ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Пошаговый анализ межкорейского саммита

Пошаговый анализ межкорейского саммита


25-09-2018, 17:05. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Пошаговый анализ межкорейского саммита



Интересный разбор пунктов договора между Северной и Южной Кореей по поводу нормализации отношений.

Межкорейское сближение: Пханмунчжомская декларация и итоги саммита

Межкорейский саммит 18–20 сентября 2018 г. по масштабности и пафосу был сравним с первым пхеньянским саммитом 2000 г. Однако наиболее объективной попыткой проанализировать его итоги будет «попунктный» разбор Пхеньянской декларации — по аналогии с тем, как автор делал это, анализируя итоги первой встречи Мун Чжэ Ина и Ким Чен Ына.
Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин и председатель Комитета по государственным делам Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ын провели 18–20 сентября 2018 г. в Пхеньяне межкорейскую встречу на высшем уровне. Оба лидера отметили, что со времени принятия исторической Пханмунчжомской декларации в межкорейских отношениях наблюдается отличный прогресс, как то тесные диалог и коммуникация между властями обеих сторон, гражданские обмены и сотрудничество во многих областях, а также эпохальные меры по разрядке военной напряженности.

Отличным автор прогресс не назвал бы, но существенное движение в сторону снижения напряженности налицо. К тому же сразу отметим, что, как и декларация от 27 апреля 2018 г., это именно декларация, а не соглашение (в отличие от подписанного на полях саммита соглашения министров обороны). Не случайно представители правящей партии РК активно призывают ратифицировать Пханмунжчжомскую декларацию, придав ей таким образом дополнительную юридическую силу.
Оба лидера подтвердили принцип самостоятельности (кор. чачжу) и самоопределения (кор. чагёль) корейской нации и договорились последовательно и непрерывно развивать межкорейские отношения в интересах национального примирения и сотрудничества, прочного мира и совместного процветания. Они также договорились посредством политических мер приложить усилия для реализации чаяний и надежд всех корейцев на то, что нынешние события в межкорейских отношениях приведут к объединению.

Здесь автора привлекли термины, которые чаще встречаются в северокорейской идеологической парадигме — их использование может указывать на то, что обе стороны рассматривают процесс межкорейского сближения как личное дело корейских государств, не оглядываясь на мнение Вашингтона.
Забегая вперед, скажу, что историческим саммит назвать можно. С точки зрения конкретики следующая ниже декларация более «полная» по сравнению с межкорейским саммитом 27 апреля или сингапурским саммитом 12 июня. Однако суть и ход переговоров описаны дежурными фразами, которые в зависимости от контекста могут значить что угодно.
Лидеры двух стран провели откровенные и углубленные дискуссии по различным вопросам и практическим шагам по продвижению межкорейских отношений в новое и более высокое измерение путем тщательного выполнения Пханмунчжомской декларации, разделили мнение о том, что пхеньянский саммит станет важной исторической вехой, и заявили следующее.

1.0. Стороны договорились расширить прекращение враждебных действий в таких регионах противостояния, как ДМЗ, до существенного устранения угрозы войны на всем Корейском полуострове и кардинального урегулирования враждебных отношений.

Автор не раз писал об опасности «войны из-за кролика»: в ситуации, когда взаимная демонизация препятствует установлению диалога. Контактов между сторонами нет, а на любой шорох действует инструкция «сначала стреляем, потом разбираемся». В таком случае очень легко прийти к ситуации, когда кролика в кустах примут за диверсанта и начнут пальбу. Вот только другая сторона принимает это за неспровоцированный огонь и начинает ответный. В итоге каждая из сторон начинает активно продвигать версию, согласно которой именно она подверглась беспричинной атаке. К этому подключаются ретивые военные и политики, после чего «фарш невозможно провернуть назад». Последний раз подобное чуть не случилось осенью 2015 г., и потому усилия в области умаления военной напряженности и установления доверия чрезвычайно важны.

1.1. Обе стороны договорились принять «Соглашение об осуществлении исторической Панмунджомской декларации в военной области» в качестве приложения к Пхеньянской декларации, тщательно соблюдать и добросовестно выполнять его, а также активно принимать практические меры по превращению Корейского полуострова в зону постоянного мира.

