ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > МАКС-2015: кто теперь друг, а кто враг ("Die Welt", Германия)

МАКС-2015: кто теперь друг, а кто враг ("Die Welt", Германия)


27-08-2015, 11:44. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

МАКС-2015: кто теперь друг, а кто враг ("Die Welt", Германия)

Источник

Россия приглашает на авиасалон МАКС. Взгляд, брошенный на список участников, говорит о многом: когда-то выставка считалась платформой, которая позволит открыть Россию для Запада. Сегодня об этом вряд ли может идти речь.

МАКС-2015: кто теперь друг, а кто врагИ он действительно приехал. Все наблюдатели были едины в том, что Владимир Путин не устранится, как в 2013 году. Тогда президента России заботил собственный имидж. Он не хотел оказаться на месте в случае, если на крупнейшей авиавыставке случится катастрофа.

Но в этом году Путин присутствует на впечатляющем показе истребителей, вертолетов, ракет и систем ПВО. Демонстрация мощи. Король Иордании Абдалла II и наследный принц Абу- Даби Мухаммед Аль Нахайян также совершили обход выставки. Приглашены главы государств — в частности в надежде на то, что они «привезли с собой» деньги и контракты.

Авиакосмический салон МАКС-2015, который открывается сегодня, во многом отличается от тех выставок, что проводились в Жуковском в последние годы. Политическая обстановка, ситуация с безопасностью, конъюнктура и новый образ друга и врага. Это первый авиасалон с тех пор, как Запад ввел санкции против России из-за Крыма. И это первый МАКС, на котором не присутствуют участники из Украины. В 2013 году их было 50. А ведь украинские инженеры, например, из «Антонова» или компаний по производству ракет, во времена Советского Союза играли ключевую роль в конкуренции с Западом.

Россия отворачивается от Запада

Путину предстоит решить гору проблем и сменить курс своей авиакосмической отрасли. Падение цены на нефть привело к тому, что отсутствуют средства на амбициозные проекты и срочно необходимую модернизацию. Связи с поставщиками из Украины прерваны, а Запад ввел санкции. Российская авиапромышленность, как например крупнейшая компания отрасли ОАК со 100 тысячами сотрудников, полностью «отрезана» от западных кредитов.

Тень холодной войны нависла над отраслью, которая совсем недавно активно налаживала контакты с Западом, а теперь меняет курс. Два года назад МАКС еще представлял собой платформу, призванную открыть страну для Запада. На выставку приезжали почти 300 иностранных компаний. Сегодня осталась всего лишь половина. Boeing и Airbus, правда, участвуют, но их присутствие сведено к минимуму. Компания Airbus отправит на несколько дней суперсовременный лайнер Airbus A350. Визит руководства компании не запланирован.

Германский центр авиации и космонавтики (DLR) также является участником, но его новый председатель правления Паскаль Эренфройнд (Pascale Ehrenfreund) в Москву не поедет. Состав участников показывает, как для России закрывается «окно сотрудничества» с Западом, и открываются перспективы кооперации с Китаем, Ближним Востоком и Индией. Ожидается и делегация из Ирана.

В поисках новых союзников

 

Самолет Ил-76 во время генеральной репетиции летной программы торжественного открытия Международного авиационно-космического салона МАКС-2015

Руслан Пухов, директор московской «фабрики мыслей» Центр анализа стратегий и технологий, признает, что авиакосмической отрасли его страны придется иметь дело с крупными вызовами. «Она [отрасль] переживает переломный момент и должна пересортировать свои ресурсы, партнеров и клиентов», — отмечает он. «Выставка укажет на направление путешествия». Уже весной аналитики предупреждали о том, что на фоне девальвации рубля крупные оборонные проекты станут для России до 2020 года тяжким бременем с экономической точки зрения. По словам Пухова, проекты придется отложить или пересмотреть их масштаб.

Россия занимает третье место в мире — после США и Китая — по объему оборонных расходов. В 2014 году они выросли на 8% — 80 миллиардов евро. Военные расходы «поглощают» все больше бюджетных средств. Поэтому после введения санкций Западом Москва вынуждена искать новых союзников, ей необходим и подъем экспорта, который позволит пополнить казну.

