Попытки сокрушить сирийскую государственность не прекращаются с марта 2011 года, то есть длятся уже больше двух с половиной лет. За это время погибли многие десятки тысяч человек (по оценкам - до 100 тысяч). Несколько миллионов человек стали беженцами; часть из них - внутренние беженцы, вынужденные покидать свои жилища, спасаясь от бесчинств вооруженных антиправительственных группировок, которые охотятся особенно за представителями конфессиональных меньшинств - арабами-христианами, курдами, армянами. Многие из них находятся в исключительно тяжелых условиях, голодают.
В результате погромных действий незаконных вооружённых формирований, практикующих террор на части сирийской территории, шаг за шагом разрушается производственная инфраструктура страны. Кризис усугубляется санкциями, которые ввели против Сирии США, ряд стран ЕС, Турция и монархии Персидского залива. Общий ущерб, нанесенный Сирии за время конфликта, составляет около $100 млрд. Для восстановления страны, по оценкам специалистов, потребуется не менее 10 лет.
Сирийский конфликт практически с самого начала вышел за рамки локального. Нерешенность ряда социально-экономических и политических проблем, вызывавшая недовольство части населения, умело использовали внешние силы. Они сумели разжечь внутренний сирийский конфликт, финансируя и вооружая экстремистские группировки и направляя в Сирию иностранных наемников. Целью этих сил было свержение руководства Башара Асада, расчленение и уничтожение Сирии как союзника Ирана и движения «Хезболлы». По официальным данным, в настоящее время в Сирии действует более 1 тысячи вооруженных антиправительственных группировок. Общая численность входящих в них боевиков свыше 70 тыс. человек. Значительная часть из них - иностранные наемники из более чем 80 стран мира, в том числе из Соединённых Штатов, Европы, Центральной Азии, из регионов российского Поволжья и Северного Кавказа.
Спонсоры сирийских «воинов джихада» не скрывают, что будут продолжать оказывать им поддержку. Недавно Саудовская Аравия приняла решение о выделении крупных финансовых средств на подготовку новых моджахедов для заброски в Сирию. Не стоит забывать также, что планировавшийся военный удар США по Сирии, как следует из заявлений президента Обамы, не отменён, а всего лишь «отложен».
В то же время принципиальная договоренность между Россией и США о необходимости проведения конференции «Женева-2» дает некоторую надежду на политическое урегулирование сирийского кризиса. Сирия скрупулезно выполняет все условия соглашения о передаче под международный контроль и уничтожении своего химического оружия, что подтверждают представители международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Сирийское руководство неоднократно выражало свою готовность участвовать в конференции «Женева-2». Конструктивный подход Дамаска к проблеме политического урегулирования в Сирии был подтверждён в телефонном разговоре Башара Асада и Владимира Путина 14 ноября 2013 г. Таков же подход и внутренней патриотической оппозиции, которая готова к диалогу с властями. Эта часть сирийской оппозиции представлена комитетами взаимодействия, включающими представителей 13 партий, Народным фронтом за перемены и освобождение, Коалицией сил за мирные перемены, в которую входят 16 партий, а также движениями, выражающими интересы курдской общины. Курды уже сформировали в районе их проживания на севере Сирии свои местные органы власти.
Что касается внешней сирийской оппозиции, представленной Национальной коалицией оппозиционных и революционных сил (НКОРС), которую Запад поспешил признать «единственным законным представителем сирийского народа», то она, с одной стороны, заявила о готовности участвовать в конференции «Женева-2», с другой стороны, выставила заведомо неприемлемые условия участникам конференции, потребовав «определить срок ухода Асада и передачи власти».
НКОРС представляет далеко не всю внешнюю оппозицию. Имеется целый ряд вооруженных оппозиционных группировок, продолжающих вести боевые действия как против сирийской армии, так и между собой, и терроризирующих местное население. В их числе Свободная сирийская армия (ССА), части которой сейчас распадаются на тех, кто переходит на сторону правительственных войск, и тех, кто присоединяется к радикалам-исламистам. Наиболее многочисленными из исламистских группировок являются «Фронт ан-Нусра» и «Исламское государство Сирии», аффилированные с «Аль-Каидой».
Достижение политического решения на конференции «Женева-2» (если она состоится) является достаточно сложным вопросом. В то же время при наличии политической воли, прежде всего у руководителей великих держав и стран - региональных центров силы, приступить к решению сирийского кризиса вполне возможно. Министр иностранных дел России заявил, что «сирийскую внешнюю оппозицию необходимо не уговаривать, а заставить сесть за стол переговоров». Как заставить? Объявить через ООН законными представителями сирийского народа только те политические силы, которые согласны прекратить вооруженную борьбу и начать национальный диалог. Установить перемирие, которое должны выполняться всеми сторонами. Группировки, которые откажутся его выполнять, должны быть признаны - также через ООН - террористическими организациями («Фронт ан-Нусра», кстати, уже включён в Соединённых Штатах в список таковых). В соответствии с решением ООН к этим террористическим организациям и их спонсорам должны быть применены международные санкции.
Учитывая возрастающую роль России на Ближнем Востоке, российская дипломатия вполне может выступать в роли главного действующего лица в урегулировании сирийского кризиса, тем более что этот кризис уже напрямую затронул интересы национальной безопасности Российской Федерации.