ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Виктор Михайлов: «Хиз-бут Тахрир» и «Таблиги Джамоат» — «прихожая терроризма» для Средней Азии и Казахстана.

Виктор Михайлов: «Хиз-бут Тахрир» и «Таблиги Джамоат» — «прихожая терроризма» для Средней Азии и Казахстана.


29-07-2014, 16:48. Разместил: Иван1234567

 

Эксклюзивное интервью для «Caspian Bridge» эксперта в области безопасности Виктора Михайлова.

 

Caspian Bridge: Для начала, хотелось бы в целом понять, какие группировки уже имеют свои сети в Средней Азии и Казахстане, в Узбекистане, России?


Виктор Михайлов: Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, совершим краткий экскурс в историю террористических группировок, основу которых составляют боевики — выходцы и стран ЦА. В 1992 году непримиримая позиция президента И.Каримова по отношению к радикально настроенным исламистам (тогда почти легально действовавших в стране — Адолат уюшмаси», «Одам ийлик ва инсон парварлик», «Ислом Лашкорлари»), выдавила последних в соседний Таджикистан, охваченный гражданской войной на религиозном замесе. В Таджикистане лидерам узбекских фундаменталистов — Тахиру Юлдашу и Джуме Намангани, удалось сформировать Исламское Движение Узбекистана (ИДУ), превратившееся через некоторое время в мощную террористическую группировку. Перебазирование боевых отрядов ИДУ в Зону племен на пакистанско-афганской границе (после окончания гражданской войны в Таджикистане), под крыло Мулло Омара и Усамы-бен Ладана укрепило Движение в финансовом и в военном плане. В конце концов, из чисто узбекского ИДУ превратилось в интернациональное — новые боевики из Таджикистана, Киргизии, Казахстана, с Северного Кавказа и даже из Турции еще более усилили мощь бандформирования. Смена названия на Исламское Движение Туркестана (ИДТ) предопределила и смену приоритетов, теперь главная цель поставленная спонсорами из Афганистана — свержение светских режимов в ЦА и установление на этой территории теократического исламского государства. Для Тахира и Джумы цель казалось вполне достижимой, несмотря на провал в 1999 году в киргизском Баткенте. Еще бы — под ружье ИДТ было поставлено более 4 тысяч хорошо обученных бандитов и террористов, опытных полевых командиров, прошедших боевую школу в Чечне и Таджикистане. Бравурные планы лидеров ИДУ/ИДТ спутала операция войск объединенной коалиции в Афганистане, начавшаяся осенью 2001 года. Более того уничтожение Джумы Намангани, еще нескольких авторитетных полевых командиров с их отрядами в боях за Кундуз, запустили центробежные силы в Движении. ИДТ начало свой первый этап клонирования, приведший к созданию Союза Исламского Джихада (СИД) в 2002 году, а в 2012 году второй этап — приведший к выходу из ИДТ «джамоата» Шейха Абузара Аззама.

Справедливости ради необходимо обратить внимание на то, что выходцы из стран ЦА воюют в этом регионе не только в этих трех террористических группировках, но еще и в Движениях Пакистанского и Афганского «Талибон’a». Небольшое количество боевиков из ЦА — участники разрозненных бандитских группировок, которые занимаются сопровождением конвоев с оружием и наркотиков.

Так вот, поскольку ИДТ, СИД постоянно нуждаются в пополнении, то в России, Киргизии, Казахстане и Таджикистане в той или иной степени активности действуют «джамоаты» ответственные за вербовку новых рекрутов. Внутри Узбекистана деятельность таких вербовочных центров была пресечена еще до 2010-го. В Казахстане она сведена к минимуму. Наиболее активны вербовочные пункты, конечно же, в Киргизии, в России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Что же касается Таджикистана, там спецслужбы в последнее время достаточно успешно пресекали деятельность эмиссаров ИДТ.

 

Caspian Bridge: Их основные цели вербовка, или же они находятся в замороженном состояние в ожидании приказа, для развертывания своей деятельности?


Виктор Михайлов: Сегодня можно достаточно уверенно говорить о том, что основная задача «джамоатов» ИДТ и СИД вне Афганистана и Пакистана — вербовка новых рекрутов для этих бандформирований и для дальнейшей переброски в Сирию, где сегодня можно набраться специализированного боевого опыта.

Прошу обратить внимание, что вербовочные центры, действующие на российской территории, очень активны среди трудовых мигрантов из стран ЦА. Сегодня в России множество факторов, облегчающих рекрутирование молодых мусульман в боевые подразделения ИДТ и СИД. И эти факторы умело используются эмиссарами бандформирований из Афганистана и Пакистана.

Что же касается ожидания часа «Х» эмиссарами ИДТ и СИД в странах СНГ, то мне кажется это скорее мифом, чем реальностью. После известных событий в 2004 году, когда агентура СИД попыталась провести серию терактов в Узбекистане, спецслужбами Узбекистана и Казахстана были проведены спецоперации, уничтожившие вооруженный потенциал в этих странах.

