ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Обзор Аравийского региона: что стоит за перестановкой власти в КСА, кто хочет разделить Йемен и другие события апреля-мая 2016

Обзор Аравийского региона: что стоит за перестановкой власти в КСА, кто хочет разделить Йемен и другие события апреля-мая 2016


4-06-2016, 13:42. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Как обычно, новый обзор следует начать с самой влиятельной страны региона – Саудовской Аравии, которую недавно в Великобритании определили в качестве нового центра силы в арабском мире.

Саудовская Аравия

Новой тенденцией во внутренней политике страны стал призыв сына короля Салмана, отказаться от нефтяной зависимости и диверсифицировать экономику. Этот грандиозный план под названием "Доктрина-2030", предложенный 25 апреля, предусматривает создание суверенного фонда с активами в $2 трлн, а также продажу 5% акций Saudi Aramco, вложение инвестиций в "ненефтяные отрасли", поддержку частного сектора и сокращение госрасходов.

Но западные эксперты отмечают, что можно десятилетиями говорить о диверсификации экономики, но пока все это заканчивалось безрезультатно. Экономисты считают, что для успеха плана нужны коренные реформы в самом саудовском обществе – отказ от субсидирования основных продуктов и услуг; введение новых налогов; ограничение влияния религиозных институтов. (В контексте последнего примечательным стало сокращение полномочий религиозной полиции, которым теперь запрещено арестовывать и проверять граждан, что можно считать жестом в сторону либеральных кругов). Однако все это может привести к изменению т.н. "общественного договора", подразумевающего "защиту народа взамен на его лояльность правительству". И не приведет ли изменение этого принципа к непредсказуемым последствиям?

В то же время, неограниченная власть принца может привести к тому, что он "продавит" большинство намеченных реформ. Подготовкой к этому объясняются произведенные в мае перестановки в саудовском правительстве. В частности, было упразднено Министерство нефти и минеральных ресурсов: вместо него появилось новое ведомство – Министерство энергетики, промышленности и минеральных ресурсов. Глава упраздненного министерства А. ан-Нуайми был отправлен в отставку, и, по мнению экспертов, это стало едва ли не важнейшим внутриполитическим событием. Ведь ан-Нуайми считался одной из наиболее авторитетных фигур в ОПЕК, оказывавшего влияние на формирование политики этой организации. Новым "главой нефти" стал близкий к Бин Салману председатель правления Saudi Aramco Х. аль-Фалех.

Кроме того, изменения были произведены в Министерствах по социальным делам, транспорта, а также по делам хаджа и умры. Указом саудовского монарха при правительстве были созданы два совета – по делам в области политики и безопасности, и по экономическим вопросам и развитию страны. Главой экономического совета стал опять же сын короля.

Но и это еще не все – Бен Салман задумал объединить силы спецназа ВС, МВД и Нацгвардии в одну единую структуру, которая подчинялась бы лично ему. Очевидно, что это направлено против двух главных фигур: принца Мутаиба, главы Нацгвардии и наследного принца Бен Наифа. Если все пройдет гладко, то следующим шагом будет, вероятно, отстранение последнего со своего поста, что откроет сыну Салмана прямой путь к королевскому трону.

***

Серьезную активность КСА развило в последнее время и на внешнеполитическом поприще: даже президент Турции Р. Эрдоган заявил, что король Салман является "гарантией региональной стабильности и безопасности".

Одним из крупнейших успехов саудовской дипломатии стала передача Эр-Рияду двух египетских островов – Санафир и Тиран. Эксперты отмечают, что саудовцы ловко воспользовались трудной ситуацией в экономике Египта и, фактически, "купили" Каир. После подписанных соглашений, среди которых и финансовая помощь в размере почти $20 млрд, многие отмечают, что, по сути, "Египет стал саудовским протекторатом".

Примечательным в этом вопросе является еще и тот факт, что о намерении передать острова Каир заранее уведомил Израиль, а глава саудовского МИД А. аль-Джубейр заверил Тель-Авив, что "Эр-Рияд будет уважать все пункты соглашения между Египтом и Израилем, которые касаются этих двух островов", указывая на Кэмп-Дэвидское соглашение. Но больше всего шума наделала информация о намерении создать на одном из островов саудовско-израильскую базу.

За дипломатической активностью Эр-Рияда, безусловно, проглядывается желание создать т.н. "суннитскую коалицию", прежде всего, в лице Эр-Рияда, Анкары и Каира. При этом, к созданию такого союза толкает постепенный уход из региона США (часть аналитиков считает, что это делается намеренно).