Военному соглашению мы посвятим отдельный разбор, однако даже беглый просмотр документа говорит о том, что это очень серьезный шаг вперед. Соглашение предусматривает установление 10-километровой буферной зоны вдоль сухопутной границы, в которой запрещены артиллерийские стрельбы и военные учения. Таким образом, ДМЗ снова становится демилитаризованной. Аналогичные зоны шириной 80 км создаются на морских границах в Восточном и Жёлтом морях. Это значит, что спорная морская граница наконец перестанет быть местом постоянных инцидентов.

1.2. Обе стороны договорились поддерживать постоянную связь и проводить тесные консультации для обзора хода осуществления (вышеупомянутого) соглашения и предотвращения случайных военных столкновений путем оперативного задействования межкорейского совместного военного комитета.

Между военными открывается прямой канал связи и создается специальный комитет, который будет заниматься мониторингом процесса выполнения договорённостей в военной сфере, поддерживая диалог и сотрудничество в целях предотвращения случайных вооружённых столкновений. Все это позволит осуществлять большую открытость и возможность оперативно решать проблемы, которые в условиях непрозрачности и недоверия повышают риск «войны из-за кролика».

2.0. Стороны договорились о принятии существенных мер по дальнейшему развитию обменов и сотрудничества в духе взаимной выгоды и совместного процветания, а также развития национальной экономики на сбалансированной основе.

Этот пункт в основном полон мечтаний, так как любое сотрудничество в данных сферах пока упирается в санкционный режим, причем руководство РК, в отличие от Москвы или Пекина, не особенно выступает за его ослабление. Так, 16 и 17 сентября министр иностранных дел РК Кан Гён Хва и госсекретарь США Майкл Помпео в очередной раз «подтвердили важность давления на Север до тех пор, пока не будет достигнута полная и необратимая денуклеаризация». Впрочем, есть некоторые проекты не из числа маниловских.

2.1. Стороны договорились провести в этом году церемонию закладки фундамента железнодорожного и автомобильного сообщения Восточного и Западного побережий.

По сути, речь идет даже не о соединении железных или автомобильных дорог двух стран (приведение северокорейской инфраструктуры в порядок может занять много времени и сил), а о декларированном начале процесса. Между тем, попытка провести инспекцию дорог посредством специального поезда не так давно была заблокирована американским командованием, в ведении которого находится любое передвижение через ДМЗ.

2.2. Обе стороны договорились нормализовать деятельность Кэсонского промышленного комплекса и туристического комплекса в горах Кымгансан, а также обсудить вопрос о создании совместной специальной экономической зоны на западном побережье и совместной специальной туристической зоны восточного побережья.

Звучит очень красиво, но пока ни один из совместных экономических проектов не может работать из-за санкций. Более того, руководство РК скорее поддерживает концепцию «сначала полная денуклеаризация, потом отмена санкций», иначе бы оно как минимум ослабило односторонние санкции, наложенные на РК при консерваторах.

2.3. Стороны договорились активно содействовать сотрудничеству в области окружающей среды, с тем чтобы защитить и восстановить естественную экологию, начав с достижения существенных результатов в рамках текущего сотрудничества в области лесного хозяйства.

В отличие от предыдущих пунктов, этот автор считает не маниловским. Так, еще 8 августа группа южнокорейских экспертов, среди которых сотрудники управления лесного хозяйства и министерства по делам воссоединения, прибыла в горы Кымгансан для проведения совместной инспекции лесных угодий в рамках борьбы с вредителями деревьев. Дело в том, что сотрудничество в области охраны окружающей среды и лесоводства не подпадает под санкции, и здесь стороны вполне могут что-то делать уже сейчас.

2.4. Стороны договорились укреплять сотрудничество в области профилактики эпидемий, здравоохранения и медицинской помощи, в том числе в области экстренных мер по предотвращению проникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Данный пункт тоже кажется автору весьма важным с учетом того, что санкции очень сильно ударили по поставкам лекарств и медицинского оборудования. В результате в ситуации угрозы эпидемии власти КНДР вводили на границах длительный карантин.

3.0. Стороны договорились укреплять гуманитарное сотрудничество для того, чтобы коренным образом решить проблему разделенных семей.

