ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > «Битва за Средиземье»

«Битва за Средиземье»


27-03-2010, 20:48. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Битва за Средиземье»: трилогия.

 Виталий Толкачев

Идея транснационального средиземноморского объединения существует не первое десятилетие. Союз для Средиземноморья (СДС) – очередной проект межрегиональной международной организации, объединяющей более четырех десятков государств Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. 13 июля 2008 г. в Париже состоялся учредительный саммит организации, а 4 ноября на встрече в Марселе министры иностранных дел стран-участниц постановили, что штаб-квартира будет находиться в Барселоне и к деятельности СДС подключатся представители Израиля и Лиги арабских государств (ЛАГ). В качестве полноправных членов Союз для Средиземноморья насчитывает, таким образом, 43 государства (27 государств ЕС плюс Албания, Алжир, Босния и Герцеговина, Хорватия, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Мавритания, Монако, Черногория, Марокко, Палестинская автономия, Сирия, Тунис, Турция) и одну международную организацию.

Барселонский путь

Первое официальное название новой организации: «Барселонский процесс: Союз для Средиземноморья», ибо она рассматривается как продолжение так называемого «Барселонского процесса» – форума по евро-средиземноморскому сотрудничеству, запущенного в середине 1990-х годов, основой которого стали Новая интеграционная стратегия ЕС в Южном Средиземноморье 1992 г., Барселонская Декларация 1995 г., Стратегия ЕС в районе Средиземноморья 2000 г., пятилетняя Рабочая программа, принятая на Барселонском саммите 2005 г. и несколько десятков основных рабочих документов. В них зафиксированы основные цели данного форума, задачи для их достижения, а также пути решения возникших в ходе деятельности этой организации проблем. В основополагающей декларации 1995 г. были зафиксированы ключевые принципы действий в политической, финансово-экономической, культурной и социальной областях: создание зоны стабильности и мира, экономическое процветание и улучшение условий жизни, инвестиции в страны южного Средиземноморья, охрана окружающей среды, борьба с международной организованной преступностью и терроризмом, решение миграционных проблем. В экономическом плане обозначено стремление установить в регионе зону свободной торговли в 2010 г., что было подтверждено потом в 2005 г. на новом Барселонском саммите. Тогда же проблемы миграции и борьба против терроризма были отмечены среди первостепенных областей партнерства.

Подобное евро-средиземноморское партнерство (часто называемое «Евромед») включает два взаимодополняющих измерения: двустороннее взаимодействие Европейского Союза с каждой из заинтересованных стран и региональное, стимулирующее сотрудничество между странами региона. «Направляющий» и координирующий механизм предусматривал Конференции министров иностранных дел раз в полтора года и их собрания в промежутках между этими Конференциями, ежеквартальные собрания высокопоствленных чиновников, принимающих решения в рамках соответствующих программ. Впоследствии начала функционировать Евро-средиземноморская парламентская ассамблея с консультативной функцией.

Европейская комиссия, имея исключительную компетенцию в вопросе торговых отношений, полностью связана с процессом в качестве полноправного члена. Она управляет двусторонними соглашениями и в то же самое время проектами, финансированными при помощи программы MEDA, включенной в 2006 в Европейский инструмент соседства и партнерства.

Европейский инвестиционный банк также принимает участие в финансировании Барселонского процесса. Политика ссуд следует за тремя направлениями: развитие частного предпринимательства, создание базовой инфраструктуры, поддержка проектов регионального значения. Поддержку частного сектора призвана осуществлять созданная в 2002 программа этого банка по содействию инвестициям и партнерству в Средиземноморье (FEMIP).

Важную роль в культурном сотрудничестве между народами средиземноморского региона играет открытый 20 апреля 2005 г. в Александрии Фонд имени министра иностранных дел Швеции Анны Линд, убитой в 2003 г.

Через программу MEDA европейское финансирование для стран региона составило на период 1995-2006 гг. – 3,4 млрд. евро, а на период 2000-2006 гг. – 5,35 млрд. евро. Хотя эти цифры, исходя из реальных потребностей хозяйств региона или из выражения этой помощи на душу населения, и выглядят очень скромно, они смогли профинансировать некоторые инфраструктурные проекты инфраструктуры. На 2007-2010 гг. Европейский инструмент соседства и партнерства предусматривал для южных соседей ЕС суммы более значительные, чем для восточных, причем как во внутрирегиональных программах, так и в совокупности программ по отдельным странам.

