ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Вероника Крашенинникова: Рейган против СССР, Обама против России: план тот же – а результат?

Вероника Крашенинникова: Рейган против СССР, Обама против России: план тот же – а результат?


13-08-2014, 17:37. Разместил: Moroz50

«Нефть России», 13.08.14, Москва, 15:21    Администрация Рейгана в 1980-ые годы реализовала секретный план, целью которого было резкое ослабление Советского Союза - в результате СССР исчез с карты мира. Меры, реализуемые сегодня администрацией Обамы в отношении России, повторяют пункты стратегии Рейгана. В чем состоит план Вашингтона сегодня и удастся ли США достичь своей цели в этот раз?
В первые месяцы после вступления Владимира Путина в должность президента в мае 2012 года стало очевидным: на смену "перезагрузке" Вашингтон разработает новую стратегию в отношении России. Сегодня ее положения стали очевидными.
Цель стратегии Вашингтона в отношении России перманентна: резкое ослабление и, по возможности, дальнейшее расчленение нашей страны. Решение "русского вопроса" в последние два года стало для Запада тем более актуальным, что Россия набралась сил и выступила с независимыми от Вашингтона позициями по целому ряду проблем: Сирия, Иран, ограничение возможностей прозападных сетей внутри страны, Крым и Украина. И, что с точки зрения Вашингтона совсем выходит за пределы дозволенного - создание альтернативных международных институтов в рамках БРИКС
Сегодняшняя стратегия Вашингтона в отношении Москвы просматривается гораздо отчетливее, если знать подробности стратегии администрации президента Рейгана в отношении СССР в 1980-е годы. Более того, нынешние американские мероприятия - дестабилизация Украины, экономические санкции, противодействие строительству газопроводов - повторяют пункты стратегии Рейгана по разрушению СССР, в актуализированном варианте. Итак, как это делал Рейган?
Эта статья написана на материалах двух очень содержательных источников: трехчасового интервью с сотрудником администрации Рейгана Роджером Робинсоном, которое автор этой статьи провела в рамках производства документального фильма "СССР. Крушение" на телеканале "Россия 1", и книги Питера Швейцера "Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза", вышедшей еще в 1994 году. Р.Робинсон в 1982-1985 годах работал старшим директором по международным экономическим вопросам в Совете национальной безопасности Рейгана и был непосредственным участником разработки отдельных пунктов "плана экономического и финансового разрушения Советского Союза". Автор книги, П.Швейцер - сторонник правоконсервативных убеждений; не будучи разоблачителем, он приводит секреты Рейгана, как пример эффективной стратегии в отношении противника.
Религиозный фундаменталист и ультраправый республиканец Рональд Рейган вступил на президентский пост в январе 1981 года с одной четкой идеей в голове: Советский Союз должен быть разрушен. Никакого "сосуществования" - это для мягкотелых либералов. Собранная Рейганом команда политических головорезов - директор ЦРУ Уильям Кейси, министр обороны Каспар Уайнбергер, глава Совета по национальной безопасности Уильям Кларк, министр юстиции Эдвард Миз и некоторые другие - разработала и реализовала план "подрыва и ослабления советского могущества". До поступления на службу в Белый дом Р.Робинсон на протяжении пяти лет работал в должности вице-президента международного департамента "Чейз Манхэттен бэнк", и на этом посту вел проекты банка в Советском Союзе, Восточной и Центральной Европе, в частности, по финансированию строительства Оренбургского газопровода. Поэтому в Совете национальной безопасности США он разрабатывал положения плана, касающиеся советского газа.
Задачами стратегии были подрыв основ советской экономики внутри государства, удары по интересам СССР в социалистическом лагере и в третьих странах. План включал экономические меры, подрывные и диверсионные мероприятия в государствах-союзниках СССР, военно-политические меры, идеологическую и психологическую войну.
В основу стратегии была заложена атака на слабые места советской политической и экономической системы.
Р.Робинсон: "Президент (Рейган) был очень воодушевлен, когда услышал перечень этих уязвимых мест. А мы смогли разработать стратегию, которая помогла нам снизить валютные доходы СССР и урезать Советам доступ к финансовым кредитам, являвшимся основным источником поддержания деятельности Советского Союза".
По образному выражению Р.Робинсона, требовалось "перекрыть кислород пациенту, который уже лежал в госпитале в экономическом и финансовом смысле".
Р.Робинсон: "При президенте (Рейгане) мы тщательно целились в источники жизнеобеспечения СССР в твердой валюте, которые Запад давал Москве".
Меры экономического и финансового порядка ставили целью резко сократить поступления конвертируемой валюты в бюджет СССР. Сокращение доходов бюджета ограничивало возможности внутренней и внешней политики Советского Союза. Пунктами этой части плана были следующие:

