Рюриков Дмитрий Борисович, советник директора РИСИ
Из информации официальных источников и СМИ трудно понять, передавал ли Г.Киссинджер какое-либо послание Б.Обамы В.В.Путину. Знаменательно, однако, что в период, когда в Вашингтоне продолжается объявленная Б.Обамой "пауза для размышлений" об отношениях с Россией, по итогам которой могут появиться политические решения, в Москву для встреч с российским руководством приехал не кто иной, как Г.Киссинджер, известный умением устраивать дипломатические прорывы. Для выработки таких решений нужны адекватная информация от первоисточников о "настроениях на месте" и стратегические оценки. Возможно, это и было "командировочным заданием" Г.Киссинджера. В беседах с В.В.Путиным, С.Б.Ивановым и С.В.Лавровым Г.Киссинджер говорил о том, что от отношений между США и Россией зависит стабильность в мире, противоречия между национальными интересами всегда могут быть преодолены, с течением времени потребность в сотрудничестве двух стран усиливается и прямые переговоры лидеров – лучший способ решения проблем. При встрече с Президентом России мэтр мировой дипломатии с присущим ему юмором заметил – после поездок в Россию он доводит российскую точку зрения до американского руководства, однако такая информация ему, Г.Киссинджеру, в США помогает не всегда.
В Дипломатической академии МИД России, где Г.Киссинджеру присвоили звание почетного доктора, мэтр дипломатии прочитал лекцию на излюбленную тему – о мировом порядке. Традиционно отдав дань Вестфальской системе как основе международных отношений, он подчеркнул необходимость сохранения ее принципов в нынешних условиях, т.е. практически выступил за суверенитет и суверенное равенство национальных государств в ХХI веке. В актовом зале Академии царила тишина – слышать сегодня такое от американца, тем более Г.Киссинджера, было необычно. Мэтр пошел дальше – упомянув о сегодняшней тесной органической глобальной взаимосвязи всех стран мира во всех сферах жизни, он высказался за то, чтобы в новые времена каждое государство сохраняло свой национальный характер, не забывало свою историю и не отказывалось от своего наследия – разумеется, в конструктивном плане с учетом баланса интересов и культур других государств. Но и это не все – произнося в начале лекции слово "исключительный"(см. известное выступление Б.Обамы об исключительности США), Г.Киссинджер тонко усмехнулся, а в конце выступления сказал о том, что США, Россия и Китай не должны представлять друг для друга угрозы – с наступлением новой эры и новых вызовов им следует вновь оценить свои возможности и мировые роли и работать вместе во имя общих целей. Вот так : ни однополярный, ни многополярный миры, а адаптированный к современности треугольник США-Россия-Китай в нео-вестфальском мире! Повеяло 70-ми годами, дипломатическим треугольником Р.Никсона – разрядкой в отношениях Соединенных Штатов с Советским Союзом и американо-китайским сближением. Мэтр не уточнил, разделяет ли кто-то в администрации Б.Обамы эти мысли.
Готовя визит Г.Киссинджера в Москву, Т.Грэм, соратник мэтра по "Киссинджер Ассошиэйтс" и политолог с богатым практическим опытом, написал для газеты "Известия" статью про Америку и Россию, в которой по-своему высказался насчет мирового порядка ("Известия",8 октября 2013г). "Мир – пишет он, – вошел в период исторического переворота, который меняет сложившийся мировой порядок. Он также бросает вызов доминирующему представлению каждой страны о ее глобальной роли". В целом с формулировкой Т.Грэма – "исторический переворот сложившегося мирового порядка", наверное, можно согласиться. Действительно, переворот или подготовка к нему идет, над переменами в миропорядке работают определенные силы, реальные игроки – государства, негосударственные структуры и отдельные люди. Они знают, какой мир хотят видеть, стремятся направлять события, чтобы шаг за шагом создавать новый мир и новый мировой порядок. Многое в жизни мира реально изменилось и продолжает меняться, но многое остается неизменным – категорически не согласных с тем, что промоутеры нового мирового порядка считают правильным и неизбежным, не меньше, чем сторонников революций. Возникают конкретные вопросы – что это за исторический переворот, что конкретно он "переворачивает", т.е. полностью меняет, в чем суть, цели и задачи переворота и каким образом мир вошел в этот переворот? Т.Грэм предпочел не раскрывать этого. А ведь изменения в мироустройстве – вещь конкретная, мир сам по себе ни в какое новое состояние ни в какой сфере перейти не может. Как однажды сказал бывший шеф службы безопасности одного из государств СНГ : "Моя профессиональная подготовка и мой служебный опыт не позволяют предполагать, что любое сколько-нибудь заметное событие в какой-либо стране или мире может произойти само по себе, без соответствующей подготовки".
