Введение пограничного контроля внутри шенгенской зоны может доконать экономику ЕС. По прогнозу Еврокомиссии, такая политика грозит ежегодным ущербом € 7−18 млрд. Об этом сообщает немецкое издание Süddeutsche Zeitung, в распоряжении которого оказался рабочий вариант плана ЕК по спасению Шенгена.
По данным Еврокомиссии, сильнее всего от пограничного контроля пострадают транспортная и логистическая отрасли. Ежедневно в пробках будут простаивать примерно 1,7 млн граждан, пересекающих внутренние границы ЕС по дороге на работу. По подсчетам ЕК, убытки компаний, в которых работают эти люди, составят € 2,5−4,5 млрд.
Плюс к тому, административные расходы на обслуживание границ (услуг таможенников и полиции) составят как минимум € 1 млрд, не учитывая расходов на создание самих пограничных постов.
Ранее французские экономисты подсчитали, что возвращение пограничного контроля между странами ЕС может привести к сокращению европейского ВВП на € 100 млрд.
Чтобы избежать такого сценария, Еврокомиссия разработала план по сохранению открытых границ внутри ЕС. Вот как выглядит «дорожная карта» поэтапной отмены контроля на внутренних границах шенгенской зоны:
— предоставить помощь Греции для защиты внешних рубежей Евросоюза;
— к осени 2016 года привести в состояние повышенной готовности общеевропейские пограничные и прибрежные службы, которые приступят к охране границ Евросоюза;
— к концу 2016 года пограничный контроль внутри ЕС должен быть полностью отменен.
Еврокомиссия готова выделить на борьбу с гуманитарным кризисом 700 млн евро. Впрочем, этот план еще должен пройти одобрение Европейского совета и Европарламента.
Напомним: из-за высокого уровня террористической угрозы и потока беженцев Франция и Германия инициировали включение нового пункта в Шенгенский договор, который предусматривает проведение проверок на границах в чрезвычайной ситуации.
Об усилении пограничного контроля уже заявили правительства Австрии, Германии, Дании, Швеции, Франции и Норвегии. После этого число беженцев в Грецию стремительно выросло. По данным Международной организации по миграции, с начала 2016 года по морю в Европу прибыло около 129 500 мигрантов, и еще 1545 попали туда по суше.
Сможет ли Европа преодолеть миграционный кризис, или он станет катализатором распада ЕС?
— Кризис с мигрантами, в конечном итоге, сработает не на разделение Евросоюза и ликвидацию шенгенской зоны, а на усиление единой европейской политики и единых силовых структур ЕС, — считает директор Института политических исследований Сергей Марков.
— Правда, до этого момента ЕС придется пройти через ряд серьезных кризисов.
Подчеркну, не следует питать иллюзий: Евросоюз не развалится, а будет только укрепляться. Об этом, кстати, говорит и появление харизматичных лидеров на ключевых постах ЕС: глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, президент Европейского совета Дональд Туск и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини пришли на смену прежним — серым и безликим — европейским бюрократам.
Кроме того, надо понимать: экономический ущерб от беженцев вполне сопоставим или даже меньше той выгоды, которую получит от беженцев экономика ЕС. А получит она, прежде всего, дешевую рабочую силу. Не стоит верить в сказки, что беженцы в Европе не хотят работать. На деле, подавляющее большинство из них как раз усердно работают, и только незначительная часть уходит в криминал.
Да, за счет этой дешевой рабочей силы европейские корпорации ЕС будут уменьшать доходы своих нынешних работников — граждан Евросоюза. В результате коренные европейцы будут какое-то время жить беднее и хуже. Но зато в целом экономика ЕС получит неплохой стимул к росту в виде снижения себестоимости продукции и повышения ее конкурентоспособности. Таким путем ЕС решит одну из главных своих нынешних проблем — проблему дорогой рабочей силы.
«СП»: — Получается, текущие экономические трудности не заставят ЕС отказаться от нынешней миграционной политики?
— Ни в коем случае. Судите сами: позицию открытости по отношению к беженцам занимают ключевые европейские политики, которые, на деле, представляют интересы крупнейших корпораций. Это, прежде всего, канцлер ФРГ Ангела Меркель, за которой стоят немецкие концерны, и тот же Жан-Клод Юнкер — представитель концернов общеевропейских.
