ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Север вместо Запада, чтобы наши цивилизации развивались наперегонки
Север вместо Запада, чтобы наши цивилизации развивались наперегонки25-03-2016, 11:08. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||||
Север вместо Запада, чтобы наши цивилизации развивались наперегонки
Союз России и Европы
произойдёт не путём включения постсоветского пространства в состав
Запада, а путём объединения романо-германской цивилизации и евразийской
Мечта российских либералов - добиться от Европы признания их равенства с собой. Эта мечта полностью роднит их с либералами центрально-европейских стран. Они надеются, что постепенно докажут западным товарищам свою европейскость, либеральность и демократичность. Смешнее
всего даже не полная утопичность идеи равенства с Европой, а то, что
это равенство европейцы в итоге всё же признают, но только не за
русскими либералами-националистами, а за русскими
патриотами-консерваторами-евразийцами.
Беспочвенность этой идеи высмеивалась ещё в XIX веке классиками русской литературы. Достоевский говорил, что «Наш русский либерал, прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить». О природе русского либерализма очень точно сказал Тютчев: Напрасный труд, нет, их не вразумишь, Тем не менее, мечта эта оказалась живучей, хотя полная несостоятельность её Смешнее всего даже не полная утопичность идеи равенства с Европой, а то, что это равенство европейцы в итоге всё же признАют, но только не за русскими либералами-националистами, а за русскими патриотами-консерваторами-евразийцами. Произойдёт это не путём включения постсоветского пространства в состав Запада, а путём объединения романо-германской цивилизации и евразийской. Наши сверх-идеи, делающие нас локальными цивилизациями, принципиально не противоречат друг другу. Они обе облачены в религиозные формы в виде христианских традиций, западной и восточной. Такое
межцивилизационное объединение имеет одну концептуально важную
перспективу - оно позволяет исторически сложившийся конфликт между
европейской и евразийской цивилизациями трансформировать в здоровое
соревнование.
Европейцы мечтают облагодетельствовать мир достижениями своей материальной культуры, а мы мечтаем принести в мир правду и справедливость. Они хотят поделиться с другими народами второй рубашкой, как учил Христос, а мы мечтаем, чтобы на земле был тот порядок, который Господь установил на небе, и каждому воздавалось бы по заслугам. Мессианский характер обеих идей, отсутствие принципиальных противоречий между ними непременно послужит основой для объединения наших цивилизаций в будущем. Это произойдёт, на мой взгляд, тогда, когда европейцы окончательно поймут, что конкретно русским (евразийцам) их вторая рубашка не нужна, мы всё в принципе уже умеем сами, а бедно и неустроенно в сравнении с европейцами живём до сих пор вследствие тех социальных экспериментов, которые над нами ставит тот же Запад. Мысли о том, что русских не надо учить жить всё чаще и чаще звучат в западном мире. Консервативная часть Европы симпатизирует русским и уже пришла к пониманию того, что мессианская идея в отношении Русского мира бессмысленна, либеральная же часть до сих пор к этому не пришла. Происходит это, по-видимому, вследствие того, что у либералов эта мессианская идея извращена. Они под второй рубашкой понимают демократию и рынок, которые нужно нести миру. Сейчас мы наблюдаем, как эта мессианская идея Запада терпит фиаско вместе с самими либеральными ценностями. Такие прогнозы позволяет делать тот факт, что позиции европейских консерваторов сегодня усиливаются, а либералов ослабевают. Если европейские либералы паразитируют на своей цивилизации, эксплуатируя её мессианскую сверх-идею, то русские, чешские и польские либералы никаких сверхидей не используют и просто находятся в межцивилизационном пространстве. Очевидно, что обе наши цивилизации ближе друг к другу, чем к другим локальным цивилизациям: исламской, буддистской, индийской. Это позволяет говорить о некой меж-цивилизационной общности. Именно это, видимо, имеется ввиду, когда говорят об обще-христианской цивилизации, идее Севера, интеграции интеграций, Европе от Лиссабона до Владивостока. Такое межцивилизационное объединение имеет одну концептуально важную перспективу - оно позволяет исторически сложившийся конфликт между европейской и евразийской цивилизациями трансформировать в здоровое соревнование. Стремление доказать, чья мечта лучше - русская мечта о справедливости или западная мечта облагодетельствовать мир достижениями западноевропейской культуры, - само по себе может служить мощным стимулом развития. Самолюбие и амбициозность ключевых народов региона, русских, немцев и французов делает сам факт соперничества гарантированным. То, что предметом соревнования будет служить мечта, а не уровень социально-экономического развития, делает наши стартовые условия равными. В этом случае постсоветское пространство не будет находиться в состоянии догоняющего развития. Здесь следует уточнить один момент. Об объединении с нами в обозримом будущем можно говорить лишь применительно к континентальной Европе. Серьёзно рассуждать об объединении с нашей евразийской цивилизацией англо-саксонской части Запада на данном историческом этапе не приходится. Видимо, это объединение континентальной Европы с русским миром невозможно без разъединения с миром англо-саксонским. Вернуться назад |