Картина мира сегодня как никогда противоречива. Несмотря на глобализацию и формально декларируемую мировыми игроками общность основных взглядов, их оценки событий или явлений зачастую серьезно расходятся – соответственно, и подходы к политике.
Позитивы очевидны : продолжается развитие знаний, технологий и мировых обменов, растут всесторонние связи между государствами и народами, все шире распространяется достоверная информация, усиливается ее влияние на политические решения, все больший вес обретает неприятие силовых методов разрешения конфликтов – и многое другое.
Вместе с тем, экзистенциальные угрозы человечеству приобрели глобальный характер, и дело не только в военных угрозах , войнах и вооружениях."Сгенерированные конфликты" (выражение вице-президента США Дж.Байдена) в горячих точках используются для наступления на Устав ООН, действующее международное право и нормы поведения в международных делах, в частности, для наступления на упомянутые Г.Киссинджером Вестфальские принципы суверенитета, независимости и невмешательства во внутренние дела государств. Воинствующие сторонники "нового мира", к которым Г.Киссинджер, судя по его речам и статьям, не принадлежит, полагают, что сложившиеся в прошлом нормы права и правовое сознание подлежат устранению, а войны, смены режимов и сгенерированные конфликты являются нормальными средствами на пути к геополитическим целям. "Жесткая сила" действует активно с начала девяностых годов по настоящее время, но в последние годы вызывает растущее сопротивление. В сфере "мягкой силы", т.е. внутреннем жизнеустройстве людей, идет бескровная, но не менее радикальная борьба философий и практики. Ведется наступление на нематериальные основы, принципы и нормы существующей цивилизации – матрица сознания и понятия о правильном и недопустимом меняются, десакрализуются и отменяются прежние основы частной, семейной, общественной и политической жизни людей. Жестко внедряются новые, еще вчера считавшиеся преступными нормы поведения. Характер, размах и системность инноваций позволяет говорить о том, что реализуется глобальный проект антицивилизации. Продвижение по маршрутной карте антицивилизации идет быстро, но нарастает и сопротивление этому.
К сфере негатива относится неадекватность мировых финансов и экономики – здесь господствует парадигма собственности и богатства, менять ее никто не собирается. Кризисы в экономике, по классике, ведут к соблазнам в мировой политике. Конфликтогенность – где больше, где меньше – присутствует практически во всех регионах мира за исключением, пожалуй, Европы, Северной Америки и пока, в целом, на пространстве СНГ. К нестабильности на Ближнем Востоке, войне в Сирии и напряженности вокруг Ирана для ряда государств, в том числе России, добавляются новые угрозы безопасности – с выводом в 2014 году войск США из Афганистана ожидается рост трафика в Россию афганского героина и наплыв через Афганистан в Центральную Азию и Россию натренировавшихся в Сирии ландскнехтов джихада и халифата. Возникают конкретные вопросы – кому мир обязан всем этим? Почему новый миропорядок строят боевики новой аль-Каиды?
Американское видение мировой ситуации – проблем, событий и перспектив – принципиально отличается от российского. В отличие от россиян американцы считают, что все случившееся и происходящее – позитивные перемены, борьба за лучший мир, и Америка по праву возглавляет эту борьбу. Лидерство, пишет в "Известиях" Т.Грэм – часть национальной ДНК американцев. Правда, он допускает, что в последнее десятилетие во внешней политике США были ошибки.