Среди региональных проектов, кроме того, следует назвать создание программ по правам человека, сотрудничеству между городами, местными территориальными властями, научному сотрудничеству, по молодежным проектам, а также распространение на регион программы TEMPUS по обмену в рамках сферы высшего образования. В рамках движения к зоне свободной торговли по инициативе Марокко 25 февраля 2004 г. было подписано соглашение о свободной торговле между Марокко, Тунисом, Египтом и Иорданией (Агадирское соглашение), что было поддержано Евросоюзом, выделившем на поддержку проекта 4 млн. евро.

На развитие в частном секторе Европейский инвестиционный банк в период 1995-2006 гг. предоставил ссуды более чем 11 млрд. евро. Усилить экономическое развитие региона пытается также Ассоциация торговых и промышленных палат Средиземноморья, которая находится в Барселоне.

Однако все успехи Барселонского процесса фактически связаны с соглашениями между Еврокомиссией и странами региона. Собственно же региональное сотрудничество развивается крайне медленно. Если за десять лет существования процесса ЕС для Средиземноморья – это главный торговый партнер (более 50%), инвестор (36% прямых инвестиций) и кредитор (около 3 млрд. в год), то внутрирегиональное экономическое сотрудничество достигает только 15% своего потенциала – самый маленький показатель в мире для региона такого размера.[i]

Однако многие другие сферы отношений оставались почти не урегулированными: сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, энергетика, вопросы занятости и охраны окружающей среды в регионе. Большое разочарование принесла сфера безопасности. Эскалация арабо-израильского конфликта в начале XXI века пагубно сказалась как на желании сотрудничества в формировании региональной системы безопасности, так и на инициативах сотрудничества в других сферах. Также плохо обстоит дело с развитием демократии и прав человека, в результате чего финансовое стимулирование через Европейский инструмент соседства и партнерства призвано повысить эффективность планов по демократизации в регионе и по борьбе с радикальным исламизмом. Не смог Барселонский форум действенно ответить и на миграционные проблемы в Средиземноморье.

Более десяти лет существования Барселонского процесса позволяют говорить о достаточно скромных результатах деятельности данного форума. Большинство целей так и не было достигнуто. Большинство программ были не чисто внутрирегиональными (как, например, Агадирское соглашение), а представляли собой индивидуальные соглашения конкретной страны с Еврокомиссией. Финансовые инструменты поддержки, с одной стороны, имеют большое значение для государств региона, а с другой, на деле становятся некой помощью развитию страны, не затрагивающую структурных изменений. Все это послужило почвой для выдвижения идеи нового проекта (Союза для Средиземноморья) со стороны Франции.

Французский путь

На официальном уровне идея СДС продвигалась Николя Саркози во время президентской предвыборной кампании во Франции 2007 г. Главная роль в разработке этой идеи принадлежала его советнику Анри Гэно, занявшим после избрания Саркози главой государства пост специального советника при президенте Франции. Известный своим евроскептицизмом, А. Гэно видел этом проекте, не охватывающем, причем, несредиземноморские страны ЕС, кроме Португалии, во-первых, попытку установить более тесные отношения Франции со странами региона вне рамок ЕС, а во-вторых, альтернативу вступлению в Евросоюз Турции, против чего фактически выступает Франция. Этот французский проект фактически признавал несостоятельность Барселонского процесса и пытался постепенно превратить Францию в исключительного лидера этого региона, богатого углеводородным сырьем.

Выступая 23 октября 2007 г. в Танжере, президент Саркози пригласил всех руководителей прибрежных средиземноморских государств принять участие в саммите в Париже в июне 2008 г. (перед французским председательством в ЕС), который должен ознаменовать политическое рождение Союза для Средиземноморья (в самой речи Саркози уже употреблял этот термин). Саркози, принимая во внимание опыт Барселонского процесса, рекомендует сотрудничество между странами на основе равенства в таких областях как вода, окружающая среда, энергия, транспорт, называя приоритетными областями культуру, воспитание, здоровье, человеческий капитал, т.е. узконаправленные проекты по подобию начальных планов европейской интеграции. Причем новый союз не должен заменить все существующие мероприятия, а должен функционировать во взаимодействии с Еврокомиссией и взаимодополнять Барселонский процесс. Израиль приглашен участвовать в проекте наравне с арабскими странами.

Реакция не всех средиземноморских стран была благосклонна к новому проекту, некоторые страны высказали свои замечания. Часть арабских государств не хотела, например, быть связанной в рамках новой формы сотрудничества какими-либо обязательствами по нормализации отношений с Израилем или опасалась несправедливого распределения полномочий в рамках СДС.[ii] Турция, стремящаяся вступить в Евросоюз, вовсе не приняла Союз для Средиземноморья, увидев (причем, не без оснований) в нем возможность отрицательного влияния на процесс своего участия в европейской интеграции.

