ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > О соглашении России и Узбекистана по строительству в Узбекистане атомной электростанции.

О соглашении России и Узбекистана по строительству в Узбекистане атомной электростанции.


10-09-2018, 12:36. Разместил: Иван1234567

7 сентября 2018 г. РФ и Узбекистан подписали соглашение о сотрудничестве в строительстве на территории Узбекистана атомной электростанции.

 

На данной площадке обсуждался этот вопрос как в целом, так и в частности относительно общего подхода России к строительству АЭС за рубежом.

https://aftershock.news/?q=node/664664

https://aftershock.news/?q=node/638806&full

https://aftershock.news/?q=node/680545

Свою общую позицию относительно строительства Россией за рубежом АЭС я уже здесь высказывал:

https://aftershock.news/?q=comment/5674299#comment-5674299

 

  1. Предполагаемое место строительства : озеро Айдаркуль
  2. Тип АЭС: двухблочная АЭС в составе блоков поколения "три плюс" с реакторными установками ВВЭР-1200
  3. Суммарная мощность 2,4 ГВт
  4. Ориентировочная стоимость 13 млрд долларов.

Теперь видимо надо высказать свою позицию относительно строительства АЭС в Узбекистане, гражданином которой я являюсь.

Для начала хотелось бы обрисовать ситуацию на рынке энергетики, геополитическую ситуацию в Средней Азии на данный момент, а потом сделать резюме.

20 век знаменуется тем, что для развития общества необходимы энергоресурсы.

Те кто ими обладает имеют возможность создавать блага, уходить в отрыв в экономическом, военном аспекте.

После распада СССР в Узбекистане как и во многих остальных республиках был избыток генерации электроэнергии, в связи с закрытием многих производств по причине обрыва кооперативных связей.

За минувшие 27 лет с момента распада СССР Узбекистан подошел к такой границе восстановления своего промышленного потенциала, когда остро встает вопрос о дополнительной генерации э/э. Имея высокий избыток трудовых ресурсов Узбекистану необходимо развитие новых отраслей промышленности, для того чтобы обеспечить занятость населения. Отсутствие мощностей по выработке э/э встает первым вопросом при разработке любых бизнес-планов.

На сегодняшний день в республике общая установленная мощность порядка 14,1 ГВт. Прогнозируется рост потребления э/э на 50% в течении следующего десятилетия.

Основная генерация от сжигания газа и угля. Гидроэнергетика дает порядка 11.5%.

На данный момент строятся 3 малых гидроэлектростанции общей мощностью 0,43 ГВт и теплоэлектростанция мощностью 0,9 ГВт. Все проекты этих малых ГЭС были разработаны еще в период существования СССР, но только сегодня нашлась воля реализовать их.

Ввод этих мощностей конечно же не удовлетворят спрос.

С другой стороны Узбекистан добывает много урана, который экспортируется в США, Корею, Китай.

Имея такой сырьевой потенциал конечно же его лучше реализовать в АЭС, сохранив более востребованные газ и уголь.

По расчетам аналитиков новая АЭС позволит Узбекистану сэкономить до 3,7 млрд кубометров природного газа. В случае экспорта этих объемов в бюджет республики дополнительно будут поступать $550-600 млн в год.

Ведущими державами которые могут под ключ построить АЭС и вести ее дальнейшее сопровождение на сегодня являются: Россия, Франция, Корея, Китай, США.

Выбор партнера в такой области должен быть всесторонне обоснован, так как страна впадает в зависимость от той страны, которая тебе построила АЭС. Немаловажное значение имеет история отношений 2 стран.

История отношений Узбекистана и России знала как спады, так и подъемы. В первые годы независимости Узбекистан пошел по пути диверсификации отношений со всеми странами мира. В первые годы независимости был сильный рост укрепления взаимоотношений с США. США имели в аренде военный аэропорт Ханабад. Резкий спад отношений пошел после событий в Андижане, когда США стали жестко критиковать Узбекистан за применение силы при подавлении вооруженного мятежа боевиков в Андижане. В этот же период опять стали улучшаться отношения Узбекистана с Россией, которая не стала так однозначно трактовать эти события и сказала, что это внутреннее дело Узбекистана. Личные взаимоотношения И.А. Каримова и В.В. Путина всегда были дружескими. Свой первый визит после избрания на пост президента России В.В. Путин сделал в Узбекистан. В момент похорон И.А. Каримова В.В. Путин не мог присутствовать, так как в это время был на всемирном экономическом форуме во Владивостоке. Но по окончании форума В.В. Путин залетел в Узбекистан, где посетил место захоронения И.А. Каримова и выразил свои соболезнования. Вновь избранный президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев свой первый большой визит в сопровождении министров и предпринимателей совершил в Россию. Крупный российский бизнес в Узбекистане обосновался еще при И.А. Каримове. Газпром, Лукойл работают в энергетике, МГУ имеет филиал в Ташкенте, грустная история с МТС, которая владела сотовым оператором Уздунробитой закончилась примирением сторон и восстановлением работы оператора под другим брендом. Не обошлось конечно для МТС без потерь, но лучше худой мир, чем добрая ссора. «Среди недавних примеров — вхождение совладельца Global Ports  и «Трансойла» Андрея Филатова в проект разработки крупного месторождения «25 лет независимости» и строительства газохимического комплекса в Узбекистане стоимостью более $5 млрд».

