«Демократия» Совета Европы и Евросоюза в действии
Генгнадий Коненко
Неоднократные и назидательные призывы европейских организаций – СЕ и ЕС к правящей в Молдове коалиции соблюдать Конституцию и решать политический кризис в стране в рамках конституционных положений закончился банально. Европейские учителя всех и вся по предмету «Демократия», не дождавшись обсуждения в молдавском парламенте вопроса по изменению ст.78 Основного закона, взяли и согласились с решением либерально-демократических властей Молдовы провести в сентябре референдум по процедуре избрания президента, а уже в ноябре - досрочные парламентские выборы и, возможно, президентские. А ведь два дня тому назад 2 июня представители ЕС и СЕ продолжали выступать в поддержку рекомендаций Венецианской комиссии относительно необходимости роспуска парламента после 16 июня. В частности, об этом говорил журналистам глава представительства Еврокомиссии в Молдавии Д.Шубель, по мнению которого референдум проводить не следует. Практически в этот же день Генеральный секретарь Совета Европы Торбьерн Ягланд, со своей стороны, заявил в телефонном разговоре с лидером ПКРМ В.Ворониным, что парламент должен быть распущен в соответствии с Конституцией РМ и назначена дата внеочередных выборов. Больше того, он отметил, что европейские структуры готовы оказать оппозиции и правящим партиям Молдовы содействие в достижении консенсуса. Эти заявления основывались на рекомендациях Венецианской комиссии, которая еще в марте высказалась против организации референдума по изменению 78 статьи Конституции Молдова и настаивала на роспуске нынешнего парламента. В апреле французский содокладчик Совета Европы по РМ Ж.Дюррье подтвердила, что Венецианская комиссия и Совет Европы выступают за изменение ст. 78 Конституции в парламенте на основании консенсуса между АЕИ и ПКРМ, после чего последуют роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Она заявила на пресс-конференциии, что число голосов для избрания главы государства следует снизить постепенно, с 61 до 51 или 52, что составляет простое большинство избранных депутатов. По мнению Ж.Дюррье, для преодоления конституционного кризиса политическим силам следует учесть именно этот вариант. Заметим, что проект ПКРМ как раз и предлагал изменение ст. 78 Конституции, согласно которому президент страны избирался бы законодательным органом в три этапа, 61, 57 и 52 голосами. В то время как проект АЕИ предусматривал общенародное избрание главы государства, что, по мнению, Венецианской комиссии и его представителей также возможно, если в парламенте в вопросе об изменении ст. 78 не удастся достигнуть консенсуса. Именно после такого исхода обсуждения, считали в Совете Европы, можно было бы рассмотреть предложение о проведении консультативного референдума. Однако обсуждения в парламенте проектов от ПКРМ и АЕИ никакого не было. Альянс в одностороннем порядке принял решение, которое, как ни странно, европейские институты поддержали. А где же демократия? Ведь за Компартию проголосовало на выборах почти половина избирателей Молдовы. Неужели в демократических институтах - СЕ и ЕС считают, что половину населения страны можно просто-напросто проигнорировать. Интересно также и то, что генсек Совета Европы Т.Ягланд, на днях звонивший лидеру коммунистов В.Воронину и фактически выразивший солидарность с позицией ПКРМ, теперь заявляет о том, что представляемая им организация поддерживает решение по преодолению конституционного кризиса, найденное АЕИ (без ПКРМ и какого-то бы ни было консенсуса). Комментируя вот такой оверштаг СЕ, В.Воронин сказал, что выяснять причины такого разворота, устанавливать предпосылки отказа европейских структур от своих собственных рекомендаций не дело его партии, однако «если Совет Европы считает возможным не следовать в Молдове европейским стандартам, то это означает, что и молдавская демократия в будущем будет находить выходы из кризисов, опираясь на свой собственный опыт и мнение народа». Теперь о внутриполитических аспектах этой проблемы. Как известно, первым инициатором идеи конституционного референдума был и.о. президента Молдовы, председатель Либеральной партии М.Гимпу, который, однако, под нажимом своих союзников по альянсу и, прежде всего, премьер-министра В.Филата, вскоре от этой идеи отказался, высказав сожаление, что другие участники АЕИ ее не поддержали. И вот практически с той же идеей выступает тот же Филат, который тем самым, как полагают многие местные политические эксперты, начал собственную президентскую избирательную кампанию, выступив за проведение досрочных парламентских и президентских выборов одновременно. Реакция его партнеров по правящей коалиции была предсказуемой. М.Гимпу утверждает, что бюджет и граждане Молдовы не выдержат три избирательные кампании: референдум по вопросу об изменении Конституции, президентские и парламентские выборы, а также очередные местные выборы в мае-июне 2011 г. Его заместитель по партии, депутат парламента К.Фусу заявляет, что правящему Альянсу нечего сказать избирателям, «люди сейчас не живут лучше, может быть, даже хуже…», поэтому заявления премьера о необходимости проведения досрочных парламентских выборов уже в ноябре месяце были сделаны преждевременно. Недовольство людей социально-экономической ситуацией в стране растет. По мнению председателя АНМ С.