Но самое большое неудовольствие французским проектом, исключающим Северную, Центральную и Восточную Европу, высказали центральные структуры ЕС и страны, оставшиеся вне этого Союза, особенно Германия. Государства, больше получающие из фондов ЕС, чем платящие в них, испугались снижения субсидий в пользу Юга. Некоторые высокие чины Европейской комиссии заявляют, что французы хотят «перекачать» европейские фонды в пользу своей зоны влияния на Юге.

Но самые большие проблемы у Саркози были с позицией ФРГ, тем более что соответствующих консультаций, предусмотренных форматом тесного франко-германского взаимодействия, не проводилось. В Берлине, где не все были, например, довольны совместным руководством с французами концерном ЕАДС, говорили о рисках получения исключительно Францией особо выгодных контрактов средиземноморского региона, ибо фактическое дублирование механизмов деятельности Барселонского процесса и СДС дает прямую возможность Франции использовать в своих целях результаты проектов, где были задействованы ресурсы ЕС в целом, в том числе, конечно, и Германии как ведущего «инвестора» программ Евросоюза.

Отношения обострились после заявления Саркози в конце ноября 2007 г. о том, что Франция и Алжир сформируют ось Средиземноморского союза. А в начале декабря последовала жесткая реакция канцлера ФРГ А. Меркель, заявившей, что создание Средиземноморского союза вызвало бы напряжение в Европе. Общей политике ЕС и франко-германским отношениям угрожала, по ее мнению, такая ситуация, когда ЕС смотрит на Восток, Франция ориентируется на Юг, т.е. возникнет некое противостояние Германии вместе с центральноевропейскими и восточноевропейскими странами, с одной стороны, и Франции и средиземноморских государств, с другой.[iii]

Для урегулирования разногласий во «франко-германской паре» в начале 2008 г. в Берлин направлен А. Гэно. Однако дело чуть было не дошло до дипломатического скандала из-за достаточно резкого разговора с немецким государственным секретарем по европейским делам Рейнхардом Зильбербергом.[iv]

[i] Lupaescu, Mirabela. Le processus de Barcelone : quel bilan 12 ans après? 05-05-2008

[ii] Mini-sommet arabe à Tripoli pour discuter de l'Union pour la Méditerranée // L'Express,10.6.2008.

[iii] Weiland Severin und Simons Stefan. Deutsch-französische Achse: Sarkos Solotouren ärgern Berlin // SPIEGEL ONLINE – Politik – 07.12.2007; Pläne für Mittelmeerunion: Merkel warnt vor Spaltung Europas // SPIEGEL ONLINE – Politik – 05.12.2007

[iv] Union pour la Méditerranée: Merkel recadre Sarkozy // Coulisses de Bruxelles, UE, 15.03.2008

 

 

East+West Review

 

«Битва за Средиземье»: трилогия.

 Виталий Толкачев

Европейский путь

Саркози, конечно, понял, что, не договорившись с Германией, нельзя успешно продвигать свои важнейшие инициативы, и уже 3 марта 2008 г. на встрече в Ганновере на открытии компьютерной выставки CeBIT президент Франции и канцлер ФРГ А. Меркель достигли договоренности об участии в СДС всех государств Евросоюза и о внесении этого вопроса в повестку дня ближайшего саммита ЕС 13-14 марта. Последние попытки Франции принять свой проект, представляя его своим европейским партнерам как «южную копию» Совета государств Балтийского моря (СГБМ), в котором только прибрежные страны могли бы быть полноправными членами, а другие имели бы статус наблюдателя, успеха не имели. В результате Союз для Средиземноморья стал фактически видоизмененным Барселонским процессом с Европейской комиссией в центре механизма и полноправным участием всех государств ЕС. «Это – Барселона+», – резюмировал решение Европейского совета премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Точку в ключевых идеях первоначального проекта А. Гэно поставил председатель Еврокомиссии Баррозу, заявив, что «Союз за Средиземноморье» – не альтернатива вступлению Турции в ЕС. Получив эти заверения, Турция присоединилась к проекту.

Особую позицию по отношению к СДС заняла Ливия, которая считается наблюдателем. Муаммар Каддафи не приехал на учредительный саммит, расценив новую организацию как подрыв единства арабских и африканских стран. «…Если Европа хочет сотрудничать с нами, пусть делает это с Лигой арабских государств или Африканским Союзом… Мы не принимаем того, что Европа обратилась к одной группе стран … Мы не являемся ни голодными, ни собаками, чтобы они нам бросали кости», – в таком духе ливийский лидер отреагировал на новый проект.

