ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Американский век уже закончен
Американский век уже закончен8-06-2010, 09:38. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
'Al Jazeera', Катар
Американский век уже закончен
Автор: Дилип Хиро
Неуправляемая внешняя политика Обамы подчёркивает уменьшающуюся власть Америки
Посмотрите на образец политики Обамы: выбираем иностранного лидера, которого нужно подвергнуть давлению. Грозим ему страшными последствиями, если он не подчинится требованиям Вашингтона. Когда он подчиниться откажется, а вместо этого начнёт активно возражать, быстро отступаем и компенсируем неудачу, переходя к политике ублаготворения клиента.
За время первого года на посту президента Барак Обама уже предоставил нам достаточно много примеров, чтобы можно было судить о его стиле лидерства. Американский президент не в состоянии объективно оценить карты на руках иностранного лидера, подвергаемого воздействию, а также то, насколько решительно этот лидер готов их разыгрывать.
Склонность Обамы отступать при первом же признаке сопротивления показывает, что он недостаточно решителен и не уверен в том, что он делает, что, собственно, в существенной степени и отличает государственных деятелей от политиков. Преследуя хаотичный курс во внешней политике, перескакивая от одного подхода к другому в отношении к иностранным лидерам, он неосторожно даёт веское доказательство тем, кто утверждает, что американская власть уменьшается, и что бывшая «единственная супердержава земного шара» уже необратимо катится под откос.
Не только президенты Китая, этой меганации, и Бразилии, растущей региональной державы, но также и лидеры Израиля, сильно зависимого от Вашингтона регионального лидера, и Афганистана, государства-клиента - а ещё не забыть упомянуть военную хунту Гондураса, крайне незначительного международного игрока, которая противостояла администрации Обамы, как будто это было Политбюро бывшего Советского Союза - все эти лидеры отказались подчиниться угрозам и силовой тактике Обамы (а также американскому влиянию).
Скачки c Гондурасом
Свержение гондурасскими военными гражданского правительства Президента страны Мануэля Селайи в июне 2009 года отличалось от всех предыдущих тем, что это был первый военный переворот в Центральной Америке после холодной войны. Что привело к перевороту? Решающим фактором стало решение Селайи провести уведомительный опрос во время проведения референдума в ноябре 2009 года о созыве Учредительного собрания для внесения изменений в конституцию.
Осуждая переворот как «ужасный прецедент» для региона и требуя его аннулирования, президент Обама первоначально настаивал: «Мы не хотим возвращаться к тёмному прошлому. Мы хотим всегда отстаивать демократию».
За этими словами должны были последовать соответствующие действия, как, например, отзыв посла в Тегусигальпе (что сделали Боливия, Бразилия, Куба, Эквадор, Никарагуа и Венесуэла) и приостановка американской помощи, от которой напрямую зависит Гондурас. А на самом деле вместо этого последовало только заявление Госсекретаря Хиллари Клинтон, что администрация «пока» не будет формально считать изгнание президента Гондураса военным переворотом - и это даже при том, что Организация Объединённых Наций, Организация американских государств, и Европейский союз уже назвали ситуацию военным переворотом.
Эта нерешительность вдохновила гондурасских генералов и их республиканских сторонников в Конгрессе. Они начали противодействие. В то же время правительство марионеточного президента вооружённых сил Роберто Мичелетти наняло одну из лучших фирм по связям с общественностью в Вашингтоне для улучшения своего имиджа.
Этих действий оказалось достаточно, чтобы ослабить «демократическую» решимость президента, который красиво говорит, но испытывает недостаток уверенности в своей внешней политике. Госсекретарь Клинтон тогда начала говорить об урегулировании отношений между изгнанным президентом и правительством Мичелетти, уравняв таким образом законную и незаконную стороны конфликта.
Гондурасские генералы оставались непреклонными, поняв, что твёрдая позиция по отношению к Вашингтону приносит дивиденды. Только когда Клинтон заявила, что государственный департамент не признает результаты ноябрьских президентских выборов из-за сомнений в их свободе, справедливости, и прозрачности, за один месяц до опроса генералы согласились на компромисс. Они заявили, что позволят Селайе вернуться в президентский дворец и закончить президентский срок.