Что касается российской политической генетики, то, как представляется, из-за катастрофических последствий революций и переворотов в России 20-го века в российской ДНК закрепилось неприятие или, по крайней мере, очень осторожное отношение к понятиям "переворот", "революция", "новый порядок". В России слишком хорошо знают, какие дела могут твориться под прикрытием лозунгов "свобода", "права человека", "революция", "новый мир", "лучшее будущее" т.п.. Исторический опыт России помогает сегодня видеть реальные интересы и политтехнологии игроков и не позволяет с ходу заявлять о поддержке любых радикальных перемен где-либо и в чем-либо, будь то операции по смене вдруг провинившегося режима, слом культурной традиции или норм поведения. Подход России – право и реализм – выстрадан в тяжелейших испытаниях. Сложившийся миропорядок и международное право не идеальны, но они необходимы для защиты и продвижения законных интересов государств. Если возникают острые проблемы и конфликты, стоит разобраться, в чем реальная причина – может быть, дело не в правилах игры, а в том, что кто-то эти правила не соблюдает?
Разница российского и американского подходов отчетливо видна в сирийском вопросе.
Для России принципиально важно, на какой основе состоится урегулирование в Сирии. Россия не идеализирует, но и не демонизирует правительство Б.Асада, она призывает внешних игроков не вмешиваться во внутренние дела Сирии и дать сирийцам возможность самим решать свои проблемы. По мнению обозревателей, Россия демонстрирует способность использовать широкий инструментарий в поддержку такой позиции.
Администрация президента Б.Обамы, напротив, взяла на себя роль арбитра, определила виновного, провела "красную линию" и собиралась применить силу, не сообразуясь с нормами права и позицией других государств. Однако сегодня такие вещи не проходят. Надо отдать должное Б.Обаме – осознав, очевидно, что его серьезно "подставили" с "газовой атакой войск Б.Асада против мирного населения", он принял нелегкое решение отказаться от ударов по Сирии и поддержал правовой подход, позволяющий установить достоверную картину инцидента с химическим оружием и только после этого выносить вердикт. Будет ли его администрация последовательной или грядут новые развороты в ее политике? Особого оптимизма здесь нет. В сирийской оппозиции произошел кадровый переворот, умеренных оттеснили, политикой и военными операциями уже руководят джихадисты – наследники "Аль-Каиды". Из США и "новых великих держав", Катара и Саудовской Аравии, – продолжают идти потоки денег и оружия. Два десятка отрядов каких-то боевиков, по большей части наемников, которых США считают оппозицией и поддерживают напрямую и через региональных партнеров, отказываются участвовать в переговорах об урегулировании. Что это – подготовка к новому раунду военных действий? Реальна ли в таких условиях "Женева-2", не окажутся ли вновь напрасными усилия министра С.Лаврова и госсекретаря Дж.Керри ? Что ждет Сирию – война по максимуму до предельного истребления, раздел на алавитскую, салафитскую и курдскую зоны или все же возможны прорывные решения? От Вашингтона во многом зависит, станет ли российско-американское взаимопонимание по химическому оружию в Сирии прецедентом для других урегулирований. Жаль, если из-за давления произраильских и саудовских лоббистов стратегический шанс будет упущен. Интересно мнение Г.Киссинджера по сирийскому вопросу : его статью "Вмешательство в Сирии рискует нарушить мировой порядок", опубликованную в "Вашингтон Пост" еще в июне 2012г., стоит почитать в Америке всем, кто участвует в принятии решений – мэтр вполне определенно советует внешним игрокам не вмешиваться в конфликт в Сирии.
В иранском и афганском вопросах ставки для мира не меньшие, чем в сирийском.
