ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Фактор Си Цзиньпина в проекте нового «Шелкового пути»
Фактор Си Цзиньпина в проекте нового «Шелкового пути»17-06-2015, 07:21. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Фактор Си Цзиньпина в проекте нового «Шелкового пути»Идею создать «экономический пояс Шелкового пути» и «морской Шелковый путь» впервые выдвинул китайский лидер Си Цзиньпин в 2013 году. Этот проект сейчас связывают исключительно с личностью китайского руководителя Си Цзиньпина. Инициатива была нацелена на развитие более тесного и взаимовыгодного сотрудничества между странами Азии, Европы и Африки. В программе, выдвинутой Си Цзиньпином — нынешним председателем КНР, который сменил на этом посту Ху Цзиньтао — по-прежнему отдается приоритет экономическому развитию. Однако современную политическую элиту КНР отличает сильное стремление к сокрытию своих долгосрочных целей и задач. Си Цзиньпин начал карьеру в аппарате ЦВС (Центрального Военного Совета), некоторое время был помощником министра обороны Гэн Бяо. Многие военные тепло относятся к Си Цзиньпину из-за высокой репутации в армии его покойного отца. То что у товарища Си есть свой военный бэкграунд, несомненно можно отнести к его сильным козырям. Он представляет пятое поколение руководителей КНР, которое, как известно, во главе с ним успешно пришло к власти на XVIII съезде КПК (2012 год) и сессии ВСНП (2013 год). До этого заметным общественно-политическим событием современного Китая стал судебный процесс над 64-летним Бо Силаем — бывшим членом политбюро ЦК КПК, партийным секретарем гигантского китайского мегаполиса Чунцина. Этот процесс был обусловлен обострением противостояния между сторонниками «левой» идеи, с одной стороны, и углубления либерализации в высшем руководстве, с другой. Приход к власти Си Цзиньпина и его сторонников позволило сохранить политический баланс в руководстве и обществе, но в тоже время сложность положения заключается в том, что любое резкое движение Си Цзиньпина «вправо», в сторону либерализации, или «влево», на «возрождение классовых принципов», нарушит хрупкий общественный баланс и стабильность. Можно заключить, что в рядах китайской элиты значимость власти и силы, понимаемой как производное от экономической и военной мощи, превосходит любое серьезное отношение к правам человека и к верховенству закона, как внутри страны, так и за рубежом. Формирование китайских правящих элит имеет тысячелетнюю историю, исторически формализовано, и не смотря на наличие у ее нынешних представителей коммунистических корней, она, по сути, является наследником старой императорской правящей элиты, с присущими ей тоталитарными чертами и конфуцианской философией. Китайская цивилизация является одной из древнейших, насчитывающей почти пять тысячелетий, вследствие чего политическая культура в Китае сложилась давно и носит целостный характер. Несмотря на то, что на протяжении всей своей долгой истории Китай часто захватывали иноземцы, привнося свои устои, особенностью китайской цивилизации всегда было то, что каждый раз она ассимилировала покорившие ее народы. Китайская правящая элита, практически закрыта для всего остального мира, нет персонофикации ее представителей, но она усиливается с каждым годом и на сегодня с нею вынуждены считаться ведущие мировые элиты. Китай все активнее участвует в международной политике и глобальное доминирование Китая в мире не кажется чем-то сверхъестественным. На международной арене Китай все чаще предъявляет претензии на спорные территории, подкрепляя эти притязания военной силой, а также использует в этих целях экономические инструменты, в том числе, угрозы сокращения и полного прекращения торговли некоторыми видами товаров. Китай заранее подготовился к новому шагу в продвижении регионального сотрудничества, закупив еще в 2010 году самые совершенные образцы сверхскоростных поездов в таких странах как Германия, Япония, Франция, Канада. Логическим итогом стало то, что современный Китай обладает едва ли не самыми совершенными технологиями в области строительства высокоскоростных дорог и подвижных составов. Сегодня Китай имеет все шансы стать ведущим в мире экспортером передовой высокоскоростной железнодорожной техники в странах Азии и Евразии, включая Россию, Казахстан, Беларусь и другие государства. Однако справедливости ради нужно отметить, что 20 лет назад Япония также разработала новую стратегию «Дипломатия Шелкового пути», а в 2011 году США предлагали план «Новый шелковый путь» с центром в Афганистане, но дальше слов дело не пошло. Предполагается, что не последнюю роль будут играть также энергетические связи. В плане действий со стороны китайских властей подчеркивается важность обеспечения взаимосвязанности международной энергетической инфраструктуры. Приоритет со стороны Китая как главного организатора «Шелкового пути» отдается совместным усилиям по гарантированию безопасности нефте- и газопроводов, созданию трансграничных линий электропередач и сотрудничеству в модернизации региональной электрической сети. Кроме того, как говорится в плане действий Государственного комитета по делам развития и реформ КНР, МИД и Министерства коммерций, страны должны усилить работу по прокладке трансграничных оптоволоконных линий связи, разработке проектов трансконтинентальных подводных оптоволоконных линий, оптимизации спутниковой связи, и, таким образом, расширить сотрудничество и обмен информацией. Председатель КНР Си Цзиньпин в августе 2014 года в своем выступлении в Монголии отметил, что Китай готов предоставить сопредельным странам возможность и пространство для совместного развития. «Добро пожаловать в вагон поезда, на котором Китай следует по пути развития». Вернуться назад |