За несколько дней до нового, 2016 года на
70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят целый ряд резолюций,
одна из которых заслуживает особого внимания. Она посвящена забытому
международному кризису и в конечном счёте забытому государству под
названием Западная Сахара…
Проблема Западной Сахары возникла после
деколонизации Африки, в частности в связи с притязаниями на её
территорию со стороны Марокко и Мавритании (площадь Западной Сахары -
266 тыс. кв. км, что на 20 тыс. кв. км больше площади Великобритании).
Население Западной Сахары выступило за самоопределение и независимость, а
Народный фронт освобождения Сегиет-эль-Хамра и Риод-де-Оро (ПОЛИСАРИО)
оказал серьёзное сопротивление оккупантам. В настоящее время лишь 43
государства поддерживают Марокко в качестве стороны, имеющей правовые
основания на владение территорией Западной Сахары. Большинство стран
мира выступают в поддержку ПОЛИСАРИО, хотя признали Сахарскую Арабскую
Демократическую Республику (САДР) в качестве независимого государства
лишь 37 из них.
Специальный комитет ООН по вопросу о ходе
реализации Декларации о предоставлении независимости колониальным
странам и народам рассматривают Западную Сахару как несамоуправляющуюся
территорию и как одну из нерешённых проблем деколонизации. (1) В начале
1990-х годов проблема Западной Сахары, казалось, приближалась к своему
решению, когда началась подготовка по проведению референдума о
независимости… И вдруг всё остановилось. И проблема, и государство
оказались напрочь забытыми.
Беззубость резолюции по Западной Сахаре
ГА ООН, принятой в декабре 2015 года, очевидна: резолюция «выражает
поддержку переговорам сторон», проходившим … в 2007-2008 годах, и просит
Генсека ООН продолжать представлять доклады о развитии ситуации…(2) И
это всё.
Тем не менее еще несколько десятилетий
назад было сказано, что ответственность перед народом Западной Сахары
несёт именно Организация Объединённых Наций. В последний раз Совет
Безопасности ООН обсуждал вопрос о Западной Сахаре в ноябре 2015 года,
однако делал это почему-то за закрытыми дверями. Что за этими дверями
происходит, неизвестно, но можно предположить, что предпринимается
попытка протащить решение, которое бы устраивало Запад, а отнюдь не
население Западной Сахары. И в любом случае исключило бы быстрое мирное и
справедливое урегулирование.
В апреле 2015 года Совет Безопасности ООН
отказался заслушать (!) специального представителя Африканского союза
по Западной Африке, бывшего президента Мозамбика Ж.Чиссано. На
сегодняшний день абсолютное большинство стран Африки признают Западную
Сахару в качестве независимого государства. Сахарская Арабская
Демократическая Республика является членом Африканского союза. (3) Запад
не устраивает стремление Африканского союза преодолевать региональные
кризисы в Африке собственными силами, не устраивает настолько, что
представителя Союза в СБ ООН отказались даже выслушать. А ведь Африка,
когда в её дела не вмешивается «мировое сообщество», решает свои
проблемы достаточно эффективно. Так, Мавритания, ранее оккупировавшая
Западную Сахару и противостоявшая в этом смысле и Марокко, и САДР, в
феврале 1984 года все свои территориальные притязания сняла и признала
независимость Сахарской Республики.
В то же время СБ ООН демонстрирует полное
бессилие в решении сахарского вопроса. Редкие резолюции СБ ООН по
Западной Сахаре носят откровенно формальный характер. Они принимаются
исключительно с целью очередного продления мандата Миссии ООН в Западной
Сахаре, причём Миссия не предпринимает никаких действий, а просто
«находится» на территории оккупированного государства. Мандат Миссии
включает в себя задачи: следить за соблюдением прекращения огня;
удостоверять сокращение марокканских войск на территории Западной
Сахары; следить за тем, чтобы марокканские войска и войска Фронта
ПОЛИСАРИО оставались в специально отведенных местах; предпринимать
совместно со сторонами шаги к тому, чтобы обеспечить освобождение всех
западносахарских политических заключенных или задержанных; наблюдать за
обменом военнопленными. На политическое урегулирование нет даже намёка.
Поэтому столь незначителен количественный состав Миссии: всего 210
военных и полицейских (из которых 26 военнослужащих, остальные – военные
наблюдатели). Тем не менее стоимость Миссии впечатляет: бюджет 2015
года составил более 55 миллионов долларов.