 

Caspian Bridge: В связи с чем терроризм и экстремизм получил достаточно масштабное влияние на население именно Западного Казахстана? Кстати, большинство выходцев из РК в Сирии именно уроженцы западных областей.


Виктор Михайлов: Действительно, так сложилось, что именно в Западном Казахстане более высок уровень исламистских настроений. Для этого много причин. Во-первых, в начале 1990-х именно здесь основали свои базы члены партии «Хиз-бут Тахрир». Это было время становления национальных спецслужб и раздолья для крайних исламистов. Свободная религиозная агитация адептов партии «Хиз-бут Тахрир» среди молодых мусульман, при полном отсутствии контроля со стороны местных имамов и правоохранительных структур, сделали свое «черное» дело. Не будем обсуждать массу объективных и субъективных причин, позволивших так вольготно чувствовать себя эмиссарам фундаменталистов в Западном Казахстане и Узбекистане. Но корни исламисты своими идеями салафизма пустили глубокие, и полностью выкорчевать их пока не представляется возможным. Еще одним фактором, способствующему росту радикального ислама в этом регионе надо назвать активность «Таблиги Джамоат». Очень важно понять, что такие организации как «Хиз-бут Тахрир» и «Таблиги Джамоат» себя не позиционирующие себя как террористические — на самом деле, по мнению рядом экспертов, образно называются «прихожей» терроризма. Другими словами — все, кто сегодня воюет в Пакистане, Афганистане, Сирии или Ираке начинал свое увлечение исламом именно с этих организаций.

 

Caspian Bridge: В Западном Казахстане, как вы уже сказали, действительно радикальные исламисты закрепились основательно что предшествовало этому? Есть мнение, что эти веяния пришли из Арабских стран с их эмиссарами после распада союза? Как они эволюционировали?


Виктор Михайлов: Повторюсь, серьезным фактором эффективных результатов деятельности фундаменталистских организаций в этом регионе, был идеологический и религиозный вакуум, сложившийся в Западном Казахстане еще в конце 80-х годов прошлого столетия.

Действительно, первые эмиссары с Ближнего Востока, появились в Западном Казахстане после развала СССР. Тогда же появилась и первая литература «Хизб ут-Тахрир» (ХбТ). Но, эмиссары экстремистских исламистских группировок приезжали не только из арабских стран. Много литературы в начале 1990-х в Казахстан было доставлено и мусульманами из Великобритании, и сторонниками ХбТ из Турции. Становление партийных структур ХбТ в этом регионе было завершено к концу1990-х.

При этом надо понимать, что к концу 1990-х необходимости перманентных визитов эмиссаров «Хизб ут-Тахрир» в Казахстан уже не было. Партия продолжала строиться на базе семейных ячеек — их называют халки. Просто воспроизводство новых халок уже не нуждалось в поддержке эмиссаров из-за рубежа. Местных амиров (лидеры региональных структур партии), которые прошли обучение за рубежом, вполне достаточно для клонирования новых халок. Финансовые источники для местных отделений ХбТ — взносы членов партии, десятина, которую платят бизнесмены, прямые переводы от доноров по Вестер Юнион, чаще всего из Великобритании. Нельзя забывать, что «Хизб ут-Тахрир» очень хорошо построена конспиративно, халки сложно обнаруживать и нейтрализовать. Вместо литературы сегодня используют электронные носители информации, компьютеры и смартфоны. Однако, спецслужбы Казахстана, достаточно эффективно научились бороться с экстремистскими исламистскими организациями.

 

Caspian Bridge: Салафиты Казахстна и допустим из какой-то Арабской страны - есть ли какие-то отличия между ними?


Виктор Михайлов: Давайте вначале кратко сформулируем понятие салафии. Салафи́я — направление в исламе, объединяющее мусульман, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков. Салафиты, скажем Казахстана или других стран ЦА, считают, что жить необходимо только лишь по законам шариата. Такая жизнь решит все проблемы нынешней уммы. Отклонение от норм жизни и веры ранней мусульманской общины салафиты называют «бида». Салафиты в какой то степени стараются жить по законам шариата. Понятно, что чисто организационно это проще делать в Саудовской Аравии, чем в Казахстане. Поэтому внешние отличия салафитов, конечно же, имеются. Но проблема для светских государств ЦА — философия салафитов, их отношение к современному мусульманскому обществу. Фундаментализм — отличная база для идеологии джихада, в его нынешнем понимании большинства мусульман, а это прямая дорога в террористические группировки в Пакистане, Афганистане, Сирии и Ираке.

 

Caspian Bridge: Существуют ли связи с Северным Кавказом и Поволжьем, вероятность скоординированной активности вокруг Каспия?


