Один из основных показателей серьёзности перемен — на южно-корейской стороне спекулянты поднимают цену земли вблизи границы. Даже при замедленном сценарии воссоединения эти фермерские земли будут становятся всё более ценными.
Две Кореи возродили и планы пошагового экономического воссоединения. На третьем меж-корейском саммите руководители двух стран, наконец, договорились соединить железную дорогу, как и шоссе, и перезапустить закрытый промышленный комплекс Кэсон, объединявший северокорейские трудовые резервы с южнокорейским капиталом и управленческими навыками. К тому же в планах — возобновление туристических проектов, которые обеспечивают большое число южнокорейских туристов в отдельных местах на севере.
В Соединённых Штатах всё это встречено оглушительным молчанием. Хуже того, на этой неделе важные новости о Корее опять о том, что именно делают вероломные северо-корейцы, чтобы вновь усилить холодную войну, а не покончить с ней.
Но, возможно, это молчание и есть благо.
Много шума из-за ракет
Новое исследование проекта вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Beyond Parallel попало в заголовки из-за раскрытия сети тайных ракетных баз в Северной Корее. В отчёте определены 13 из 20 незадекларированных баз баллистических ракет и, в первой из серий проекта, даются значительные подробности об одной из них, в Сакканмоле.
В докладе подтверждается то, что многие скептики давным-давно утверждали — Северная Корея не настроена всерьёз демонтировать свой ядерный комплекс. В статье на «Эн-Би-Си» об этом докладе приводится вот такая зловещая цитата генерала в отставке Бэрри МакКаффри:
«Это похоже на политическую головоломку, и весьма опасную. В краткосрочной перспективе Северная Корея представляет собой самую последовательную угрозу национальной безопасности США, с которой мы сталкиваемся.… У них есть ядерное оружие, у них есть системы его доставки, они не собираются отказываться от ядерного оружия. Так что я думаю, в итоге всего этого мы ослабляем экономические ограничения, наложенные на этот народ, и дурачим сами себя».
Звучит весьма убедительно. Разве что в освещении всего этого в новостях пренебрегают очевидным.
Северная Корея никогда не обещала уничтожить свою ракетную программу.
Переговоры между Вашингтоном и Пхеньяном были сконцентрированы на ядерном комплексе — как и переговоры между Ираном и США, которые привели к ядерной сделке в 2015 году. Ракеты — не ядерные заряды. Даже если в итоге соглашение и коснется ракетной программы Пхеньяна, две стороны и близко не подошли к подписанию соглашения. Итак, Северная Корея ничего не нарушает, не отказывается от своих слов, не устраивает головоломок. Не похоже, что и США изменили свою позицию по безопасности в регионе, разве что отменили пару военных учений.
Более того, ракетный комплекс не представляет из себя ничего нового. Судя по отчёту Beyond Parallel база в Сакканмоле не проходила значительных обновления с 2011 года. Да, это секретная база. Но Северная Корея не предоставляла списка своих ядерных или ракетных комплексов. Секретность, о чём вам скажет любой сотрудник ЦРУ или АНБ, составляет неотъемлемую часть военной стратегии. Для столь явно слабо вооружённой страны, как Северная Корея, секретность представляет собой одно из асимметричных преимуществ. В самом деле, никто не знает, может ли страна доставить к цели какое-либо ядерное оружие, которое у неё может быть.
Кроме того, база в Сакканмоле — для оперативно-тактических ракет. Так что основной целью была бы Южная Корея. Но правительство Южной Кореи не всполошилось из-за доклада. «Там нет ничего нового», сказал пресс-секретарь правительства, поскольку Северная Корея «никогда не подписывала никаких соглашений и не вела никаких переговоров, обязывающих её закрыть ракетные базы».
Доклад Beyond Parallel содержит много полезного. А вот с освещением его в прессе возникла проблема. Журналисты упустили новость о демонтаже двумя Кореями объектов холодной войны на полуострове в пользу информации, которая усиливает мысль, что Северная Корея недостойна доверия.
Как помочь Корее
Дональд Трамп сконцентрировался на получении Нобелевской премии мира за свою почти закончившуюся интрижку с северо-корейским руководителем Ким Чен Ыном. Внешнеполитическое сообщество в Вашингтоне — как и американские СМИ и экспертное сообщество — сконцентрировались на доказательствах своей правоты в том, что нынешние мирные усилия сами по себе химера. Члены администрации Трампа, вроде советника по национальной безопасности Джона Болтона, заняли позицию подождём-посмотрим; они считают, что Трамп в конце-концов осознает глупость своих увертюр, создающих политический вакуум, который они кинутся заполнять своими стратегиями по смене режима.
Не стоит ожидать больших отличий и теперь, когда демократы контролируют Палату. Партия критиковала всесаммиты Трампа и постоянно подталкивала к усилению санкций, а не к их ослаблению.
В этом мрачном контексте, наблюдать две Кореи, по чуть-чуть приближающиеся друг к другу, подобно тому, как сидеть зрителем на представлении Ромео и Джульетты. Вы знаете, чем всё там кончилось, отнюдь не счастливым финалом.
Итак, есть ли способ изменить нынешний сценарий и избежать трагедии?
А вот и хорошая новость: не потребуется многого, чтобы подтолкнуть вперед американо-северо-корейские переговоры. Всё, что надо сделать администрации Трампа, так это предложить ослабить некоторые экономические санкции в обмен на нечто конкретное, например, список северо-корейского ядерного арсенала и комплекса.
Это может выглядеть похожим на Контроль над вооружениями, 101. К сожалению, позиция США всегда свойственен подход всё, либо ничего, а не тактика взаимных уступок. Это тонкий сдвиг, который должен произойти прежде, чем сможет произойти какой-либо дальнейший существенный демонтаж структур холодной войны на Корейском полуострове. А учитывая реакция внешнеполитического сообщества, Конгресса и даже членов самой администрации Трампа, этот сдвиг, вероятно, должен будет исходить от самого президента.
Это ужасно — быть вынужденным хоть в чем-то зависеть от Дональда Трампа. Но если Белый Дом может ослабить один из принципиальных барьеров на пути к внутри-корейскому урегулированию, то сами корейцы могут продолжать менять положение дел — шаг за шагом, без международного шума — таким образом, что внешним действующим лицам придется следовать за корейцами, а не наоборот.
К тому моменту, когда журналисты поймут всё, что происходит, возможно, две Кореи сумеют закончить холодную войну, и не риторически, а физически — и без позволения своих покровителей.
Вместо упреждающего нападения будет упреждающий мир. В этом хаотичном и всё более пугающем мире определённо будет что отпраздновать.