Реакцией Турции на введение Западом санкций против России стало наращивание двусторонних торгово-экономических контактов на межведомственном уровне. 14 августа в Анкаре по итогам первого раунда переговоров между Россельхознадзором и Министерством продовольствия, сельского хозяйства и животноводства Турции был подписан протокол о расширении экспорта турецких продовольственных товаров в Россию. Турецкая сторона обязалась предоставить российским партнёрам список новых предприятий-экспортёров, всю информацию по ним и их продукции. Также была достигнута предварительная договорённость о создании единой системы электронной сертификации продукции, которая проходит ветеринарный и фитосанитарный контроль.
* * *
Ранее по итогам встречи министра экономического развития Алексея Улюкаева с его турецким коллегой Нихатом Зейбекчи на площадке проходившего в Австралии форума G-20 стало известно о желании Турции создать со странами Евразийского экономического (ЕАЭС) союза зону свободной торговли.
Режим свободной торговли между одной из крупнейших азиатских экономик и Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии выглядит довольно многообещающим. С каждым годом шансы Турции добиться членства в Евросоюзе уменьшаются, тогда как пребывание вне жёстких рамок европейского регулирования даёт Анкаре свободу действий не только в экономической плоскости отношений с зарубежными партнёрами.
Из нынешней тройки участников ЕАЭС наиболее интенсивное экономическое сотрудничество развернулось у Турции с Казахстаном и Россией. Оно исчисляется многомиллиардным товарооборотом, который существенно диверсифицирован по статьям экспорта турецких товаров на казахстанский и российский рынки. За прошлый год с центральноазиатской республикой Турция наторговала на чуть менее $ 3,5 млрд. В двустороннем товарообороте видное место занимает продукция казахстанского топливно-энергетического комплекса, и интерес Анкары к увеличению доли сырья из Центральной Азии на своём рынке растёт. Строятся планы расширить транзит казахстанской нефти в западном направлении, воспользовавшись мощностями нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). По словам министра нефти и газа Казахстана Узакбая Карабалина, ожидаемые объёмы транспортировки нефти республики с месторождения «Тенгиз» по БТД в 2014 году составят 3 млн. тонн.
Выгода Турции от создания зоны свободной торговли (ЗСТ) по части получения себе более комфортных условий закупки энергоносителей у Казахстана и России – важный стимул для турецкого правительства запустить механизм технических переговоров со странами ЕАЭС. В ближайшие годы и десятилетия Турция останется нетто-импортёром жидких углеводородов (1), изыскивающим любые возможности добиться для себя льгот от партнёров в стоимостном сегменте поставок.
Эксперты считают, что крупнейшая республика Центральной Азии выиграет от формирования ЗСТ. Детальные расчёты по данному вопросу не представлены, но уже есть предварительное понимание основных направлений торгово-экономического сотрудничества, в рамках которых Астана и Москва могут затребовать от турецкой стороны пересмотра таможенных пошлин. Это продукция лёгкой промышленности, по некоторым экспертным оценкам, – основа турецкого экспорта последних лет. Экспорт одежды, текстиля, ковров и другой аналогичной продукции формирует ВВП страны приблизительно на 12 %. На российском и казахстанском рынках нет дефицита в продукции текстильной промышленности. Между тем в торговле с Турцией по этой номенклатуре товаров в режиме «специальных цен», которые Анкара в свою очередь будет добиваться по энергоносителям, заложен существенный интерес казахстанских и российских хозяйствующих субъектов.
Очевидно, что главная проверка на эффективность ЗСТ «Турция – ЕАЭС» будет проходить в российско-турецком разрезе взаимной торговли. За прошлый год две страны свели свой товарооборот к внушительным $32,7 млрд. Поставлена цель довести объём двусторонней торговли к 2020 году до $100 млрд. Ввод режима свободной торговли может оказаться незаменимым инструментом в достижении поднятой на 100-миллиардную высоту планки. В торговом представительстве России в Турции считают, что отмена или существенное снижение таможенных пошлин в рамках ЗСТ будут способствовать достижению государствами уровня в 100 миллиардов товарооборота.
В случае старта технических переговоров Турции со странами Таможенного союза (ТС) на постсоветском пространстве, Анкара не упустит возможности провести наиболее выгодные себе условия доступа на рынок ЕАЭС, включая вопросы пересмотра действующих ставок пошлин на чувствительные для российской экономики и партнёров по ТС товары (экспорт энергоносителей). Так считают торговые представители России в Турции. Помимо этого, ими обращается внимание на предстоящие в ходе переговоров трудности, связанные с согласованием торговых обязательств Турции в рамках её членства в Таможенном союзе ЕС (с 1996 года) с запуском ЗСТ со странами ЕАЭС.
Россия заинтересована в торговой диверсификации на турецком направлении в пользу несырьевых и высокотехнологичных товаров. А это потянет за собой смежные области двусторонних экономических связей, прежде всего, под призмой увеличения инвестиционной привлекательности рынка партнёра.
