ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > На азиатском направлении. После саммита ШОС в Душанбе

На азиатском направлении. После саммита ШОС в Душанбе


18-09-2014, 10:42. Разместил: Moroz50

Уровень международных встреч определяется статусом их участников. В этом смысле саммит Шанхайской организации сотрудничества, состоявшийся 11-12 сентября 2014 года в Душанбе, был нерядовым. На заседании Совета глав государств-членов ШОС присутствовали президенты всех шести государств-участников организации - Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Высокопоставленными были и другие участники, главы делегаций государств-наблюдателей при ШОС: президент Исламской Республики Иран Х. Роухани, президент Исламской Республики Афганистан Х. Карзай, президент Монголии Ц. Элбэгдорж, министр иностранных дел Индии С. Сварадж, советник премьер-министра Исламской Республики Пакистан по вопросам национальной безопасности и иностранным делам С. Азиз… Гостем председательствующей стороны был президент Туркменистана Г.М. Бердымухамедов. Присутствовали  на заседании также Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С.Н. Лебедев, генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества Т.А. Мансуров, генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжа, что говорит о высокой степени включённости формата ШОС в процессы евразийской интеграции. Еще одним свидетельством значимости саммита ШОС стало присутствие на заседаниях заместителя Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Дж. Фэлтмана и заместителя генерального секретаря АСЕАН Нянь Линя.

 

В условиях нарастания в мире напряжённости будущее международного порядка требует от ответственных участников международно-политического процесса  соответствующих шагов и превентивных мер. Принятая по итогам заседания Совета глав государств ШОС Душанбинская декларация зафиксировала ряд важных в этом отношении моментов.

 

Во-первых, государства-члены ШОС единодушны в том, что «одностороннее и неограниченное наращивание отдельными государствами или группами государств систем противоракетной обороны нанесет ущерб международной безопасности и стратегической стабильности». Обеспечение индивидуальной безопасности не должно и не может достигаться за счет безопасности других государств.

 

Решение любых проблем безопасности возможно только при участии всех заинтересованных сторон и только политико-дипломатическими методами. Диктат в этом вопросе не допустим. И хотя в Декларации не названы наращивающие системы ПРО «отдельные» государства или группы государств, все понимают, что речь идет о Североатлантическом альянсе. Прибалтийские государства уже неоднократно призывали НАТО разместить ПРО на своей территории (правда, на недавнем саммите альянса в Уэльсе получили отказ). Происходит усиление блока  в северной Европе. 22 августа 2014 г. правительство Дании приняло решение присоединиться к системе ПРО, установив радиолокаторы на своих кораблях. И хотя в Копенгагене заявляли, что эти системы направлены исключительно на защиту от «государств-изгоев» и террористических организаций, а не против России, верить подобным заявлениям нельзя. К тому же, как писал 25 августа Der Spiegel,  Польша и страны Балтии предложили руководству НАТО использовать систему ПРО именно против России. Удовлетворить такую просьбу ничто не мешает. Из Душанбинской декларации следует, что куда бы ни были направлены системы ПРО их распространению со стороны государств-членов ШОС будет оказано серьезное противодействие.

 

Во-вторых, в Душанбе было заявлено о необходимости создания не только единой структуры ШОС по борьбе с наркотрафиком, но и единой структуры для борьбы с терроризмом. Фактически это означает старт процесса формирования военного союза, так как противодействие террористической угрозе невозможно без создания общих военных контингентов под единым командованием и совместного использования ресурсов против общего врага.

 

Подтверждением правильности такого решения стали самые масштабные за историю ШОС совместные военные учения «Мирная миссия-2014», прошедшие 24-29 августа на территории Китая. Формальным поводом для решения о создании единой антитеррористической структуры, с одной стороны, является перспектива вывода войск НАТО из Афганистана, с другой – угроза расползания террористических групп из Афганистана в соседние страны. При этом угрозу безопасности региона представляют не только афганские талибы. Так, президент Таджикистана Э. Рахмон подчеркнул: «Тревожной становится реальность, когда группа лиц становится обладателем той современной техники военного назначения, которой ранее обладали лишь государства. Такие изменения кардинально меняют характер проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, равно как и подходы к их решению».

