ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Розовый закат «красного Китая»?

Розовый закат «красного Китая»?


5-12-2015, 18:35. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Розовый закат «красного Китая»?

Что первично — сознание или материя? Материалисты ответят, что материя, идеалисты, что идея. Оба будут и правы, и не правы, так как идея и материя находится в тесной взаимосвязи, обуславливая друг друга. Особенно это заметно не на некоем абстрактном уровне, а на конкретных примерах из истории государств. Не стоит далеко ходить, чтобы увидеть, как «идеи брошенные в массы» ввергла одну из восточноевропейских стран в пучину братоубийственной войны. Есть и обратные примеры, когда изменения в социально-экономической жизни вынуждают к коренной ломке господствующей идеологии. Этот вариант весьма возможен для современного Китая, в котором наблюдается явный диссонанс между изменившейся социально-экономическим базисом и политико-идеологической надстройкой. Идет ли «красный Китай» к отказу от марксистской идеологии? Что может прийти на смену марксизму: западные ценности, сугубо китайские традиционные ценности? От ответа на эти вопросы будет зависеть не только судьба китайского общества, но и, скорее всего, дальнейший ход мировой истории.

С портретом Мао, под «зонтиком» Маркса

«Марксизм для нас — азы.

Ведь Маркс не плыл в Янцзы,

Китаец Мао раздолбал еврея Маркса»

В. Высоцкий

Площадь Тяньаньмэнь, Пекин, КНР

Осенью в Пекинском университете состоялся Первый Всемирный конгресс по марксизму. Фактически, это крупнейший академический симпозиум по марксизму, организованный в КНР, да, наверное, и во всем мире. Впечатляет состав участников: более 400 делегатов из 20 стран мина. Как ожидается, Второй Всемирный конгресс состоится снова в Пекинском университете и будет приурочен к 200-летию со дня рождения основателя марксизма[1].

В ходе работы конгресса были зачитаны более ста докладов на такие темы, как «Исток и развитие марксизма», «Марксизм и глобальная экономика» и «Китайский путь и право голоса Китая», однако на конгрессе прозвучали и довольно неожиданные высказывания китайских участников.

Так, Генерал Ли Ячжоу выразил опасения по поводу того, что неспособность решать социальные проблемы блокировала инновационное развитие марксизма в Китае. У Цземин, заместитель политического комиссара в Национальном университете министерства обороны, заявил, что марксизм необходимо модернизировать и подвергнуть расширению теоретической базы.

Ху Синдоу, профессор Пекинского технологического института, высказался более категорично. По его мнению, марксизм потерял свою привлекательность среди населения, а партия должна представить различные конкурирующие социальные теории для усовершенствования управления. «Было бы нелепо для руководителей думать, что одна теория может стать панацеей от всех социальных бед» [2].

Подобный скепсис в отношении роли марксизма, казалось бы контрастирует с некоторыми высказываниями Си Цзиньпина, сделанными в 2013 году: «Партийные кадры должны быть твердыми сторонниками коммунистических идеалов, искренно верить в марксизм и посвятить свою жизнь борьбе за строительство социализма с китайской спецификой». Также Си Цзиньпин отметил, что «Чистота партийных кадров не становится еще чище с годами службы и карьерным ростом, она становится лучше, благодаря упорным усилиям по усилению самодисциплины и изучению классиков марксизма и теории социализма с китайской спецификой [3]».

Однако Си Цзиньпин 23 ноября, на организованном Политбюро ЦК КПК «Коллективном изучении основных принципов и методологии марксистской политэкономии», предложил оформить новое экономическое учение на основе реалий развития китайской экономики [4]. Комментируя высказывание первого лица КНР, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил: «Китай – это страна, которая перешла к рыночной экономике, но сохранила, по крайней мере по внешним признакам, социалистическую политическую конструкцию». По мнению эксперта, противоречия часто выходят на поверхность, «когда в ходе борьбы за власть арестовывают очередного функционера и становится известен уровень благосостояния этих чиновников». Страной, как уточняет Макаркин, «руководят богатые люди с очень серьезными экономическими интересами: контролирующие многие предприятия, владеющие значительной собственностью».