По некоторым параметрам иранская ситуация напоминает сирийскую. Появилась дипломатия, дающая шанс разблокировать кризис. Но с американской и израильской сторон продолжается демонизация страны, режима и лидеров, вновь заявления о необходимости нанести удар, сменить режим, усилить санкции (в свое время Россия частично поддержала антииранские санкции, но, наверное, напрасно). В иранском вопросе активны саудовцы : шиитский Иран для них и геополитический соперник, и идеологический враг (суннитская теократия против теократии шиитской). Интересна резкая реакция Эр-Рияда на американские жесты в отношении Ирана – что это, стратегия "расправляющего крылья" партнера или недовольство временное ? В последние годы Б.Обаме удавалось уходить от навязчивых советов и давления в пользу ракетных ударов по Ирану, но можно ли считать, что с началом американо-иранских обменов на высшем и других уровнях угроза войны исчезла? Как поведет себя американская администрация, если кто-то "со стороны" организует "под иранским флагом" крупный теракт или нападение на объект США или Израиля, чтобы поставить Б.Обаму в безвыходную ситуацию? Как будет вести себя Вашингтон в таком случае – по прецеденту с химическим оружием в Сирии или, не дожидаясь расследования, начнет войну сразу? Неужели "кабинетные ястребы" и лоббистские группы в США не отдают себе отчет в последствиях войны с таким государством, как Иран, если она начнется? Или война, по их замыслу, приведет к более крупному конфликту, параметры и цели которого пока не раскрываются?
Ситуация в Афганистане – жизненно важный вопрос для России. В 2013 г. РИСИ неоднократно обращался к этой теме, провел международную конференцию по теме "Афганистан – 2014", на которую был приглашен, помимо прочих, представитель посольства США. Были другие контакты с американцами. В поведении США в афганской ситуации много непонятного. Единственная сфера, в которой за 13 лет оккупации Афганистана есть крупные достижения – наркоэкономика, производство и экспорт героина выросли в десятки раз. Картина положения в Афганистане после вывода иностранных войск оптимизма не вызывает – становление новой системы власти скорее всего будет конфликтным. ОДКБ готовится к худшим сценариям. Но даже если кабульская власть, "новый талибан" и командование остающихся американских войск договорятся о разграничении интересов и взаимодействии, система наркоэкономики, судя по всему, останется неприкосновенной. Россию это категорически не устраивает – новый Афганистан может стать еще более опасным, чем нынешний. От афганских наркотиков в России уже погибли многие десятки тысяч человек. Никакого понимания с американской стороной в афганском вопросе достигнуть не удается. Это – партнерство? Есть ощущение, что заявленные цели США в Афганистане расходятся с реальной политикой, которая следует какому-то другому замыслу. Какому?
Нам и американцам есть что пообсуждать отдельно и вместе : принцип партнерства и его конкретное наполнение, региональные проблемы, американская система ПРО, космос, новые технологии, лидерство и исключительность Америки, возрождение России, тема евразийской интеграции и другие. Т.Грэм обращает внимание на термин "возрождение России". Американцам не стоит воспринимать его негативно – речь идет не о вызовах США или мессианстве, а о восстановлении утраченного : духовности и культуры, пострадавших и в советские, и в постсоветские времена; поиске национальной идентичности; развитии реальной экономики, понесшей потери после развала Советского Союза; серьезном повышении уровня управления, улучшении бизнес-климата, решении социальных и многих других задач.
Идея Б.Обамы о том, чтобы взять тайм-аут для размышлений о перспективах отношений с Россией, может рассматриваться в позитивном ключе. Дебаты в Америке идут и в более широком плане – о роли и месте США в мире в целом. Г.Киссинджеру и другим представителям realpolitik есть что сказать, но им, очевидно, приходится непросто. Хотя острота проблемы в самой Америке и отношение к ней в мире таковы, что пересмотр американской стратегии кажется неизбежным, настроения доминирования и исключительности в американском политическом классе все еще сильны, и вполне возможно, что ответ на проблемы будет построен не на критическом самоанализе, а на традиционной жесткости. Будущее покажет, пригодится ли в новых раскладах идея треугольника США-Россия-Китай как опоры миропорядка.
|