Последние резолюции Совета Безопасности
ООН по Западной Сахаре вообще носят искусственный характер. Так, в
резолюции, принятой в апреле 2015 г., например, говорится, что Совет
«призывает» стороны возобновить переговоры и «просит» Генерального
секретаря «на регулярной основе, но не реже двух раз в год, кратко
информировать Совет Безопасности о состоянии и ходе этих переговоров».
(4) То есть Совет даёт указание информировать его о ходе переговоров,
которые ещё не начались. А ведь Совету Безопасности известно, что
переговоры прекратились ещё в 2008 году и никаких перспектив на их
возобновление нет. Составители проекта резолюции, кажется, вообще не
читали доклад Генсека ООН, в котором говорится, что, «несмотря на
возобновленные и последовательные усилия Организации Объединенных Наций,
не было достигнуто никакого прогресса в деле урегулирования спора о
статусе Западной Сахары». (5) Все усилия вновь усадить стороны за стол
переговоров вот уже семь лет ни к чему не приводят. И это притом, что
стороны конфликта всё это время представлены одними и теми же лицами
(король Марокко Мухаммед VI и президент САДР А.Абдельазиз), а вот
«посредники» меняются. Так не в «посредниках» ли всё дело?
Нерешённость проблемы Западной Сахары на
руку многим. Прежде всего, это, конечно, Марокко, которое выкачивает
ресурсы как из земли, так и из воды САДР (исключительная экономическая
зона и континентальный шельф Западной Сахары полны природных богатств,
начиная от рыбы и заканчивая нефтью). Другие получатели выгод от
нерешённости западносахарской проблемы – западные компании. Такие,
например, как компания «Сан Леон энерджи» (штаб-квартира в Ирландии),
которая в августе 2015 года начала бурение скважины «Эль-Ааиун-4» в
районе Тарфая на оккупированной марокканцами территории. Президент САДР
Мохаммед Абдельазиз (6) попросил Генсека ООН выступить с осуждением
этого грабежа природных ресурсов народа Западной Сахары (7), но Пан Ги
Мун отмалчивается. А СБ ООН проводит свои заседания в закрытом режиме…
На протяжении десятилетий особый интерес к
контролю над Западной Сахарой имеется у США. В качестве спецпосланника
Генерального секретаря ООН по Западной Сахаре долгие годы выступал
бывший государственный секретарь США Джеймс Бейкер. Когда же на
должность главы Миссии ООН в Западной Сахаре был назначен представитель
другого государства, то параллельно был создан особый пост – «личный
представитель» Генсека ООН по Западной Сахаре, специально под американца
Кристофера Росса. То есть искусственно вставили в уже существующую
систему, в которой работали и глава Миссии ООН в Западной Сахаре, и
специальный посланник Генсека ООН в Западной Сахаре.
Здесь ещё надо иметь в виду и то, что
западносахарская территория очень слабо заселена (всего 500 тысяч
жителей) и примыкает к территориям, затронутым терроризмом и
транснациональной преступностью (в частности, транзитом наркотиков из
Латинской Америки). Отсюда значение территории Западной Сахары для
режима глобального управления. Этим же объясняется нерешённость проблемы
урегулирования сахарского конфликта…
1) «Вопрос о Западной Сахаре». Доклад Генерального секретаря // Документ ООН: A/70/201 от 27 июля 2015 г.
2) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 70/98 – «Вопрос о Западной Сахаре» от 9 декабря 2015 г.
3) По этой же причине Марокко - единственная страна Африки, которая не является членом Африканского союза.
4) Резолюция СБ ООН № 2218 (2015), принятая на 7435-м заседании 28 апреля 2015 года // Документ ООН: S/RES/2218 (2015)
5) Доклад Генерального секретаря ООН о ситуации в отношении Западной Сахары // Документ ООН: S/2015/246 от 10 апреля 2015 г.
6)
1 января 2016 года состоялся очередной 14-й съезд
(http://www.spsrasd.info/en/content/auc-chairperson-congratulates-sadr-14th-congress-reaffirms-solidarity-sahrawi-people-struggl)
ПОЛИСАРИО, на котором М.Абдельазиз был вновь избран председателем
движения и президентом САДР.
7)
См.: «Приложение к письму Постоянного представителя Южной Африки
Генеральному секретарю ООН» от 19 октября 2015 г. // Документ ООН:
S/2015/804.