«То есть, с одной стороны, официально установлена пусть и модифицированная, но коммунистическая идеология. На площади Тяньаньмэнь висит портрет Мао Цзэдуна. А с другой стороны, страна живет в условиях рыночной экономики, ее руководство ни в чем себе не отказывает, есть даже официальные миллиардеры. Более того, в КНР увеличился средний класс, который все больше интересуется западными стандартами. При этом многие китайские граждане с ностальгией вспоминают о временах культурной революции. На это приходится реагировать и как-то объяснять происходящее в терминах, совместимых с учением Карла Маркса»[5].

О том, что китайский вариант марксизма подогнан под местную специфику известно давно. О подгонке марксизма под китайские реалии Мао Цзэдун заявлял еще в 1925 году. На прочитанных Мао лекциях в 1936 году лекциях он акцентировал внимание на отличиях китайского понимания марксизма от советского [6]. Можно отметить, что марксизм не был для Мао «священной коровой» или неким подобием «священного Писания», которое нельзя изменять. Напротив, Мао довольно смело смешивал идеи марксизма с элементами традиционной китайской культуры.

Во время обострения советско-китайских отношений такое вольное обращение с идеологией марксизма давало советским авторам неиссякаемый запас поводов для критики «маоистского Китая». Не отставал и Китай, именуя советских старших товарищей «ревизионистами». Когда страсти улеглись и отношения между странами наладились, ученые уже больше не были обязаны огульно охаивать конкурирующий вариант марксизма. Пришло время трезвой оценки плюсов и минусов каждой из систем.

Читатель, выросший или рожденный в СССР, скорее всего, будет отталкиваться в понимании марксистской идеологии от знакомой советской модели. Поэтому, для того, чтобы понять специфику китайской модели, необходимо узнать о коренных отличиях между советским и китайским направлениями марксизма. Доцент Народного университета Китая Чжао Янь выделил пять основных отличий китайской модели от советской:

1. Китайская модель (социализм с китайской спецификой) является системой социалистической рыночной экономики, а советская модель социализма основывалась на плановой экономике, которая полностью вытеснила рыночную.

2. Китайская модель предусматривает развитие всех форм собственности, а советская делала упор на общественную форму собственности.

3. Китайская модель, в отличие от советской, открыта для реформ.

4. Главными принципами китайской модели являются развитие производительных сил, ликвидация эксплуатации, классового расслоения и достижение, в конце концов, более высокого уровня жизни. Всеобщее благосостояние, процветание страны стали критерием оценки работы, как самих трудящихся, так и руководства страны. Советская модель имела явный перекос в сторону милитаризации экономики.

5. Советская модель характеризовалась высокой концентрацией власти, тоталитарной идеологией. Китайская же модель придерживается демократического централизма и коллективного руководства [7].

Расписывая преимущества китайской модели над советской, Чжао Янь, наверное, в чем-то прав. Действительно, до настоящего времени китайская модель дожила в основном благодаря своей гибкости и готовности чутко адаптироваться к внешним и внутренним вызовам. Однако где заканчивается гибкость и начинается аморфность, размытость, бесхребетность?

Трансформация официальной идеологии проходила в Китае не единожды. Причем экономические преобразование опирались на преобразование, и даже разрушение традиционных ценностей.

Как пишет китайский исследователь Ван Шаогуанг со ссылкой на Карла Полани, для традиционного Китая была характерна так называемая «моральная экономика», при которой экономические отношения зависели от родственных качеств и этических норм. Раздача собственности другим была важнее, чем собственное накопление.

С образование Китайской Народной Республики в 1949 году произошла перемена ценностей. На место семейных отношений пришли коллективные и национальные интересы. При этом моральная составляющая продолжала доминировать над рыночными ценностями. Поддерживался принцип равенства в распределении доходов- концепция «железной миски риса».

С началом рыночных преобразований изменилась и идеологическая составляющая. Во главу угла был поставлен экономический рост, а понятия равенства, социального обеспечения, защиты прав работников отошли на второй план. Согласно теории «просачивания» реформаторы полагали, что экономический рост сам по себе сможет решить эти проблемы. Преобразование экономики и идеологии происходило в три этапа:

1. 1979-1984 гг. Возник рынок товаров народного потребления. Преобладали нерыночные методы регулирования экономики.

