ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Черный Флот. Иранская нефть, которая держит Асада на плаву

Черный Флот. Иранская нефть, которая держит Асада на плаву


9-11-2013, 13:39. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ


В журнале Foreign Policy опубликован подробный обзор механизма , с помощью которого Иран снабжает режим Башара Асада нефтью.

Ни для кого не является секретом, что иранский режим рассматривает кровавую мясорубку в Сирии скорее в качестве внутренней, нежели внешнеполитической проблемы. Силы Аль-Кудс корпуса стражей исламской революции обучают и финансируют алавитские и шиитские сектантские милиции ради того, чтобы победить в войне, которую президент Асад затрудняется выиграть с помощью конвенциональной армии.

Без военной интервенции поддерживаемой Ираном "Хизбаллы" в эль-Ксейр и Хомсе , эти районы и по сей день находились бы под контролем мятежников.

Не зря Мехди Таиб, доверенное лицо аятоллы Хаменеи, заявил, что потеря "35-й провинции" будет знаменовать скорый крах самой исламской республики.

В распоряжение Foreign Policy попал пакет документов, показывающих, как Иран наладил поставку практически бесплатной нефти Сирийской Арабской Республике. Говоря простыми словами, Тегеран отдает даром собственные природные ресурсы в то время, как его собственный народ бедствует из-за режима международных санкций.

Иран "продал" Сирии около 4 миллионов баррелей легкой иранской нефти – со скидкой минимум 10%. В мае уровень международных цен на нефть составлял 98 долларов за баррель, Асад получал ее по цене 88 долларов за баррель (не включая расходов на транспортировку). Расчеты за нефть, по всей видимости, проводятся по линии полученного от Ирана же долгосрочного кредита на сумму 3,6 миллиарда долларов.

Нет никакой гарантии того, что Асад, экономика страны которого разрушена трехлетней гражданской войной, будет когда-нибудь в состоянии выплатить этот долг, и иранцы, скорее всего, этого и не ждут, исходя из их понимания того, что выживание Асада неразрывно связано с их собственным выживанием. Это значит, что они не только снабжают Асада нефтью по бросовой цене, но и они же дают ему деньги на ее покупку.

Дэвид Баттер, специалист по энергетическим проблемам Ближнего Востока из исследовательского центра Chatham House посчитал, что до начала гражданской войны Сирия производила 385 тысяч баррелей нефти ежедневно. Из них 150 тысяч баррелей шли на экспорт, а остальное – на сирийские нефтезаводы для удовлетворения местных нужд. Баттер говорит: "Теперь Сирия производит не более 20 тысяч баррелей в день и импортирует около 130 тысяч баррелей из-за границы". По собственному признанию властей, нефтяной сектор практически разрушен, а объем прямого и косвенного ущерба на осень 2012 года составлял 2,9 миллиарда долларов. Министр нефти Сирии заявляет, что расходы правительства на закупку нефти составляют 400 миллионов долларов месяц.

ForeignPolicy публикует письмо С. Морадинасаба, директора компании Sahand Naft Iran Ltd, работающей в структурах иранского министерства нефти, Мухаммеду Альробеху, директору сирийской государственной фирмы Sytrol от 13 мая 2013 года. Письмо подтверждает, что "специальный экономический плановый комитет" подтвердил предоставление Сирии 10-процентной скидки при продаже нефти.

По мнению еще одного эксперта по Ирану, Дэвида Патрикаракоса, комитет был специально создан для работы с экономическими аспектами сирийского кризиса. В дополнение к этому, в пакете документов есть контракт от 31 мая 2013 года – о продаже более миллиона баррелей легкой иранской нефти. Нефть была поставлена в порт Баниас иранским танкером Camellia в течение апреля 2013 года. Танкер принадлежит компании, зарегистрированной по тому же адресу в Тегеране, что и крупнейшая танкерная компания Ближнего Востока - National IranianTanker Co. (NITC). В контракте написано, что расчет по поставке будет произведен либо напрямую между центральными банками Сирии и Ирана, либо " за счет кредитной линии, открытой правительством Ирана Сирии".

По официальной версии долгосрочный кредит позволяет иранскому правительству "приобретать доли участия в уставном капитале сирийских предприятий". Глава сирийского центрального банка Адиб Майлех в интервью с газетой Tishreen проговорился, что реальный объем иранского кредита составляет 7 миллиардов долларов, и Дамаск может использовать эти деньги для оплаты любых видов товаров.

