Впервые за
10-летнюю историю существования Совета
ООН по правам человека выборы членов этого органа вызвали значительный
резонанс. Предвыборный процесс сопровождался беспрецедентным давлением
англосаксов на государства — члены
ООН с целью воспрепятствовать переизбранию России в состав Совета.
К «обработке» общественного мнения был привлечен ряд правозащитных
организаций, направивших в СПЧ петицию с требованием не допустить
вхождения в него России
из-за действий в Сирии. Неизбрание России свидетельствует об очередном ударе по репутации
ООН и ставит под вопрос способность ряда ее членов принимать беспристрастные решения.
В ходе состоявшихся 28 октября 2016 г. в Генеральной Ассамблее
ООН выборов новых членов Совета
ООН по правам человека (СПЧ) на период
2017—2019 гг. на два места в Совете группа восточноевропейских государств выдвинула
три кандидатуры — Венгрию, Россию и Хорватию. По итогам голосования
Россию поддержали 112 государств, Хорватию — 114 и Венгрию — 144
государства. США и Великобритания получили «входной билет» в СПЧ
от группы западноевропейских и других государств на безальтернативной
основе. Данный факт свидетельствует о стремлении Вашингтона и Лондона
захватить бразды правления в одном из ведущих правозащитных органов
системы
ООН для продвижения своих политически ангажированных инициатив.
Одной из них, несомненно, стал созыв за неделю до выборов (21 октября)
по инициативе группы государств во главе с Великобританией
25-й спецсессии СПЧ по ситуации в Сирии. В результате была принята одиозная
в своей однобокости резолюция, цель которой — возложить ответственность
за происходящее в восточной части Алеппо на сирийскую армию
и ее союзников. При этом авторы резолюции отказались осудить содействие
извне международным террористам в Сирии, признать необходимость
размежевания джихадистов и «умеренной» оппозиции, поддержать усилия
спецпосланника генерального секретаря
ООН по сирийскому урегулированию С. де Мистуры по выдворению из Восточного
Алеппо джихадистов и их пособников. Хоть резолюция и была принята 24
голосами, семь делегаций выступили против при 16 воздержавшихся.
Соответственно, количество не поддержавших документ государств
фактически равно численности его сторонников, что свидетельствует
о сохранении значительного водораздела в концептуальном понимании
государствами задач СПЧ. Именно за счет удаления «со сцены» России
западные государства стремятся обеспечить свое доминирующее влияние
в Совете и использовать его в качестве инструмента для вмешательства
во внутренние дела «неугодных» государств и подрыва основных принципов
международного права.
Тем не менее история показывает, что попытки некоторых государств использовать органы
ООН для реализации своих геополитических целей, как правило, заканчивались плачевно. Так,
из-за своей предвзятости бесславно канула в Лету предшественница СПЧ — Комиссия
ООН по правам человека.
Показательно, что Вашингтон в течение длительного времени воздерживался от вступления в СПЧ, в том числе
из-за необходимости прохождения новой процедуры, в рамках которой проводятся
регулярные обзоры выполнения государствами обязательств в области
соблюдения прав человека. Явное раздражение в американской столице
вызывал сам факт того, что другим может быть позволено давать оценку
«образцовой» системе США. Как показала практика, опасения были
не безосновательными. Так, результаты прохождения в 2010 г. США первого
универсального обзора стали ошеломляющими.
Государства-члены и наблюдатели
ООН вынесли в адрес Вашингтона 228 — рекордное число — рекомендаций,
касающихся соблюдения прав человека и устранения их нарушений внутри
страны и в ходе военных операций за рубежом. В рекомендациях особо
отмечена необходимость отмены смертной казни, закрытия тюрьмы на базе
в Гуантанамо, тщательного расследования случаев применения пыток
и превышения полномочий силовыми структурами, борьбы с расовой
дискриминацией и нетерпимостью, соблюдения прав мигрантов, меньшинств
и коренных народов.
В ходе состоявшегося в 2015 г. второго обзора было констатировано
ухудшение положения с правами человека в США. Резкую критику вызвали
незаконные и противоречащие международным нормам в области прав человека
методы американских спецслужб по скрытому сбору персональной
информации, в том числе за рубежом. Подчеркивалось, что Вашингтон
не спешит присоединяться к основополагающим международным договорам
в области прав человека, включая Конвенцию о правах ребенка, —
инструмент, который ратифицировали все государства мира за исключением
США и Сомали.
В этой связи факт отсутствия России в составе СПЧ в ближайшей
перспективе может быть использован для обхода действующих в Совете
процедур, выставляющих западные «демократии» в неблаговидном свете. Уже
сейчас наблюдается чрезмерное увлечение наращиванием деятельности Совета
по страновым сюжетам, что подрывает концепцию универсального
периодического обзора. Известно также о реализации планов западных стран
по превращению СПЧ в квазисудебный мониторинговый механизм
и продвижению на его площадке противоречивых концепций, в том числе идеи
создания всемирного суда по правам человека. Несложно догадаться, что
в фокусе его внимания окажутся исключительно «неугодные» Западу
государства. Дмитрий Кику,
к. полит. н., эксперт
Вернуться назад
|