2. 1985-1992 гг. Возникли рынок ценных бумаг, иностранных валют, биржа труда. Рыночные механизмы начали играть важную роль, но пока что не затрагивали неэкономическую сферу.

3. 1993-1999 гг. Сформировалось рыночное общество, рыночные механизмы стали играть роль уже в неэкономической сфере, создав угрозу раскола общества.

Ван Шаогуанг описывает результат рыночных преобразований с присущей китайцам метафоричностью: «Трансформация разрушила основы моральной экономики…рыночные механизмы- не только двигатель экономики, но и беспощадный меч. Он неумолимо рубит связи между отдельными людьми и социальными группами» [8].

Действительно, как бы китайские авторы не описывали 5 преимуществ китайской модели социализма над советской, за экономический рост пришлось заплатить высокой ценой. Китайский исследователь Ху Аньган выделил пять проблем современного Китая:

1. Увеличение разрыва между городом и деревней

2. Увеличение разрыва в экономическом и социальном развитии между регионами

3. Различие в инвестировании в образование и здравоохранение вследствие несбалансированности социального и экономического развития.

4. Несбалансированность между ресурсообеспечением и экономическим развитием, что приводит к экологическим проблемам.

5. Дисбаланс между экономическим ростом и ростом занятости населения.

Естественно, такие проблемы накладывают отпечаток на общество КНР- китайский социолог профессор Сунь Липин открыто назвал китайское общество «расколотым» и трудноуправляемым [9].

Показателем уровня социального неравенства является коэффициент Джини. Считается, что если этот коэффициент меньше 0,2, то доходы распределяются справедливо, если показатель выше 0,4, то это грозит социальными волнениями. Даже если обратиться к данным Госстата КНР, можно заметить, что коэффициент Джини в КНР долгое время находится на этом опасном уровне: в 2003 г. -0,479, в 2006— 0,487 , 2008 ., 0,491, 2009 — 0,490 и 2012 -0,474[10]. Для сравнения, в 1970-ые годы, т.е. до начала рыночных преобразований, коэффициент Джини в КНР составлял по оценкам Азиатского банка 0,3 [11]. По мнению Ли Ши, руководителя Исследовательского института распределения доходов в Китае, реальные показатели коэффициента Джини выше из-за большой доли «серых доходов» и составляет примерно 0,5.

По данным Всемирного банка, в Китае 1% семей владеют 41,4% национальных богатств, а в США 5% семей владеют 60% национальных богатств [12]. Получается, что по распределению доходов социалистическое общество КНР менее справедливо, чем даже капиталистическое общество США. То есть, несмотря на портреты Мао и официальную коммунистическую идеологию, в «красном Китае», даже по данным официальной китайской статистики, социальное неравенство выше, чем во многих капиталистических странах.

Коэффициент Джини по странам. (Источник- https://www.washingtonpost.com/news/worldviews/wp/2013/08/12/40-maps-that-explain-the-world/)

Естественно, что руководство Китая не может не беспокоиться по поводу такой взрывоопасной социальной ситуации. 13-ая пятилетка призвана построить к 2020 году «среднезажиточное общество». А для этого необходимо повысить до среднего уровня жизнь более 70 млн. китайцев, живущих за чертой бедности[13]. Задача довольно сложная, особенно в условиях спада темпов китайской экономики. Также надо учитывать, что китайцам, даже из числа малообеспеченных слоев населения уже не нужна только «железная миска риса», потребительские аппетиты растут быстрее, чем реальные возможности. И, вполне вероятно, что китайское общество, вместе с западными технологиями заразилось и западными ценностями.

Западный ветер, беду приносящий

В древнекитайской сакральной географии западная сторона обычно ассоциируется со смертью. Не будет преувеличением, если сказать, что пересадка западных ценностей на китайскую почву может означать смерть тех остатков китайских традиционных ценностей, которые уцелели в мясорубке «культурной революции» и безжалостных рыночных реформах. Таким образом, проблема сохранения полезных ценностей и недопущения распространения ложных «ценностей» стоит довольно остро.