Это дает повод для спекуляций. Впервые на авиасалоне МАКС будет показан новый российский боевой вертолет Kа-52K. Он был разработан для базирования на вертолетоносцах «Мистраль» — их построили во Франции, но в Россию так и не поставили.

Друг или враг? Лавировать, как во время холодной войны

Эксперт по поставке вооружений на Ближний Восток Алексей Хлебников полагает, что Саудовская Аравия, которая до сих пор тратила миллиарды на покупку оружия американского производства, теперь может приобретать российские боевые вертолеты. И помимо этого, купит вертолетоносцы «Мистраль».

Саудовцы якобы хотят приобрести тактический ракетный комплекс «Искандер» — проще говоря, российский аналог системы Patriot. Саудовцы подтвердили свой интерес к «Искандерам». Однако по этому вопросу существуют сомнения, поскольку США через саудовцев могут получить возможность познакомиться с техникой русских.

Гвоздем программы на выставке МАКС, которая будет работать с 25 по 30 августа, станет, в том числе, истребитель пятого поколения «Сухой» Т-50 (ПАК ФА), его американский аналог — сверхмощный истребитель F-22. Т-50 был продемонстрирован на  МАКСе в 2011 и 2013 годах. ВВС России должны получить истребитель в 2017 году. Будет представлен также истребитель МиГ 1.44. Возможно, он будет экспортироваться как легкая боевая модель. Впервые покажут разведывательно-ударный беспилотник «Чирок», который может летать и с пилотом.

Американская космическая отрасль зависит от России


Пожалуй, напрасно посетители авиасалона будут искать модель бомбардировщика нового поколения ПАК ДА, созданного Конструкторским бюро имени Туполева. Говорят, русские хотят, как и американцы, создать дальнего бомбардировщика. Он должен быть сдан в эксплуатацию в 2025 году и заменить бомбардировщики, которые «служат» несколько десятилетий.

Выставка, на которой всегда преобладали военные модели, по мнению экспертов по России, продемонстрирует две стороны российской авиационной отрасли. С одной стороны, огромная гордость, а с другой — зависимость, изношенность, непроизводительность и дефект качества.

Славу отрасли приносит то, что с тех пор как американцы отказались от программы «Шаттл», на протяжении последних четырех лет ни один астронавт не может попасть на МКС в обход российской ракеты-носителя. Кроме того, американцам необходимы российские двигатели для ракет «Атлас», чтобы выводить в космос крупные военные спутники. В настоящее время снабжение МКС можно обеспечить только благодаря российским и японским беспилотным космическим кораблям. В июне американская ракета частного производителя SpaceX взорвалась после старта, и органы безопасности настояли на вынужденном перерыве.

Череда неудачных стартов, падений и инцидентов

 

Посетители салона наблюдают за выступлением самолета Як-130 во время открытия Международного авиационно-космического салона МАКС-2015

Но существует и «темная» сторона. В гражданской авиации, в том, что касается крупных лайнеров, Россия больше не играет никакой роли на мировом рынке. Там доминируют Америка и Boeing, Европа и Airbus. Москва пытается изменить ситуацию, но при этом Россия зависит от западной техники. Самолет «Superjet −100» или модель MC-21 полностью начинены западной техникой. Ничего не слышно теперь о прежних планах Москвы переориентировать авиастроение, которое на 90% зависит от военных заказов, и придать ему «более гражданский характер».

Что касается космической отрасли, Россия утратила ореол супернадежного транспортера грузов в космос. С 2008 года произошло восемь неудачных стартов ракеты-носителя «Протон». Летом имел место ряд падений и происшествий с военными самолетами. Только лишь в июле пропало полдюжины моделей. То отказали двигатели, то воздушный тормоз.

Наверное, об этом Путин не захочет говорить на МАКСе. Ему нравятся сообщения, подобные тем, которые появились в начале августа. Речь шла о том, что индийские летчики, управлявшие российским самолетом «Сухой 30MKI», во время учений одержали победу над британским экипажем Eurofighter, счет 12:0. Как только появилась эта информация, поступили опровержения со стороны ВВС Индии и представителей западных стран. Отмечалось, что маневры не соответствовали настоящей боевой ситуации, а Eurofighter тоже показал блестящие результаты. Но Россия все равно радовалась.


Герхард Хегман (Gerhard Hegmann)
"Die Welt", Германия

Вернуться назад