ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Зачем Канаде усиление санкций против России?
Зачем Канаде усиление санкций против России?30-11-2016, 09:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Довольно неожиданной новостью последних дней стало введение Канадой дополнительных мер санкционного воздействия на Россию. В связи с этим возникает резонный вопрос о причинах таких действий, о степени соответствия принимаемых мер поставленным целям. Кроме того, отдельным аспектом этого является определение заинтересованных сторон, что мы и попытаемся сделать. Суть решения и его предпосылкиПолитика санкций длится уже на протяжении нескольких лет, в результате чего у западных политиков уже не осталось эйфории по поводу того, что это позволит быстро надавить на российскую сторону и добиться желаемых политических результатов до того, как ответные меры смогу оказать негативное влияние на экономику ЕС и Америки. Естественно, что ряд решительно настроенных политиков активно лоббирует усиление санкций, чтобы добиться всестороннего охвата воздействия, однако принятие симметричных ограничений становится всё более весомым ответным фактором. Помимо этого, в ближайшие несколько месяцев никто подобных шагов не ожидал, поскольку в США, являющихся инициатором данных мер, в настоящее время весьма конфликтно идёт процесс смены правительства, сопряжённый с внутренней напряжённостью. Поэтому принятие подобных решений было отложено до тех пор, пока не будет сформирована официальная позиция нового президента и его кабинета министров. Помимо постоянных призывов Украины к усилению санкций, в последнее время об этом говорили и в Германии, но подобные дискуссии там ведутся регулярно. А вот что касается Канады, то она впервые выступила как самостоятельный инициатор, а не присоединилась к лидирующему большинству. Самой же названной причиной усиления санкций является непринятие Канадой результатов внутрироссийских выборов, проведённых в сентябре этого года, поскольку якобы имеются вопросы к их законности. Но при этом официальный МИД Канады заявил, что подобные меры способствуют выполнению минских договорённостей и демонстрируют неизменность позиции государства по этому вопросу. Несмотря на отсутствие непосредственной взаимосвязи между причинами и преследуемыми целями, правительство Канады убеждено, что это эффективная мера воздействия. Эффективность мер и их последствияСами дополнительные санкции носят скорее формальный характер, поскольку направлены против 15 человек, занимающих различные должности в государственном аппарате, в том числе и в Крыму. Официальная причина такой избирательности – их якобы отношение к сепаратизму. В качестве мер непосредственного воздействия предложено запретить указанным лицам въезд на территорию Канады, а также заморозить их активы, если в канадской юрисдикции таковые имеются. Конечно, если рассматривать подобные действия в том же ключе, что и рассмотрение аналогичных мер в Евросоюзе, прошедшее 8 ноября, то очевидно, что политика санкций себя исчерпала. Как Канада, так и страны ЕС в настоящее время предлагают меры воздействия исключительно на чиновников, имеющих то или иное отношение к Крыму, и на экономических показателях это не скажется.
Вполне очевидно, что сами санкции в ближайшие годы отменены не будут и сохранятся на неопределённый срок. Этого мнения придерживается и Алексей Фененко, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН. И если в марте этого года в список попали 5 граждан и 14 компаний, то нынешний виток событий — скорее демонстрация стабильной позиции. Если же абстрагироваться от конкретики принятого решения и задаться вопросом об истинных мотивах, то значимых целей и возможных результатов непосредственно для Канады обнаружить не удастся. Дело в том, что такая активизация антироссийской политики в момент неопределённости окончательной позиции со стороны США не позволит повысить свой статус на международной арене, к тому же интерес к таким действиям довольно быстро сходит на нет. Кроме того, не было уточнено, а имеются ли вообще у вышеупомянутых лиц какие-либо активы, находящиеся в канадской юрисдикции — ведь если таковых нет, то подобное решение уже будет сопряжено с абсурдом. Помимо этого, в сопроводительном заявлении не указаны требования по возврату территории Крымского полуострова, что ещё больше дискредитирует документ. Естественно, даже такие спорные шаги не могли остаться без внимания российских ведомств. Так, Кирилл Калинин, пресс-секретарь российского посольства в Канаде, заявил о неизбежности принятия ответных мер.
Что касается выстраивания межгосударственных отношений, то, скорее всего, как мы можем наблюдать из текущей ситуации, экономические связи будут постепенно восстанавливаться на тех направлениях, которые выгодны США и Евросоюзу. Меры же политического воздействия будут расширяться, однако их реальная эффективность с каждым годом становится всё ниже. Что же в действительности может стоять за подобным шагом? Если рассматривать геополитику в целом, то новое правительство в США ещё не сформировано и свою позицию по этому вопросу сформулирует не ранее инаугурации нового президента. Однако старый аппарат всё ещё полноценно функционирует, хотя и не может протолкнуть дополнительные санкции против России. Виду этого, могла возникнуть потребность в ряде государств, которые бы продемонстрировали миру, что такая политика вовсе не исчерпана, а кратковременная заминка со стороны США вызвана внутриполитическими процессами. Естественно, что в том случае, если такие шаги не найдут понимания и поддержки со стороны нового американского правительства, на страны–инициаторы будет возложена огромная ответственность, которая может вылиться в серьёзные экономические трудности. Именно поэтому в качестве инструмента воздействия и были выбраны столь малоэффективные меры. Потеря интереса США к Украине, которая может быть обусловлена необходимостью оказания какого-либо содействия, может привести к изменению риторики санкционной политики и акцентированию внимания на сирийской проблеме. В таком случае принятие опрометчивых шагов с чётко прописанными первопричинами ставит Канаду и Швейцарию в положение аутсайдеров, вынужденных в спешном порядке нивелировать свои шаги по отношению к России.
Естественно, что это прекрасно понимают и в правительствах этих стран, именно поэтому в качестве причин ужесточения санкций не указан Крым, поскольку в этом случае снятие ограничений в будущем невозможно. Стоит упомянуть и о том, что, в отличие от европейских и американских корпораций, Канада до сих пор не имеет экономических интересов и потенциальных выгод на Украине. Более того, основные сферы влияния в экономике последней уже распределены, ввиду этого прагматичная сторона вопроса становится ещё менее явной. Действительно, на фоне ослабления интереса к Украине со стороны Европы и США, усиление санкционной политики могло бы принести Канаде весомые дивиденды в виде выстраивания всесторонних связей с украинской стороной и создание благоприятной среды для интеграции собственных компаний на её территории. Однако такие шаги уже невозможны, поскольку пересекутся с более влиятельными игроками, чего также допускать нельзя. А вот необходимость скорого выстраивания отношений с Россией на фоне будущих энергетических проектов в Арктике никто не отменял. И тут складывается далеко не самая благоприятная обстановка для интересов самой Канады, что в очередной раз демонстрирует необдуманность подобных мер в долгосрочной перспективе.
Аналогичный ход со стороны Швейцарии выглядит куда более значимым, поскольку финансовые активы крупных чиновников и их родственников зачастую находятся в юриспруденции этого государства. Канада не входит в десятку стран-лидеров по внешнеэкономическому и политическому взаимодействию с Россией, поэтому какого-либо ощутимого ущерба подобные меры причинить не могут. Такую же оценку им дал и член Совета Федерации Алексей Пушков, заявив, что влияние Канады на международные процессы крайне невелико. Таким образом, ужесточение санкций стоит, прежде всего, понимать как стремление продемонстрировать самостоятельность на внешнеполитической арене. Автор: Сергей Василенков
Вернуться назад |