В конце февраля 2015 года Си Цзиньпин признал наличие ценностного конфликта: «общество становится свидетелем столкновения мыслей, идей и новых технологий. Мы должны тщательно анализировать и использовать эту тенденцию». Си также призвал «взращивать китайские культурные гены в молодежи»[14]. Что же можно понимать под «плохими» ценностями? Очевидно, те, которые противоречат традиционным максимам китайской морали, худшие образцы западных моделей поведения: культ потребления, имморализм, а также либеральная идеология.

Культ потребления по-китайски

«В каждой стране применяют свои методы, чтобы ввести человека в транс. Можно выстроить культуру так, что люди превратятся в перепуганных актеров, изображающих жизненный успех друг перед другом. Можно утопить их в потреблении маленьких блестящих коробочек, истекающих никчемной информацией».

Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло»

 

Си Цзиньпин не напрасно заострил внимание именно на молодежи. Как сообщает газета «Жэньмин Жибао», именно китайская молодежь находится в авангарде культа потребления: «Сегодня, когда многие пекинцы одеваются в дорогие костюмы, курят дорогие сигары и пользуются дорогими духами, жителям столицы приходится признать, что Пекин вступил в эпоху «культа роскоши». Возраст потребителей предметов роскоши в Китае варьируется от 20 до 50 лет, при этом активность проявляет группа в возрасте от 25 до 30 лет. Ситуация в Китае отличается от ситуации в зарубежных странах, где самая активная часть контингента потребителей предметов роскоши – зрелые потребители в возрасте от 30 до 40 лет»[15].

Те молодые китайцы, которые не могу похвастаться такими же средствами, как их более богатые сверстники вынуждены изыскивать иные, подчас шокирующие средства для того, чтобы обеспечить себе престижный уровень потребления. Например, житель китайского города Янчжоу (провинция Цзянсу) решился на продажу почки ради приобретения iPhone 6s [16]. Ради айфона супружеская пара из Шанхая, как сообщается, продала родную дочь.[17] Вообще расплачиваться близкими людьми за модные гаджеты- это какая-то особая китайская мода, так, один молодой человек сдавал свою девушку в аренду ради покупки iPhone 6 [18].

Исчезла доброта

В обществе, где ценность человеческой жизни измеряется лишь его материальным положением, где ради покупки модного гаджета можно пожертвовать частью своего тела или даже близким человеком, вряд ли упавший может надеяться на то, что ему помогут встать. «Человек человеку- волк». Хоть это было сказано не в Китае, но во многом сказано о современном Китае.

Хэ Хэйхун, профессор философии Пекинского университета, приводит такие симптомы моральной болезни китайского общества: «даже руководители деревень, мэры небольших городов, менеджеры провинциальных банков скопили десятки или сотни миллионов юаней за счёт взяток. Глава районного бюро может иметь десять домов. Как пишет профессор, когда люди видят упавшего пожилого человека, они не осмеливаются помочь ему, так как боятся вымогательства. Были случаи, когда старики требовали от людей, оказавшим им помощь, оплатить медицинские расходы. «Когда грузовик попадает в аварию, прохожие не пытаются помочь пострадавшим, а крадут груз»[19].

Конечно, можно сказать, что профессор намеренно сгущает краски и искажает социалистическую действительность, тем более что издание «The Epoch Times», опубликовавшее выдержки из книги Хэ Хэйхуна, известно как рупор запрещенной в КНР секты «Фалунь Дафа». Однако один из примеров, приводимых в книге профессора, действительно случился в реальности. И этот пример без преувеличения шокировал весь мир. Речь идет о сбитой на шоссе двухлетней девочке, которую дважды переехал микроавтобус, а затем еще и грузовик, причем прохожие не поспешили прийти ребенку на помощь [20]. Впоследствии девочка скончалась в реанимации.