Вообще, отношения между двумя союзниками за последнее время заметно похолодели. Одним из самых ярких проявлений этого можно считать намерение обвинить саудовских принцев "в причастности к терактам 11 сентября 2001 г. и финансировании "Аль-Каиды” с 1996 г.", и что самое главное, не из своего кармана, а из госбюджета.

Эти сообщения стали шоком для саудовского руководства, и он еще более усилился после решения Конгресса США разрешить привлекать Эр-Рияд к суду за "причастность к терактам 11 сентября". Теперь саудовцы могут потерять до $250 млрд из тех $750 млрд, которые вложены в американские активы, и которые после всего этого глава МИД КСА грозится вывезти из Америки (причем уже объявлены и те 4 страны, в которые могут быть выведены активы). Впрочем, эту угрозу не так-то просто привести в исполнение: администрация президента вполне может запретить продажу или перевод саудовских активов.

На этом фоне Б. Обама совершил визит в Саудовскую Аравию, и приняли его в Эр-Рияде, надо сказать, весьма холодно: король Салман демонстративно не встретил своего гостя, что многие посчитали для Обамы оскорблением.

Анализируя данный визит, эксперты задаются вопросом, закончился ли стратегический союз между Вашингтоном и Эр-Риядом, который длился целых 80 лет и держался на трех основах – "войне с коммунизмом, борьбе с арабским национализмом, и… нефти"? В экспертном сообществе говорят о трех моментах, указывающих на конец этих стратегических отношений: а) отказ Белого дома нанести удар по Дамаску в 2013 г.; б) "ядерное соглашение" с Ираном; в) обвинения Обамы в адрес саудовцев "в распространении ваххабизма и экстремизма"; г) попытки обвинить Эр-Рияд в причастности к терактам 11 сентября. Последние рассекреченные данные о сделке между США и КСА также укладываются в эту картину.

***

По йеменскому конфликту Эр-Рияд резко сменил свою позицию. Так, глава саудовского МИДа заявил, что "нашими врагами являются ИГИЛ и "Аль-Каида”, а "хуситы” – это йеменцы и наши соседи". Причинами такой перемены являются: отсутствие каких-либо серьезных успехов в войне; резкое усиление экстремистов; отправка в Йемен по просьбе Абу-Даби американского спецназа вместе с силами ОАЭ. Последнее вызвало тревогу у саудовского руководства, посчитавшего, что те заберут себе пальму первенства в борьбе против террористов, которые, кстати, все больше завоевывают страну посредством соцсетей.

По сирийскому же конфликту Эр-Рияд продолжает придерживаться старой позиции, заключающейся в требовании ухода Б. Асада. При этом вместе с Турцией и США было решено создать новую силу под названием "Армия Севера", которая должна объединить разрозненные силы оппозиции.

Йемен

Для жителей Йемена главным событием, безусловно, стал режим прекращения боевых действий, который вступил в силу 11 апреля. После установления перемирия, в Кувейте начались переговоры между повстанцами и силами А. Хади, поддерживаемого "аравийской коалицией". Переговоры, и так начавшиеся с опозданием, проходят очень тяжело. Несколько раз представители Хади объявляли о выходе из переговоров, но усилиями главы ООН и эмира Кувейта процесс урегулирования продолжается.

В то же время, ситуация обострилась на другом фронте – фронте борьбы с экстремистами. Боевики "Аль-Каиды" и ИГИЛ настолько усилились, что даже стали захватывать крупные города. В итоге, силы коалиции были вынуждены начать крупную антитеррористическую операцию, причем начали ее ОАЭ, которые обратились за поддержкой к американцам. Затем подключился и саудовский спецназ. В результате, из нескольких городов в провинциях Хадрамаут и Абьян боевиков "Аль-Каиды" выбить удалось. Однако радость по этому поводу была недолгой – место одних заняли другие. Свидетельством этому стали два страшных теракта в провинции Хадрамаут, один из которых был направлен против главы службы безопасности этой провинции. В результате атак, ответственность за которые взяла на себя ИГИЛ, погибли более 60 человек.

***

Опасной тенденцией для Йемена эксперты считают заявления саудовской стороны о необходимости роспуска йеменской армии и предоставления им "бессрочного отпуска". Принимая во внимание то, что произошло после подобного решения с иракской и ливийской армиями, в Йемене это может стать причиной самой настоящей национальной катастрофы и усиления экстремистских и сепаратистских группировок.

