Результаты греческого референдума превзошли ожидания всех. Предварительные социологические опросы показывали, что противников и сторонников принятия условий международных кредиторов, выставленных Греции, в стране примерно поровну. И вот результаты голосования 5 июля: 61,31% граждан Греции проголосовали против предложений кредиторов, 38,69% — за. Разрыв внушительный: 22,62 процентного пункта.
Референдум в Греции – беспрецедентный способ противостояния страны диктату международных кредиторов. Конечно, и до Греции отдельные страны выступали против такого диктата. Например, Аргентина уже несколько лет ведет затяжную войну с «финансовыми стервятниками» - американскими фондами, которые пытаются подвергнуть ревизии результаты реструктуризации государственного внешнего долга страны в 2005-м и 2010 году. Однако к такому методу, как всенародный референдум, Аргентина не прибегала.
Полагаю, теперь опыт проведения референдума как средства защиты экономического суверенитета страны от засилья международных кредиторов возьмут на вооружение и другие государства. Кстати, президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер приветствовала результаты греческого референдума, заявив: «Надеемся, что Европа и ее лидеры поймут послание людей с избирательных участков. Нельзя ни от кого требовать подписания свидетельства о собственной смерти».
Достаточно странно выглядело сочетание двух лозунгов, которыми греческое правительство сопровождало проведение референдума: «Нет – требованиям кредиторов», «Да – Европе» (в смысле: «Мы остаемся в единой Европе»). Ведь такое сочетание невозможно, это самообман. Результаты референдума неизбежно ведут к тому, что Греция окажется за пределами единой Европы или, по крайней мере, за пределами еврозоны. Сие означает, что евро для Греции станет иностранной валютой. Потребуется возвращение к национальной валюте (между прочим, драхма считается самой древней денежной единицей). Первые комментарии из ЕС на итоги референдума свидетельствуют о том, что в Брюсселе ждут от Греции отказа от евро. "Как они (греческое правительство) будут платить зарплату? Как они будут платить пенсии? Если они скажут "нет", то должны будут представить другую валюту после референдума, так как евро для них больше не будет являться способом осуществлять расчеты", — вопрошает председатель Европарламента Мартин Шульц.
Накануне референдума греческие власти признались, что они не готовы к тому, чтобы немедленно заменить евро драхмой. Во-первых, для этого необходимо перестроить работу Центробанка Греции, который фактически превратился в региональную контору Европейского центрального банка и утратил многие качества самостоятельного эмиссионного центра. Плана такой перестройки на сегодняшний день нет. Во-вторых, потребуется большое количество бумажных банкнот, а их печать в стране невозможна: все станки, которые некогда печатали бумажные драхмы, давно уничтожены. В-третьих, переход от евро к драхме неизбежно на первых порах будет сопровождаться падением валютного курса новой денежной единицы. Плана смягчения негативных экономических последствий перехода к новой денежной единице у Афин пока что тоже нет.
В позиции греческого правительства по внешнему долгу еще много другого, что свидетельствует об отсутствии понимания серьезности ситуации. Например, власти Греции заявили, что сразу же в течение 48 часов после референдума они проведут новый раунд переговоров с «Большой тройкой» и «поставят точку» на проблеме долга. Эксперты ломают голову, что скрывается за этим заявлением. Ещё неизвестно, согласятся ли международные кредиторы сразу же садиться за стол переговоров. Сначала должны пройти встречи и совещания с участием стран-членов еврозоны, ЕС, МВФ. При самом оптимистичном раскладе Греции придется вести непростые переговоры с кредиторами до конца текущего года, а, скорее всего, и дольше.
Конечно, греческий референдум 5 июля активизирует выяснение отношений внутри Европейского союза и «Большой тройки» кредиторов. Здесь предметом разборок будут два вопроса: 1) кто из кредиторов первый в очереди за теми деньгами, которые Афины все-таки согласятся выплачивать (если не сейчас, то в будущем)? 2) как распределить между странами ЕС и еврозоны издержки, связанные с дефолтом Греции?
А издержки неизбежны. Списание долга в одной стране неизбежно порождает убытки в другой. Достаточно вспомнить реструктуризацию долга Греции в 2012 году. Многих держателей долга тогда вообще не приглашали на переговоры о его реструктуризации. Их просто поставили об этом в известность. Тогдашнее списание части долга Греции готовилось долго и тщательно. Были пострадавшие. Например, на Кипре разразился банковский кризис. Его удалось купировать весьма специфическим способом – конфискацией части депозитов. Сегодняшнее одностороннее решение Греции является экспромтом, который тщательно не готовили ни Афины, ни Брюссель. А потому возможны разного рода сюрпризы - от банкротства отдельных банков в европейских странах до дефолтов некоторых европейских государств и даже до краха конструкции, именуемой «единой Европой».
Брюссель тактически проиграл Афинам. Любая реструктуризация греческого долга теперь будет восприниматься как уступка, как слабость брюссельской бюрократии, отступившей перед волей греческого народа.
За событиями в Греции пристально следят другие страны Южной Европы. Ведь они в плане суверенного долга выглядят не намного лучше Греции (там этот долг оценивается в 175% ВВП). Согласно данным доклада фирмы McKinsey о мировой долговой ситуации, в середине 2014 года уровень государственного долга по отношению к ВВП составил (%): в Португалии – 148; Италии – 139; Испании – 132.
Если в абсолютном выражении государственный долг Греции составляет сегодня 325 млрд. евро, то долг Испании превысил планку 1 триллион долл., а долг Италии – 2 триллиона долл. И если в случае дефолта Греции объединенная Европа и евро еще имеют шанс устоять, то в случае дефолта любой из трех названных стран европейский карточный домик рухнет. Брюссель панически боится, как бы дурной пример Греции не заразил другие страны.
Впрочем, за событиями в Греции следят не только из столиц стран Южной Европы, из Брюсселя и Франкфурта (штаб-квартира ЕЦБ). Следят и из Вашингтона. Во-первых, из МВФ, который входит в состав «Большой тройки» кредиторов Греции. Во-вторых, из ФРС и из Белого дома. Какое им дело до событий в Греции? Самое непосредственное. Для Вашингтона Греция – слабое звено, детонатор, с помощью которого при необходимости можно взорвать всю Европу. Причин для этого у дяди Сэма достаточно. Он уже в свое время (более 80 лет назад) подготовил в Европе мину замедленного действия в виде Германии Третьего рейха и её вождя - ставленника англосаксов Гитлера. Сегодня роль такой мины замедленного действия могут сыграть Греция или Украина. Зачем взрывать? Причин несколько. А главная причина - сохранение монополии печатного станка ФРС на выпуск доллара. Чтобы поддержать слабеющий доллар, надо усилить хаос во всем мире, в том числе в Европе. Напомним, что операцию по превращению Греции в мину замедленного действия в свое время провели ушлые ребята из Голдман Сакс (один из банков-акционеров ФРС), осуществляя так называемое забалансовое кредитование Греции. Иначе говоря, они помогли затащить Грецию в ловушку, из которой в настоящее время греки отчаянно пытаются выскочить. Если бы брюссельская бюрократия хоть в какой-то степени отражала интересы европейских наций, она должна была бы приложить максимум усилий для того, чтобы ликвидировать заложенную под общеевропейский дом мину.
В любом случае референдум 5 июля 2015 года в Греции – не рядовое событие. Возможно, это поворотная точка европейской и мировой истории.