Союз для Средиземноморья определил шесть первостепенных проектов, находящихся в центре его деятельности:

1. очистка Средиземного моря;

2. создание морских и наземных трасс;

3. запуск инициатив гражданской обороны, предназначенных бороться против катастроф естественного и человеческого происхождения;

4. составление средиземноморского плана по использованию солнечной энергии;

5. открытие Евро-средиземноморского университета в Словении;

6. поддержка малого и среднего предпринимательства.

Среди структурных преобразований саммита на высшем уровне в июле 2008 г. в Париже и в особенности собрания министров иностранных дел 3-4 ноября 2008 г. в Марселе (постановившего снова именовать организацию Союзом для Средиземноморья) следует назвать прежде всего двойное председательство в СДС со стороны государства Евросоюза и со стороны одного из средиземноморских партнеров ЕС (первыми стали Франция и Египет), саммиты глав государств и правительств раз в два года, проведение министерских встреч и встреч чиновников высокого ранга, создание секретариата в Барселоне, призванного следить за многоукладными проектами регионального, субрегионального и транснационального значения.

Однако новую организацию тут же постиг кризис. Очередная вспышка арабо-израильского противостояния в Газе в конце 2008 г. Проведение важных встреч в рамках СДС заморожено, хотя принятые программы продолжают исполняться.

***

Нерешенный ближневосточный конфликт в который раз уже ставит вопрос об эффективности системы регионального сотрудничества, усугубляя и без того напряженную ситуацию в Средиземноморье из-за различных подходов государств к функционированию этой системы. Различие стратегических целей, низкий уровень диверсификации экономик, различный для каждой страны приоритет проблем и зачастую необоснованные ожидания от финансовой помощи извне вносят свой вклад в сдерживание процессов интеграции в регионе. Достаточно обоснованные доводы в пользу функциональной интеграции, т.е. пути конкретных малых проектов, наталкиваются на непонимание со стороны стран Южного Средиземноморья. Охрана окружающей среды, альтернативные источники энергии, развитие образования и науки – больше цели для западного общества (которое не совсем корректно принято называть сейчас постиндустриальным), но не для партнеров ЕС, для которых более актуально решение проблем бедности, голода, безработицы, миграции и т.п. Кроме того, как отмечал в апреле 2008 г. в газете «Фигаро» Антуан Басбу, директор Исследовательского центра арабских стран (l'Observatoire des pays arabes), внушает опасение для будущего Союза слишком разная система ценностей европейских и ряда арабских стран, недемократичность режимов в последних, где у власти находятся либо пожизненно, либо вообще власть фактически передается по наследству. «Главная озабоченность этих руководителей не состоит в том, чтобы интегрироваться в клуб средиземноморских демократий, а сохранить их режимы и поддерживать их кланы у власти. <…> Большая часть заинтересованных режимов хотела бы «собрать» европейский финансовый вклад, не меняя жизни населения, и не реформируя управление в стране. Любой проект модернизации угрожает их суверенитету, их политической вечности. Давать свободу их народу, устанавливать правовое государство или предлагать их молодежи настоящую перспективу – это не на повестке дня», – писал А. Басбу.

В самой же Европе события, связанные со Средиземноморским Союзом выявили фактически новую систему баланса сил. Амбициозный французский проект, призванный расширить влияние Франции в средиземноморском регионе, натолкнулся на жесткое сопротивление со стороны многих государств Европейского Союза (особенно ФРГ), чье участие в предполагаемой организации не предусматривалось. В рамках ЕС существует возможность складывания очень любопытной ситуации: ни одно государство не сможет усилить отстаивание своих интересов в программах, где не отражаются интересы ЕС в целом или, по крайней мере, подавляющего большинства стран. В противном случае существует реальная угроза блокирования недовольными любых инициатив «нарушившего» некий баланс сил государства. Пример Франции это четко показывает. С другой стороны, французские власти сами изначально допустили ряд ошибок при разработке проекта и его презентации, не учтя ряда обстоятельств. Во-первых, СДС предполагал параллельное существование с Барселонским процессом, а это явно свидетельствует о возможности французов строить свои планы, учитывая программы, финансируемые из бюджета Евросоюза, что облегчило бы им самим финансовое бремя. Во-вторых, аргумент неучастия Франции в Совете государств Балтийского моря в спорах об участии не всех государств Евросоюза в СДС не совсем корректен, так как, в отличие от Средиземноморья, изначально участие всех государств ЕС в СГБМ и не предполагалось, т.е. не было идеи создавать какие-то параллельные структуры. В конечном итоге, Париж в случае со Средиземноморским Союзом предпочел не рисковать, не идти на нарастание напряженности и согласился принять условия своих партнеров по Евросоюзу, в результате чего появилась компромиссная организация «Союз для Средиземноморья».

 

eastwest-review.com



Вернуться назад