ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Гарант мира или угроза безопасности?
Гарант мира или угроза безопасности?29-04-2015, 09:09. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Гарант мира или угроза безопасности?Сегодня страны Азиатско-Тихоокеанского региона вновь задаются вопросом: является ли Япония гарантом мира или угрозой безопасности? Какое будущее ждет японские вооруженные силы? Существуют два основных мнения о военной реформе. Одни видят в инициативе Синдзо Абэ знак возрождения японского национализма, когда-то продвигавшего имперский проект. Другие представляют реформу как неизбежное следствие изменения баланса сил в регионе в результате подъема Китая. Однако и те, и другие исходят из того, что японская военная мощь – это независимая сила, подчиненная одному командиру. 14 января 2015 г. правительство Японии утвердило крупнейший за всю историю страны оборонный бюджет в 4,98 трлн японских иен (около 41,97 млрд долл.). Вернувшись во власть в декабре 2012 г., премьер-министр Синдзо Абэ удвоил свои усилия по реформированию оборонной доктрины и реорганизации Сил самообороны Японии. Основные направления военной реформы сводятся к следующему: (1) пересмотр Стратегии национальной безопасности – декабрь 2013 г. (впервые с 1957 г.); (2) создание Совета национальной безопасности и Секретариата Совета – 2013 г.; (3) пересмотр Закона о всенародном референдуме для последующего изменения Конституции – 2014 г.; (4) утверждение новой редакции Трех принципов экспорта вооружений под названием «Три принципа передачи оборонной техники» – 2014 г.; (5) принятие правительством постановления о праве на коллективную оборону – 2014 г.; (6) создание нового агентства по оборонным закупкам – октябрь 2015 г. Однако по мере продвижения военной реформы С. Абэ соседи Японии по региону испытывают все большую тревогу. Как пишет британская газета «The Telegraph», японского премьер-министра «обвиняют в опасном национализме и историческом ревизионизме, в стремлении, сбросив оковы пацифизма, вновь превратить Японию в воинственную державу, проводящую в регионе агрессивную политику». Не обходится без подозрений и по другую сторону Тихого океана. В 2014 г. американский Совет по международным отношениям запустил новый исследовательский проект под названием «Националистические тенденции в Северо-Восточной Азии и взаимодействие в рамках союзов». Цель проекта – внимательно отслеживать развитие националистических тенденций в правлении С. Абэ. 17 января 2015 г. исследовательская служба Конгресса США отметила, что японский премьер широко известен как «националист», чьи амбиции могут навредить американским интересам в регионе. Внешний контроль: союз с Америкой Полвека назад в одной азиатской стране стремительно нарастали антиамериканские настроения, достигшие беспрецедентного за всю ее историю уровня. В стране было развернуто обширное военное присутствие США, базировавшееся на подписанном с Вашингтоном новом двустороннем договоре безопасности. В 1959–1960 гг. недовольство населения достигло апогея. 18 июня 1960 г. толпа демонстрантов взяла штурмом здание парламента. По данным организаторов – объединения рабочих, гражданских активистов и студентов, число митингующих составило 330 000 человек (это сопоставимо с количеством участников украинского Евромайдана). Они решительно потребовали расторгнуть договор безопасности с Америкой, однако правительство, заручившись поддержкой Вашингтона, подавило протест «уличных коммунистов». Можно подумать, что речь идет о событиях во Вьетнаме или на Филиппинах, но на самом деле это страницы из истории Японии. Так в послевоенный период начинался японо-американский союз. В истории послевоенной японской военной реформы основное препятствие к любым изменениям исходило от руководства США. Однако с возвращением С. Абэ во власть в 2012 г. ситуация кардинально изменилась. Когда президент Б. Обама объявил о сокращении американской армии, С. Абэ начал стратегически позиционировать свою реформу как инициативу по расширению участия Японии в совместной обороне. Раньше японо-американский союз ставил слабую Японию в зависимость от сильной Америки. Благодаря инновационному политическому маневру С. Абэ с 2012 г. логика союза сменилась на противоположную: сильная Япония помогает слабой Америке. Стремясь укрепить Силы самообороны Японии и превратить их в полноценные вооруженные силы, премьер неоднократно подчеркивал, что рост потенциала японской армии будет способствовать реализации военной стратегии США в регионе и за его пределами. Уникальность и новизна национализма С. Абэ заключается в проамериканской подаче. С момента окончания Второй мировой войны японские националисты в целом осуждали США как империю зла, силой свергнувшую японского императора и совершившую акты атомного геноцида в Хиросиме и Нагасаки. Идеология большинства националистических движений в мире подразумевает отторжение идей, приходящих из-за рубежа. Формула традиционного японского национализма выглядит аналогично: «Япония – великая страна, Америка – зло». С. Абэ же утверждает иное: «Япония – великая страна, и Америка тоже». В этом и заключается