ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Подрыв Средней Азии. Часть 1. Передел Ферганской долины

Подрыв Средней Азии. Часть 1. Передел Ферганской долины


14-08-2014, 15:55. Разместил: Moroz50
Алманбет Мисиралиев
Алманбет Мисиралиев

От редакции: мы начинаем серию публикаций нашего автора из города Баткена, что находится на юге Киргизии, в ферганской долине. В то время как всё внимание приковано к гражданской войне на территории Украины, в Средней Азии разворачиваются не менее важные процессы, которые в дальнейшем могут определять судьбу России и Евразийского союза не меньше, чем украинский кризис.

 

Недавно в СМИ Киргизии появилось сообщение о том, что одним из требований Ташкента для возобновления подачи газа в киргизский город Ош является предоставление коридора в анклав Сох. Этот способ давления на Киргизию используется Ташкентом не впервые. Точно так же 25 января 2001 года Узбекистан прекратил поставки газа в Киргизию под предлогом аварии на газопроводе. Тогда в Киргизии появились данные, что газ предложен в обмен на передачу Узбекистану около 20 кв. км вдоль дороги к анклаву Сох. Ташкент это отрицал, но активизировал переговоры. 26 февраля 2001 года был принят двусторонний меморандум о делимитации госграницы, где подчёркивалась «целесообразность» соединения анклава Сох с Узбекистаном. В обмен киргизам предложили равную по площади территорию Узбекистана. Соглашение тогда не было реализовано, так как предложенная к обмену земля оказалась безжизненным горным массивом. Бишкек отверг такой обмен.

 

На первый взгляд Ташкент, прикрываясь получением коридора для соединения своего анклава с остальной частью республики, готовит хитрую ловушку для Киргизии. Загвоздка в том, что если Киргизия предоставит Узбекистану этот коридор, то Баткенский и Ляйлякские районы сами станут анклавами. В таком случае Ташкент блокирует не только юго-западную часть Киргизии, в блокаде останется и Таджикистан.


Пресловутый узбекский анклав

 

После распада Советского Союза жителей Ферганской долины разделили границы трёх республик. Появились анклавы.

Запутанность границ в Ферганской долине уходит корнями во времена образования СССР. В 20-е года прошлого века на территории Средней Азии создавались новые социалистические республики. Земли бывшего Кокандского и Хивинского ханств, Бухарского эмирата и Туркестанского генерал-губернаторства были поделены между «титульными национальностями» региона. Анклавы же появились на основании языка, на котором говорило большинство населения, проживавшего на этой территории.

 

В данное время в Ферганской долине существуют восемь анклавов, включая четыре узбекских анклава в Киргизстане и киргизскую деревню Барак на узбекской территории. Таджикистан имеет два анклава на территории Киргизстана и деревню Савак внутри Узбекистана.

 

Одним из таких анклавов, находящихся внутри территории Киргизии, является анклав Сох. Анклав возник в 1955 году, и с того момента конфликты по его поводу между Киргизией и Узбекистаном не прекращаются. Выше мы упоминали о том, что анклавы создавались по языковому признаку. Сох был исключением из этого правила. Сейчас уже никто не может объяснить, как область, подавляющее большинство которой составляют таджики, вдруг стала узбекским анклавом. Существует даже легенда у народа, якобы узбекский партийный лидер выиграл эти территории у киргизского коллеги в карты.

 

По территории этого анклава проходила единственная дорога, соединяющая Баткенскую область с остальной частью Киргизии. Пересечение анклава для граждан Киргизстана оказалось сущим адом. Пограничники и таможенники отбирали у них деньги, товары. Даже возвращавшиеся домой из РФ, уже пройдя границы России и Казахстана, боялись пересекать этот маленький анклав. В свою очередь, пограничники Киргизии не слишком отличались от своих узбекских коллег.

Всё это приводило к множеству конфликтов между жителями анклава и гражданами Киргизии.


Любое действие рождает противодействие

 

Конечно же, долго так продолжаться не могло. Киргизия начала строить дороги, которые проходят только по территории республики. Сейчас большинство этих дорог вокруг анклава, которые соединяют приграничные сёла с районными центрами, уже построены. После прошлогоднего конфликта власти Узбекистана поняли, что теперь Киргизия не пойдёт ни на какие уступки в урегулировании приграничных проблем вокруг этого анклава. А наоборот, будет принуждать Ташкент к таким уступкам. В результате обе республики закрыли свои границы, что привело к обоюдной блокаде анклавов. Киргизия установила 9 погранпостов по периметру Соха и обязала его жителей проходить в «большой» Узбекистан только через один пограничный пост возле города Кадамжай.

 

Эта ситуация наглядно демонстрирует: решить проблему пограничных конфликтов с позиции силы невозможно. Как и нельзя делать жителей анклавов заложниками в политических спорах. Бишкеку и Ташкенту следует помнить: дальнейшие взаимные упрёки приведут только к эскалации конфликта. И вместо того, чтобы искать разногласия в позициях, надо искать точки соприкосновения позиций.

 

Оптимальным путём решения проблемы границ в этом регионе эксперты считают вовлечение Узбекистана в деятельность ТС. Предметным же проявлением реинтеграционной политики может стать создание экономического региона «Ферганская долина» под совместным управлением Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана. В регионе не должно быть внутренних границ, хотя внешние, до поры, следует укрепить. Республикам нужно вернуться к единому планированию экономики региона, которое было нарушено превращением республиканских границ в государственные.

 

Есть объективная истина: невозможно решить проблему анклавов силовым путём. Можно использовать анклавы для политического давления на соседей, однако этот метод имеет свои пределы эффективности, поскольку соседи сами могут его применять. Кроме того, все стороны противостояния тратят немалые ресурсы на создание инфраструктуры, которая либо дублирует существующую, но не используется из-за конфликта, либо блокирует существующую с целью оказания пресловутого давления. Это классическая игра на истощение.

 

В противном же случае Ферганская долина могла бы стать если не драйвером развития, то средством сближения среднеазиатских республик. А проблема анклавов попросту растворилась бы в этом локальном интеграционном проекте.


Вернуться назад