После того как в начале года мировые СМИ привлекли всеобщее внимание к событиям в Республике Мали, об этой стране в Западной Африке, насчитывающей 15 миллионов человек населения и несколько сот тысяч беженцев и внутренне перемещённых лиц, вновь так же внезапно «забыли». Тем не менее, хотя накал войны в Мали спал, сама война далека от завершения… Кроме того, в Мали произошли важные политические изменения.
Во-первых, состоялась очередная смена власти, на этот раз законным образом. 28 июля в Республике Мали прошёл первый тур президентских выборов, в котором приняло участие 27 кандидатов. Ни один из кандидатов абсолютного большинства голосов не набрал, а наибольшее предпочтение избиратели отдали бывшему премьер-министру Ибрагиму Бубакару Кейте, получившему почти 40% голосов, и бывшему министру финансов Сумаиле Сисе (около 20% голосов). 11 августа состоялся второй тур выборов, в котором с 77% голосов победил И.Б.Кейта.
Хотя имеется ряд факторов, на основании которых законность этих выборов можно было бы оспорить (проведение выборов в военных условиях, (1) иски, поданные некоторыми кандидатами в Конституционный суд страны, признание Сумаилой Сиссе своего поражения лишь после встречи с представителем Генерального секретаря ООН), наблюдатели признали состоявшиеся выборы «свободными, транспарентными и заслуживающими доверия».
Новый президент Мали 68-летний Ибрагим Бубакар Кейта по праву может считаться патриархом малийской политической сцены. В отличие от предыдущих президентов, имевших тесные связи с социалистическим содружеством (Амаду Тумани Туре учился и работал в СССР, Альфа Умар Конаре - в Польской Народной Республике) Ибрагим Бубакар Кейта связан прочными узами с Западом. Он закончил несколько учебных заведений во Франции, включая Сорбоннский университет, работал в европейских гуманитарных организациях. В 1990-2001 годах являлся лидером партии Альянс за демократию в Мали. С 1994 по 2000 год был премьер-министром Мали, а с 2001 по 2007 – председателем Национальной ассамблеи (парламента). На предпоследних президентских выборах Кейта проиграл Амаду Тумани Туре (свергнутому в марте 2012 года) с результатом 19% против 71%. И вот теперь Кейта побеждает, однако в ситуации, когда его главный соперник свергнут и лишён возможности участия в политической жизни…
Среди первых шагов нового президента надо отметить укрепление своей власти. В конце октября Кейта снял с должности главы военного комитета по контролю за реформированием армии организатора военного переворота марта 2012 года Амаду Саного (после переворота этот капитан был произведен в генерал-лейтенанты), а затем арестовал его. Кроме того, правительство подписало важные соглашения с несколькими повстанческими группами и воссоздало министерство по вопросам перемирия и развития северных областей.
Во-вторых, следует отметить военные победы армии Мали и франко-ооновских войск, что в свою очередь привело к серьёзным перегруппировкам в стане оппозиции и террористических формирований. Движение за единство и джихад в Западной Африке, «Ансар ад-Дин» и «Аль-Каида в исламском Магрибе» понесли большие потери, их оперативные возможности существенно подорваны. Эти группы распались на более мелкие, а входившие в них боевики смешались с местным населением, бежали в соседние страны или вошли в состав других формирований. Образовались новые группы, включая Мусульманское движение Азавада, Высший совет Азавада и Арабское движение Азавада. Первые две группы состоят преимущественно из боевиков Национального движения за освобождение Азавада и «Ансар ад-Дин», а Мусульманское движение Азавада впоследствии вошло в состав Высшего совета Азавада. Что касается Арабского движения Азавада, то в него входят в основном боевики арабского происхождения. В конце августа Движение за единство и джихад в Западной Африке объявило, что оно объединилось с отколовшейся ячейкой организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба», возглавляемой Мохтаром Бельмохтаром, и образовало новую группу под названием «Аль-Мурабитун».
Продолжаются столкновения между разными оппозиционными силами. Так, летом происходили столкновения между Арабским движением Азавада (АДА) и Национальным движением за освобождение Азавада в Лернебе, к западу от города Томбукту, и вблизи озера Фагибин, к северу от Томбукту. Одновременно АДА угрожало совершить со своей позиции в Ин-Афараке нападение на Ин-Халиль, пункт близ алжирской границы в районе Кидаля. 13 августа в Бордж-эль-Мухтаре в южной части Алжира вблизи границы с Мали вспыхнула перестрелка между группами арабов и туарегов. Как сообщалось, в результате этих столкновений были убиты десятки людей. 14 августа имели место столкновения в Ин-Халиле предположительно в связи с инцидентами в Бордж-эль-Мухтаре.