уникальность его подхода. Он знает, что любая попытка антиамериканских реформ будет заблокирована Вашингтоном, от которого в значительной степени зависит политика Японии в области безопасности. Однако решение «расширять участие в совместной обороне» и проамериканский национализм С. Абэ вызывают у японского населения все большее недовольство. Японская общественная телерадиокомпания NHK провела в 2011 г. широкий опрос на тему отношений с Америкой. По результатам опроса, около 45% респондентов заявили, что предпочли бы сохранить американское военное присутствие в Японии на нынешнем уровне, в то время как 39% выступили за его дальнейшее сокращение. С момента вторжения США в Ирак японское население все больше опасается, что Япония будет втянута в одну из американских войн, разворачивающихся в различных регионах мира. Конечно, присутствие американских военных в Японии может послужить сдерживающим фактором для военной экспансии Китая в регионе, однако японцы, особенно представители старших поколений, пережившие холодную войну, знают, что в отношении Китая японо-американский союз в области безопасности практически не действует. Это стало очевидно в 1972 г., когда президент США Ричард Никсон неожиданно посетил Китай, где выступил с инициативой по разрядке международной напряженности, не посовещавшись с японским руководством. Внутренний контроль: пацифистская статья 9 Поскольку японо-американский альянс перестает выполнять свою изначальную функцию ограничения военных амбиций Японии, статья 9 японской Конституции считается последним фактором, сдерживающим восстановление военной мощи этой страны. Статья надежно защищена от произвольного изменения. Проект любой поправки к Конституции, представленный правительством, должен получить поддержку большинства жителей Японии (более 50% всех действительных голосов) на национальном референдуме, а перед этим его должны утвердить верхняя и нижняя палаты парламента. В результате эту статью часто называют механизмом сдерживания японских амбиций, обладающим «защитой от дурака». Вернувшись к власти, С. Абэ вскоре сумел избавиться и от последнего элемента статьи 9: было принято вызвавшее споры постановление правительства, в котором утверждалось право государства на коллективную оборону. Премьер-министр ссылался на то, что демократический мандат правительства, полученный в ходе последних выборов, гораздо важнее статьи, написанной в другое время, в условиях американской оккупации. Не вызывает сомнений тот факт, что С. Абэ нашел различные способы наращивания военного потенциала Японии, не требующие изменения Конституции и реорганизации Сил самообороны. Так, 23 февраля 2015 г. была озвучена его инициатива по пересмотру статьи 12 Закона о министерстве обороны, устанавливающей приоритет полномочий гражданских органов власти перед командованием вооруженных сил. Строгая система гражданского контроля была введена в действие с момента окончания Второй мировой войны на том основании, что минувшая война частично стала результатом повышенного влияния имперских сил Японии. Однако с пересмотром Закона о министерстве обороны гражданские чиновники и командующие вооруженными силами будут уравнены в полномочиях. С юридической точки зрения это изменение будет несущественным, однако оно имеет огромное политическое значение. В послевоенный период политическое влияние военных в Японии оставалось минимальным; даже при планировании обороны и обсуждении вопросов безопасности командование Сил самообороны привлекалось преимущественно для консультаций – как источник фактических данных и стратегического анализа. Теперь же С. Абэ намерен привлечь военных к обсуждению самой реформы, тем самым придав ей дополнительный импульс. Наибольшую озабоченность в этом контексте вызывает невежество электората. В настоящее время японцы больше заинтересованы в восстановлении экономики, чем в обеспечении будущего своих вооруженных сил. До тех пор пока С. Абэ будет продолжать усиленно продвигать свой план по оживлению экономики (на сегодня уже есть положительные результаты), вопрос о военной реформе останется для большинства граждан страны на втором плане. В чьих руках будущее? Итак, премьер-министр С. Абэ уже нашел целый ряд способов освободить японскую военную мощь от наложенных на нее структурных ограничений. Отсюда можно сделать несколько важных выводов. Россия как страна, имеющая выход к Тихому океану, также ощутит на себе последствия трансформации японских вооруженных сил. Многие полагают, что влияние США на Японию – основное препятствие для дальнейшего развития российско-японских отношений. Так, в начале украинского кризиса в действиях С. Абэ появился некоторый намек на независимость внешнеполитического курса, но затем он быстро вернулся к прежней проамериканской линии. Хотя японо-американский союз в области безопасности лишает Японию возможности проводить независимую внешнюю политику, подлинно независимая Япония, не скованная рамками союза, также не будет отвечать интересам России. Неконтролируемый рост японской военной мощи, какие бы у нее ни были перспективы, обязательно создаст нестабильность в АТР. Вернуться назад |