ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Почему провалилось «Восточное партнерство»?
Почему провалилось «Восточное партнерство»?23-06-2017, 07:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Почему Европейский союз не смог долгосрочно обеспечить мир и благосостояние при помощи проекта «Восточное партнерство»?
Когда
Европейский союз в 2008 году создал проект «Восточное партнерство»
с Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдавией, Украиной и Белоруссией,
были велики надежды на политическую трансформацию. Однако пока что
ни в одной из стран партнерство с ЕС в долгосрочной перспективе
не способствовало миру, благосостоянию и стабильности.
В исследовательском проекте Свободного университета Берлина
под руководством политолога Тани Бёрцель (Tanja Börzel) ученые ищут
возможные причины такого развития. Кроме того, они задают вопрос, какие
возможности существуют для достижения целей в будущем.
Проект
«ЕU-STRAT — ЕС и страны Восточного партнерства. Внутренний анализ
и стратегическая экспертиза» создан при международном сотрудничестве
одиннадцати университетов и исследовательских центров. В их число входят
партнеры из ЕС, Швейцарии, Молдавии, Украины и Белоруссии. Доктор
политических наук Эстер Адеммер (Esther Ademmer) из Института имени Отто
Зура Свободного университета Берлина является координатором проекта
по научной части.
ЕС недооценил близость бывших советских республик с Россией
ЕС недооценил
близость бывших советских республик с Россией, говорит Эстер Адеммер.
«Насколько велик интерес к хорошим отношениям с ЕС, настолько же
Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия — хотя
и в разной степени — заинтересованы в хороших отношениях с Россией».
Государства зачастую в экономическом плане зависят от большого соседа,
но также и тесно связаны с другими странами, среди которых — Турция
и США.
«В предыдущих
анализах роль ЕС была переоценена, — говорит политолог. — Наша задача —
рассмотреть перспективы отдельных государств». К этому относится
и общий анализ экономической и политической системы. «Мы хотим знать,
какими стимулами обладают элиты внутри стран для реализации политических
реформ».
Отправной
точкой стало исследование американского экономиста Дугласа Норта
(Douglas North). Он поводит различие между системами с «ограниченным
доступом», когда политические элиты контролируют экономику, и «открытым
доступом», где доминирует политическая и экономическая конкуренция.
Первое, как правило, относится к развивающимся странам, в то время
как последнее касается развитых стран западного мира. Норт описывает два
полюса. Участники проекта ЕU-STRAT пытаются классифицировать область,
находящуюся между ними. «Цель — лучше описать системы стран Евразии,
которые находятся между системами с ограниченным доступом и открытым
доступом», — говорит Адеммер.
«Элиты не заинтересованы в свободных и честных выборах»
В рассматриваемых
странах хотя формально и существует конкуренция, однако де-факто она
есть лишь в ограниченном виде, говорит исследователь: «Элиты этих стран
не заинтересованы в свободных и честных выборах». Но их нельзя
приравнивать к диктатурам, в которых изменения практически исключены.
«Мы хотим
проанализировать, кто из них — игрок, который в странах „Восточного
партнерства" мог бы выступить в поддержку политической конкуренции,
и как таких игроков можно укрепить», — говорит Адеммер. Речь идет о том,
что нужно понять не только ситуацию в этих странах,
но и проанализировать возможности воздействия со стороны ЕС. Это
касается как политики, так и экономики.
При
этом необходимо конкретно проанализировать, как можно устранить
коррупцию или монополизацию и превратить олигархические формы экономики
в честную конкуренцию. «Мы хотим понять, где находятся те точки влияния
для развития в этих странах систем открытого доступа, — говорит
Адеммер. — Однако для этого, конечно, необходима и политическая воля».
Вернуться назад |