Взаимные инвестиции России и Турции – не самое сильное звено в их экономической кооперации. Так же, как и сбалансированность по товарным группам российского экспорта на турецкий рынок. По данным на 2012 год, динамика российско-турецкого товарооборота определялась в первую очередь изменениями мировых цен на энергоносители. На энергетическое сырье пришлось около 70-75% российского экспорта, или 2/3 всего объёма торговли двух стран. Статистика Минэкономразвития РФ за период 2011-2012 годов выделила несырьевые товарные группы, в которых сконцентрирована львиная доля российского импорта турецкой продукции. Это машины и оборудование (27,1%), текстиль (24,8%), продовольствие и сельскохозяйственное сырьё (15,4%), в совокупности составившие 67,3% структуры российского импорта из Турции за указанный период. Таким образом, порядка 70% российского экспорта в Турцию, который формируется от продажи минерального сырья, в конечном итоге, но уже в виде продукции с добавленной стоимостью, возвращается на российский рынок турецкими товарами машиностроительной отрасли и широкого потребления. Прибавка к энергоресурсам товарной группы «металлы и изделия из них» увеличивает удельный вес сырьевой продукции в российском экспорте до 86%.
Приведённые цифры заставляют задуматься об изменении ситуации в двусторонней торговле. Сырьевая привязка России к не самому высокотехнологичному рынку на пространстве Большой Европы вряд ли целесообразна. Так, сильные позиции турецкого текстиля на отечественном рынке предлагается сбалансировать привлечением тамошних производителей-экспортёров продукции лёгкой промышленности к созданию производственных мощностей на территории России (например, в Ивановской области). Диспропорции во взаимной торговле тем более выглядят странно, учитывая реализуемые Россией на турецком рынке крупные энергетические и инвестиционные проекты. В первых представлена отчётливая наукоёмкая составляющая: строительство на площадке в районе турецкого Мерсина четырёх энергоблоков АЭС «Аккую» суммарной мощностью 4,8 ГВт. Вторые отмечены крупными капиталовложениями российского бизнеса: покупка Сбербанком турецкого «DenizBank» и сделка по приобретению ОАО «Интер РАО ЕЭС» 90% акций турецкой компании «Trakya Elektrik Uretim ve Ticaret A.S.».
Оживление взаимной торговли как главный результат от создания зоны потянет за собой транспортную сферу, логистические проекты поддержки преференциальных торговых потоков. В феврале 2013 года состоялось официальное открытие железнодорожно-паромной линии порт Кавказ – Самсун. Транспортная артерия между Россией и Турцией по Чёрному морю действует с декабря 2010 года. Грузопоток между двумя странами по маршруту порт Кавказ – Самсун в годовом разрезе измеряется в более 40 тыс. тонн, и стороны фиксируют намерение увеличить этот показатель в предстоящие годы в разы. В стадии обсуждений находится проект создания центра логистики на территории Краснодарского края. Предполагается, что наряду с непосредственным обеспечением российско-турецкого потока товаров (разгрузка и загрузка турецких транспортных судов) логистический центр на Кубани займётся транзитом, таможенным обслуживанием и хранением товаров третьих стран. Он станет базой для турецких перевозчиков, а в перспективе – ключевым транспортным узлом для всех стран Черноморского региона, которые будут иметь возможность воспользоваться его услугами. В рамках проекта планируется задействовать все возможные средства транспортной доставки грузов (железные дороги, паромы, автомобильные перевозки). Турция претендует на роль «пилотной» страны в реализации данного проекта. Одним из оснований для подобных претензий может стать обладание Турцией самым большим парком международных транспортных грузовиков не только во всём Черноморско-Кавказском регионе, но и, по оценкам специалистов, во всей Европе.
С середины 2000-х годов турецкое правительство продвигает проекты комбинированных железнодорожно-морских перевозок из причерноморского Самсуна в Поти, Батуми, Варну, Бургас, Констанцу, Ильичевск, а также доставки грузов Черноморского региона по железной дороге через Самсун до средиземноморских портов Турции – Мерсин и Искендерун. Турция также стремится превратить ряд портов, включая Самсун, в логистические центры коридора «TRACECA» (транспортный коридор Европа – Кавказ - Азия), рассматривая это как необходимый шаг по интеграции их в общую сеть европейских торговых узлов.
К настоящему времени ближневосточной стране уже удалось сделать многое, чтобы стать крупнейшим транспортным узлом в системе торговых отношений Европа – Чёрное море – Кавказ – Центральная Азия. ЗСТ Турции с ЕАЭС может быть встроена в схему торгово-экономических предпочтений всех стран участниц. Так, на фоне санкций, введённых США и ЕС против России, прозвучавшие с турецкой стороны заявления о готовности перейти на национальные валюты в расчётах с Москвой во внешней торговле – весьма обнадёживающий сигнал.
(1) Турция закупает около 90% нефти и 98% газа, потребляемых на внутреннем рынке. Энергопотребности страны ежегодно растут на 4-5%. По экспертным оценкам, в предстоящие 15 лет турецкой экономике понадобится более $100 млрд. инвестиций в энергетический сектор (ежегодно от $6 до $8 млрд.).