Виктор Михайлов: На этот вопрос я отвечу словами известного российского эксперта Е.Я. Сатановского: «Если проект проплачен, то он будет реализован». Этим все сказано. Не надо обольщаться, в будущем вооруженным силам Росси, может быть, придется столкнуться с боевыми подразделениями, гораздо лучше подготовленными, чем чеченские боевики в середине и в конце 1990-х, да еще идеологически хорошо мотивированными. Уничтожение крайних исламистов, живущих в джихаде и мечтающих стать шахидами, совсем не простая боевая задача.

 

Caspian Bridge: Что такое «Джамоат Сабири», их корни, цели?


Виктор Михайлов: Значительное число боевиков, выходцев из стран ЦА, некоторых регионов России, принимающих участие в активных боевых действиях на стороне сирийской оппозиции, создали свой собственный «джамоат» Сабири, входящий в состав группировки «Исламское государство Леванта» (ИГЛ). Большинство боевиков «джамоата» узбеки, таджики, киргизы, чеченцы, дагестанцы, татары. Кстати там есть и русские, принявшие ислам.

«Джамоат» финансируется Аль Каедой, в него вошло большинство боевиков, отправленных в Сирию эмиссарами аль-Завахери. Кстати, в Сирии воюют выходцы из ЦА и не в составе отрядов «Джамоата» Сабири. Первым командиром «Джамоата» был избран Абдулло Ташкенти; его убили в начале этого года. Сейчас лидер бандформирования — Халид ад-Дагестани. Вообще там достаточно высокая ротация, боевиков убивают, раненых отправляют на лечение в Турцию, поэтому сложно оперировать какими-то цифрами или именами. По некоторым сведениям сегодня в Сирии воюет более 600 выходцев из стран СНГ.

 

Caspian Bridge: Что будет после того, как выходцы из ЦА закончат воевать на Ближнем Востоке? Они вернутся на родину, а там что?


Виктор Михайлов: Наверное, сегодня это самый животрепещущий вопрос. Несколько сотен хорошо обученных боевиков, получивших опыт военных действий в условиях ограниченного пространства, городских зданиях, хорошо владеющими минно-взрывным делом, различными типами современного вооружения — реально опасная сила. Для каких целей обкатывают боевиков из СНГ в Сирии? Где эти цели? Сегодня можно лишь предполагать.

 

Caspian Bridge: Аль Нусра и ИГИЛ это две основные группировки, где в боевых действиях участвуют выходцы из ЦА, об этом пишут эксперты, на самом деле ли так, и если так, то возможно ли, что наши соотечественники сейчас участвуют в боях в Ираке?


Виктор Михайлов: В Сирии воюют и другие, более малочисленные террористические группировки, в которых замечены боевики из стран ЦА. Известно, что некоторые из них были завербованы турецкими эмиссарами, с ИДТ или СИД они никак не связаны. Но, все таки основной костяк боевиков, выходцев из ЦА, воющих в Аль Нусра и ИГИЛ, так или иначе, связан с бандформированиями из Афганистана и Пакистана. Нельзя забывать еще о боевиках, напрямую завербованных в российских салафитских «джамоатах» и переправленных в Сирию через территорию Турции.

 

Caspian Bridge: Какова вероятность использования, этой уже фактически сформированной армии на Украине и как бы это могло отразиться на Прикаспии, Казахстане, Средней Азии?


Виктор Михайлов: Как бы фантастически не звучал этот вопрос, он имеет право быть заданным.

Боевики, умеющие сегодня воевать в специфических условиях, когда в моде частные военные соединения (ЧВС), будут востребованы все больше и больше. Не хочу казаться пессимистом, но мне кажется, что мы стоим на пороге множества локальных военных конфликтов, когда ЧВС будут играть серьезную роль в достижении целей тех или иных сторон конфликта.

Сегодняшняя гражданская война в Украине свидетельствуют о востребованности военных профессионалов высокого класса. В ополчении ДНР и ЛНР такие профессионалы воюют и поэтому, мы сегодня можем наблюдать как несколько десятков, хорошо подготовленных коммандос (не будем кривить душой), собравших вокруг себя менее подготовленных солдат, при относительно ограниченном вооружении, могут противостоять целой армии Украины, не самой маленькой страны в мире.

То, что в скором времени мы можем стать свидетелями использования боевиков банформирований из Афганистана, Пакистана, Сирии и Ирака в ЧВС украинских олигархов кажется не такой уж фантастикой. Сегодня боевики, о которых мы много говорили, гораздо более эффективные бойцы, чем кто бы то ни был в украинских правительственных войсках.

Я бы обратил особое внимание на Крым. В случае возникновения военного противостояния вокруг Крыма, между Россией и Украиной, нужно понять, как поведут себя члены партии «Хизб ут-Тахрир», более двадцати лет назад нашедшие здесь неплохую базу для своей активности?

Насколько исламисты будут лояльны российским властям и военным, не превратятся ли они в ту самую «пятую колонну», о которой так модно сейчас говорить. Причем, именно крымские хизбутчики могут реально обеспечить джихадистов ЧВС из стран СНГ «хлебом-солью», да и не только.


Вернуться назад