Дэвид Патрикаракос говорит: "Я не верю, что Асад будет в состоянии в обозримом будущем вернуть этот кредит". Но подобные бесплатные поставки могут породить негативную реакцию в самом Иране – среди иранцев нарастает возмущение в связи с тем, что национальные природные ресурсы растрачиваются на внешнеполитические приключения, а не на нужды страны. 

Патрикаракос комментирует: "Иранцы страдают от воздействия санкций и они тратят деньги – деньги, которых у них нет, на "Хизбаллу" и Асада. Поддержание на плаву сирийского энергетического сектора – также и политическая глупость, поскольку собственное население представляет для аятолл куда большую угрозу, чем крах Асада".

Более того, издержки Ирана не ограничиваются поставками Асаду нефти. Исламской республике приходится изобретать сложные и дорогостоящие схемы осуществления подобных поставок, регистрировать подставные фирмы в оффшорах и вешать на свои корабли флаги выгодной регистрации. Интересны сами названия танкеров, которыми осуществляются поставки. Судно "Байкал" принадлежит упомянутой NITC, но плавает под танзанийским флагом. В декабре 2012 оно доставило в Баниас 1 100 635 баррелей иранской нефти. Другой танкер, "Волга", привез в Баниас 850 тысяч баррелей в феврале этого года, после чего был переименован в Ramtin. Теперь он ходит под иранским флагом, но принадлежит компании Tabuk Maritime Inc., зарегистрированной в Дубаи.

Исследовательский центр International Institute for Strategic Studies (IISS) опубликовал в январе подробное отчет о подобного рода махинациях. В нем говорится: "На настоящее время зафиксировано более 100 изменений названий кораблей, связанных с иранскими перевозками". Все это превращает поддержание режима санкций в настоящий кошмар. В одном случае, Иран учредил подставную компанию на острове в Тихом океане. Она просуществовала всего 20 дней - с целью выполнения одной-единственной перевозки.

Несмотря на все описанные ухищрения, возможно еще более осложнить жизнь иранских перевозчиков, в особенности, в том, что касается снабжения нефтью режима Асада, и сделать подобные поставки чрезмерно дорогими. Можно изменить флаг или собственника танкера, но нельзя изменить его IMO - уникальный идентификатор, присваиваемый каждому кораблю Международной Морской Организацией. Это означает, что за всеми перечисленными кораблями в реальности достаточно просто вести наблюдение.

Иранские эксперты говорят, что так оно и происходит, и за иранскими танкерами, независимо от изменений названий и собственников все время следят. Никто не устраивает скандал по нескольким причинам - переговоры P5+1, сирийская мирная инициатива и т.п.

Несмотря на то, что многие страны могут и имеют право продолжать бизнес с Ираном, большинство страховщиков, портовых властей, капитанов и прочих представителей глобальной инфраструктуры морских перевозок не хотят связываться с государством-парией и осложнять себе жизнь. Многие неевропейские страны подвергаются сильному давлению Запада. Танзания публично заявила, что уберет с иранских кораблей свой флаг. Белиз также намерен убрать иранские корабли из своего морского регистра. Не во всех случаях необходимы столь явные меры. Иран активно пользуется услугами оффшора Маршалловых островов, корпоративные и морские регистры которого расположены в Фэйрфакс, Виржиния, по соседству с штаб-квартирой ЦРУ. 

Без всякого сомнения большая часть нефти, идущей из Ирана в Сирию, необходима для того, чтобы поддерживать функционирование военной машины Асада. С учетом всех скидок и кредитов он получает ее фактически бесплатно - вернее, за счет нищающего иранского народа. Запад не хочет вооружать сирийских мятежников и смертельно боится прямой интервенции в Сирии. В то же время, ожидается, что он достигнет некоего "урегулирования" в рамках конференции Женева-2 с режимом, у которого нет ни малейшего повода стремиться к подобному урегулированию теперь, когда его поддерживают бесплатной нефтью. Возможно, так называемым "друзьям Сирии", перед тем, как отправиться в Женеву, стоит хотя бы попытаться воспрепятствовать продолжению излияний иранской щедрости в отношении Асада. 

По материалам: Michael Weiss. Black Navy. Tracking the Iranian-backed fleet that’s fueling the Assad regime. Foreign Policy. October 28, 2013

Подготовлено блогом PostSkriptum.me специально для альманаха "Искусство Войны"


Вернуться назад