Тем более, что силы коалиции в Йемене и так не отличаются единством рядов – даже Эр-Рияд и Абу-Даби конкурируют здесь друг с другом. Южный Йемен, к примеру, вместе с Аденом, фактически, стал вотчиной ОАЭ, расставивших на все ключевые посты своих людей, которые слушаются именно Абу-Даби, а не Эр-Рияд. В связи с этим, арабские СМИ предполагают, что в скором времени в Йемене, особенно в его южной части, произойдут серьезные изменения.

Проекту Абу-Даби противостоят саудовцы, выступающие против не из-за того, что хотят сохранить единство страны. Просто в Эр-Рияде понимают, что в случае отделения юга, он будет находиться под полным контролем ОАЭ, и это будет означать установление ими контроля над основными морскими артериями региона.

Что касается будущего Йемена, то, в целом, эксперты прогнозируют три основных сценария развития страны:

  • Создание федеративного государства, которое включит в себя, как северные, так и южные провинции на основе федеративного договора.
  • Отделение юга, наподобие отделения Южного Судана.
  • Продолжение хаоса и гражданской войны.

***

Несмотря на оптимизм спецпредставителя ООН по Йемену, который заявил, что переговоры между конфликтующими сторонами приведут к "полному разрешению конфликта", специалисты, близко знающие ситуацию в стране, высказывают опасения, что затянувшиеся переговоры в Кувейте показывают, что пока стороны не могут прийти к общему знаменателю.

Страдают же от боевых действий, как всегда, простые жители. При этом страны Залива, тратящие миллиарды долларов на покупку вооружения у Запада, так и не откликнулись на призыв ООН собрать $1,8 млрд для нужд 13 миллионов йеменцев, вынужденно ставших беженцами. Собрать удалось лишь 16% из необходимой суммы. "Гуманитарная катастрофа усиливается, но, к сожалению, эта проблема не получает должного внимания", – отмечают представители ООН.

Можно только надеяться на то, что продолжение войны в Йемене не выгодно никому, прежде всего, Саудовской Аравии, которая опасается, что это приведет к негативным последствиям для нее самой, причем не только в экономическом плане, но и в социально-политическом.

Кувейт

Внимание к Кувейту, в основном, было приковано из-за проходящих там межйеменских переговоров, которые, после того, как несколько раз прерывались, благодаря усилиям кувейтского эмира, вновь возобновлялись.

Внутри страны заметным событием стала забастовка работников нефтяной сферы, протестовавших против снижения заработной платы. В акциях протеста участвовало, по разным данным, от 7 до 13 тыс. человек из всего количества в 18 тыс. работников нефтяной отрасли. Причиной забастовки стал принятый правительством проект закона под названием "Стратегическая замена", который предусматривает ограничение зарплаты всем служащим страны.

Забастовка привела к обрушению добычи нефти в Кувейте почти на 60%, вследствие чего власти перешли к чрезвычайному плану для обеспечения добычи нефти. При этом правительство заявило, что считает забастовку "нарушением закона", а организаторам пригрозили судебным преследованием. В итоге, протесты закончились через три дня без каких-либо видимых результатов, т.к. власти заявили, что не будут принимать никаких решений под "давлением извне".

Понимая опасность опоры только на нефтяные доходы, правительство обещает провести реформы и диверсифицировать экономику с тем, чтобы к 2020 г. снизить зависимость от "черного золота" с 93 до 60%.

Ситуация с безопасностью в стране также остается сложной. По просьбе специальных служб в этом году рядом с мечетями не будут устанавливаться шатры Рамадана, которые каждый год открываются в этот священный месяц. Обеспечение охраны мечетей в месяц поста также возьмут на себя сотрудники службы безопасности. Все эти меры направлены на предотвращение терактов со стороны ИГИЛ и "Аль-Каиды", особенно на фоне последних данных, согласно которым десятки кувейтских граждан воюют в рядах этих группировок.

Болезненной темой для кувейтских властей остаются и местные племена, которые до сих пор остаются без гражданства Кувейта. Решить этот вопрос вызвались Коморские острова, выразившие готовность предоставить им свое гражданство. Всего таковых в Кувейте около 110 тыс. человек, и правительство эмирата утверждает, что из них лишь 34 тыс. имеют право на получение гражданства.

И все же нельзя не признать, что, по сравнению со своими соседями, относительные политические свободы в Кувейте имеют место быть: к примеру, в стране есть парламент, который может позволить себе критиковать власти. Это, кстати, затрудняет проведение реформ, т.к. все законопроекты должны одобряться парламентом, а он не всегда поддерживает правительство.