1. Предотвратить строительство второй ветки газопровода из Сибири в Западную Европу. (Пуск первой линии трубопровода был задержан усилиями Вашингтона на два с половиной года). Каждая ветка давала 12-15 миллиардов долларов дохода в год. Поставки по второй ветке увеличили бы в два раза продажи газа и, соответственно, советские валютные доходы. США навязали европейским союзникам "потолок" в 30 процентов потребления советского газа; наложили санкции на 5 европейских компаний (лицензиаты американских компаний и американские дочерние предприятия за рубежом, три из них обанкротились), поставлявших оборудование для советской газотранспортной системы; запретили использование технологий бурения вечной мерзлоты; обязали разрабатывать газовое месторождение Тролл в Норвегии, несмотря на более высокую себестоимость норвежского газа для Европы ("надбавка за безопасность"); запретили коммерческим банкам кредитование строительства газопроводов в СССР.
2. Снизить цены на нефть. Словами Р.Робинсона:
"Не стоит удивляться тому, что тактика состояла в работе с нашими саудовскими друзьями с целью снизить цену на нефть и увеличить объемы ее выработки. Саудовцы повели себя сговорчиво в плане повышения добычи. Каждый доллар снижения цены на баррель нефти обходился Москве примерно от пятисот миллионов до одного миллиарда долларов. . Билл Кейси, директор Центрального разведывательного управления, был ответственным за переговоры с Саудовской Аравией по данному вопросу. Я же занимался той частью уравнения, где фигурировал природный газ".
Саудовская Аравия, в обмен на свою сговорчивость, получила право закупать системы авиационных комплексов радиообнаружения и наведения AWACS, продажа которых саудитам активно осуждалась и в самих США, и в мире.
3. Прекратить предоставление займов Советскому Союзу и принудить его к досрочной выплате процентов по кредитам. Руководство коммерческих банков вызывали в Белый дом и доходчиво втолковали: помимо извлечения прибылей есть интересы национальной безопасности, против которых те идти не имеют права. Заодно сообщали "инсайдерскую" информацию о том, что у Советов скоро будут проблемы с валютой, и кредиторы рискуют не получить свои проценты.
4. Запретить поставки технологий: ничего сложнее, чем IBM 360, которая была анонсирована в апреле 1964 года. Запрет на передачу технологий был реализован через Координационный комитет по экспортному контролю.

Подрывная и диверсионная деятельность в странах-союзниках СССР:

5. Организовать подрывную деятельность в Польше через католическую церковь и профсоюзное движение "Солидарность", оказывать тайную финансовую, разведывательную и политическую поддержку. Цель - "ослабить советскую власть в Польше", создать и поддерживать оппозицию в центре социалистической системы.
П.Швейцер: "Президент Рейган разговаривал с советниками не только о выживании "Солидарности" в целом, но также и об устранении решений Ялтинской конференции, которая после Второй мировой войны разделила Европу. "У Рейгана не было времени на обсуждение Ялтинской конференции, - говорил Ричард Пайпс. - Ему она представлялась несправедливой. Тайная поддержка "Солидарности" была одним из способов привести к изменению существующего положения"".
6. Расширить военную поддержку моджахедов в Афганистане: при Рейгане Вашингтон значительно увеличил объемы поставок вооружений, добавил те виды оружия, которые могли нанести максимальный урон советскому контингенту, в частности, "стингеры", поставлял информацию со спутников, привлек к содействию моджахедам другие страны - от Китая до Швеции. Ставилась задача посредством моджахедов распространить войну на территорию Советского Союза.

Военно-политические меры:

7. Гонка вооружений: не только резкий рост расходов на вооружения, но и технологический прорыв. Цель: вынудить Советский Союз увеличить расходы на оборону, в то время, как доходы в бюджет снижались мерами, описанными выше, и нанести психологический удар. В частности, Стратегическая оборонная инициатива, СОИ, окрещенная "звездными войнами", была объявлена 23 марта 1983 года, хотя техническая ее реализация была невозможна.
8. Размещение баллистических ракет "Першинг" и крылатых ракет в Европе. По словам Р. Робинсона, так "мы сумели уменьшить время полета наших ракет до 6 минут, что стало большой проблемой для Москвы".

