На пути к глобальному переустройству. Збигнев Бжезинский
Поскольку эра мирового господства США заканчивается, им необходимо выступить инициатором изменения баланса сил мировых держав
О грядущем новом глобальном переустройстве можно судить по истинному
положению дел — пяти основным реалиям, указывающим на начинающееся
перераспределение глобальных политических сил и стремительное
политическое пробуждение на Ближнем Востоке.
Первой их этих реалий является то, что США в политическом, экономическом
и военном отношении по-прежнему остаются самым сильным государством,
но учитывая сложные геополитические изменения регионального баланса сил,
Соединенные Штаты больше не являются высшей силой в мировом масштабе.
Но и ни одна из других основных держав таковой тоже не является.
Вторая реалия состоит в том, что Россия в настоящее проходит последнюю
судорожную стадию имперской инволюции и децентрализации. Процесс
болезненный, но это не означает, что Россия окончательно лишена
возможности стать, в конечном счете (если она будет действовать
разумно), ведущим европейским национальным государством. Правда, сейчас
она совершенно ни к чему портит отношения и отталкивает от себя своих
бывших субъектов на исламском юго-западе своей некогда огромной империи,
а также Украину, Белоруссию, и Грузию — не говоря уже о странах Балтии.
Третья реалия — это то, что Китай неуклонно развивается (хотя
и медленнее, чем раньше) в качестве будущего равного и вероятного
противника США, но пока он старается не бросать открытого вызова
Соединенным Штатам. В военном отношении Китай, похоже, стремится
совершить прорыв в области вооружений нового поколения и при этом
настойчиво укрепляет свои по-прежнему ограниченные военно-морские силы.
Четвертая реалия состоит в том, что Европа не является сейчас глобальной
силой, и вряд ли станет ею в будущем. Но она может сыграть
конструктивную роль, взяв на себя инициативу в противостоянии
международным угрозам, которым подвергается благополучие планеты и даже
существование человечества. Кроме того, Европа в политическом
и культурном плане является союзником США и поддерживает их основные
интересы на Ближнем Востоке, а непоколебимость Европы в рамках НАТО
имеет существенное значение для конструктивного решения в будущем
российско-украинского кризиса.
Пятая реалия заключается в том, что происходящее в настоящее время
политическое пробуждение в постколониальных мусульманских странах
является отчасти запоздалой реакцией на порой жесткое их подавление —
в основном со стороны европейских стран. Эта реакция совмещает в себе
запоздалое, но сильное чувство несправедливости и религиозную мотивацию,
объединяющую большое число мусульман против внешнего мира. Но при этом
из-за исторически сложившегося в исламе разобщающего сектантства,
не имеющего никакого отношения к Западу, нарастание исторически
обусловленных обид и претензий также способствует разногласиям в Исламе.
Эти пять реалий, взятые в совокупности за единую основу, говорят нам
о том, что США должны взять на себя инициативу по изменению глобального
баланса сил таким образом, чтобы насилие, возникающее в мусульманском
мире и иногда выходящее за его пределы (которое, возможно, впоследствии
будет распространяться и из других стран, бывших частью так называемого
третьего мира), можно было сдерживать без нарушения мирового порядка. Мы
можем описать в общих чертах эту новую архитектуру, разработав
стратегию с учетом всех пяти реалий, приведенных выше.
Во-первых, Америка может эффективно противодействовать существующему
на Ближнем Востоке насилию, если она создаст коалицию, в которой
в различной степени будут участвовать, помимо прочих, Россия и Китай.
Для того чтобы такую коалицию можно было создать, Россию сначала следует
убедить отказаться от действий на основе одностороннего применения силы
против своих соседей — в частности, Украины, Грузии и стран Балтии. А
Китай необходимо будет разубедить в том, что эгоистичная пассивность
в условиях развивающегося регионального кризиса на Среднем Востоке
окажется политически и экономически выгодной для реализации его амбиций
на международной арене. Эту недальновидную политику обеих стран следует
направить в другое русло и сделать ее более предусмотрительной.
Во-вторых, Россия впервые за свою историю становится по-настоящему
национальным государством, что является исключительно важным и в то же
время не воспринимается всерьез. Царская империя с ее многонациональным,
но в основном политически пассивным населением прекратила свое
существование в годы Первой мировой войны, и на ее месте появился
созданный большевиками якобы добровольный союз национальных республик
(СССР), власть в котором фактически принадлежала России. Распад
Советского Союза в конце 1991 года быстро привел к возникновению
в качестве его преемника государства с преимущественно русским
населением и преобразованию бывших «республик» СССР с нерусским
населением в формально независимые государства. Сейчас эти государства
укрепляют свою независимость, а Китай и Запад используют эту новую
реальность — в различных регионах и каждый по-своему — в ущерб России.
