ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > «Евроклещи». Евросоюз, зажатый между Грецией и Германией

«Евроклещи». Евросоюз, зажатый между Грецией и Германией


4-10-2013, 13:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Евроклещи». Евросоюз, зажатый между Грецией и Германией (I)

Петр ИСКЕНДЕРОВ
 

Прошедшие 22 сентября в Германии всеобщие выборы не могли не приобрести ярко выраженное общеевропейское звучание. От характера созданной по их результатам правящей коалиции зависят не только будущая расстановка сил в стране, но и продолжение или, наоборот, пересмотр существующих антикризисных программ Европейского союза. А значит, на кону судьба еврозоны и всего проекта общеевропейской интеграции…

Формально главной победительницей нынешних выборов стала Ангела Меркель. Возглавляемый ею Христианско-демократический союз (ХДС) набрал, согласно предварительным результатам, 41,5%. В 2009 году было 33,8%, да и в целом процент, полученный ХДС, - наибольший за последнее двадцатилетие. Канцлер уже назвала это «суперрезультатом». Однако все та же Ангела Меркель теоретически может оказаться и главной проигравшей, если ей не удастся создать новую правящую коалицию. Ведь ее прежний партнер – свободные демократы (СвДП) - потерпел самое сокрушительное поражение в своей истории, вообще не пройдя в бундестаг (4,8%). [1] А специфика германской внутриполитической сцены такова, что спектр партий и движений левой ориентации является более пестрым. И теперь госпоже Меркель придется договариваться с кем-то из них – с «зелеными» или даже со своими главными оппонентами в лице социал-демократов.

Какими видятся возможные варианты на сегодняшний день? Первый вариант – так называемая большая коалиция ХДС и Социал-демократической партии Германии (СДПГ), набравшей 25,7% голосов. Если Меркель договорится с лидером социал-демократов Пеером Штайнбрюком, считать доли процентов уже не придется. Проблема в самих двух политиках, успевших основательно переругаться за время предвыборных баталий. К тому же пост бундесканцлера всего один – и по логике выборов его в случае появления «большой коалиции» вновь займет Меркель. А потому Штайнбрюк вполне может предпочесть роль главного оппозиционера при слабой правящей коалиции. Пока социал-демократы прощупывают почву в собственных рядах по поводу проведения внутрипартийного референдума по вопросу о своем вхождении в «большую коалицию». [2] Судя по имеющейся информации, процесс может затянуться на несколько недель.

Если «большая коалиция» не состоится, главные участники послевыборного пасьянса будут искать себе младших партнеров. Для ХДС это, в первую очередь, «зеленые», для СДПГ – те же «зеленые» плюс Левая партия, уходящая своими идейными корнями в эпоху Социалистической единой партии Германии бывшей ГДР. Эти партии показали на прошедших выборах следующие предварительные результаты: объединение «Союз-90»/«зеленые» - 8,3%, Левая партия - 8,6%. Таким образом, и коалиция ХДС+зеленые, и левое объединение теоретически смогут обеспечить себе требуемое большинство в бундестаге, правда, очень непрочное. Вместе с тем наиболее вероятным сценарием является все-таки сохранение своего поста действующим канцлером. 

Антиглобалисты из «Партии пиратов» и евроскептики из «Альтернативы для Германии» повторили судьбу свободных демократов, не пройдя пятипроцентный барьер. Ближе к нему подобрались «альтернативники», выступающие за немедленный отказ Германии от единой европейской валюты евро – 4,7%. «Пираты» набрали 2,2% голосов, обойдя, правда, крайне правую Национал-демократическую партию Германии (1,3%). Но здесь именно тот случай, когда причины неудач разные. Если от свободных демократов с их ролью строптивого, но младшего партнера при Меркель германское общество явно устало, то у новорожденной «Альтернативы», скорее всего, еще будут успехи – разумеется, в том случае, если дела в Евросоюзе и в мировой экономике экстренно не наладятся.