Идеологическая и психологическая война:

9. "Империя зла": перманентная атака идеологического порядка на международных площадках, в эфире "Голоса Америки", по каналам подставных общественных организаций и других многочисленных ресурсов пропагандистской машины США и их союзников.
10. Всесторонняя, многоплановая и детально разработанная психологическая война с целью посеять страх и неуверенность среди советского руководства.План администрации Рейгана был разработан и реализован в атмосфере строжайшей секретности. По словам Р.Робинсона, в США о нем знали только 12 или 13 человек. Если возникала необходимость, чиновник мог получить минимальный, требуемый ему для работы объем информации, но с полной картиной были знакомы только несколько лиц. Не знал о плане даже вице-президент Джордж Буш: ближайшие соратники Рейгана сочли, что нефтяные интересы его семейного клана могли помешать планируемому снижению цен на нефть.
Советник по национальной безопасности У.Кларк рассказывал в интервью П.Швейцеру: "Немногие из этих инициатив обсуждались на заседаниях кабинета. Президент принимал решение в присутствии двух или трех советников".
Например, государственный секретарь Джордж Шульц узнал о СОИ всего за несколько часов до обнародования этой программы. То, что Соединенные Штаты оказывали тайную помощь "Солидарности", было известно лишь нескольким членам Совета национальной безопасности. Решение о помощи моджахедам, которая должна была привести к военным действиям на территории Советского Союза, никогда не обсуждалось членами кабинета: президент посоветовался лишь с Кларком и Кейси, и затем принял решение.
Р.Робинсон: "В такой атмосфере мы и действовали - небольшая группа людей, которым выпала честь быть посвященными и участвовать в воплощении стратегии разрушения Советского Союза экономически и финансово".
Одним из важнейших пунктов стратегии Рейгана было заставить европейцев следовать своему плану. По мнению Вашингтона, Западная Европа слишком выгодно торговала с Советским Союзом, вместо того, чтобы "заботиться о своей безопасности". Администрация Рейгана требовала от европейцев отказаться от строительства газопровода, которое создало бы десятки тысяч рабочих мест в Европе в годы самой высокой безработицы, отказаться от гарантированных поставок недорогого советского газа и вместо этого вложить огромные средства в разработку норвежских месторождений, а затем закупать дорогой норвежский газ. И когда пять европейских компаний продолжили поставки оборудования для советской газотранспортной системы, очень быстро, уже весной 1982 года, Белый дом закрыл им доступ на американский рынок: "Пусть выбирают, хотят они работать с Советами или с нами".
Р.Робинсон: "Когда президент выступал с горячим призывом, (канцлер) Шмидт смотрел через окно в сад. Он демонстративно игнорировал Рейгана. Он хотел показать ему свой афронт. По возвращении в Вашингтон президент еще больше утвердился в мысли, что к нему отнеслись пренебрежительно, как к новичку, не понимающему суть экономических отношений Востока и Запада. Это была ошибка (со стороны канцлера Шмидта)".
Возмущенный Рейган 18 июня 1982 года созвал встречу членов Совета национальной безопасности. Этот день впоследствии был назван в Европе "черной пятницей": на западноевропейских союзников были наложены такие жесткие санкции, что возмутилась даже прорейгановская Маргарет Тэтчер. Все руководители крупнейших государств Западной Европы высказали свой протест и заявили, что не намерены придерживаться навязанного им "нового порядка". Р.Робинсон так оценил введение санкций против европейских компаний:
"Это фактически означало применение законов США к Европе по принципу экстратерриториальности. Это слово - экстерриториальность - приводит их в бешенство и сегодня, не говоря уже о тех временах".
Против санкций высказался также государственный секретарь США Александр Хейг - и это стоило ему поста. На смену Хейгу пришел более покладистый Джордж Шульц, знавший, за что был уволен его предшественник.
Замечу: когда члены администрации Рейгана начали разрабатывать стратегию против СССР в 1982 году, они не рассчитывали, что результатом ее станет крах Советского Союза. Даже те, кто мечтал стереть СССР с лица земли, сомневались в том, что это возможно: Советский Союз выглядел непоколебимой константой политического мироустройства, реальностью на многие поколения вперед. Но сотрудники администрации Рейгана, высококвалифицированные специалисты в своих сферах, агрессивные и бескомпромиссные противники СССР, сделали все, что было в их силах, чтобы подорвать Советский Союз. Они точно просчитали слабые места советской системы и нанесли по ним резкие удары. Авторы стратегии рассчитывали, что эффект санкций и других мер даст результат в течение 5-10 лет. Все оказалось на уровне их самого оптимистического сценария: в декабре 1991 года, за 2 дня до объявления о распаде Советского Союза, М.Горбачев объявил о дефолте на 96 миллиардов долларов