Между тем будущее самой России зависит от ее способности стать важным
и влиятельным национальным государством в составе объединяющейся Европы.
Если этого не произойдет, то это крайне негативно скажется
на способности России противостоять растущему
территориально-демографическому давлению со стороны Китая, который
проявляет все большее стремление (по мере роста своей мощи) аннулировать
«неравноправные» договоры, навязанные Пекину Москвой в прошлом.
В-третьих, резкий экономический подъем Китая требует от страны
серьезного и длительного терпения и понимания того, что стремление
достичь быстрых политических результатов может привести к возникновению
социальных проблем. Самая лучшая политическая перспектива для Китая
на ближайшее будущее — это стать главным партнером США в вопросе
сдерживания глобального кризиса вроде того, который сейчас
распространяется (в том числе и на северо-восток) за пределы Ближнего
Востока. Если этот кризис не локализовать, то он распространится
и охватит южные и восточные регионы России, а также западные территории
Китая. Местными целями региональной геополитической деятельности Китая
являются более тесные связи с молодыми республиками Центральной Азии,
мусульманскими странами — бывшими британскими колониями в Юго-Западной
Азии (в частности Пакистаном) — и особенно Ираном (учитывая его силы
и средства стратегического назначения и экономическую роль). Но это
должно быть и целью глобальных китайско-американских договоренностей.
В-четвертых, восстановить относительную стабильность на Ближнем Востоке
будет невозможно до тех пор, пока местные вооруженные формирования могут
рассчитывать на то, что будут пользоваться привилегиями
при распределении отвоеванных территорий и при этом избирательно
содействовать экстремистам. Их способность совершать зверства можно
обуздать только путем оказания все более результативного — в том числе
избирательного — давления на основе взаимодействия США, России и Китая,
которое в свою очередь повышает возможности разумного использования силы
более традиционными для региона сформировавшимися государствами (а
именно, Ираном, Турцией, Израилем и Египтом). Эти страны к тому же
должны быть получателями более избирательной помощи со стороны Европы. В
обычной обстановке Саудовская Аравия была бы в этом списке серьезным
игроком, но сегодняшняя склонность саудовских властей и дальше
поддерживать идеи ваххабитского фанатизма (даже при том, что они
осуществляют в стране грандиозную деятельность по модернизации) вызывает
серьезные сомнения в способности Саудовской Аравии играть в регионе
серьезную конструктивную роль.
В-пятых, особое внимание следует уделить вновь политически
активизирующимся массам за пределами стран Запада. Память людей,
в течение долгого времени подвергавшихся политическим гонениям,
в значительной степени способствует резкому и бурному, подогреваемому
исламскими экстремистами пробуждению на Ближнем Востоке. Но
не исключено, что то, что сегодня происходит на Ближнем Востоке, это
лишь начало более масштабного явления, которое возникнет в будущем
в Африке, Азии и даже среди доколониальных народов Западного полушария.
Результатом систематических убийств их не очень далеких предков
колонизаторами и связанными с ними искателями богатств, прибывшими
преимущественно из Западной Европы (стран, которые сегодня, во всяком
случае, по ориентировочным расчетам, наиболее открыты для совместного
проживания представителей различных национальностей), стало в последние
два столетия уничтожение колониальных народов, сопоставимое по масштабам
с преступлениями нацистов в годы Второй мировой войны — жертвами
которых стали буквально сотни тысяч и даже миллионы человек.
Политическая уверенность в сочетании с запоздалым негодованием
и скорбью — это мощная сила, которая сейчас выходит на поверхность,
требуя мести — причем не только на мусульманском Ближнем Востоке, но и,
вероятнее всего, за его пределами.
© East News, AKG Images
Индейцы кроу, 1871 год
Многие данные уточнить невозможно, но, в общем и целом, они шокируют.