И тогда правый республиканский сенатор Джим Деминт, фанатичный сторонник гондурасских генералов, начал действовать. Он заявил, что республиканцы согласятся утвердить предложенных Белым Домом кандидатов на важные посты в Латинской Америке, только когда Клинтон согласится признать результаты выборов, вне зависимости от ситуации с Селайей. Клинтон согласилась.
В результате Обама стал одним из всего лишь двоих лидеров 34-х стран-членов Организации американских государств (вторым стал президент Панамы), поддержавших гондурасский президентский опрос. То, что казалось обычным разменом во внутренней политике на Капитолийском Холме, было воспринято международным сообществом как оскорбительное отступление Обамы в ответ на вызов, брошенный группой гондурасских генералов. Другие иностранные лидеры, несомненно, это отметили.
Ещё более драматический разворот Обама сделал, когда схлестнулся с израильским премьер-министром Биньямином Нетаньяху.
Коварный Нетаньяху обошёл наивного Обаму
В начале своей работы правительство Обамы с помпой заявило, что возьмётся за решение непроходимого израильско-палестинского спора, не откладывая. Когда посмотрели на «дорожную карту» 2003 года, поддержанную Организацией Объединённых Наций, Соединёнными Штатами, Россией и Европейским союзом, обнаружилось обещание Израиля прекратить все строительные работы в поселениях (на захваченных территориях - прим. пер.)
На первой встрече с Нетаньяху в середине мая 2009 года Обама потребовал прекратить дальнейшее расширение еврейских поселений на Западном берегу и в оккупированном Восточном Иерусалиме, на которых уже размещено почти 500 000 евреев. Обама заявил, что это является главным препятствием созданию независимого палестинского государства. Нетаньяху не согласился - и сменил тему, подчёркивая угрозу существованию Израилю от ядерной программы Ирана.
Обама попал в ловушку израильского лидера. Но во время объединённой пресс-конференции он уже ставил израильско-палестинские мирные переговоры в зависимость от иранской ядерной угрозы. Тогда, к восхищению Нетаньяху, он отвёл Тегерану время «до конца года», чтобы тот ответил на его дипломатические увертюры. Таким образом, коварный премьер-министр Израиля заставил американского президента согласиться со связкой этих двух независимых вопросов, не предложив ничего взамен.
Позже Нетаньяху подчеркнул разницу между продолжающимся расширением уже существующих еврейских поселений и созданием новых поселений, и не согласился на компромисс по старым поселениям. Он также сделал чёткое различие между Западным берегом и Восточным Иерусалимом, который, как он настаивает, был и является неотъемлемой частью «неделимой, вечной столицы Израиля», и поэтому освобождается от каких бы то ни было ограничений на строительство еврейских поселений.
Отражая стиль администрации Обамы, Клинтон безоговорочно заявила в ответ: «Никаких исключений - только полное прекращение строительства в израильских поселениях». Это были пустые слова, которые ничего не изменили.
Когда Нетаньяху публично отклонил требование Обамы прекратить строительство поселений на Западном берегу, Обама поднял ставки, заявив, что израильская неуступчивость подрывает американскую безопасность.
15-ого октября, после долгих закулисных переговоров между двумя правительствами, Нетаньяху объявил, что он прерывает переговоры с Вашингтоном по урегулированию вопроса о еврейских поселениях. После этого заявления, он позднее предпринял кое-какие попытки по ограничению строительства, во время встречи с Клинтон. За это он был вознаграждён щедрой похвалой госсекретаря за «беспрецедентный» жест и призывом возобновить без всяких условий палестино-израильские мирные переговоры.
Палестинцы изумились такому американскому виражу. «Я полагаю, что США потворствуют продолжающемуся расширению поселений, - сказал ошеломлённый представитель правительства Палестины Гассан Хатиб. - Переговоры ставят своей целью окончание оккупации, а строительство новых поселений - сигнал того, что оккупация закрепляется».
В декабре Нетаньяху согласился на 10-месячный мораторий на строительство поселений, но только после того, как его правительство дало разрешение на возведение 3 000 новых квартир на оккупированном Западном берегу. Придерживаясь первоначальной позиции, палестинцы отказались продолжить прерванные мирные переговоры до тех пор, пока полностью не будет прекращено строительство поселений.
