ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Маньчжурия – самый русский город Китая ("Les Echos", Франция)

Маньчжурия – самый русский город Китая ("Les Echos", Франция)


26-08-2010, 13:04. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Маньчжурия – самый русский город Китая

("Les Echos", Франция)
Ян Руссо (YANN ROUSSEAU)
Маньчжурия – самый русский город Китая

Расположенный на границе китайских, монгольских и российских степей маленький придорожный поселок со временем превратился в гигантский перекресток торговых путей. Этот приграничный город стал воплощением роста "мирной мощи" коммунистического Китая.

Начинающаяся у недавно построенного православного храма красная дорожка ведет в огромный парк матрешек, где находится самая большая в мире представительница этих популярных русских сувениров. "Гиннес" подтвердил рекорд. Туристы ее просто обожают. Молодая девушка фотографируется на фоне матрешки Зидана, с которой соседствуют Авраам Линкольн и Че Гевара. Рядом виднеются Мэрилин Монро, Ленин и Билл Гейтс. Смешение культур на китайский лад. "Маньчжурия – это открытый город. Русские должны здесь чувствовать себя как дома, а китайцы почти как за границей", заявил Ву Хаофен, генеральный секретарь компартии этого богатого города, который расположен на северо-востоке Китая, в восточной части автономного района Внутренняя Монголия.

Чтобы "иностранные друзья" не чувствовали себя не в своей тарелке, мэрия отдала распоряжение перевести все вывески и таблички в городе на три языка. На улицах мандаринский соседствует с указаниями на кириллице и традиционной монгольской письменностью, которая очень близка к уйгурскому. Архитектура воплощает все тот же космополитизм. Традиционные для Китая приземистые дома стоят вперемешку с пестрыми репродукциями московских дворцов и гигантскими зданиями, подражающими по стилю монгольским юртам. Вечером юные белокурые танцовщицы в ресторанах города призывают всех гостей оттянуться по полной. В подвале Grand Hôtel вам с одинаковой легкостью подадут хоть тофу из Сычуаня, хоть свекольный борщ. Пьют здесь и рисовую настойку, и водку на картошке. "Такова концепция нового приграничного города", хвалится Зу Хон Мей, глава пресс-службы администрации города с населением в 300 000 человек, который стремится воплотить в себе рост "мирной мощи" коммунистического Китая. Несмотря на свой беспрецедентный экономический подъем, неутолимый аппетит к сырьевым ресурсам, модернизацию армии, территориальные претензии и рост населения, Пекин стремится сделать из Маньчжурии показательный пример, чтобы успокоить соседние страны, которые начинают проявлять все больше беспокойства по поводу его действий.

Заместитель председателя консультативной народной комиссии Маньчжурии Ванг Жи Гуанг наблюдал из окна своего кабинета, расположенного на 7 этаже здания местного правительства, за тем, как город постепенно воплощает в жизнь эту китайскую мечту. Возникнув в конце XIX века во время строительства Россией железнодорожного пути из Сибири в Китай, город очень быстро стал обязательной остановкой на пути следования потреблявших немало угля торговых поездов. Расположенное здесь огромное месторождение угля подтолкнуло русских и японцев, которые попеременно контролировали этот регион, к тому, чтобы дать новый толчок развитию города для усиления своего контроля над северной частью страны.

После нескольких конфликтов советское руководство решило в 1953 году передать железную дорогу и поселок китайским властям. "Тогда это была лишь построенная у вокзала маленькая деревенька", вспоминает родившийся через год после смены власти Ван Жи Гуан. По вечерам, во время прогулок со своими родителями-рабочими молодой человек смотрел, как по рельсам проезжают редкие поезда. В то время китайцы перевозили здесь дерево, сталь и технику у СССР. На экспорт шло лишь немного фруктов. Несмотря на сложные отношения между Москвой и Пекином, в город все же приезжала горстка русских, чтобы напрямую заняться товарообменом.

Стремление к открытости


В 80-х годах истощенный маоистской горячкой Китай потрясла коммерческая революция. Новый лидер страны Дэн Сяопин провел успешный эксперимент с допуском иностранных инвестиций. В 1984 году в Маньчжурии генсек компартии Ху Яобан заявил о необходимости наладить более тесные связи с СССР. Если дипломатия застопорилась на туманных идеологических разногласиях, принять эстафету должны торговля и культура, рассудил он. В своем движении к открытости местные власти начали с создания новых промышленных зон у государственной границы с прицелом на российский импорт и экспорт китайских товаров. Вблизи от станции расположились перерабатывающие и транспортные предприятия, взявшие на себя в том числе непростую задачу перегрузки товаров с российских поездов на китайские и обратно (все дело в различном расстоянии между рельсами). Инвестиции стали множиться, а власти ввели целый ряд налоговых послаблений. "В 1968 году через город прошло 60 000 тонн товаров. В начале 80-х годов это число выросло до 3 миллионов тонн. В прошлом году нам удалось достичь 25 миллионов тонн", не скрывает гордости Ван Жи Гуан. Его город отныне является крупнейшим наземным китайским торговым центром и распоряжается финансовыми потоками в несколько миллиардов долларов. 60% всего товарообмена с Россией проходит через железнодорожные пути и таможню города. За неимением трубопровода Китаю приходится везти через Маньчжурию огромные составы по 50 вагонов-цистерн, на которых поступает 80% импортируемой российской нефти. "В прошлом году здесь прошло 11 миллионов тонн сырой нефти", подчеркивает местный чиновник. Помимо этого в Китай идут вагоны с удобрениями и другой необходимой для развития страны химической продукцией, а также приблизительно 8 миллионов тонн древесины в год, часть которой сразу же попадает на перерабатывающие предприятия города, откуда идет дальше на китайский рынок или возвращается в Россию в форме досок и мебели. "Мы стали незаменимы. Мы стоим на самом коротком и экономичном маршруте для многих российских и европейских предприятий", продолжает заместитель председателя народной консультационной комиссии.

