ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Кто предотвратит индо-пакистанскую ядерную войну?

Кто предотвратит индо-пакистанскую ядерную войну?


7-12-2018, 12:48. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

От предлагаемой вам статьи я был в полном восторге! Для тех, кто понимает, фееричный и изящный баланс между завуалированными угрозами, просьбами о партнерстве и прямым обещанием ядерного конфликта в Южной Азии. Но по сути автор права: США пора поджигать регион, хотя непонятно, как к этому отнесется Китай? Взбесится или нет? Читая, не обращайте внимание на излишний пафос - все-таки автор является правоверной демократической американкой.

► Прошло 10 лет с 26/11, трехдневного нападения пакистанских террористов в Мумбаи, которое является для Индии аналогом 9/11 в США. В то время США играли центральную роль в урегулировании кризиса и смогли предотвратить крупный конфликт между Индией и Пакистаном. Но сегодня неясно, смогут ли США и дальше выполнять эту роль миротворца в Южной Азии. По мере ухудшения американо-пакистанских отношений китайское влияние в Пакистане растет, равно как и экономические, и геостратегические ставки Пекина на поддержание стабильности в регионе. При этом необходимо взаимодействие США и Китая, чтобы вывести регион из грядущей ядерной пропасти!

 

Исторически (!) США были единственным серьезным антикризисным менеджером в Южной Азии. Особенно это стало заметно после того, как Индия и Пакистан провели испытания ядерного оружия в 1998 году. США показали практический подход, оказав давление на обе стороны с целью деэскалации конфликта.

Интересы и участие Китая в регионе были ограниченными. Тем не менее, роль Китая в качестве независимого антикризисного менеджера в Южной Азии постепенно растет. В отличие от США, Китай предпочитает тихую закулисную дипломатию. Примером могут служить дипломатические инициативы Китая в ходе Каргильской войны 1999 года и кризиса 2001-2002 годов. "Умиротворял" Китай в основном Пакистан. Но к 2008 году, когда террористы нанесли удар по Мумбаи, Китай стал уже публично работать с обеими сторонами, занимаясь двусторонней "челночной дипломатией", направляя высокопоставленных политических и военных чиновников в Нью-Дели и Исламабад, а также приглашая индийских и пакистанских политиков в Пекин.

С тех пор наращивание ядерных и обычных вооружений в регионе привело к повышению шансов на эскалацию конфликта. Вероятность нового индо-пакистанского кризиса остается высокой, особенно на фоне постоянных приграничных обстрелов, роста запасов расщепляющихся материалов, развития систем доставки ядерного оружия. Между тем, рычаги влияния США в Пакистане ослабевают, а Трамп не собирается заявлять, готов ли он играть традиционную роль антикризисного менеджера в будущем противостоянии Индии и Пакистана.

Стимул Китая к обеспечению стабильности в отношениях между Индией и Пакистаном подкрепляется его нынешними и планируемыми инвестициями в регион в рамках инициативы "Один пояс - один путь". В него входит китайско-пакистанский экономический коридор с планируемыми инвестициями в размере более $50 миллиардов. Но это и постоянно увеличивающееся число китайских граждан, проживающих и работающих в Пакистане над этими мегапроектами: от 5000 человек в 2007 году, 30 000 - в 2017-м, до прогноза в 500 000 к 2023-му! И это только для порта Гвадар!

Эта китайская диаспора представляет новый риск эскалации. Подумайте о возможных издержках, если Индия предпримет ответные военные действия против Пакистана за подобное Мумбаи нападение, которое непреднамеренно приведет к гибели китайских граждан или уничтожению китайских инвестиций в Пакистане.

Аналитики считают, что подобное может превратить Китай из третейского судьи в откровенного сторонника Пакистана.

Помимо вложений в Пакистан, Китай очень много инвестирует по всей Южной Азии и в регионе Индийского океана. Последствия индо-пакистанского кризиса, вышедшего из-под контроля, будут длительными и широкомасштабными, что нанесет ущерб китайским экономическим и геостратегическим планам в регионе.

Интересам США в предотвращении этого ядерного конфликта хорошо послужит серьезный анализ и участие в двустороннем диалоге с Китаем: как тот может быть полезен в управлении кризисами в регионе в будущем.

Достигнутое дно в американо-пакистанских отношениях ясно дает понять, что США необходим Китай, чтобы помочь Пакистану сесть за стол переговоров по деэскалации. Растущая экономическая и геополитическая конкуренция Индии и Китая в сопредельных странах осложнит любые китайские усилия по посредничеству третьей стороны. Поэтому будущий индо-пакистанский кризис наверняка потребует участия как США, так и Китая для его урегулирования. Подготовка к этому сценарию потребует новых исследований и творческой политики.

 

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Вернуться назад