Достаточно привести лишь несколько примеров. В XVI веке, в основном,
из-за болезней, завезенных испанскими первооткрывателями, население
империи ацтеков, живших на территории современной Мексики, сократилось
с 25 миллионов до примерно одного миллиона человек. Подобным образом и в
Северной Америке приблизительно 90% коренного населения умерло в первые
пять лет общения с европейскими первопоселенцами — в основном,
по причине болезней. В XIX веке в результате различных войн
и принудительного переселения погибло еще 100 тысяч человек. В Индии
в период с 1857 по 1867 годы британцы предположительно убили до миллиона
мирных жителей в ходе расправ, последовавших за восстанием сипаев 1857
года. То, что Британская Ост-Индская компания использовала индийские
плантации для выращивания опиума, который затем в основном навязывался
Китаю, стало причиной преждевременной смерти миллионов людей, не считая
тех китайцев, которые стали непосредственными жертвами первой и второй
Опиумных войн. В Конго, лично принадлежавшем бельгийскому королю
Леопольду II, с 1890 по 1910 годы было убито 10-15 миллионов человек. Во
Вьетнаме в период с 1955 по 1975 годы по последним подсчетам было убито
от одного до трех миллионов мирных жителей.
Что касается мусульманского мира, на российском Кавказе с 1864 по 1867
годы было выселено 90% местных черкесов, а от 300 тысяч до 1,5 миллиона
человек умерло от голода или были убиты. В период с 1916 по 1918 годы
были убиты десятки тысяч мусульман во время депортации российскими
властями 300 тысяч турок-мусульман через горы Средней Азии в Китай. В
Индонезии в 1835 по 1840 годы голландскими оккупантами было убито
около 300 тысяч мирных жителей. После Первой гражданской войны в Алжире
в период с 1830 по 1845 годы в результате зверств французов, голода
и болезней погибло 1,5 миллиона алжирцев — почти половина населения
страны. В соседней Ливии итальянцы отправляли жителей Киренаики
в концлагеря, где в период с 1927 по 1934 годы умерло от 80 до 500 тысяч
человек.
Совсем недавно в Афганистане с 1979 по 1989 годы советские войска убили
около одного миллиона мирных жителей, а двумя десятилетиями позже
американские военные в ходе своей 15-летней войны в Афганистане убили 26
тысяч мирных жителей. За последние 13 лет в Ираке США и их союзники
убили 165 тысяч мирных жителей. (Разницу между данными о числе погибших
в результате европейской колонизации и количеством убитых Соединенными
Штатами и их союзниками в Афганистане и Ираке можно отчасти объяснить
техническими достижениями, позволившими использовать военные средства
с большей точностью, и отчасти изменением мирового климата). Не менее
шокирующим, чем масштабы этих кровавых преступлений, является то,
как быстро Запад о них забыл.
В современном постколониальном мире начинает звучать новая историческая
риторика. Мусульманские и другие страны пользуются чувством глубокой
неприязни к Западу и неприятием его колониального прошлого для того,
чтобы оправдать свои лишения, беды и отсутствие чувства собственного
достоинства. Наглядным примером того, что испытали и что чувствуют
колониальные народы, стало стихотворение сингальского поэта Дэвида Диопа
(David Diop) Vultures («Стервятники»):
В те дни,
Когда цивилизация наотмашь была нас в лицо,
Стервятники ее когтями были,
А монумент ее щедрот запятнан кровью был…
То, что эти события, все отчетливее всплывают в памяти мусульманского
мира и все чаще в памяти других стран, свидетельствует о том, насколько
сильно влияние прошлого на настоящее, хотя это, конечно же,
не оправдывает жестоких действий, происходящих сегодня на Ближнем
Востоке.
С учетом всего этого единственным подходящим и практически осуществимым
вариантом для США, России, Китая и имеющих к этому отношение
ближневосточных стран является долгий и болезненный путь к изначально
ограниченным компромиссам и региональному примирению. От США это
потребует настойчивости и терпения в создании конструктивных рабочих
отношений с некоторыми новыми партнерами (особенно с Россией и Китаем),
а также в совместной работе с более традиционными и исторически
зарекомендовавшими себя мусульманскими странами (Турцией, Ираном,
Египтом и Саудовской Аравией — если она сможет отделить свою внешнюю
политику от ваххабитского экстремизма), направленных на создание более
широких основ региональной стабильности. И в этом отношении по-прежнему
полезными могут оказаться наши европейские союзники, прежде
доминировавшие в этом регионе.
