ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Сергей Лавров: попытки доминировать на международной арене – вредная привычка

Сергей Лавров: попытки доминировать на международной арене – вредная привычка


21-04-2015, 07:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Сергей Лавров: попытки доминировать на международной арене – вредная привычка

 

Студентам и школьникам дали урок внешней политики

 

 

       

 

Сергей Лавров: попытки доминировать на международной арене – вредная привычка

 

Благодаря праву вето России в Совете Безопасности ООН в сирийском кризисе наметился шанс перехода к политическому урегулированию, заявил глава МИД России Сергей Лавров в ходе международной студенческой конференции «Модель ООН».

 

Церемония открытия конференции состоялась в Московском государственном институте международных отношений, в ней приняли участие более 650 студентов и учеников старших классов из России и зарубежных государств.

 

«Право вето в Совете Безопасности ООН - это не привилегия, а большая ответственность, - подчеркнул глава внешнеполитического ведомства России. - Благодаря вето мы можем сейчас сказать, что в сирийском кризисе наметился шанс перехода к политическому урегулированию. Мы рассматриваем Организацию Объединенных Наций как главную структуру в контексте обеспечения верховенства международного права. Об этом неоднократно говорил президент России Владимир Путин».

 

С. Лавров добавил, что Россия призывает международное сообщество уважать Устав ООН и считает, что организация обладает универсальной легитимностью.

 

Затронув вопрос о правах человека, С. Лавров отметил, что его нельзя политизировать: «Не через осуждение, а через диалог нужно решать эту проблему, которая существует в любом государстве».

 

Как он отметил, «международные отношения вступили в переломный этап развития». Дипломат пояснил, что «это связано с объективным процессом формирования новой, более полицентричной и демократичной системы международных отношений». Система эта, заметил министр, должна отражать географическое и цивилизационное многообразие современного мира, отражать тот мир, в котором эта структура существует.

 

При этом он добавил, что этот процесс «развивается непросто, сталкивается с препятствиями, в том числе - с препятствиями на пути народов самим определять свое будущее». Далее С. Лавров конкретизировал: «Некоторые партнеры не могут избавиться от вредной привычки пытаться любой ценой сохранить свое доминирование на международной арене и навязывать свое мнение и волю другим участникам международного общения. В жертву приносится необходимость сотрудничества и коллективные усилия по противодействию действительным угрозам».

 

Такая линия, подчеркнул дипломат, ставит собственный престиж выше борьбы с реальными угрозами, ведет к тому, что хаос в международных отношениях нарастает, и множатся очаги нестабильности.

 

«На мой взгляд, современный мир не может строиться вокруг одной державы или вокруг одного военно-политического союза, или одной экономической группировки, - указал, выступая на конференции, председатель комитета Государственной Думы по международным делам Алексей Пушков. - Современный мир многополярен объективно, достаточно посмотреть на вклад в мировую экономику различных государств».

 

По его мнению, «заменить Вашингтон на Пекин в качестве точки отсчета невозможно, не должно быть единой точки отсчета». «Современный мир может быть выстроен только на балансе интересов целого ряда государств, включая и малые страны, но ответственность при этом в значительной степени лежит на ведущих державах, которые должны действовать ради создания такого мира, который позволит соблюдать баланс интересов», - уверен парламентарий.

 

 

 

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, принятому в 1945 году, Совет Безопасности является одним из главных органов этой организации. Он несет ответственность за поддержание международного мира и безопасности и правомочен вводить санкции и предпринимать действия, связанные с применением вооруженной силы. Решения СБ являются обязательными для всех членов ООН.

 

Совет Безопасности состоит из 15 членов, в том числе пяти постоянных - Великобритания, Китай, Россия, Франция и США - каждый из которых обладает правом вето. Остальные десять - непостоянные члены. Они принимают участие в голосовании при принятии решений, но не могут эти решения блокировать.


источник


Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Чили Э. Муньосом, Москва, 20 апреля 2015 года


http://youtu.be/nVwfptcwo6I

 

Уважаемые дамы и господа,

Переговоры с моим чилийским коллегой Э.Муньосом прошли насыщенно и конструктивно. Мы рассмотрели актуальные вопросы двусторонней и международной повесток дня, прежде всего, в рамках выполнения договоренностей, достигнутых Президентом России В.В.Путиным и Президентом Чили М.Бачелет в ходе их встреч в прошлом году в Бразилии и Китае.

