Сергей Лавров выступил в Совете Безопасности ООН 20 сентября 2017 года
20 сентября 2017 года министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил в Совете Безопасности ООН:
Фото пресс-службы МИД РФ
Текст выступления Сергея Лаврова публикует официальный сайт МИД России:
"Прежде всего хотел бы выразить соболезнование народу и Правительству
Мексики в связи с человеческими жертвами и разрушениями в результате
мощных землетрясений.
Хотел бы поблагодарить Генерального секретаря, Председателя Африканского
Союза и Председателя Группы высокого уровня за их доклады по
рассматриваемым сегодня вопросам.
Мы приветствуем инициативу Эфиопии по проведению заседания по теме реформирования миротворчества ООН.
В июне 2014 года Российская Федерация также проводила в рамках своего
председательства в Совете открытое заседание по данному вопросу. Уже
тогда было очевидно, что деятельность ООН на миротворческом направлении
требует адаптации к современным международным реалиям.
С тех пор проделана большая работа: подготовлены доклады Независимой
группы высокого уровня по операциям в пользу мира, несколько докладов
Генерального секретаря ООН, проведена реформа миростроительной
архитектуры.
Вместе с тем новые задачи в области миротворчества требуют всестороннего
обсуждения государствами-членами и Секретариатом с целью выработки
последовательных и сбалансированных подходов, преодоления фрагментарного
характера политико-правовой базы, разработки соответствующих доктрин,
своевременной подготовки нормативных документов на базе анализа
накопленного опыта.
Принципиальная позиция России состоит в том, что урегулирование любых
конфликтов должно осуществляться прежде всего политическими методами с
опорой на национальный диалог. Содействие созданию необходимых для этого
условий должно стоять во главе угла операций по поддержанию мира. В
полной мере сохраняет свою актуальность первый базовый принцип
ооновского миротворчества: «голубые каски» могут быть развернуты только с
согласия сторон конфликта. Вторым столпом ОПМ ООН является
беспристрастность. Неприемлемо, чтобы миротворцы под каким-либо
предлогом вставали на сторону того или иного участника конфликта.
Мы с большой осторожностью относимся к «усилению» мандатов
миротворческих миссий. Сила может применяться «голубыми касками» только
для самообороны и защиты мандата. Имеющийся опыт наделения миротворцев
дополнительными силовыми полномочиями, например, в Демократической
Республике Конго и Мали, пока не убедил нас в том, что повышенные
жертвы, которые приносят миротворцы в принудительных операциях,
оправданы достигнутыми «на земле» результатами. «Силовые» мандаты, если и
сохранять такую опцию, должны самым тщательным образом калиброваться
под конкретную ситуацию.
Мы приветствуем идущий в Секретариате мыслительный процесс о реформе
миротворчества. Генеральный секретарь обладает определенной свободой в
решениях административного характера, в том числе относительно
организационных преобразований в структуре Секретариата и миссиях ООН.
Однако когда речь заходит о политическом измерении миротворчества,
необходимо получать одобрение любых перемен со стороны компетентных
межправительственных органов.
Особенно это касается чувствительных вопросов, затрагивающих суверенитет
государств. С недавних пор модным направлением, активно продвигаемым
Секретариатом и «группой поддержки» из числа некоторых стран, стала так
называемая «разведка в миротворчестве». Конечно, операции по поддержанию
мира – это, прежде всего, военные подразделения, развернутые в
регионах, где имеются угрозы безопасности. В таком случае им,
безусловно, не обойтись без соответствующей рекогносцировки местности.
Хотя и здесь остро стоит вопрос о том, как будет контролироваться
полученная информация и как будет сохраняться ее конфиденциальность.
Однако расширительного толкования или «гибкого» применения «разведки» мы
не приемлем. Получение данных для осуществления оперативной
деятельности ОПМ может осуществляться только с согласия принимающего
правительства и только для ясно обозначенных, ограниченных легитимных
целей: для обеспечения безопасности миротворцев и защиты гражданских
лиц. Именно такой подход был одобрен государствами-членами при
согласовании Доклада Спецкомитета ГА ООН по ОПМ. Считаем недопустимым
произвольно интерпретировать поручения Секретариату, которые были даны
государствами. Это наносит ущерб авторитету ООН и будет негативно
сказываться на проведении ОПМ.
Важнейшим фактором поддержания международного мира и безопасности
является подлинное партнёрство членов международного сообщества. Мы
приветствуем усилия региональных и субрегиональных организаций,
действующих в зонах своей ответственности в соответствии с Главой VIII
Устава ООН.
Отмечаем существенные успехи Африканского
союза в деле формирования общеконтинентальной архитектуры мира и
безопасности. Убеждены, что только активные усилия самих
африканцев позволят урегулировать конфликты на континенте. Призываем
всех способствовать тому, чтобы именно страны Африки играли основную
роль в определении путей установления мира и безопасности
согласно сформулированному ими самими принципу: «Африканским проблемам –
африканское решение». Странам Африки приходится сталкиваться не только с
внутренними проблемами и конфликтами, но и с беспрецедентным
ростом террористической угрозы, резко обострившейся в результате военных
авантюр в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Перетекание боевиков и оружия через Ливию на юг – в Мали, Нигер, Чад
– создало
многочисленные террористические угрозы в Сахаро-Сахельском регионе. Наладилось
взаимодействие ИГИЛ с «Боко Харам», «Аль-Каидой в Исламском
Магрибе». На севере Мали и в
Нигере активизировалась группировка «Мурабитун», стремящаяся объединить
все экстремистские структуры Мали, Нигера и Мавритании. В Сомали не
снижает активности «Аш-Шабаб».
Россия последовательно выступает за более эффективное содействие
странам Африки в наращивании их контртеррористического
потенциала. Готовы делиться с африканскими партнерами имеющимся опытом в
сфере антитеррора. Ежегодно в российских образовательных учреждениях
проходят подготовку сотни африканских миротворцев и полицейских.
Страны Африки ставят вопрос о материальном и финансовом содействии их
усилиям по поддержанию международного мира и безопасности, в том числе в
рамках партнерства ООН и Афросоюза. Готовы искать общеприемлемые
договоренности.
Есть перспективы и у взаимодействия между ООН и ОБСЕ. Такую возможность
предполагает российская инициатива учредить Миссию ООН по охране СММ
ОБСЕ на юго-востоке Украины с целью содействия строгому и всеобъемлющему
выполнению Минских договоренностей по урегулированию внутриукраинского
кризиса. Как известно, эти договоренности были одобрены единогласно в
резолюции 2202 Совета Безопасности ООН. Увиливать от ее выполнения – нехорошо.
Миротворчество – одно из ключевых направлений деятельности ООН, имеющее
огромное практическое значение для жизней миллионов людей. Свой вклад в
него вносят все государства-члены, прежде всего страны-поставщики
контингентов. Призываем к тому, чтобы все общие вопросы, имеющие
отношение к миротворчеству, обсуждались в соответствующих форматах –
Специальном комитете по операциям по поддержанию мира и в Пятом
комитете. Думаю, что синергия усилий в рамках Генассамблеи и Совета
Безопасности позволит эффективно обеспечивать универсальный характер и
уникальную легитимность ооновского миротворчества.
Благодарю за внимание".
Вернуться назад
|