоборства. Свидетельством тому стали кровавые события на Ближнем Востоке, на Украине, развязывание «холодной войны-2» одновременно против России и Китая. И останавливаться Америка на этом явно не собирается...

Отсюда следует, что одной из важнейших геополитических задач руководства России в настоящее время является разработка и практическая реализация такой долгосрочной внешнеполитической стратегии, которая позволила бы России, в условиях небывалого за все последние годы обострения отношений между Москвой и Вашингтоном, не только сохранить свои целостность и суверенитет, но и обеспечить для нашей страны поступательное развитие во всех ключевых сферах государственной жизнедеятельности.

фото: posprikaz.ru

Игорь Шаминдоктор политических наук


Вернуться назад