Констатировали поступательное развитие нашего диалога. Условились предпринять дополнительные шаги в этой сфере, включая подписанный только что План сотрудничества между министерствами иностранных дел двух государств. Обсудили ход выполнения решений, которые были приняты в прошлом году на заседании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Нам приятно, что чилийский бизнес проявляет растущий интерес к российскому рынку. Ожидаем делегацию представителей правительственных и деловых кругов Чили для участия в июне нынешнего года в Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Это будет важным этапом подготовки к очередной сессии межправительственной комиссии, которая запланирована на октябрь.

Рассчитываем, что будем не только наращивать увеличивающийся объем товарооборота, который пока не соответствует потенциалам наших стран, но и предпринимать шаги по диверсификации торговли, исправлению известного дисбаланса в товарных потоках. Также мы хотим повышать вес продукции с высокой долей добавленной стоимости. У российских компаний есть интерес к сотрудничеству с чилийскими партнерами в сферах энергетики, нефтегазового комплекса, горнодобывающей промышленности, высокотехнологичных и инновационных разработок.

Поддерживаем регулярные контакты между деловыми советами Россия-Чили и Чили-Россия. Считаем, что прямые контакты – это путь к нахождению взаимовыгодных перспективных проектов.

Обменялись мнениями о сотрудничестве в научно-технической сфере, в частности, в таких областях, как, астрономия, взаимодействие в области мирного освоения космического пространства. Обоюдный интерес вызывают культурные и гуманитарные обмены, сотрудничество в сфере образования – это востребовано нашими гражданами и народами. Констатировали, что уже достаточно давно вступившее в силу Соглашение о безвизовых поездках наших граждан напрямую способствует развитию экономических и гуманитарных связей.

Условились продолжать работу по совершенствованию договорно-правовой базы. Сейчас в работе находятся более десятка проектов документов. Видим возможности ускорить их подписание.

По международным вопросам подтвердилась близость или совпадение наших подходов к большинству глобальных вопросов. Это проявляется в ходе нашего сотрудничества в СБ ООН, где Чили сейчас является непостоянном членом. Хорошо сотрудничаем в рамках форума АТЭС и на других направлениях многосторонней повестки дня.

Признательны Чили за поддержку углубления связей России с интеграционными объединениями стран Латинской Америки, включая создание механизма политического диалога и сотрудничества в формате Россия-СЕЛАК (Сообщество латиноамериканских и карибских государств). Рассчитываем подписать в этом году соответствующий документ.

Приветствуем стремление Чили развивать диалог между Тихоокеанским альянсом, частью которого она является, и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Мы подробно обсудили эти вопросы, а также рассмотрели проблематику кризисов и конфликтов на Ближнем Востоке и Севере Африки, ситуацию вокруг иранской ядерной программы, обстановку на Украине. Мы подробно рассказали нашим друзьям о шагах, которые предпринимает России, добиваясь неукоснительного выполнения всеми, прежде всего, украинским правительством, договоренностей, достигнутых в Минске 12 февраля этого года.

Думаю, мы обоюдно весьма удовлетворены итогами переговоров, которые позволят продвигать наши отношения более интенсивно и результативно.

Вопрос (адресован Э.Муньосу): Обсуждалась ли ситуация в Венесуэле?

С.В.Лавров (добавляет после слов Э.Муньоса): Хотел бы также выразить поддержку усилиям, которые предпринимает руководство Венесуэлы при содействии своих соседей по региону в целях нормализации обстановки в стране. На данном этапе важную роль сыграла солидарность с Венесуэлой, проявленная членами УНАСУР и Боливарианского альянса для народов Америки (АЛБА) перед лицом аррогантных решений США «назначить» эту страну угрозой для своей внешней политики, что, безусловно, помогло разрядить напряженность в отношениях между Вашингтоном и Каракасом. Мы это приветствуем. Обсудили тему в том числе, под углом ее звучания в ходе межамериканского саммита.