Наверное есть и другие точки взаимодействия России и Узбекистана, я привел те которые у меня на виду. На сегодня объем накопленных инвестиций РФ в экономику Узбекистана приближается к $9 млрд.   

Взаимоотношения с Китаем идут по нарастающей, но такого плотного вхождения в экономику республики как у России Китай пока не имеет.

Взаимоотношения с Кореей были очень высокими в 90-х годах прошлого века. Тогда Корея построила автозавод в Асаке, текстильные фабрики. На сегодня взаимоотношения имеют определенный положительный уровень, но не такой как в былые годы.

С Францией у Узбекистана ровные отношения, так же как и с Германией или иной западной страной.

С США отношения на уровне дружественных. Кроме политических контактов Узбекистан пока не имеет плотного экономического, культурного взаимопроникновения.

Потому исходя из вышеизложенного лично для меня выбор Росатома является наиболее логичным и естественным.

Анализируя подписанное соглашение конечно же задаешься вопросом: почему Россия пошла на такой шаг?

Тут https://aftershock.news/?q=comment/5674299#comment-5674299 я писал, что строительство АЭС в дружественных странах выгодно России. В среднеазиатском регионе давно были проекты построения АЭС в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Киргизии и Туркмении. В Казахстане этот вопрос имеет давнюю историю примерно с 1998 года. Кроме Росатома Казахстан ведет свои консультации с Японией, Китаем и с недавнего времени с французской Аревой. «В 2016 году Национальная атомная компания «Казатомпром», совместно с китайской CGN-URC, приступила к строительству завода по производству ТВС на базе Ульбинского металлургического завода. В связи с этим проектом казахстанская сторона поставила вопрос о строительстве АЭС западного дизайна.» http://press-unity.com/analitika-stati/11393.html. Это с одной стороны.

Со второй стороны новые американские санкции могут затронуть Росатом. Складывающаяся ситуация не дает много времени на раздумывании Российскому Росатому.

Эксперты озвучили примерную стоимость строительства АЭС в 13 млрд. долларов. Для Узбекистана это конечно громадная сумма. Каким же образом Россия сможет компенсировать свои затраты и получить прибыль. Не имея информации от высоких договаривающихся сторон об условиях финансовой части договора можно предполагать:

  1. Возможно строительство АЭС на условиях BOO – Build-Own-Operate (строй-владей-эксплуатируй). Примерно как в Турции.
  2. Возобновление работы ЕЭС России и среднеазиатских республик, с экспортом излишних киловатт в Азиатские страны Тихо Океанского региона в соответствии с концепцией их привязки к геополитическим планам России.
  3. Участие российских компаний при разработке новых месторождений и строительстве новых заводов, для чего в принципе и подымается вопрос увеличения генерации э/э.
  4. Долгосрочный кредит с возвратом денег либо ресурсов в виде газа, угля, урана.

Это те варианты которые лежат на поверхности. Реальность конечно же более многовекторна. При улучшении взаимоотношений 2 стран несомненно будут найдены новые пути оплаты за построенную АЭС.

 

Вопрос постройки АЭС в Узбекистане не мог родиться и в то же мгновение реализоваться. Несомненно и Росатом давно прорабатывал этот вопрос и при первой возможности нашел возможность вынести его на обсуждение руководства 2-х стран.

Подписывая соглашение Д.И. Медведев охарактеризовал проект как стратегический, дающий глубокий задел для высокотехнологического взаимодействия 2-х стран на десятилетия вперед.

Глава Росатома Д.И. Лихачем характеризовал проект такими словами: «это не IPC-контракт, где есть четкая роль заказчика и подрядчика. А это тот подход, когда мы строим вместе, когда мы строим как себе…»

Планируется создание филиала МИФИ в Узбекистане для подготовки кадров.

С другой стороны у Узбекистана имеется хоть и маленькая, но своя история по атомной теме.

В Узбекистане имеются два маленьких исследовательских реактора: ИИН-3М, а также ВВР-СМ.

Также «… в Узбекистане с советских времен остался работающий завод радиофармпрепаратов. Этот завод в хорошем состоянии, и у него неплохие контакты с российскими медиками. Россияне там локализуют производство новых интересных препаратов для лечения онкологических заболеваний. Узбекистан их выпускает, и узбекская продукция вытесняет на своем рынке европейскую по качеству.»

Строительство АЭС несомненно придаст новый импульс развитию экономики Узбекистана.

Иметь в своем подбрюшье дружескую сильную страну (в экономическом, военном и социальном плане) – думаю в интересах России. Напротив же слабая страна с высоким населением будет являться очагом нестабильности России на ее южных рубежах.

 

На мой взгляд принято взвешенное решение, учитывая реалии геополитического характера и их возможное развитие.


Вернуться назад