Р.Робинсон: "Честно говоря, когда мы начали вставлять палки в колеса советской экономики и засыпать песок в ее мотор, управление этим сложнейшим комплексом вышло за пределы человеческих возможностей".
Через тридцать лет после начала разработки рейгановской стратегии по удушению СССР, в 2012 году, администрация Барака Обамы, судя по всему, выработала аналогичный план - теперь уже в отношении России. Посмотрим соответствие по пунктам.
Экономические и финансовые меры: три раунда экономических санкций уже реализованы; противодействие строительству газопровода "Южный поток" ведется максимально активно; введен запрет на поставку оборудования для глубинной добычи, бурения арктического шельфа и сланцевых месторождений - по аналогии с запретом на поставку технологий бурения вечной мерзлоты; идет максимальное давление на европейские государства, чтобы те, в ущерб своим интересам, следовали американским санкциям; также оказывается давление на другие государства, в частности латиноамериканские, которые способны заместить европейский экспорт в Россию, после того, как тот попал под ответные санкции.
Подрывная деятельность в странах-союзниках: если в 1982 году Вашингтон атаковал СССР через Польшу, то в 2013 году заход сделан через Украину. Линия атаки значительно приблизилась к границам России, сама атака ведется уже не листовками и демонстрациями, а военными методами.
Военные меры: размещаемые сейчас в Европе элементы американской системы противоракетной обороны - производное от рейгановской СОИ. Идеологическая и психологическая война: на смену ярлыку "империя зла" пришли обвинения нашей страны в фашизме, которые, безусловно, будут становиться лишь громче.
И это лишь то, что мы наблюдаем в публичном пространстве, и только сегодня. Стратегия администрации Барака Обамы обязана быть не менее секретной, чем стратегия Рональда Рейгана, о которой стало известно только годы спустя после того, как она дала свои результаты.
Еще один важный вопрос: кто сегодня разрабатывает и воплощает стратегию против России? Нынешний директор ЦРУ Джон Бреннан был главой резидентуры управления в Саудовской Аравии, поэтому, безусловно, обладает всеми необходимыми контактами и инструментами для работы с саудитами. Его поездка на Украину также идентифицирует его как одного из участников этой группы. Кто еще? Вопрос, пожалуй, слишком серьезный для беглого обзора в конце статьи. Примечательно, что советолог Стивен Коэн в одном из недавних интервью признавал: он сорок с лишним лет наблюдает за американской политикой в отношении СССР/России, но сегодня не может сказать, кто является автором американских решений по Украине
Очевидно, что сегодня объект атаки, Россия, отличается от предыдущего - СССР. Отличается, надо сказать, не в нашу пользу. При всем активном содействии противнику отдельных членов советского истеблишмента второй половины 1980-х годов (А.Яковлев, Э.Шеварднадзе. М.Горбачев), эти люди предстают как истые патриоты в сравнении с сегодняшним российским правительственным, околоправительственным и олигархическим истеблишментом.
Важный психологический момент: если в 1980-е годы американские стратеги не были уверены в возможности уничтожить Советский Союз, то сегодня Вашингтон знает, что разрушение крупнейшей державы возможно. И обладает проверенными инструментами для исполнения такой задачи - он активно и безнаказанно занимался этим двадцать с лишним лет. Сегодня, с его точки зрения, подрыв и ослабление, а также дальнейшее расчленение России - вполне реализуемая задача.
Так какие же у нас шансы выжить в этот раз? Совершенно очевидно: противодействие планам Вашингтона сегодня потребует такой концентрации компетенций и политической воли, какой Россия в современной своей истории пока еще не демонстрировала.
Первые шаги, которые необходимо предпринять: точная диагностика слабых точек российской системы, причем, так, как видят их в Вашингтоне; детальная оценка мер и инструментов, которые американские стратеги подготовили для удара по этим слабым точкам; разработка с нашей стороны мер, которые могут нейтрализовать американские планы, а в идеале направить их против самих США; понимание того, кто в самой России является союзниками в обороне, а кто нет. Это только начало, разработка противодействия вашингтонскому плану разрушения России - одна из самых важных и срочных государственных задач.

Вероника Крашенинникова, директор Центра международной журналистики и исследований МИА "Россия сегодня"
Источник: РИА «Новости»
http://oilru.com/news/421636/


Вернуться назад