В то время Обама занимался внутренними делами - 24-ого марта он проводил реформу здравоохранения через Палату Представителей, но на следующий день он встретился с Нетаньяху в Вашингтоне. Как сообщают, он выдвинул три условия для разрядки кризиса: прекращение строительства еврейских поселений после сентября 2010 года; полное прекращение строительства в Восточном Иерусалиме и возвращение израильских войск на позиции, на которых они были перед Второй Интифадой в сентябре 2000 года. Обама оставил тогда Нетаньяху в Белом доме, чтобы тот мог проконсультироваться со своими советниками и предложил вернуться к разговору, если «будет что-нибудь новое». Снова, однако, как и в случае с жёсткими словами Обамы, адресованными гондурасским генералам, слова остались только словами.
Целью всех этих действий было заставить палестинцев возобновить мирные переговоры с Израилем, которые они прервали, когда Израиль напал на Сектор Газа в декабре 2008 года. Нетаньяху был готов разговаривать, пока палестинцы не устанавливали никаких предварительных условий.
В конце концов, Нетаньяху получил то, что хотел. Он не удовлетворил ни палестинских предварительных условий, ни условий администрации Обамы. Проще говоря, Обама удовлетворил пожелания Нетаньяху. Хвост вилял собакой.
Оторопевшие палестинские официальные лица увидели зловещее предзнаменование. После некоторого ритуального пыхтения, они согласились участвовать на переговорах через посредников с правительством Нетаньяху, в ходе которых Джордж Митчелл, посланник Вашингтона на Ближний Восток, будет курсировать вперёд и назад между этими двумя сторонами. Переговоры были начаты 9-ого мая. В следующие четыре месяца у Митчелла будет тяжёлая задача попробовать сузить зияющую пропасть между позициями сторон на создание палестинского государства, причём обе стороны теперь знают, что Обама не будет давить на Израиль там, где это чувствительно.
Напряжение с Китаем, а затем внезапное смягчение
Проблемы Обамы с Китайской Народной Республикой (КНР) начались в ноябре 2009 года, когда во время его первого визита в страну, к его разочарованию и вопреки его ожиданиям, китайское правительство не обращалось с ним, как с королём.
Отношения Вашингтона и Пекина остывали и далее, когда администрация Обамы одобрила продажу Тайваню новейшего вооружения, включая противоракеты, на 6,4 миллиарда долларов, и Обама встретился в Белом Доме с Далай-Ламой, духовным лидером Тибета. КНР считает Тайвань отколовшейся территорией, а Тибет - неотъемлемой частью республики.
Американские официальные лица объяснили эти действия как скоординированную часть президентской стратегии «давления» на Китай, который, по его мнению, действовал несоразмерно своим возможностям. Кроме того, было оказано сильное давление (как конфиденциально, так и публично) на Пекин с целью заставить ревальвировать юань. Администрация неоднократно подчёркивала, что существует закон, который требует от Министерства финансов сообщать дважды в год, в случае, если какая-нибудь страна манипулирует валютным курсом между своей валютой и американским долларом, получая несправедливую выгоду в международных сделках. А также тот факт, что следующий срок для такого сообщения будет 15-ого апреля (который может быть преамбулой к возможным санкциям) - и американские официальные лица повторяли это бесконечно.
В середине апреля Обама созвал международную встречу на высшем уровне по ядерной безопасности в Вашингтоне. Он стремился позвать как можно больше глав государств. По крайней мере, он хотел видеть на встрече лидеров четырёх ядерных держав, имеющих право вето в Совете Безопасности ООН - Великобританию, Францию, Россию и Китай.
Это дало китайскому президенту Ху Цзиньтао мощную карту для игры против нависшей над головой угрозы Белого дома назвать Китай манипулятором валюты. Он отказался посетить Вашингтонскую ядерную встречу на высшем уровне. Обама отступил. Он отложил заявление Министерства финансов. В качестве ответного шага, Ху прибыл на встречу и встретился с Обамой в Белом доме.