Испугавшись возросшей в докризисный период стоимости морских перевозок, некоторые западные предприятия официально заявили о своем намерении поставлять товары в Китай по железной дороге. В августе 2008 года компания BMW объявила об отправке железнодорожным транспортом из Германии запчастей на заводы в Шэньяне. Если грузовому судну требуется от 30 до 35 дней, чтобы доставить оборудование из Европы на север Китая, то у поезда, который идет из Германии в Маньчжурию через Австрию, Венгрию, Белоруссию, Украину и Россию, потребуется на это, по подсчетам BMW, всего 17 дней.

Чтобы ответить на эти новые требования и уменьшить зависимость от морской торговли, Пекин еще более ускорил модернизацию своих железнодорожных сетей. В конце прошлого года в стране насчитывалось 86 000 километров железных дорог. Сейчас в Китае осуществляется план по расширению покрытия территории на 2009-2010 год, тогда как к 2020 году правительство официально поставило перед собой задачу увеличить протяженность железнодорожного полотна до 120 000 километров, причем 16 000 из них должны относиться к высокоскоростным линиям. Кроме того, внутренняя сеть также должна быть связана с сетями соседних стран, чтобы установить прямое сообщение с 28 государствами Юго-Восточной и Средней Азии и Западной Европы. В марте этого года представитель китайского министерства железных дорог заявил, что к 2025 году скорый поезд сможет добраться из Пекина в Лондон всего за два дня.

Такие перспективы вызывают в Маньчжурии живейший отклик, так как они должны еще больше ускорить развитие города, который все еще остается в слишком большой зависимости от торговли с Россией. "Когда в российской экономике начинаются проблемы, город и в правду впадает в депрессию", признает Жан Тонг, один из руководителей крупнейшего маньчжурского холдинга Fata, в собственности которого находится химический завод, строительная компания, торговые центры и две крупных гостиницы (70% их клиентуры с октября по июль составляют русские). Те жители, кто не работает на железной дороге и окружающих ее предприятиях, открыли в центре города свои магазинчики с тем, чтобы продавать товары "made in China" тысячам россиян, которые приезжают сюда каждый день за покупками с другой стороны границы. "Все просто. Мы ездим сюда, потому что здесь дешевле", объясняет Марина. 50-летняя женщина регулярно приезжает в Маньчжурию из расположенной в 500 километрах отсюда Читы. До города можно также добраться на машине или автобусе, а на его рынки предлагают все, что угодно: одежду, кастрюли, дрели, мобильные телефоны и многое другое. Причем за рубли. "В России ощущается кризис. У них больше нет денег. С 1 июля они получили право на беспошлинный вывоз 50 килограммов товаров, однако никто никогда не покупает столько вещей", жалуется Лю, продавец с расположенного в 100 метрах от границы рынка. Летом здесь происходит наплыв китайских туристов, которые приезжают сюда, чтобы лично убедиться в мощи своего государства и посмеяться над стоящим по ту сторону границы Забайкальском. Однако они ничего не покупают.

"Мы друзья"

Чтобы поправиться свои дела, китайские торговцы стараются закрепиться в России, но там их ждет далеко не самый радушный прием. "Нам мало, что удается, а на таможне с нас взимают большие пошлины", объясняет Зиа, который однажды попытался наладить сбыт в Чите. Всем им известны истории о рэкете, грабежах и избиениях китайцев. Нередко они вспоминают о том, как в июне 2009 года Москва бесцеремонно закрыла Черкизовский рынок, где работало около 60 000 китайцев. Все дело в том, Россия начинает все больше беспокоиться по поводу "давления Китая". Недавно российские телеканалы говорили о секретном плане Пекина по захвату Дальнего Востока, чье население в 6,7 миллионов человек может быть очень быстро поглощено 110 миллионами жителей трех северных китайских провинций.

Запутавшись в своем комплексе превосходства-неполноценности, Россия, которая откровенно презирала своего недоразвитого "младшего брата" в эпоху Сталина и Мао, сегодня явно опасается растущей мощи Пекина, означающей также ослабление ее позиций на международной арене. "У обеих стран потенциально есть немало общих экономических и геостратегических интересов, но они никак не могут отложить в сторону свои собственные приоритеты", считает Шилианг Шен из Xinhua Centre for World Affairs Studies.

Ван Жи Гуан в свою очередь лишь улыбается при упоминании беспокойства России: "СССР действительно был великой страной, и они серьезно пострадали после его распада. Раньше мы покупали у них грузовики, а сегодня сами продаем им свои машины. Однако ни о какой угрозе говорить не стоит. Мы друзья". Провожая меня к выходу, одна из его ассистенток рассказывает, что сама знакома с несколькими живущими в городе русскими. "Кроме того, китайцы иногда женятся на россиянках", подчеркивает она идеальную гармонию двух народов. "Потому что наши мужчины меньше пьют и не бьют женщин", уточняет она напоследок…

Оригинал публикации: Manzhouli, la plus russe des villes chinoises


Вернуться назад