ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Суэцкий канал между морями политики и истории

Суэцкий канал между морями политики и истории


3-09-2015, 09:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Суэцкий канал между морями политики и истории

Игорь ШУМЕЙКО |
 

В минувшем августе в Египте торжественно открыли вторую очередь Суэцкого канала. Начавшееся за год до этого важнейшее на сегодняшний день дело президента Абделя ас-Сиси, прервавшего в мае 2014 года трёхлетие инспирированной Соединёнными Штатами «арабской весны», едва не бросившей Египет в омут гражданской войны, успешно завершено. 

Строительство планировалось осуществить за три года, но волею президента канал был построен за 14 месяцев. Длина «Нового Суэца» - 72 км. Он   увеличит в 2,5 раза нынешний (5,3 млрд. долларов) доход Египта от эксплуатации канала и утроит этот доход к 2020 году... Движение станет двусторонним: с юга на север суда пойдут по старому руслу, а с севера на юг — по новому. Сокращение заторов сократит время ожидания и прохождения канала с 18 до 11 часов, повысит суточную норму прохода судов с 49 до 97. 

 

Суэцкий канал – одна из важнейших транспортных коммуникаций Земного шара, она обеспечивает 7% мирового морского грузооборота. Глава администрации Суэцкого канала адмирал Мохаб Мамиш говорит: «Канал – это новое рождение страны, выигрыш мирной битвой за развитие». А президент Абдель Фаттах Халил ас-Сиси называет Суэц «великой мечтой Египта, каналом процветания».

Однако самостоятельность и решительность ас-Сиси устраивает не всех. После отстранения от власти в июле 2013 года "Братьев-мусульман" и их ставленника Мухаммеда Мурси отношения Каира и Вашингтона заметно ухудшились. Новый президент Египта оборвал плавный ход «арабской весны». Администрация Барака Обамы объявила о приостановке поставок в Египет тяжелых вооружений и истребителей, финансовой военной помощи, об отмене ежегодных совместных военных учений.

Египетский президент многим может вызывать неудовольствие Белого дома. И не в последнюю очередь тем, что Суэцкий канал, новый и старый, остаются в государственной собственности. Строительство второй очереди канала силами египетских военных инженеров было начато и завершено практически без международных займов. Местные инвесторы – египтяне - с готовностью раскупили облигации канала с доходностью 12% годовых. 

Обращает на себя внимание и растущая сплочённость египетского общества: сегодня президента ас-Сиси, по данным египетских социологов, поддерживают 9/10 египтян. Народ Египта принял даже сокращение социальных субсидий и повышение цен на нефтепродукты. Ас-Сиси, в отличие от Мухаммеда Мурси и «Братьев-мусульман» ведет страну к религиозному миру; будучи мусульманином, он оберегает права христиан-коптов, отменил давний запрет на строительство христианских храмов. 

А ещё президент ас-Сиси закупает оружие в России (сумма закупок, по предварительной оценке, составляет 3,5 миллиарда долларов), встречается с президентом Путиным! Вот и  второй визит ас-Сиси в Россию включал осмотр образцов российской военной техники: бронемашины, танки, бронеавтомобиль "Тигр", установки ПВО, зенитно-ракетный комплекс серии "Тор", зенитный ракетно-пушечный комплекс серии "Панцирь".  В Египте продолжатся переговоры по закупке  истребителей МиГ-35.

А чего стоит опора на внутренние займы, облигации, недопущение к проекту национальной важности лондонских банкиров!

Напомним: за куда меньшие «грехи» перед Западом ближайший сосед Египта полковник Каддафи в соседней с Египтом Ливии был буквально растерзан. 

И уж если история, препарируемая в интересах политики, так часто превращается в оружие, то нельзя не сказать о связи Суэцкого канала с египетской и мировой историей.  

Открытую в Египте 6 августа 2015 г. водную магистраль назвали «второй очередью Суэцкого канала». Правильно, вторая, если первой считать  линию французского инженера Лессепса. Но если посчитать, сколько трудились люди над соединением Средиземного и Красного морей, то очередь 2015 года окажется не второй, а шестой. Правда, древние «очереди», если прослеживать маршрут от Красного моря, не доходили до нынешнего Порт-Саида, сворачивая к руслу Нила. Грандиозное значение этого маршрута было ясно еще фараонам, и первую очередь Суэцкого канала построил Рамзес II (XIV век до новой эры). Канал повторял судьбу Египта, угасал вместе с государством, заносился песком. В правление персов, в V веке до новой эры, была прорыта вторая очередь канала шириной, позволявшей, по свидетельству Геродота, свободно разойтись двум триремам (класс боевых кораблей древности). К концу эллинистической эпохи канал снова пришел в упадок. Третья очередь Суэцкого канала – это эпоха расцвета Рима при императоре Траяне. Четвертая - уже при арабских халифах...

Важнейший маршрут Нового времени Европа - Индия (торговля восточными пряностями давала предприимчивому Западу 800% прибыли!) рождал новые проекты, в том числе Лейбница, но мешала неустойчивость государств турок, мамелюков. Интерес к Суэцкому каналу стал и одной из главных побудительных причин знаменитой египетской экспедиции Наполеона.  

А далее общеизвестные вехи: 1869 год - открытие канала, который был поначалу франко-египетским совместным предприятием,  1882 год – английская оккупация зоны канала. В обе мировые войны Суэцкий канал — важнейшая военно-стратегическая артерия. В 1956 году Насер национализирует канал, и сразу же — война, заминированный канал простаивал полгода. Шестидневная война 1967 года, война «Судного дня» 1973 года также закупоривали эту важнейшую мировую артерию, но затем канал вновь расчищали от мин и затонувших кораблей.

Сегодня Суэцкий канал соединяет не только два моря, два океана – он соединяет ещё и Египет с его будущим.

 


Вернуться назад