Напряжённые отношения, которые сложились между Пекином и Вашингтоном, не удивили трезвых реалистов - лидеров Китая. Их позицию отразила передовица в официальной газете, «The China Daily», опубликованная вскоре после инаугурации Обамы. «Американские лидеры никогда не стеснялись выражать амбиции своей страны. Они считают это своим божественным предназначением независимо от того, что думают другие нации». Далее в статье было предсказано, что «защита интересов США неизбежно столкнётся с интересами других наций». Вся статья была написана в таком ключе.
Китайский реализм сильно контрастировал с настроениями в Белом доме, где наивно верили, что несколько хорошо подготовленных речей в иностранных столицах, произнесённых красноречивым новым президентом, восстановят американский престиж, в лохмотья разодранный политикой Джорджа У. Буша. Однако президент и его окружение, кажется, не замечают результата важного опроса Исследовательского Центра Пью (Pew Research Center). Опрос показал, что в результате общественной дипломатии Обамы имидж США действительно резко улучшился в Европе, Мексике, и Бразилии, хотя в Индии и Китае улучшение было незначительным, практически было незаметно на арабском Ближнем Востоке, и отсутствовало в России, Пакистане и Турции.
Команда Обамы была зациклена на самолюбовании и почти не просчитывала полный диапазон ответных действий, которые могли предпринять власти других стран в ответ на американское давление. Например, они не предвидели, что Пекин может угрожать санкциями против крупных американских компаний, поставляющих оружие Тайваню. Они также не ожидали жёсткого сопротивления, которое КНР оказало в вопросе о девальвации юаня.
Некоторые наблюдатели объяснили такое поведение Пекина растущим китайском национализмом и опасениями китайских лидеров, что прогиб под давлением «иностранцев» будет плохо выглядеть дома. Но реальные причины для китайского сопротивления скорее были связаны с экономикой, чем с заботой о популярности в обществе. Вслед за Большой Рецессией 2008-09 годов, последовавшей за крахом гигантского инвестиционного банка «Леман Бразерс», лидеры Китая отметили тектонические изменения в международном экономическом раскладе - и всё за счёт теперешней «единственной супердержавы».
В то время как американская и европейская экономика съёжились, Пекин быстро принял на вооружение политику, нацеленную на поддержку внутреннего спроса и инвестиций в инфраструктуру. Это привело к внушительному росту: 9% ВВП в 2009 году плюс предсказанный рост в 12 % в текущем году. В результате аналитики «Голдман Сакс» изменили прогноз того, в каком году Китай станет экономикой земного шара номер один, перенеся эту дату с 2050 на 2027 год.
Впервые, начиная со Второй Мировой войны, не Соединённые Штаты вытаскивали остальную часть мира из упадка, а Китай. В результате финансового кризиса США стали нацией с наибольшим долгом на Земле, в то время как Китай - это их ведущий кредитор с беспрецедентными 2,4 триллиона долларов в иностранных резервах.
Китайские корпорации с толстыми кошельками теперь покупают компании и доступ к природным ресурсам везде от Австралии до Перу, от Канады до Афганистана. В прошлом году в Афганистане китайская корпорация Congjiang Copper Group предложила 3,4 миллиарда долларов, что на 1 миллиард долларов больше, чем самое высокое предложение от западных металлургических компаний, чтобы закрепить за собой право на добычу меди из рудников одного из самых богатых месторождений меди на планете.
Превращение Карзая из угрозы в незаменимого
Когда Обама принимал президентство, он не делал секрета из своей неприязни по отношению к своему афганскому коллеге Хамиду Карзаю. Ведущие американские официальные лица предложили иметь дело непосредственно с провинциальными и окружными главами и таким образом обойти пронизанное коррупцией центральное правительство. Предпочтение американцев Абдулле Абдулле, серьёзному конкуренту Карзая во время президентских выборов в августе 2009 года, было широко известно.
Карзай, однако, вспылил, когда прочитал в новостях, что неназванный американский военный из высшего командования назвал его младшего сводного брата, Ахмада Вали, серьёзную фигуру в южной провинции Кандагар, преступником. Автор статьи также считал, что Ахмада Вали нужно поместить в пентагоновский список наркобаронов - тех, кого требуется поймать или убить.