Проблемы у европейцев не в экономике, а в политике. Да, положительный эффект от дешевых рабочих рук экономика получит. Но пока мигранты придут в Европу, освоятся там и начнут работать, и пока профсоюзы усвоят, что им придется смириться с понижением зарплат, пройдет еще немало времени. А ощущение, что жизнь ухудшается, у европейцев возникает прямо здесь и сейчас. Отсюда и политическое давление на руководство ЕС, и планы по спасению ситуации.
«СП»: — Как выглядят эти планы?
— Европейцы собираются действовать по нескольким направлениям. И прежде всего, создавать лагеря для беженцев вне Европы — в Турции, Ливане и Иордании.
Вторым направлением будет увеличение пограничной охраны, хотя возможности пограничников в этой ситуации весьма скромные. Европейцы считают, что ограничивать поток беженцев необходимо, но тех из них, кто все же добрался до берегов Европы в лодках, надо спасать. Другими словами, наладить эффективную береговую охрану Европе мешают гуманистические ценности.
Третьим направлением будет усиление давления Брюсселя на Анкару. Все в Европе понимают, что Турция создала крайне благоприятные условия для мафиозных группировок, которые и занимаются отправкой беженцев в Европу через проливы. Турецкие криминальные сообщества к настоящему времени выстроили огромную инфраструктуру по транспортировке мигрантов, и с нетерпением ждут лета, чтобы пустить ее в дело. Напомню, что в течение прошлого лета в Европу морем было доставлено около одного миллиона беженцев. Нынешним же летом, по экспертным оценкам, их число может подобраться к двум миллионам.
Наконец, четвертым направлением станет помощь ЕС в восстановлении государственных институтов в Сирии и Ливии. Да, пока Брюссель очень слабо действует на этом треке, но ситуация на глазах меняется.
Отдельной важнейшей задачей станет ускорение интеграции мигрантов в европейское сообщество. Брюсселю нужно будет настаивать, чтобы беженцы отказывались от некоторых «уникальных» особенностей, вроде ношения хиджабов и специфического понимания семьи, в которой женщина находятся в полурабском состоянии. Чтобы решить эти вопросы, потребуется серьезное давление государства.
«СП»: — Россию ждут такие же проблемы в миграционной сфере?
— На мой взгляд, Евросоюз вполне мог бы поучиться у России, как работать с мигрантами. У нас мигрантов не меньше, а даже больше, чем в странах ЕС, но с ними активно работает государство. Оно не дает им сбиваться в гетто, старается вырвать их из-под власти этнических криминальных группировок, и активно подавляет радикально-исламистские течения среди мигрантов.
Я лично считаю, мы должны предложить европейцам приехать к нам на учебу. Только это приглашение должно быть сделано не на уровне правительств (в этом случае главы европейских государств высокомерно его отвергнут), а на уровне муниципалитетов. Думаю, на всех европейских перекрестках мы должны пропагандировать свою, российскую модель адаптации беженцев…
— Важно понимать, что нынешний кризис возник только потому, что Европа отнеслась к приему беженцев как к беспрецедентной по размаху гуманитарной акции, — уверен президент фонда «Миграция XXI век», бывший заместитель директора ФМС РФ Вячеслав Поставнин.
— Европа не только заявила о готовности принять беженцев из Сирии, Афганистана, ряда других стран, но и предоставила им солидные льготы, жилье и денежные пособия.
Однако последствия такой политики Брюссель изначально просчитал неправильно. За пособиями европейцев поехали совсем не те целевые группы, на которых они рассчитывали — не только одни сирийцы, иракцы и ливийцы. В Европу хлынули все кому не лень, и в первую очередь — обычные экономические мигранты из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
И в такой «горячей» ситуации выяснилось, что в ЕС просто нет надгосударственного механизма для решения этой проблемы — грандиозного, взрывного потока беженцев. К тому же выяснилось, что преступные группировки, которые и занимаются перевозкой мигрантов, имеют выходы на власти ряда южноевропейских стран.
Почему, спрашивается, Греция или Италия так легко беженцев принимают? Никто бы из беженцев не поехал в эти страны, если бы не было определенных гарантий, что местные власти их там примут. И, видимо, такие гарантии имеются.
Сейчас Брюссель будет экстренно латать эти бреши. Если ему удастся обрубить связи преступных группировок с властями Греции и Италии, и наладить патрулирование европейского побережья, поток мигрантов очень быстро схлынет…