И Меркель, и Штайнбрюк пока воздерживаются от каких-либо прогнозов и обещаний. Лидер социал-демократов дипломатично заявил, что «мяч находится на половине поля Меркель. У нее обязанность сформировать большинство». Меркель же полагает, что еще «слишком рано говорить точно, что мы будем делать». [3] По образному, хотя и весьма двусмысленному выражению столичной газеты Berliner Zeitung, «фрау канцлер ищет партнера». [4] Die Zeit настроена менее оптимистично: эта газета убеждена, что оба самых вероятных варианта – «большая коалиция» ХДС-СДПГ и объединение ХДС с «зелеными» - не являются «комфортабельными». [5]

Однако, похоже, Меркель сейчас не до комфорта. Кресло канцлера если и не уехало из-под нее, то, во всяком случае, зашаталось.

Понятно, что внутриполитический кризис в Германии никак не входит в планы руководства Евросоюза, рассматривающего Берлин в качестве антикризисного локомотива. Однако у этой проблемы есть и обратная сторона. Тесная связка Брюсселя и Берлина подпитывает радикальные настроения в Германии, где многие не хотят платить по греческим или португальским счетам. А стремление германского руководства к большей внешнеполитической активности тут же порождает ответные обвинения в адрес Берлина в попытках возродить былую имперскую мощь и осуществить новый Drang nach Osten. Германский представитель в Европейском совете по иностранным делам (созданное в 2007 году экспертное сообщество, объединяющее бывших премьер-министров, лидеров бизнеса, общественных деятелей и экспертов) Ханс Кунднани образно обозначил сложившуюся для его страны ситуацию формулой «Больше денег – больше проблем». По его прогнозу, «мощные усилия Германии по отстаиванию своих экономических интересов будут продолжать создавать проблемы в отношениях с ее западными партнерами». [6]

Впрочем, действенность германских антикризисных рецептов не стоит и переоценивать. В увидевших свет в 2006 году мемуарах бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шредера был поразительно точно обрисован ареал нынешних «проблемных» стран Евросоюза: названы Португалия, Ирландия, Греция и Испания. Одна маленькая деталь: эти страны были перечислены… как демонстрация успешности Евросоюза. «Европейское развитие надежно, оно выгодно всем государствам Евросоюза. Будь-то Испания или Португалия, Ирландия или Греция - во всех этих странах не было бы сейчас столь благоприятной социально-экономической ситуации, если бы не Евросоюз», - утверждал Шредер и делал вывод: «Европейский путь развития - это история успеха». [7] Комментарии, как говорится, излишни…

Впрочем, у Евросоюза хватает головнойболи и без немцев:Грецию сотрясли мощные забастовки, схватки демонстрантов с полицией и другие акции протеста в связи с прибытием в страну очередной инспекционной «тройки» (Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ). На кону - выделение Афинам очередного антикризисного транша в 1 млрд. евро, и в руководстве ЕС пока не уверены в необходимости подобного кредита. Одновременно на пороге нового запроса о помощи оказалась Португалия.

Развитие событий в Греции и Португалии вновь продемонстрировало преждевременность заявлений ряда высокопоставленных функционеров Евросоюза о том, что финансовый кризис в еврозоне уже преодолен. Правда, статистические данные официального агентства ЕС Eurostat преисполнены сдержанного оптимизма. В частности, его эксперты констатировали возобновление экономического роста в зоне евро во втором квартале текущего года на уровне 0,3%, что формально означает преодоление рецессии.

Однако подобные выводы носят слишком общий характер, это нечто вроде пресловутой «средней температуры по больнице». Не секрет, что львиную долю в позитивную для Брюсселя статистику вносят несколько ведущих экономик ЕС во главе с Германией и Францией. А вот на противоположном полюсе еврозоны ситуация не улучшается. Более того, глава Еврогруппы Йерун Дийссельблум недавно прямо признал, что многострадальной Греции, возможно, вновь потребуется международная кредитная помощь после завершения в 2014 году нынешней программы помощи. «Есть причины предполагать, что проблемы страны не закончатся», - предвещает Дийссельблум. Согласно расчетам МВФ, в 2014 году Греции потребуются 4,4 млрд евро, а в 2015-м – 6,5 млрд евро. А ведь Афины уже получили помощь на сумму свыше 200 млрд евро по линии Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ.