 

https://youtu.be/wIfN4OHkt3c

Новое «Путешествие на Запад»

Университет не только распространяет знания, но и прививает молодому человеку, будущему специалисту, определенный набор ценностей. Учитывая тот факт, что в современном Китае молодежь является одним из носителей чуждых китайской традиции ценностей, понятны стремления китайского руководства усилить идеологическую работу в национальной системе высшего образования. Так, в январе 2015 года из уст министра образования КНР прозвучали слова о том, что в китайских университетах стоит избегать учебников пропагандирующих западные ценности [21].

Будет ли эта мера эффективно бороться с просачиванием западных ценностей в молодежную среду? Вряд ли, особенно если учитывать что с каждым годом все больше китайских студентов учатся на Западе. Например, в США за последние 15 лет число китайских студентов выросло в пять раз и составило около 240 000 человек. Уже сейчас китайцы составляют почти треть от числа всех зачисленных в университеты США иностранных студентов [22]. А ведь этих китайских студентов, многие из которых, скорее всего, являются отпрысками высокопоставленных китайских чиновников и бизнесменов, никакое китайское Министерство образование не заставит «учиться по учебникам без западных ценностей». По сути, речь идет о воспитании будущего поколения китайской элиты за рубежом и на базе западных ценностей. И, в таком случае, спасти «красный Китай» от перерождения сможет только новая эффективная идеология, способная «переварить» чужеродные ценности и обеспечить социальный мир.

Какой будет новая китайская идеология?

Китайская идеология- что-то сродни «китайской грамоте»- вещь запутанная и таинственная, однако, если учесть то, что идеология вытекает из существующих социально-экономических реалий и одновременно является одним из средств внешнеполитической и внутриполитической борьбы можно попытаться распутать этот клубок таким образом:

1. Собственно марксизма, марксизма в чистом виде в КНР не было и нет. Со времен Мао марксизм использовался как «зотничный брэнд» для совокупности тех идей, которые предлагали участники внутриполитической борьбы.

2. Слом традиционных ценностей в Китае начался после образования КНР, но, если в первые годы существования республики патриархальные ценности «моральной экономики» замещались классовыми ценностями, то, с началом преобразований Дэна Сяопина даже эти ценности отошли на второй план, уступили место рыночной идеологии.

3. Формально Китай остается государством социалистическим, но, по сути, китайское общество расколото, нравственный климат неблагоприятный, степень имущественного неравенства даже выше, чем во многих капиталистических странах. Такова плата за бурный экономический рост и рыночные преобразования.

4. Идеологический раскол затрагивает поколения, социальные страты и территории. Носители более «левых» идей — жители в основном менее развитых районов КНР, представители старшего поколения и менее обеспеченных классов. Политическая и бизнес-элита придерживаются более либеральных взглядов, равно как и жители более развитых приморских районов и, особенно Сянгана (Гонконг).

5. Нарастание противоречий между официальной идеологией и социально-экономическими реалиями совпало с возрастанием межфракционной борьбы в руководстве КПК. Естественно, что идеологический вопрос является козырем во внутриполитической борьбе.

6. Часть представителей китайской элиты предлагала вернуться к временам маоизма и «культурной революции». Наиболее ярким представителем этого движения был Бо Силай, прозванный в китайской прессе «новым хунвейбином»[23]. Арест Бо Силая означал не только удар по фракции «принцев», но и отказ от возврата к «левым» идеям «марксизма в китайской обертке».

7. Наиболее вероятным решением идеологической проблемы для Си Цзиньпина будет являться возврат к еще более древним ценностям, т.е. к ценностям конфуцианства. По сути, план «гармоничного общества»- это идея конфуцианская, равно как и китайская внешнеполитическая доктрина «гармоничного миропорядка».

8. Новая китайская идеология, в понимании Си Цзиньпина и его команды будет представлять собой конфуцианские идеи, завернутые в привычную для китайской аудитории марксистскую «упаковку». Обновление марксизма в КНР, скорее всего, будет поиском наиболее выгодной упаковки для этих идей. Поскольку для конфуцианской мысли социальное неравенство является естественным явлением, новая идеология будет пытаться примирить низшие слои китайского общества с их положением, апеллируя к «сыновней почтительности».