Каждая встреча разделенных семей — маркер того, на каком уровне находится межкорейский диалог. Вместе с тем проблема до сих пор не решена должным образом. С момента подписания соглашения о перемирии прошло 65 лет, но многие люди, будучи уже в преклонном возрасте, так и не смогли встретиться со своими родными, проживающими по ту сторону границы. Согласно данным Красного Креста Республики Корея на конец мая этого года, в его базе зарегистрированы 132 124 человека, имеющие родственников в КНДР. Только 56 890 человек из них еще, живы, и с течением времени численность первого поколения членов этих семей стремительно сокращается. Таким образом, если встречи будут проходить с нынешней частотой, многие из тех, кто живёт надеждами на воссоединение с семьёй, так и не смогут исполнить свою мечту.

3.1. Обе стороны договорились открыть в ближайшее время в горах Кымгансан постоянный центр для встреч по воссоединению семей, и быстро отремонтировать дом приемов на этом горном курорте.

Разговоры об изменении формата встреч и необходимости организовать их не в одноразовом формате, а на регулярной основе, шли давно, так что, как и в некоторых иных пунктах, саммит реализовал решение, которое было давно подготовлено. Если процесс не затормозится, дом приемов вполне может заработать в 2019 г.

3.2 Обе стороны договорились в приоритетном порядке решить вопрос о видеоконференциях и обмене видеосообщениями между разлученными семьями в рамках межкорейских переговоров Красного Креста.

Тоже довольно важный пункт, интересный скорее тем, как именно будет выглядеть процесс видеосвязи или обмена видеособщениями. Северокорейские участники процесса будут записываться у себя дома или в специально отведенных местах. Но так или иначе, по сути, пусть и для очень малой группы лиц, между Севером и Югом начнется регулярная коммуникация. Правда, все это еще будет обсуждаться, и, возможно, обсуждаться долго.

4.0. Стороны договорились активно содействовать обменам и сотрудничеству в различных областях, дабы укрепить атмосферу примирения и единства и продемонстрировать дух корейской нации как внутри страны, так и за ее пределами.

Де-факто речь идет о сотрудничестве в области культуры и спорта, а также церемониальных мероприятиях по поводам различной важности. С точки зрения автора, данные меры «хорошо смотрятся в кадре» но их реальное воздействие на процессы разрядки и сближения невелико. Обычно это — подготовка к чему-то более серьезному или демонстрация минимального уровня диалога.

4.1. Стороны согласились еще больше активизировать обмены в области культуры и искусства, начав с выступления Пхеньянской художественной труппы в Сеуле в октябре этого года.

По-видимому, речь идет о концертах северокорейских художественных коллективов под названием «Осень пришла». Договорённость о них была достигнута еще в апреле, когда в Пхеньяне южнокорейские артисты провели концерты под названием «Весна приходит», а в июле министерство культуры, спорта и туризма РК запросило у северокорейской стороны программу концерта из-за необходимости определить конкретные сроки мероприятия. Так как северокорейские исполнители уже выступали в РК в феврале 2018 г., скорее всего, все пройдет без происшествий.

4.2. Стороны согласились совместно принять участие в международных спортивных соревнованиях, включая Летние Олимпийские игры 2020 года, и попытаться совместно провести летние Олимпийские игры 2032 года.

Мягко говоря, до 2032 г. и даже до 2020 г. еще много времени, хотя как показывает практика, совместные спортивные команды хорошо смотрятся. Хорошо, если у них при этом хватает времени на подготовку.

4.3. Стороны договорились провести значимые мероприятия в ознаменование 11-й годовщины совместной декларации 4 октября (имеется в виду второй межкорейский саммит 2007 г.), совместно отметить 100-ю годовщину Первомартовского движения за независимость и провести с этой целью консультации на рабочем уровне.

Вторая дата действительно значимая, первая имеет скорее церемониальное значение. Впрочем, любое торжественное собрание в подобном контексте — скорее мероприятие для галочки, а не действительный шаг вперед с точки зрения действий и последствий.

5.0. Стороны разделяют мнение о том, что Корейский полуостров должен быть превращен в мирную страну, свободную от ядерного оружия и ядерных угроз, и что существенный прогресс в этом направлении должен осуществляться необходимым образом (in a prompt manner).

Такая ремарка относительно скорости кажется автору более точной, чем встречающиеся в некоторых переводах «безотлагательность» или «стремительность». Она подчеркивает не столько скорость движения, сколько его направление и то, что «правильный путь» не сводится к односторонним уступкам.

5.1. Север окончательно демонтирует устройство для тестирования ракетных двигателей в Тончхан-ни и пусковую платформу под наблюдением экспертов из соответствующих стран.