Поддерживаем группу стран УНАСУР, которые предложили свои добрые услуги, чтобы помочь нормализовать ситуацию в Венесуэле и обеспечить политический процесс в рамках действующей конституции.

Вопрос: Несмотря на Минские договорённости, на Украине вплоть до сегодняшнего дня продолжаются ожесточённые бои. От ополченцев поступила информация, что обстрелы несколько стихли. Какие у Вас есть данные? В каком состоянии находится конфликт?

С.В.Лавров: Мы внимательно следим за ситуацией. Конечно, нас тревожит, что продолжаются нарушения прекращения огня, которые в последние дни, действительно, были весьма интенсивными. Сейчас ситуация вроде успокаивается. Будем активно содействовать укреплению этой тенденции. Проблема, как признают в том числе наблюдатели ОБСЕ, в том, что в целом ряде случаев украинские силовики начинают стрелять, им отвечают. Есть нарушения со стороны ополченцев. С обеих сторон есть над чем поработать в плане полного соблюдения обязательств об отводе тяжёлых вооружений.

Как вы знаете, 13 апреля в Берлине на встрече министров иностранных дел «нормандской четвёрки» было поддержано достаточно давно предложенное нами расширение отвода тяжёлых вооружений калибром ниже 100 мм и включение танков в подлежащую отводу категорию. Сейчас военные представители сторон на местах должны заниматься согласованием соответствующих процедур и сроков. Надеюсь, при содействии ОБСЕ состоится отвод уже этой категории вооружений. Это, конечно, понизит риски возобновления огня.

К огромному сожалению, Минские договорённости не выполняются, прежде всего, по вине правительства Украины. Примеров более, чем достаточно – начиная с принятия закона о статусе территорий Донецкой и Луганской областей, который грубо нарушил обязательства Киева, подписанные в Минске 12 февраля. Этот закон должен был быть введён по согласованию с представителями Луганска и Донецка, но этого сделано не было.

Пока ничего не слышно и на тему децентрализации. Как вы помните, вскоре после подписания Минских договорённостей Министр иностранных дел Украины публично заявлял в Верховной Раде, что никаких юридических и политических обязательств с точки зрения децентрализации украинское правительство на себя не брало. Достаточно прочесть текст Минских договорённостей, чтобы убедиться, что это не так – соответствующие обязательства у украинской стороны есть.

В этом же ряду упомяну заявление таких официальных представителей Киева, как Д.Ярош, который публично сказал, что они «отберут Восток Украины у сепаратистов и террористов». Люди, которые на своей родной земле хотят жить так, как они привыкли, официально объявляются террористами, на них устраивается охота, по всей Украине висят билборды с объяснением, как выявлять сепаратистов – тех, кто хочет жить по-своему, не по-украински. Приводятся статьи уголовного кодекса, который карает за сепаратизм сроком лишения свободы, кажется, от 7 до 12 лет. Постоянно создаётся атмосфера отторжения культуры и образа жизни людей на Востоке Украины.

Чего стоит пакет законов о т.н. «декоммунизации» и героизации нацистских приспешников. Как можно после этого даже заикаться, что Украина будет только унитарным государством? Как люди на Востоке Украины станут прославлять С.Бандеру? Этого никогда не будет. Судя по всему, на Западе Украины делают всё, чтобы там забыли про 9 Мая. Как в таком унитарном государстве могут сосуществовать две культуры, два мировоззрения, совершенно разные, абсолютно противоположные ценности?

Прозвучавшие на днях публичные нападки на специальную мониторинговую миссию ОБСЕ из уст Министра иностранных дел Украины также не наводят на мысль о желании Украины выполнять Минские договорённости. Он же заявил о том, что Киев, мол, не будет напрямую разговаривать с нынешними руководителями Донецка и Луганска, как того хочет Россия. Этого хочет не Россия, этого требует обязательство украинского правительства, взятое им на себя в Минске.

Отвратительны попытки выяснять, кто из наблюдателей ОБСЕ имеет российский паспорт. Это нужно пресекать в зародыше. Мы обратили внимание руководства ОБСЕ на подобные возмутительные факты. К сожалению, пока ОБСЕ не очень активно занимается «воспитанием» украинской стороны, которая несёт полную ответственность за безопасность наблюдателей ОБСЕ. Есть много других фактов, которые на деле говорят о желании Киева придумать предлог для срыва Минских договорённостей. А затем будут обращаться к Западу за помощью, в т.ч. военной. Не зря же постоянно вспоминают о том, как на Балканах были случаи, когда изгоняли меньшинство и устанавливали власть большинства.