Для прояснения ситуации в Греции туда вновь наведалась инспекционная «тройка». Однако для самих греков всё уже давно ясно. Чтобы получить очередной международный транш, страна должна пойти на выполнение новых жестких требований. В частности, сейчас речь идет о том, чтобы отправить к концу сентября в так называемый трудовой резерв 12,5 тысячи госслужащих, после чего не менее четырех тысяч из них уволить. Несколько тысяч госслужащих, в том числе учителя, уже были переведены в такой режим в июле. При этом госслужащие, переводимые в резерв, обязаны согласиться на новое место работы в тех службах госсектора, где есть вакансии, или через несколько месяцев они станут безработными. [8] Высший совет греческого профсоюза госсектора в своем заявлении подчеркнул, что выступает решительно против правительственной политики, которую кабинет «проводит под давлением «тройки» с целью уничтожить государственный сектор и социально ориентированную форму государства». [9]

Если в Греции недовольные социально-экономической политикой властей проводят в основном массовые акции протеста, то в другой «проблемной» стране ЕС – Португалии – в аналогичных целях активно используются высшие судебные структуры. И результат оказывается еще более неблагоприятным для Брюсселя. Так, «громом среди ясного неба» для португальского правительства и руководства ЕС стал вердикт, вынесенный в августе Конституционным судом по поводу права работодателей увольнять сотрудников, которые не смогли пройти переквалификацию. Суд встал на сторону работников. 

К настоящему времени ЕС и МВФ еще не решили - продолжать ли выделять Португалии текущий транш в 78 млрд евро, согласованный в мае 2011 года. «Вердикт Конституционного суда внес свой вклад во всплеск доходности португальских гособлигаций», – подчеркнул в интервью агентству AFP представитель местного Banco Carregosa Филипе Силва. Действительно, доходность 10-летних гособлигаций уже «перепрыгнула» отметку в 7%, и власти страны были вынуждены обратиться за помощью к ЕС и МВФ два года назад. [10]

Явно опасаясь роста социальной напряженности «по греческому образцу», вице-премьер Португалии, лидер Народной партии Паулу Портас призвал ЕС и МВФ пересмотреть действующие условия получения антикризисного транша. В частности, он считает необходимым повысить планку требуемого в 2014 году уровня бюджетного дефицита с 4% до 4,5% от валового внутреннего продукта. Однако Йерун Дийссельблум встретил данный запрос более чем прохладно. Он заявил, что не думает, чтобы «продолжение подобных дискуссий посылало хороший сигнал». Ранее Еврокомиссия уже дала понять, что рассчитывает на возвращение доверия международных инвесторов к португальской экономике в 2014 году и пока не готова идти на уступки.

С нарастающей тревогой наблюдают за происходящим в еврозоне и ведущие мировые фондовые биржи. Их представители пока ограничиваются осторожными прогнозами. Преобладающее мнение лучше всех, пожалуй, выразил управляющий активами компании Perpetual Investments Мэтью Шервуд. В интервью агентству деловых новостей Bloomberg он подчеркнул, что «восстановление мировой экономики остается неустойчивым». [11] Так что, если Греции и Португалии потребуется новая порция кредитов, кризис в еврозоне может стать только глубже.