Указанное место также известно как «полигон Сохэ»: оттуда в 2012 г. КНДР запустила свой первый добравшийся до космоса искусственный спутник. 23 июля 2018 г. на полигоне Сохэ начались работы по демонтажу, но затем они были приостановлены на фоне замедления переговорного процесса. Однако в конце августа аналитический центр 38 North при Университете Джона Хопкинса заявил, что с 3 августа работы были приостановлены. Как мы видим, ликвидация касается пусковой площадки и места для испытания ракетных двигателей. Это хороший шаг, хотя, как и в случае с ядерным полигоном, оценки того, за какое время подобное можно отстроить обратно, разнятся.
Автору важнее то, что демонтаж пройдет в присутствии (а возможно и под контролем) международных наблюдателей — знак того, что Пхеньяну нечего скрывать.

5.2 Север выражает намерение предпринять дальнейшие шаги, в том числе полный демонтаж ядерной установки в Йонбене, если Соединенные Штаты предпримут соответствующие шаги в соответствии с совместным заявлением от 12 июня.

Важный и знаковый шаг, но пока это именно намерение. В ответ на подобнее США должны сделать аналогичный и желательно необратимый жест, и Пхеньян открыто намекает, что пойдет на подобное только если Вашингтон не будет стоять на месте.
Любопытно, однако, что во многих СМИ слово «если» исчезло, и новость подавали как «Пхеньян обязался закрыть ядерный реактор».

5.3. Обе стороны согласились тесно сотрудничать в процессе полной денуклеаризации Корейского полуострова.

Весьма размыто. Да, упомянута полная денуклеаризация, но о деталях или сроках процесса не сказано ничего. При этом перед саммитом проговаривалось, что денуклеаризация будет основной темой разговоров. Впрочем, похожая ситуация была и на первом саммите Кима и Муна.
В результате данный пункт — главный объект критики Муна теми, кто ожидал, что в данном вопросе Пхеньян пойдет на большие уступки или хотя бы представит график денуклеаризации, который вроде бы хотел «выбить» из них Майк Помпео.

6.0. Ким Чен Ын согласился посетить Сеул в ближайшее время по приглашению президента Мун Чжэ Ина.

Если этот визит случится, это будет куда более историческим событием, чем все остальные саммиты вместе взятые, потому что таким образом правительство РК переступит через одиозный закон о национальной безопасности, согласно которому КНДР это — антигосударственная организация, руководитель которой является военным преступником и должен быть арестован как только окажется в зоне досягаемости. В свое время именно по этой причине сорвался ответный визит после саммита 2000 г., — а между тем, по мнению автора, внутриполитическое положение Мун Чжэ Ина сложнее, чем у Ким Дэ Чжуна 18 лет назад.
Подводя итоги, можно сказать, что, хотя заведомо неосуществимых в нынешних условиях проектов или полных пафоса обещаний и заявлений хватает, многие разработки апрельского саммита были доведены до уровня конкретных решений, и непустых элементов в декларации больше, чем ранее.
Однако ни конкретики по грядущей денуклеаризации, ни продвижения в сторону мирного договора, фиксирующего окончание Корейской войны, еще нет. За это Мун станет объектом критики как справа, так и слева. Так что, это важный шаг по лестнице, ведущей к ослаблению напряженности и межкорейскому примирению, но впереди еще достаточно ступенек.

К.Асмолов


PS. Полноценных уступок от КНДР и не могло быть, потому что отказ от ядерного оружия и вывоз его на "ответственное хранение в Китай" (без которого вряд ли бы случился столь стремительный прогресс КНДР в деле разработки "кузькиной матери") возможен лишь при условии, что США не будут препятствовать заключению мирного договора между Корея, уберут из Южной Кореи систему THAAD и полностью выведут/сократят до минимальных значений свой контингент в этой стране. Без подобных уступок со стороны СЩА, КНДР (и стоящий за ней Китай), врядли согласятся на одностороннее разоружение - не для того КНДР создавала ядерное оружие и МБР, чтобы обменять их на пустые обещания. Если США не будут готовы к уступкам, КНДР под обещания "разоружиться когда-нибудь" еще долгие годы будет оставаться счастливым обладателем ракет с ядерной боеголовкой, которые могут долететь до американской территории.

https://colonelcassad.livejour...


Вернуться назад