От нехватки продовольствия в Мали на сегодняшний день страдают три с половиной миллиона человек, полтора миллиона нуждаются в экстренной помощи. (2)
Несмотря на практически полное забвение в СМИ французского вторжения в Мали, операция «Серваль» продолжается. Как утверждает Генеральный секретарь ООН, крупных столкновений в последнее время не происходило, но было захвачено значительное количество единиц оружия, боеприпасов и большой объём взрывчатых веществ, обнаружены пункты производства самодельных взрывных устройств. Всего изъято более тринадцати тонн оружия и боеприпасов. (3) По утверждению французского правительства, сейчас в рамках операции «Серваль» какие-либо активные боевые действия не предпринимаются. Вместе с тем за период с 1 июля 2013 года французские воинские части, участвующие в операции «Серваль», и Миссия ООН в Мали (МИНУСМА) провели около пятнадцати совместных мероприятий. (4)
5 ноября министр иностранных дел Франции Л.Фабиус заявил, что французские войска остаются в Мали до начала 2014 года, когда должен начаться их плановый вывод. Сейчас в Мали находится примерно 3 тысячи французских войск. (5) Сложности проведения операций МИНУСМА и французских сил вторжения обусловлены не только военной обстановкой, но и климатом. 65% территории Мали (что в два раза больше территории Франции) – это пустыня или полупустыни. Температура в Томбукту (западный сектор штаба МИНУСМА) регулярно достигает 50 градусов по Цельсию и больше. При такой температуре многие военные приборы просто плавятся. (6)
Оценивая развитие событий в Мали после французского вторжения в январе 2013 года, надо подчеркнуть, что главным итогом этого периода стала замена миротворческой операции Африканского Союза (АФИСМА) миротворческой операцией ООН. Более 6 тысяч военнослужащих АФИСМА перешли в подчинение МИНУСМА.
Борьба африканцев с «международным сообществом» за право решать свои проблемы самостоятельно находится в активной фазе и проходит с переменным успехом. Африканцам удалось отбить наскок Бельгии, требовавшей в Международном суде ООН выдачи ей бывшего президента Чада Хиссена Хабре (для проведения процесса был создан специальный африканский суд), но пока не удалось прекратить уголовное преследование в отношении президента и вице-президента Кении Ухуру Кениатты и Уильяма Руто, осуществляемое в Международном уголовном суде. Несколько дней назад государства-члены Африканского союза обратились к Совету Безопасности ООН с просьбой принять решение о приостановлении в МУС дела Кениатты - Руто. (7) Проиграна пока и борьба за право африканцев проводить миротворческие операции собственными силами. «Международное сообщество» не собирается уходить из Африки: реальное решение вопросов безопасности на африканском континенте поставит под угрозу его контроль над африканскими ресурсами.
(1) По информации Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в сентябре 2013 года в соседних странах находилось более 170 тысяч малийских беженцев. Количество внутренне перемещённых лиц оценивается в более чем полумиллиона человек. По данным Международной организации миграции, в Мали вернулись 137 тысяч беженцев, однако эта информация также датируется сентябрем, то есть временем после проведения выборов. Таким образом, в выборах не могли принять участия около 10% населения страны.
(2) См. Доклад Генерального секретаря о ситуации в Мали от 1 октября 2013 г. // Документ ООН S/2013/582. Параграф 55.
(3) Доклад Генерального секретаря о ситуации в Мали от 10 июня 2013 г. // Документ ООН S/2013/338. Параграф 22.
(4) Доклад Франции о мерах, принятых французскими силами за период с 1 июля 2013 года в порядке поддержки Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали // Документ ООН S/2013/621 от 22 октября 2013 г. Согласно данному докладу французские войска занимались в основном только «рекогносцировкой местности», «демонстрацией присутствия» или «рассеиванием демонстраций».
(5) Mali: France to Withdraw Most Troops From Mali in January As Planned // http://allafrica.com/stories/201311060331.html
(6) См. выступление заместителя Генерального секретаря ООН по полевой поддержке Амиры Хак на заседании СБ ООН по обсуждению ситуации в Мали 25 июня 2013 г . // Документ ООН: S/PV.6985.
(7) Письмо государств — членов Африканского союза от 12 октября 2013 года на имя Председателя Совета Безопасности ООН от 22 октября 2013 года // Документ ООН: S/2013/624.