Стержнем американской стратегии в украинском вопросе, а также в других важных вопросах мировой политики является установка на международную изоляцию России. Введя антироссийские санкции, США начали расширять круг государств, от которых они добиваются содействия экономическому удушению России. Главным призом для Америки в этой игре стал Евросоюз, который поначалу не спешил «стрелять себе в ногу», но в конечном итоге уступил давлению Вашингтона.
Однако наш мир велик и не ограничивается Европой. Китай, Индия, Латинская Америка, Ближний Восток обладают внушительным экономическим потенциалом и представляют привлекательные рынки для российских товаров и услуг. А самое главное – они предъявляют запрос на альтернативную модель мироустройства, позволяющую странам и народам самостоятельно решать свою судьбу и не зависеть от космополитической глобальной элиты и ее американского форпоста. Сейчас, когда украинский кризис является доминирующей темой мировой повестки, эти обширные геополитические пространства становятся сферой приложения дипломатических усилий США, направленных на то, чтобы по возможности не допустить установления другими странами прочных отношений с Россией, а еще лучше – сподвигнуть их поддержать антироссийские санкции.
Поэтому и для России дипломатический фронт новой холодной войны становится одним из важнейших. После распада СССР Россия шаг за шагом утрачивала советское геополитическое наследство, следствием чего во многих странах стал уход от власти людей, дружественно настроенных к СССР и России, и приход на их место проамериканских элит, получавших образование в университетах и военных академиях США. Однако разворот курса в Москве произошёл вовремя. Перед лицом широкомасштабного геополитического наступления США Россия не ушла в глухую оборону. Сегодня российская дипломатия контратакует на целом ряде направлений, и эти контратаки приносят ощутимые успехи. Один только «Турецкий поток» чего стоит! Или образование Евразийского экономического союза пяти постсоветских государств – России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии!
Таков контекст визита президента России В.В. Путина в Египет, который состоялся 9-10 февраля. Египет – страна чрезвычайно важная не только в ближневосточной, но и в мировой геополитике. Контроль над Суэцким каналом определяет ключевую роль Египта в поддержании стабильности мировой торговли. Египет был первой страной, подписавшей мирный договор с Израилем, а сейчас его позиция по отношению к движению ХАМАС во многом определяет безопасность еврейского государства, так как знаменитые подземные туннели связывают Сектор Газа именно с Египтом.
Когда-то во времена президента Гамаля Абделя Насера Египет был надежным союзником Советского Союза на Ближнем Востоке. Когда в 1956 г. после национализации Насером Суэцкого канала Великобритания, Франция и Израиль развязали против Египта агрессию, Хрущев даже пригрозил нанести по этим странам ядерные удары, и агрессия прекратилась. Однако в 70-е гг. после смерти Насера страна оказалась плотно встроена в орбиту политики США. Преемник Насера Анвар Садат выслал из страны советских специалистов, и советско-египетское сотрудничество фактически сошло на нет.
Египет стал крупнейшим получателем американской военной и финансовой помощи. Такое положение дел сохранялось и при Хосни Мубараке. Однако переход США к геостратегии экспорта нестабильности привел к тому, что авторитарный светский режим, прочно удерживавший бразды правления в своих руках, потерял в глазах Америки свою ценность. Симпатии Вашингтона были отданы «Братьям-мусульманам», радикальному исламистскому течению, созданному в 1928 г. при участии англичан специально для удержания страны в рамках ее полуколониального статуса. При Насере и долгое время после него это движение было под запретом, но «арабская весна» открыла для него путь к власти.
Представитель «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси стал президентом Египта при полной поддержке США и за год своего правления умудрился ввергнуть страну в форменный хаос к вящему удовольствию своих заокеанских покровителей. Анархия грозила вообще уничтожить древнюю египетскую государственность, но вмешалась армия, и Мурси был отстранён от власти. Нынешний президент, выходец из военных кругов и поклонник Насера Абдул-Фаттах Ас-Сиси, объявил о возвращении страны на светский путь развития.
Аналитики отмечают много общего между президентами России и Египта. Это и возраст, и наличие офицерского звания, и знание Запада. Но самое главное – это стремление вести свои страны самостоятельным путем в мировой политике, придать им устойчивость к внешнему давлению. Наличие взаимных симпатий двух лидеров было заметно любому зрителю, следившему за телерепортажами о визите Путина в Каир, и это сыграло свою роль в наполнении двусторонних отношений реальным содержанием.
Стороны договорились от строительстве Россией в Египте атомной электростанции и о создании в Стране на Ниле своей атомной отрасли мирной направленности. Портфель военных заказов Египта у России насчитывает $3,5 млрд., и есть планы по его увеличению. Кроме того, что немаловажно, стороны зафиксировали единство подходов России и Египта к борьбе с терроризмом в целом и в Сирии в частности.
Итоги визита президента Путина в Египет стали ещё одним свидетельством провала попыток США изолировать Россию на международной арене. И Египтом значение этого визита не ограничивается. Появилась, например, новая перспектива в российско-саудовских отношениях. Эр-Рияд после отстранения в Египте от власти «Братьев-мусульман» сразу оказал финансовую помощь новому египетскому правительству и сегодня является его главным союзником в регионе. На фоне укрепления сотрудничества с Египтом у России открывается возможность улучшить взаимопонимание и с Саудовской Аравией – с ней Москве тоже есть о чем договариваться.