 

Одними из «обладателей» современного оружия являются боевики террористической организации «Исламское государство» (ИГ), экспансионистские планы которой  представляют прямую угрозу безопасности всех стран-членов ШОС, а также имеющих статус наблюдателей в ШОС Монголии, Индии, Пакистана, Афганистана, Ирана. Заинтересована в борьбе с ИГ и Турция, которой предоставлен официальный статус «партнера ШОС по диалогу».

 

В-третьих, стратегически важным представляется организационное укрепление ШОС. На 2015 год – год председательства России – запланированы принятие долгосрочной Стратегии развития организации до 2025 года и вступление в ШОС в качестве полноправных членов Индии и Пакистана.

 

На базе ШОС уже действуют необходимые для международной кооперации структуры – Деловой совет, Межбанковское объединение ШОС, совещание руководителей профильных ведомств. В своем выступлении президент России В.В. Путин особо отметил настоятельную необходимость формирования общей транспортной железнодорожной системы ШОС, в том числе с использованием транзитного потенциала российской Транссибирской железной дороги, Байкало-Амурской магистрали, сопряженной с планами Пекина по развитию концепции «Великий шелковый путь». Не меньшее внимание будет уделено развитию международных автомобильных перевозок, по поводу чего в Душанбе было подписано отдельное соглашение. «Это позволит сформировать сеть автомобильных маршрутов, включая транспортный коридор Европа – Западный Китай, соединяющий порты Жёлтого моря с портами Ленинградской области Российской Федерации».

 

Весьма важной видится и достигнутая договоренность о создании Фонда развития (Специального счета) ШОС и Банка развития ШОС. Реализация этих мер особенно в увязке с Банком БРИКС будет способствовать диверсификации финансовых потоков, созданию финансовых центров, альтернативных западным. Это не близкая перспектива, а пока признано необходимым расширять финансово-банковское сотрудничество всех членов ШОС, углублять региональные торгово-экономические связи. Плоды этой деятельности станут ощутимыми уже в ближайшее время.

 

Еще одним  важным аргументом в пользу присоединения к ШОС новых стран является сам формат организации, а именно отсутствие какого-либо диктата со стороны ведущих держав объединения – Китая и России. А самое главное, страны, стремящиеся в ШОС, видят в этой организации возможность защитить свой суверенитет от посягательств со стороны Запада.

 

Ещё одно принципиальное положение саммита ШОС касается оценки сложной мировой обстановки, которая характеризуется «трансформацией всей системы международных отношений в процессе становления многополярного мироустройства». Именно этим положением, зафиксировавшим конец однополярной мировой системы и гегемонии США, начинается Душанбинская декларация. Страны-члены ШОС единодушно выступили «за уважение самостоятельного выбора народами всех стран путей своего политического и социально-экономического развития», подчеркнули, что принципы «невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой являются основой устойчивого развития международных отношений».

 

Украинский кризис заставил по-новому посмотреть и на проблему информационной безопасности. Наступление кризиса на Украине фактически ознаменовало начало открытой и полномасштабной информационной войны. Государства ШОС отреагировали и на это изменение в мировой политике. В Душанбинской декларации отмечается, что члены ШОС «активизируют совместные усилия по созданию мирного, безопасного, справедливого и открытого информационного пространства, основываясь на принципах уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других стран». На саммите было принято решение о сотрудничестве стран ШОС «в сфере предотвращения использования информационно-коммуникационных технологий в целях подрыва политической, экономической и общественной безопасности и стабильности государств-членов, а также общечеловеческих моральных основ социальной жизни».  

 

Своими решениями и действиями государства-члены ШОС и их союзники «призывают к построению мира, свободного от войн, конфликтов, насилия и давления, к развитию всестороннего, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества мирового сообщества, к достижению общей, всеобъемлющей, совместной и устойчивой безопасности, с учетом законных интересов всех государств». Услышат ли этот призыв США и другие страны НАТО, покажет время.


Елена ПОНОМАРЁВА

Доктор политических наук, профессор МГИМО МИД России


Вернуться назад