ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Почему европейские члены НАТО больше не могут надеяться, что счета оплатит Америка

Почему европейские члены НАТО больше не могут надеяться, что счета оплатит Америка


29-11-2017, 09:14. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Почему европейские члены НАТО больше не могут надеяться, что счета оплатит Америка

Почему европейские члены НАТО больше не могут надеяться, что счета оплатит Америка

Почти семьдесят лет НАТО создавало и укрепляло узы трансатлантических отношений, порождая чувство единой идентичности Запада. Это ключевая организация в сфере обороны и безопасности для 66% европейцев и 63% американцев. За последние годы взгляды на НАТО в целом улучшились. После падения коммунизма в Европе цели и приоритеты НАТО изменились и умножились во многих областях. Однако одно из наследий эпохи  Холодной войны по-прежнему сохраняется: это неравномерность ноши, разделяемой союзниками.

Хотя совокупные взносы в НАТО со временем выросли, Соединённые Штаты по-прежнему остаются единственным крупнейшим плательщиком в альянсе. Даже после того, как европейские страны после войны восстановили свои экономики, а Североатлантический альянс  вырос с 12 членов-основателей в 1949 году до 21 в 2017-м, страны-члены не вносили свою долю. Самый  несоразмерный баланс распределения общей нагрузки в истории НАТО был зарегистрирован в 1952 году, когда Соединённые Штаты профинансировали 77% общих расходов альянса. Самым близким к равномерному распределению военных расходов был год 1999-й, когда на США пришлось всего 55% общих расходов на оборону. Это уменьшение разрыва связано с долгосрочными обязательствами европейских членов НАТО во время войны на Балканах.

Всеобщее внимание привлекли попытки сегодняшней администрации США надавить на европейских членов НАТО, чтобы те делали больше. Однако в этом нет ничего нового. Дебаты о распределении нагрузки — очень давняя история. Они начались в 1953 году, когда президент США Эйзенхауэр предложил Европе увеличить свои взносы на оборонные расходы, указав, что «американский источник иссякает». В результате европейские партнёры по НАТО увеличили свои военные расходы, но самую большую часть этого бремени по-прежнему несли Соединённые Штаты.

Вторая волна прослеживается ещё с 1980-х годов, со времён администрации Рейгана. Доля США в бюджете НАТО в то время составляла 63%. В 1977 году союзники по НАТО согласились увеличить свои национальные расходы на оборону до 3% от их ВВП. В реальности только горстка европейских стран когда-либо дотягивала до этого показателя. В 1989 году США почти безуспешно пытались надавить на европейские страны, чтобы те взяли на себя больше обязательств перед НАТО; на США тогда приходилось 62% общих расходов НАТО.  Позднее, с улучшением геополитической обстановки в отношениях между Востоком и Западом по окончании Холодной войны было принято решение снизить выделение средств на оборону из национальных бюджетов для НАТО до 2% ВВП. 

Сегодняшняя волна дебатов о распределении бремени расходов на самом деле началась не с президента Трампа. Он высказал свои претензии к европейским союзникам в ходе первой встречи в Брюсселе, заявив, что «Страны-члены не платят, сколько должны…. и что это несправедливо по отношению к народу и налогоплательщикам США».

В действительности эти споры восходят ещё к 2011 году, когда министр обороны США Роберт Гейтс устроил разнос членам НАТО за то, что они не вносят свою долю в альянс, утверждая, что «США не будут поддерживать альянс в порядке благотворительности». Именно тогда впервые была поставлена под вопрос будущность альянса, как «туманная, если не мрачная». Стоит отметить, что с началом экономического кризиса в Европе европейские страны-члены НАТО неуклонно сокращали свои оборонные бюджеты. И снова Соединённые Штаты несли это бремя, взяв на себя 71.5% расходов альянса.

Ориентир — 2%

И снова привлекая внимание публики, тема справедливого распределения нагрузки попала в число первоочередных пунктов повестки на саммите НАТО в Уэльсе в 2014 году. Во время этой встречи страны-члены блока пообещали переломить тенденцию сокращения оборонных бюджетов и поставить цель достичь к 2024 году показателя расходов на оборонные нужды в 2% ВВП.  Непосредственным результатом стало то, что впервые за последние 20 лет расходы стран Европы на оборону в 2015 году выросли.

В 2017-м году всего шесть стран отвечали критерию в 2 процента (Соединённые Штаты, Греция, Великобритания, Эстония, Польша и Румыния). Немногое изменилось для США, которые продолжают нести  72% нагрузки оборонного бюджета НАТО. В настоящее время Соединённые Штаты вкладывают 693 миллиарда в общий бюджет НАТО объёмом в 946 миллиардов долларов.

В Европе три страны, расходующих крупные средства на оборону (в номинальном выражении), это: Великобритания — 55 миллиарда долларов, Франция — 44 миллиарда и Германия — 43 миллиарда. Но в совокупности эти три европейских страны покрывают всего 15% общих расходов.

Планка в 2% — это желательный ориентир, а не директива. Но её следует рассматривать как  твёрдое политическое обязательство союзников. Это особенно обоснованно для новых членов НАТО с более слабыми экономиками и ограниченным военным потенциалом. Кроме того, очень важно рассмотреть вопрос о том, как расходуется бюджет на новые инвестиции, техническое обслуживание и ремонт в процессе эксплуатации.

Более справедливое распределение нагрузки неотделимо от «умной обороны», которая значится в списке неотложных дел со времени Лиссабонского саммита НАТО 2010-го года. В условиях предсказуемых грядущих вызовов переход к концепции умной обороны станет решающим фактором для устранения разрыва между требованиями и возможностями в сфере обороны. События последнего времени подчеркнули важность верности политическим обязательствам, доверия и единства среди союзников по НАТО.  Германия — это одна из стран, которая берёт на себя лидирующую роль в Европе по поддержке объединения и обмена оборонными возможностями с сильным упором на эффективность. В этом отношении из Европы приходят хорошие новости. 23 европейских государства недавно согласовали механизм постоянного структурированного сотрудничества, предполагающего углубленную кооперацию в военной сфере (Permanent Structured Cooperation – «PESCO»). Цель PESCO — организация обязательной и инклюзивной европейской правовой базы для инвестиций в безопасность и оборону, включая общее обязательство увеличить бюджетные расходы в реальном выражении, разработку совместных оборонительных возможностей, инвестиции в совместные проекты и повышение боеготовности.

Будут ли европейские страны увеличивать свои военные расходы?

Геополитическая обстановка изменилась. Экономические обстоятельства отличаются от тех, что были семь лет назад, когда Соединённые Штаты предлагали Европе более широкие военные обязательства по защите и обеспечению безопасности. Сегодня Европейский союз — экономически самый богатый и крупнейший торговый блок в мире. Он един и имеет очень большой военный потенциал. Он зависим от глобальных систем безопасности, и ему необходимо брать на себя большую  ответственность по защите себя и в рамках трансатлантического альянса.

В конечном счете, Соединённые Штаты ожидают, что европейские члены НАТО обяжутся нести справедливую долю бремени НАТО. Этого требует нынешняя ситуация с безопасностью в Европе. В европейском перечне — всё больше вызовов и угроз. Агрессивная политика оссии на Украине и её активная военная деятельность в Балтийском регионе являются веским аргументом в пользу увеличения обязательств перед НАТО. Среди других проблем — массовая неконтролируемая миграция из Северной Африки и с Ближнего Востока, а также растущая угроза терроризма и вооружённого экстремизма. На самом деле это уже не вариант, а стратегический императив.


Вернуться назад