Урекяна, инициатива о проведении референдума по изменению Конституции, а также досрочных парламентских выборов и выборов президента в 2010 году, является «капризом». Он подчеркнул, что «этот вопрос требует рассмотрения на заседании альянса и поиска компромиссного варианта». Не проходит и нескольких дней, как точка зрения несогласных с предложением Филата меняется, и все его оппоненты в этом вопросе вдруг принимают единое решение. Что же произошло? Надо полагать, разгадка заключается в том, что накануне состоялась встреча руководства Молдовы с послами государств-членов Европейского Союза и США, которых очень встревожило развитие событий в Молдове, когда Компартия приобретает все новых и новых сторонников и опережает все другие партии по рейтингу на всех проводившихся в последнее время опросах общественного мнения, несмотря на ее фактическую травлю со стороны правящей коалиции, возглавляемой М.Гимпу. Больше того, эта поддержка населения страны начинает выливаться в массовые протесты против проводимой политики альянса, которая формируется не без участия западных стран и европейских организаций – ЕС и СЕ. Многотысячные манифестации, прошедшие в конце мая в ряде крупных городов Молдовы этому весомое свидетельство. Так, что не исключено, что послы сумели разъяснить Гимпу и «гимпкомпании» суть складывающейся ситуации и «посоветовали» принять срочные меры, чтобы попытаться приостановить наметившуюся тенденцию, которая могла бы привести к возвращению молдавских коммунистов во власть. Что касается того, что Молдова может «не выдержать» трех избирательных кампаний, на проведение которых в бюджете страны средств не заложено, а это примерно 130 млн. леев (более 10 млн. долл. США), то, возможно, затраты на референдум, а также на досрочные парламентские и президентские выборы обещали покрыть те же западники. Недаром член Альянса «За европейскую интеграцию», председатель Демпартии М.Лупу уже предположил, что это может быть сделано за счет иностранных грантов, правда, не уточнил, какие внешние доноры могут профинансировать инициативу АЕИ. На упомянутой выше встрече с представителями стран- членов ЕС и США и.о. президента РМ М.Гимпу обещал, что власти Молдовы примут решение для преодоления конституционного кризиса демократическими и конституционными методами уже в ближайшее время. Решение то принято, но далеко не теми методами, о которых он говорил. Вот один пример. Небезызвестный сторонник демократии, и партия его называется демократическая, М.Лупу, говоря о предстоящих выборах, сказал, что хотя нынешняя Конституция предусматривает промежуток между референдумом и выборами в 120 дней, можно изменить Кодекс о выборах таким образом, чтобы срок был сокращен до 60 дней. Он сослался на то, что эту идею также одобрила Венецианская комиссия Совета Европы. Вот вам и демократия, и уважение к Конституции. По закону один срок, но подумаешь, можно и переделать, если это отвечает интересам сохранения у власти в Молдове нужных Западу сил. Нельзя не выделить еще один момент, который беспокоит западников и который также связан с возможным приходом коммунистов к власти. Этот момент – приднестровское урегулирование. Конечно, больше шансов найти решение молдавско-приднестровской проблемы с коммунистами, чем с нынешним правящим альянсом, во всяком случае, больше шансов на возобновление переговоров, и не обязательно в формате «5+2». Сколько шума подняли еэсовцы и американцы, когда состоялась встреча президента России Д.Медведева, президента Молдовы В.Воронина и президента Приднестровья И.Смирнова в марте прошлого года и было подписано соответствующее совместное заявление. Которое, кстати, не признается нынешним руководством Молдовы. Да и сегодня заявление президентов России и Украины по приднестровскому урегулированию от 17 мая с.г. критически воспринято в Кишиневе и вызвало тревогу на Западе. Неслучайно в конфиденциальной памятной записке о полномасштабном подключении к переговорному процессу по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта, переданной недавно министерством иностранных дел РМ в Брюссель, говорится, что механизм «5+2» является единственно законным и способным выработать и принять жизнеспособный и устойчивый особый статус приднестровского региона, основанный на полном уважении суверенитета и территориальной целостности Молдовы. Другие переговорные форматы, считают авторы документа, контрпродуктивны и неприемлемы. Явный намек на сближение позиций по приднестровскому вопросу Москвы и Киева, и опасение того, что инициатива в урегулировании может перейти к России и Украине, которые могут решить проблему без Запада. Надо сказать, что ситуация, хоть и была неожиданной для ПКРМ, она коммунистов не обескуражила. Совсем наоборот, ее председатель В.Воронин заявил 4 июня, что теперь партия отказывается от своего проекта изменения ст.78 и поддерживает идею о прямом избрании президента. Он подчеркнул, что «с этого момента Партия коммунистов открыто заявляет, что становится на позицию своей активной политической поддержки общества в вопросе избрания главы государства», «то есть, за прямые президентские выборы». Лидер ПКРМ предложил не тратить время и средства на проведение референдума, так как «во имя скорейшего преодоления политического кризиса и объявления даты досрочных выборов, Партия коммунистов готова проголосовать в парламенте за предложенную законодательную инициативу о прямом избрании главы государства. Это и будет тем самым консенсусом, которого ждет все молдавское общество», - сказал В.Воронин. А нас, как кажется, в Молдове ждет еще много неожиданного.
Геннадий Матвеевич Коненко - заведующий отделом Приднестровья и Молдовы Института стран СНГ
Материк
Вернуться назад
|