Разгневанный афганский президент ответил, что США преднамеренно усиливают и расширяют войну в Афганистане, чтобы остаться и повелевать в регионе. Он также добавил, что в случае усиления давления со стороны Вашингтона он может сам присоединиться к Талибану. (Карзай фактически добывал деньги для Талибана после захвата Кабула талибами в сентябре 1996 года).
Обама среагировал так же, как он реагировал в прошлом. Получив серьёзный вызов, он отступил. Когда Карзай приехал в Вашингтон в начале апреля, Обама переключился с размахивания палкой на раздачу морковки, (в марте представители администрации угрожали отложить визит до неопределённого времени).
Звёздным часом визита Карзая - достойным включения в современную версию «Алисы в Стране чудес» - был обед, данный вице-президентом Джо Байденом Карзаю в доме Байдена. По крайней мере, Карзай должен был смутиться. В феврале Байден театрально ушёл с банкета в афганском президентском дворце после того, как Карзай отрицал коррупцию в своём правительстве и то, что в этом есть его вина. Несмотря на «тёплый приём» и «атаку очарованием» со стороны администрации Обамы, на объединённой пресс-конференции с Обамой Карзай был вызывающе честен, когда он назвал Иран братской страной и другом.
Такие же чувства скоро выразит и другой лидер, президент Бразилии.
Президент Да Силва бросает вызов Обаме
С момента принятия президентства в Бразилии в 2003 году, Луис Инасиу Лула да Силва при необходимости не стеснялся бросить вызов американским политическим действиям. Он схлёстывался с Вашингтоном по вопросам мировой торговли (Дохийский раунд), глобального потепления и продолжения американских санкций против Кубы.
В декабре 2008 года он возглавил встречу на бразильском туристическом курорте Сауипе, на которую приехали представители 31 латиноамериканской и карибской страны, и куда не пригласили Соединённые Штаты. Месяц спустя, вместо посещения Мирового Экономического Форума в швейцарском Давосе, да Силва принял участие в Восьмом Мировом Социальном Форуме в Белене, что в истоке реки Амазонки.
Он раскритиковал политику Обамы, поставившую под угрозу демократию в Гондурасе. Несмотря на протесты администрации Обамы и оппозиции, в ноябре 2009 года он пригласил иранского президента Махмуда Ахмадинежада в город Бразилиа для переговоров по иранской ядерной программе, что было первой попыткой да Силвы в международной дипломатии. (Неделей ранее он тепло принял в бразильской столице израильского президента Шимона Переса.) Шесть месяцев спустя он совершил ответный визит в Тегеран - и вошёл в историю, к сильному огорчению Вашингтона.
Действуя в тандеме с турецким премьер-министром Эрдоганом, да Силва оживил ядерное соглашение октября 2009 года с Ираном, а также стал посредником в неожиданном соглашении с Ахмадинежадом. Иран согласился отправлять 1 200 килограммов низко-обогащённого урана в Турцию; в обмен на это Россия и Франция обеспечат 120 килограммов обогащённого до 20% урана для использования в реакторе для медицинских исследований в Тегеране.
Администрация Обамы, которую успехи Бразилии и Турции (достигнутые, невзирая на американское неодобрение) застали врасплох и встревожили, вернулась на позицию Белого дома времён Буша и потребовала приостановить иранскую программу по обогащению ядерного топлива. А затем администрация попыталась протолкнуть соглашение по дальнейшим санкциям ООН против Ирана, как будто бразильцы и турки ничего не достигли.
Отказ примириться с реальностью был, по меньшей мере, недальновидным. Белый дом Обамы игнорирует серьёзные глобальные факты. Влияние государств среднего уровня на мировой арене повышается. Их лидеры справедливо понимают, что они вполне могут игнорировать требования администрации Обамы. А также они могут объединиться для решения международных вопросов и достаточно успешно продвигать собственные дипломатические инициативы.
К настоящему времени, лидеры больших и маленьких стран от Афганистана до Гондураса, от Бразилии до Китая, всё больше и больше понимают, что администрация Обамы больше грозит, чем реально угрожает. И хотя США всё ещё остаются ведущей силой в мире, они больше не определяют всего. Американский век пошёл на спад, и это уже необратимо. Вернуться назад |