Полный вывод Соединенными Штатами своих войск из мусульманского мира,
за который выступают наши американские изоляционисты, мог бы
спровоцировать новые войны (например, между Израилем и Ираном, между
Саудовской Аравией и Ираном, серьезную интервенцию Египта в Ливии)
и вызвал бы еще более глубокий кризис доверия в отношении
стабилизирующей роли США на планете. В этом случае Россия и Китай могли
бы — по-разному, но абсолютно непредсказуемым образом — извлечь
из ситуации геополитические выгоды — даже при том, что сам мировой
порядок в геополитическом плане пострадал бы в первую очередь. И
наконец, что не менее важно, сегодняшние государства-члены разобщенной
и напуганной Европы начали бы искать покровителей среди этой
могущественной тройки и состязаться друг с другом, заключая с ними
альтернативные, но сепаратные соглашения с кем-то из них.
Конструктивную политику США следует проводить настойчиво и с учетом
дальней перспективы. США должны стремиться к результатам, которые
способствовали бы постепенному пониманию в России (видимо, уже после
Путина) того, что она может стать влиятельной мировой державой
исключительно в составе Европы. Возрастающая на Ближнем Востоке роль
Китая должна отражать обоюдное понимание Америкой и Китаем того, что
крепнущее партнерство США и КНР в разрешении ближневосточного кризиса
является исторически важной проверкой их способности совместно
обеспечить и укрепить дальнейшую стабильность в мире.
Альтернатива конструктивной долгосрочной стратегии — и особенно
стремление в одностороннем порядке к асимметричным целям, продиктованным
военными и идеологическими соображениями — ни к чему не приведет
и станет лишь пустой и самоубийственной тратой времени. Для Америки это
может повлечь за собой длительный конфликт, безразличие и, возможно,
даже деморализующий возврат к ее политике изоляционизма, которой она
придерживалась до XX века. Для России это может означать серьезное
поражение, повышение вероятности определенного признания доминирующей
роли Китая. Для Китая это будет означать войну не только с Соединенными
Штатами, но и (возможно, отдельно от этого) с Японией или Индией — или с
той и другой. И в любом случае затяжная фаза незатухающих религиозных
квази-религиозных войн, идущих по всему Ближнему Востоку под флагом
лицемерного фанатизма, привела бы к эскалации кровопролития во всем
регионе и за его пределами, а также повсеместному нарастанию жестокости.
Дело в том, что до появления на мировой арене Америки в мире не было
по-настоящему «доминирующей» силы. Британская империя уже почти добилась
господствующего положения, но Первая и Вторая мировые войны не только
сделали ее политическим банкротом, но способствовали появлению
региональных сил-конкурентов. Фактором, определившим новую глобальную
реальность, стало появление на мировой арене Соединенных Штатов, которые
были самым богатым игроком и в то же время самым сильным в военном
отношении. Во второй половине XX века ни одна страна не смогла даже
приблизиться к ее уровню.
Теперь эта эпоха заканчивается. И хотя вряд ли в обозримом будущем
какая-нибудь страна сможет оспорить экономическо-финансовое
превосходство Америки, благодаря новым системам вооружений некоторые
страны могут внезапно получить возможность пойти на самоубийство в ходе
взаимных ударов в смертельной схватке с Соединенными Штатами или даже
превзойти их. Если не вдаваться в теоретические подробности, то
внезапное появление у какой-нибудь страны средств, позволяющих в целом
превзойти Америку в военном отношении, будет означать конец
американского глобального превосходства. В результате этого мир,
вероятнее всего, погрузится в хаос. И именно поэтому Соединенным Штатам
следует выработать политику, согласно которой хотя бы одна из двух
потенциально опасных стран должна стать их партнером в деле обеспечения
региональной и глобальной стабильности и тем самым не дать самому
непредсказуемому, но потенциально самому вероятному противнику себя
обойти. На сегодняшний день таким противником является Россия, но в
перспективе им может стать Китай.
Поскольку следующие двадцать лет вполне могут стать последней фазой
существования традиционных и понятных политических союзов, в рамках
которых мы привыкли чувствовать себя уверенно, политику реагирования
следует вырабатывать уже сейчас. На протяжении этого столетия
человечеству также необходимо будет все больше задумываться о выживании
как таковом, учитывая совпадение ряда экологических проблем. Добиться
разумного, компетентного и эффективного решения этих проблем можно лишь
путем ослабления напряженности и достижения международных
договоренностей. Эти договоренности должны основываться на долгосрочной
стратегии, признающей безотлагательную необходимость создания новой
геополитической архитектуры.
ИноСМИ
Оригинал публикации: Toward a Global Realignment
Вернуться назад
|