В целом, по мнению экспертов, на данный момент кувейтское общество разделено на несколько основных частей: а) правящая семья со всеми ответвлениями; б) экономический класс, представленный крупными предпринимателями;  в) шиитская часть; г) "салафиты" и "Братья-мусульмане".

ОАЭ

В ОАЭ, как и во всех странах Персидского залива, продолжаются меры, направленные на экономию средств. Именно в этом свете можно рассматривать решение руководства главной нефтяной кампании страны ADNOC об увольнении к концу года почти 5.000 служащих, что рассматривается как углубление кризиса на фоне падения цен на нефть. При этом сокращения касаются приезжих рабочих, поскольку власти опасаются роста уровня безработицы среди местной молодежи. Ведь тогда она станет благодатной средой для пропаганды экстремизма, о чем свидетельствуют и данные опросов среди арабской молодежи.

В рамках экономических реформ нужно рассматривать и решение правительства ОАЭ о росте цен на топливо с начала июня на 5-10%. В условиях кризиса МВФ ожидает, что рост ВВП в стране снизится с 4,4% в 2015 до 1,7% в текущем году. Впрочем, в Дубае, который, в основном, ориентируется на ненефтяные источники дохода, падение уровня ВВП не ожидается.

Несмотря на кризис и меры экономии средств внутри страны, Абу-Даби не снижает активности во внешнеполитической сфере. Так, например, с момента прихода к власти в Египте президента А. ас-Сиси, ОАЭ предоставили Каиру почти $30 млрд.

Продолжает Абу-Даби оказывать активную поддержку и "ливийскому ас-Сиси" – генералу Х. Хафтару, который не подчиняется вновь созданному ливийскому правительству национального единства и проводит в Ливии политику Египта и ОАЭ.

Но более всего ОАЭ продолжают наращивать влияние в Йемене. Особенно в Адене, где на всех ключевых постах работают люди, назначенные из Абу-Даби. В Адене периодически проводятся даже кампании по аресту неугодных лидеров и командиров.

В целом, ОАЭ проводят открытую политику поддержки сепаратистов из движения "Херак", что дает повод говорить о желании Абу-Даби отделить южные районы Йемена и создать там подконтрольное государственное образование.

Возможно, с этим связано и активное начало борьбы против ИГИЛ и "Аль-Каиды", укрепившихся как раз на юге Йемена. Но поскольку самим справиться с боевиками сложновато, было решено обратиться за помощью к США.

Не прекращают власти ОАЭ и борьбу со сторонниками т.н. "политического ислама", с которыми Абу-Даби борется в Египте, Тунисе, Ливии, Йемене, Иордании, ну и, конечно же, у себя в стране.

Катар

Катар тоже продолжает активную внешнеполитическую деятельность. Катарские власти за прошедшее время провели большое количество встреч, среди которых можно выделить встречи с президентами России, Турции, Туниса, королем Марокко, главой правительства Национального единства Ливии. В рамках этой активной политики можно рассматривать и проведенную в Катаре международную конференцию по укреплению связей арабского мира с Китаем.

Важным стало и подписание Катаром военного соглашения с Турцией, согласно которому в эмирате будут размещены турецкие военнослужащие. Отношения между двумя странами переживают бурный рост, имея одинаковую позицию по многим региональным и международным вопросам. В подтверждение этому в начале мая начало действовать соглашение об отмене виз между странами.

Отмечается роль Катара и в межйеменских переговорах, проходящих в Кувейте, где катарцам вместе с кувейтянами удалось уговорить стороны заново сесть за стол переговоров.

Также Доха помогла освободить трех испанских журналистов, захваченных в Сирии. При этом, однако, катарским властям пока не удается добиться освобождения своих граждан, удерживаемых на иракской территории. МИД страны продолжает переговоры об их освобождении с вооруженными группами на юге Ирака.

В экономическом плане неприятным сюрпризом для жителей страны стало решение Министерства энергетики и промышленности Катара полностью отказаться от субсидий на топливо. Приведет ли это к каким-либо последствиям, пока сказать сложно, но, в принципе, не исключаются самые разные варианты. Тем более, что ранее цены на бензин уже были подняты.