9. Также стоит предположить наличие в китайской элите носителей западных ценностей, настроенных либерально. Скорее всего, они будут предлагать иной вариант идеологического развития, взывая к «всеобщим правам человека», парламентаризму, многопартийности и так далее. В определенной степени им на руку играет то, что западные ценности находят распространение среди представителей молодого поколения китайской элиты, обучающейся за рубежом и среди менее обеспеченной китайской молодежи, не желающей сильно отставать по уровню потребления от более богатых сверстников.

10. Таким образом, можно отметить две альтернативы развития китайской идеологии: «конфуцианство в марксистских одеждах» и либерально-западный путь. Пока что наибольшая вероятность реализации у первого варианта, однако окончательный результат идеологической борьбы будет в некоторой степени зависеть от довольно сложной внешнеполитической ситуации. Скорее всего, вплоть до XIX Съезда КПК идеологическая борьба в КНР будет продолжаться.

Источники и литература:

1. Первый Всемирный конгресс по марксизму открылся в Пекине http://russian.news.cn/2015-10/11/c_134702418.htm;

2. Военные Китая: «Если марксизм не решает проблемы, он больше не нужен обществу» http://south-insight.com/node/217500;

3. Председатель КНР Си Цзиньпин: оценка работы чиновников не будет зависеть от экономических показателей http://russian.news.cn/china/2013-06/30/c_132497951.htm;

4. Си Цзиньпин призвал оформить практику развития китайской экономики в систематическое экономическое учение http://russian.cri.cn/841/2015/11/24/1s566759.htm;

5. Китай возрождает марксизм, подгоняя его под противоречия своей экономики http://www.ng.ru/economics/2015-11-27/1_marksism.html;

6. КИТАИЗАЦИЯ МАРКСИЗМА И МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ//Известия Томского политехнического университета// Выпуск № 6 / том 323 / 2013 http://cyberleninka.ru/article/n/kitaizatsiya-marksizma-i-modernizatsiya-kitaya;

7. Советская и китайская модели социализма: взгляд из Китая// «Гуманитарные науки No 3 (11) / 2013», стр. 105-107;

8. ВЕЛИКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: ДВОЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ В КИТАЕ// «Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование», Выпуск № 4 / том 3 / 2010, стр. 85, 96;

9. ЦЕННОСТНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В КНР //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Выпуск № 32 / том 11 / 2007, стр. 148-149.;

11. Китай впервые опубликовал данные по коэффициенту Джини, отражающие разницу в доходах населения в 2003-2012 гг. http://russian.people.com.cn/31518/8098644.html;

12. Борьба с неравенством: богачи заплатят больше http://www.vestifinance.ru/articles/53825/print;

13. Ежегодный индекс Джини 基尼指数 для Китая в 2015 году http://mayachina.ru/zhongguo-jini-zhishu/

14. Как следующая китайская пятилетка изменит нашу жизнь http://m.russian.china.org.cn/russian/doc_1_26350_563257.html;

15. Xi urges the promotion of good values http://en.people.cn/n/2015/0301/c90785-8855296.html;

16. Китайская молодежь тянется к предметам роскоши http://russian.people.com.cn/31516/3426673.html;

17. Китаец попытался продать почку ради iPhone 6s http://lenta.ru/news/2015/09/15/iphone/;

18. Китайская пара продала дочь ради айфона http://lenta.ru/news/2013/10/18/iphone/;

19. Китаец сдал свою девушку в аренду ради покупки iPhone 6 http://www.rg.ru/2014/09/20/arenda-site.html;

20. Китайский профессор: В китайском обществе отсутствует доверие и не хватает доброты http://inosmi.ru/epoch_times/20151117/231423146.html;

21. Маленькую девочку в Китае на дороге переехали дважды, и никто не поспешил ей на помощь http://www.1tv.ru/news/world/188604;

22. Власти Китая усиливают надзор за университетами http://www.bbc.com/russian/institutional/2015/01/150130_china_banned_western_values;

23. 2014: Количество иностранных студентов в США растет, экономический толчок составил 27 млрд. долларов http://www.studyamerica.ru/cgi-bin/issue.cgi?action=article&ar_id=723;

24. От «китайского чуда» — к «культурной революции»? http://echo.az/article.php?aid=2382  

Источник: 4esnok.by


Вернуться назад