ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Миф: Китай - неудобный политический и экономический партнер
Миф: Китай - неудобный политический и экономический партнер28-01-2016, 07:56. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Миф: Китай - неудобный политический и экономический партнерВ обществе и в кругу экспертов почему-то принято считать, что Китай является крайне неудобным экономическим и политическим партнером, который выпьет все нужные ему соки прежде, чем удастся получишь от него желаемое. Для подтверждения этого мнения приводится нескончаемое множество аргументов. Например, в 2015 году велась активная работа по подготовке к подписанию меморандума о поставках зерна из России в Китай. Важность его сложно переоценить, ведь раньше рынок КНР был практически закрыт для отечественных импортеров. Однако, несмотря на историческую значимость события, ряд экспертов отмечает, что в итоге экспорт может оказаться невыгодным для РФ. Все дело в том, что Китай согласился поставлять зерно из ограниченного числа регионов и только в мешках. На деле все оказывается просто: в Китае существуют нормы доступа на рынок, к которым российские производители не привыкли: «Во всем мире зерно перевозится насыпью. России же предлагают возить в мешках, что делает такие поставки совершенно нерентабельными». Почти то же самое происходит и в политике: многие удивляются, почему в некоторых случаях Китай не поддерживает некоторые инициативы России. Почему Китай, например, не проголосовал «против» резолюции по Крыму, а просто воздержался? Опять же, в таких случаях общественное мнение просто не готово признать, что у Китая есть свои интересы, цели, нормы и стандарты, от которых он не готов отступиться. Делает ли все это Китай неудобным партнером? Вряд ли. Что касается политических интересов, то КНР - едва ли не единственная страна, у которой они максимально близки российским. Но реализация их ограничена рамками, которые у каждой страны свои. И даже вне зависимости от этого на политической арене Китай оказывает России неоценимую поддержку. Не стоит забывать, что страны объединяет не только свое видение мирового устройства, роли международных норм и каждой отдельной страны в нем, их объединяет желание стабилизировать обстановку в Центральной Азии и Африке. Более того, фактически обе страны в своих стремлениях дополняют друг друга. «Россия поддерживает экономическую деятельность Китая, а российские чиновники и аналитики пишут о четком разделении обязанностей, которое устраивает обе стороны: Китай обеспечивает экономические инвестиции, а Россия отвечает за безопасность и использует свое политическое влияние», — пишет Александр Кули (Alexander Cooley), профессор колледжа Барнарда. При этом амбиции обоих игроков в Средней Азии, находящиеся в видимом противоречии, в реальности находят точки соприкосновения. Так, Китай изначально не мог быть сторонником создания ЕАЭС и Евразийского банка развития, поскольку эти организации могли стать проблемой при продвижении его проектов. Например, «Экономического пояса Шелкового пути». Однако, как показало время, странам удалось пойти дальше и вместо противостояния перейти к интеграции: в мае 2015 года было объявлено о стыковке двух ЕАЭС и «Нового Шелкового пути». Это событие не на шутку обеспокоило геополитических противников, вывод о чем можно сделать по спешному заключению соглашения о Транстихоокеанском партнерстве во главе с США. Даже более глобальные проекты: путинская концепция «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока и китайская концепция «Большой Азии» от Пекина до Санкт-Петербурга – только дополняют друг друга. Что же касается экономической стороны отношений, то стоит признать, что китайцы крайне прагматичны. Они не станут покупать то, что им не нужно; вкладывать деньги туда, откуда они не получат прибыль; делать то, что противоречит их принципам. Пример с мешками для зерна или тяжело идущие переговоры по вопросу цены на газ в рамках исторического 30-летнего соглашения – тому подтверждение. В то же время это не делает Китай более неудобным партнером, чем другие страны. Суть любого сотрудничества заключается как раз в том, чтобы искать наиболее приемлемые варианты для обоих сторон. Да и стоит
посмотреть на вопрос с другой стороны: в крупных инфраструктурных
проектах (от проведения энергомоста в Крым до строительства
автомагистрали Европа — Западный Китай) в условиях санкций китайские
поставщики во многих случаях становятся основными кандидатами в
подрядчики. Разве не санкции Запада и его избирательность делают Китай
наиболее удобным партнером? С разбором остальных мифов вы можете ознакомиться по ссылкам ниже: Миф №1 «Россия – сырьевой придаток Китая» Миф №2 «Китайцы заселяют Россию и оказывают на нее "демографическое давление"» Миф №3 «Замедление роста китайской экономики невыгодно России» Вернуться назад |