Относительно внутриполитических событий можно отметить и тему подготовки к чемпионату мира по футболу 2022 г.: в стране продолжают интенсивно готовить спортивную инфраструктуру, но используется при этом дешевая иностранная рабочая сила. Международные правозащитные организации часто подвергают за это власти Катара серьезной критике, обвиняя их в несоблюдении прав рабочих. По данным правозащитников, при строительстве уже зафиксировано 1.200 случаев смерти рабочих, и при такой динамике к 2022 г. количество погибших и умерших может возрасти уже до 4.000 человек.

Бахрейн

В Бахрейне ситуация, несмотря на внешнее спокойствие, продолжает оставаться не очень стабильной. В частности, в стране периодически происходят атаки на полицейских. Манама обвиняет в этом Иран, и используя данный повод, парламент выступил с призывом объявить войну ливанской "Хизбуллах", которая и так уже внесена странами Залива в "террористический список", чему, конечно же, обрадовались в Тель-Авиве.

Заметным событием для Бахрейна стало и решение апелляционного суда страны, который пересмотрел приговор, вынесенный лидеру оппозиционной шиитской партии "Аль-Вифак" А. Салману, и приговорил его теперь уже к 9 годам лишения свободы, вместо 4-х.

Что касается экономического положения, то МВФ считает, что доходы Бахрейна в результате нефтяного кризиса в этом году упадут почти на $3 млрд, и, таким образом, по прогнозу фонда, с 2014 г. доходы этого небольшого островного государства от продажи сырья снизятся на 70% – с $14,5 млрд до $4,3 млрд. Кроме того, в МВФ прогнозируют, что из-за низких цен на нефть экономический рост Бахрейна продолжит замедляться и составит 2,2% по сравнению с 3,2% в 2015 г. При этом дефицит госбюджета может составить около 19,9% от ВВП королевства.

Понимая это, Манама предпринимает меры для покрытия дефицита бюджета, в частности, еще в прошлом году власти королевства отменили регулирование цен на топливо, электричество, а также повысили таможенные пошлины на ряд товаров. В нынешнем же году власти Бахрейна запланировали инвестировать за рубеж более $400 млн.

Оман

Правитель Омана, султан Кабус вернулся в страну после прохождения медицинского обследования в Германии, однако это не означает, что Султанат Оман не ждет впереди трудности. Оценивая их, Институт Ближнего Востока в Вашингтоне составил доклад под названием: "Основные политические и экономические угрозы, с которыми столкнется Оман после ухода Кабуса". Авторы выделяют несколько опасностей, с которыми может столкнуться страна:

последствия нефтяного кризиса, учитывая, что оманская экономика ориентирована на доходы от этого вида сырья;

— опасность безвластия, поскольку в стране нет назначенного наследного принца, или какой-либо другой фигуры, которая сможет объединить народ и правительство (тем более, что члены правящей семьи занимают довольно символические посты, и это также может затруднить будущему правителю заручиться поддержкой оманской элиты);

— наконец, внутренняя угроза со стороны ряда племен, которые могут попытаться возродить собственное государство, ликвидированное в 1958 г.

P.S.

Более чем очевидно, что страны Залива в настоящее время находятся на своего рода перепутье. Прошедший саммит с США показал, что Вашингтон имеет свое видение проблем на Ближнем Востоке и не намерен координировать свои действия с некогда близкими союзниками. Именно этим, т.е. надеждой диверсифицировать свою внешнюю политику, объясняется поездка глав МИД стран Аравийского п-ва в Россию.

При этом охлаждение отношений с США толкает эти страны к сближению со своим "злейшим" другом – Израилем, с которым они устанавливают контакты (правда, пока тайно), особенно в сфере торговли и вопросах безопасности. Встречи представителей Израиля и Саудовской Аравии уже стали обыденностью, чего раньше едва ли можно было себе представить.

В связи со сложившейся ситуацией, местные эксперты призывают правителей своих стран опираться на свои силы, не обращая внимания на тех, кто пытается использовать их в целях достижения собственных интересов:

"Проблемой правительств стран Залива является то, что они до сих пор уверены в возможности купить безопасность и иностранную помощь взамен нефти и не стараются опираться на свои народы. Это и есть главная причина провала их политики. Они должны понять, что основой безопасности является опора на свои народы, сохранение богатств своей страны, суверенность принятия решений, производство своего оружия и своего продовольствия". Думается, что эти слова довольно точно выражают сегодняшнее положение стран Аравийского региона, и в какую сторону оно изменится, во многом, зависит от их собственного выбора.

Али Алиев, политический обозреватель портала

Muslim Politic

 

Вернуться назад