Многие мои российские друзья любят обвинять президента США Барака Обаму в "антироссийской" позиции. Но, как говорит американская поговорка, "вы еще ничего не видели".
На выборах в Конгресс 4 ноября убедительную победу одержали республиканцы. Теперь они контролируют и Сенат, и Палату представителей. Новый состав Конгресса начнет работу с января. Республиканцы — это Клинт Иствуд в роли шерифа. Чем ответит Обама? Запасайтесь попкорном.
Последний акт российско-американской драмы разразился в австралийском Брисбене на саммите G-20. Обама достаточно жестко выступил на пресс-конференции после""двадцатки", повторив требования о выводе российских войск и оборудования из Украины и прекращения поддержки ЛНР и ДНР. Он назвал свои встречи с Владимиром Путиным "деловыми и откровенно жесткими", что на дипломатическом языке может означать все, вплоть до мата.
С приходом республиканцев давление на президента США усилится и Обама может занять еще более жесткую позицию по России.
Пока он всячески сопротивляется посылке любой "летальной помощи", то есть оружия, в Украину. Более того, когда Грузия и Азербайджан просили о поставках вооружений, Белый дом отказывал, призывая эти страны к большей демократизации. Как будто избирательными урнами можно сбивать самолеты или жечь танки.
На основании бесед с высокопоставленными чиновниками администрации Обамы у меня сложилось впечатление, что Белый Дом не хотел пугать Россию расширением военного присутствия на постсоветском пространстве. Из киргизского аэропорта Манас ВВС США ушли не сопротивляясь. Идея "перезагрузки" состояла в том, чтобы дать России возможность вести себя "ответственно" и стать региональной державой — партнером США. Ну, вроде того, как Бразилия или Саудовская Аравия должны разбираться, соответственно, в Латинской Америке или в Персидском заливе.
Вспомним историю. США реагировали на советские авантюры гораздо жестче. От Анголы до Никарагуа, от Афганистана до Сальвадора, Америка находила, создавала, и поддерживала своих союзников, воевавших с просоветскими правительствами или движениями.
Когда СССР вторгся с "интернациональной миссией" в Афганистан, наиболее "голубиный" до тех пор президент США, Джимми Картер, немедленно послал оружие муджахедам и правительству Пакистана. О том, как плачевно закончилась поддержка исламистов, мы сейчас распространяться не будем.
"Республиканский Конгресс будет оказывать давление на администрацию Обамы, для того чтобы ужесточить уже существующие санкции, — говорит Стивен Бланк, старший эксперт Американского совета по внешней политике в Вашингтоне и ветеран советологии. — Конгресс расширит слушания по украинско-российской тематике, а также по нарушению договора о ракетах средней дальности".
Слушания проводятся для того, чтобы подготовить конгрессменов и сенаторов, недостаточно ориентирующихся в теме. Возможно, Конгресс проведет в законодательном порядке дополнительный пакет санкций против России и поставки оружия Украине, благо такие инициативы уже проголосованы в комитетах Сената.
Сенат также может поддержать расширение военного сотрудничества с Грузией и Азербайджаном. хотя против последнего эффективно играет сильное армянское лобби, и в настоящий момент поставка вооружений Азербайджану запрещена законодательно.
Наконец, Конгресс может наложить на Россию новые санкции за поставки ядерных реакторов Ирану, в случае, если 24 ноября не удастся достичь компромисса с Тегераном, считает Бланк.
Давление этнических лоббистов в Вашингтоне характерно не только для конфликтов на Кавказе. Отряхнув пыль с этого испытанного инструмента "холодной войны", этнические коалиции заработали на полную катушку. Коалиция польских, прибалтийских и украинских организаций пытается пролоббировать поставки вооружений и оборонных технологий Украине. Причем в силу регионов проживания (Чикаго, Средний Запад) и социального статуса (средний класс), к восточным европейцам прислушиваются и республиканцы, и демократы. Многие законодательные инициативы поддержаны обеими партиями.
Законопроекты включают Билль Палаты представителей HR 5190, Ukraine Security Assistance Act ("Билль о помощи Украине в области безопасности"). Законопроект призывает "нейтрализовать преимущество повстанцев-сепаратистов в области ПВО и обязывает президента "предоставить адекватную и необходимую помощь в защите украинской демократии и суверенитета".
Еще более откровенен сенатский билль S. 2828 Ukraine Freedom Support Act ("Закон о поддержке свободы Украины"), инициированный демократом Робертом Менендесом, председателем Комитета по иностранным делам Сената, и Бобом Коркером, ведущим республиканцем в этом комитете и его будущим председателем. Закон объявит Украину важным союзником США вне НАТО, потребует помощи украинской армии и новых санкций против России.
Да, возможно, президент наложит вето. Но далеко не все, с кем я беседовал, в этом уверены.
Вряд ли Обама, потерпевший сокрушительное поражение от республиканцев, захочет с ними столкнуться и по Украине, в то время как реформа иммиграционной политики уже стала яблоком раздора между Белым Домом и Конгрессом — президент хочет своим указом амнистировать 5 млн нелегальных иммигрантов, республиканцы против. Еще одним конфликтом грозят планы республиканцев остановить непопулярную реформу здравоохранения, которая привела к повышению налогов — так называемую Obamacare.
Более того, Обама будет пытаться продавить компромисс по ядерной программе Ирана, а Конгресс — требовать железных гарантий и противиться отмене санкций против Тегерана.
Наконец, президент не хочет посылать большой контингент американских военных в Ирак (а тем более в Сирию) для борьбы с "Исламским государством", в то время как многие республиканцы требуют "ботинок на земле" (boots on the ground), а не только беспилотников, бомбежек, военных советников и спецназа для борьбы с террористами.
Таким образом, республиканские Сенат и Палата представителей, получившие поддержку избирателей, попытаются перетянуть на себя "одеяло" внешней политики. По конституции, это прерогатива Верховного Главнокомандующего – Обамы, но у него сложности не только с политической оппозицией — республиканцами, — но и даже с генералами. Последние недовольны, что президент не прислушивается к их советам, и не оставляет "на земле" достаточные контингенты, которые могли бы предотвратить сценарии вроде "Исламского государства" или возможного захвата Афганистана "Талибаном".
Надо отметить, что американские генералы в бой в Украине не рвутся, но готовы помогать украинцам инструкторами и оборудованием.
Таким образом в российско-американских отношениях может наступить этап еще более тяжелой конфронтации. Республиканцы в Конгрессе — это слоны, а не коалы. Будем надеяться, что это не слоны в посудной лавке. И что в Кремле не захотят проверять их боевой дух. Плохой компромисс лучше доброй войны.
Ариэль Коэн
директор компании International Market Analysis Ltd