Сейчас наши американские и европейские партнёры говорят, что, если Минские договорённости будут выполнены, тогда мы снимем с России санкции. Мы неоднократно говорили, что никого не просим их отменять – пусть сами решают. Эти санкции вводили по абсолютно надуманному поводу, и они на совести тех, кто их ввёл. Просто почувствуйте логику: если Минские договорённости будут выполнены, санкции будут сняты, а если не будут, то Россию надо наказывать ещё больше! Если посмотреть, кто выполняет и не выполняет Минские договорённости, станет понятно, что Киев – главный виновник того, что сейчас этот процесс тормозится. Получается, что, чем дольше и больше Киев срывает выполнение Минских договорённостей, тем больше у Запада придуманных им самим поводов продолжать давление на Российскую Федерацию. Это самый настоящий абсурд.

Последний пример. По нашей инициативе в Контактной группе, где представлены украинское правительство, Донецк, Луганск, Россия и ОБСЕ, создаются рабочие подгруппы, о чём также было условлено в Минске больше двух месяцев назад. Своих представителей в эти рабочие подгруппы давно заявили Донецк, Луганск, Россия, а украинская сторона только несколько дней назад это сделала, пытаясь всячески тормозить начало деятельности этих механизмов – рабочих подгрупп по безопасности, политическому процессу, экономическому восстановлению и гуманитарным вопросам. Я понимаю, почему наблюдалось такое торможение. Это лишний раз показывает нежелание Киева фактически приступать к выполнению «Минска-2». Создание рабочих подгрупп, конечно, уже требует сосредоточения на практических вопросах по каждому из четырех упомянутых направлений. Сейчас пытаются обставить начало их работы еще какими-то новыми требованиями, которые никогда ни с кем не обсуждались, через привлечение к деятельности этих групп, помимо участников процесса Контактной группы, экспертов со стороны каких-то модераторов, представителей международных, неправительственных организаций.

Мы против размывания формата Контактной группы, который должен быть добросовестно воплощен в ее рабочих механизмах, и против «наводнения» этих механизмов некими экспертами со стороны, о которых никто никогда не слышал. Есть члены Контактной группы, и все процедуры и организационные вопросы деятельности её соответствующих механизмов должны решаться ее участниками на основе консенсуса – Киевом, Донецком, Луганском, Россией и ОБСЕ.

Такова наша позиция. Прошу прощения, что немного затянул ответ, но вопрос того требовал.

Вопрос (адресован Э.Муньосу): Вы упомянули, что на сегодняшних переговорах речь шла также об отношениях России и стран-участниц СЕЛАК. Есть ли конкретные планы по укреплению такого взаимодействия?

С.В.Лавров (добавляет после ответа Э.Муньоса): Мы сегодня об этом говорили. Заинтересованы в развитии сотрудничества с СЕЛАК и субрегиональными объединениями на латиноамериканской земле. В мае 2013 года расширенная «тройка» СЕЛАК на уровне министров иностранных дел посетила Российскую Федерацию. Тогда мы договорились активизировать процесс установления наших контактов и поскорее завершить разработку совместного заявления «О создании механизма политического диалога и сотрудничества». Процесс, начатый два года назад, несколько затянулся и занимает явно больше времени, чем мы рассчитывали. Мы признательны нашим латиноамериканским, в том числе чилийским друзьям, которые сегодня подтвердили свою поддержку ускорению работы над этим документом.

Мы также работаем над институционализацией наших контактов с УНАСУР, разрабатывается меморандум о сотрудничестве между МЕРКОСУР и ЕАЭС. В прошлом месяце во время визита в Центральную Америку мы приняли Совместное заявление Министра иностранных дел Российской Федерации и Совета министров иностранных дел Центральноамериканской интеграционной системы. Так что планов у нас достаточно – важно их поскорее реализовать.

 

источник


Вернуться назад