(Окончание следует)

[1] ИНТЕРФАКС 0802 230913 MSK
[2] ИТАР-ТАСС 24.09.2013 20:32
[3] AFP 230455 GMT SEP 13
[4] Berliner Zeitung. 23.09.2013
[5] Die Zeit. 23.09.2013
[6] Kundmani H. More Money, More Problems // International Politik. 2011. November/December. Vol.12. P.22.
[7] Шредер Г. Решения. Моя жизнь в политике. М., 2007. С.361.
[8] AFP 150144 GMT SEP 13
[9] ИТАР-ТАСС 16.09.2013 00:07
[10] AFP 151440 GMT SEP 13
[11] ИНТЕРФАКС 0849 130913 MSK 13.09.2013 08:50

«Евроклещи». Евросоюз, зажатый между Грецией и Германией (II)

Петр ИСКЕНДЕРОВ
 


В то время, когда ведущие западноевропейские государства под аккомпанемент разговоров о необходимости строго соблюдать «маастрихтские параметры» изо всех сил пытаются избежать нового витка долгового кризиса, в Центральной и Восточной Европе ситуация выглядит более привлекательно… Внесенный в парламент Венгрии правительственный проект госбюджета на 2014 год полностью соответствует антикризисным требованиям Брюсселя. Бюджетный дефицит предусматривается на уровне 2,9%, то есть ниже того самого трехпроцентного порога, который остается пределом мечтаний для подавляющего большинства стран-членов ЕС. Экономический рост предусматривается в размере 2%, а уровень инфляции не должен превысить 2,4%. По свидетельству министра экономики Венгрии Михая Варги, речь идет о бюджете, «характеризующемся более сильным ростом, а также экономным и осмотрительным экономическим управлением». [1]

Чтобы лучше понять общеевропейскую значимость происходящего в венгерской  экономике, обратимся к сводкам официального статистического агентства ЕС Eurostat. Из них следует, что по состоянию на 2012 год «уложить» бюджетный дефицит в прописанные Брюсселем трехпроцентные рамки смогли лишь три государства ЕС – Эстония, Финляндия и Люксембург. Этот показатель составляет у них от 1,1 до 1,9%. Все остальные не смогли соответствовать требуемым параметрам. Это относится в том числе и к экономическим лидерам еврозоны - Австрии (3,2%), Нидерландам (3,7%) и Франции (4,5%). А у не входящей в зону единой валюты  Великобритании бюджетный дефицит составил в минувшем году даже 6,2%. Не ладятся в этом отношении дела и у соседей Венгрии по региону Центральной и Восточной Европы. В частности, бюджетный дефицит Словакии составил в 2012 году 4,9%, Словении – 4,4%. [2]

На этом фоне несомненные экономические успехи Венгрии вкупе с целым рядом чисто протекционистских мер Кабинета Виктора Орбана позволяют предположить, что преодолевать текущий финансово-экономический кризис в Европе можно не только сообща всем Евросоюзом, но и поодиночке.

Говоря о специфике отношений Будапешта и Брюсселя, которая сегодня может служить своеобразным мерилом происходящего на пространстве всего Евросоюза, следует иметь в виду следующий объективный фактор, отнюдь не поднимающий авторитет институтов Евросоюза. После приема в 2004 году в Евросоюз Венгрии и ее соседей по региону из специального фонда ЕС им стали выплачивать средства для покрытия так называемых «расходов на расширение». В перерасчете на душу населения эти выплаты составляли 60 евро в год на одного поляка, 45 евро – на одного венгра, 29 евро – на одного чеха. А вот аналогичные показатели выплат в 2000 году из кассы ЕС нынешним «проблемным» странам: 437 евро на одного грека, 419 евро на среднестатистического ирландца, 216 евро  на испанца, 211 евро  на одного португальца. [3]

Возникает закономерный вопрос: какова эффективность подобных вложений и в чем причины столь разительного контраста в выплатах, смахивающего на прямую дискриминацию стран Центральной и Восточной Европы? Еврокомиссия туманно ссылается на невысокий уровень доходов и покупательной способности населения Венгрии, Польши или Чехии. Однако кому как не фондам ЕС заботиться о повышении этих показателей!

В сложившейся ситуации не следует удивляться, что венгерское правительство проводит политику, всё более независимую от Брюсселя, МВФ и других европейских и мировых «центров силы». В этот курс вписывается, в частности, возвращение государству ключевых позиций на энергетическом рынке и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Последним примером стало завершение сделки по покупке государственной электроэнергетической компанией MVM действующих на территории Венгрии структур германского энергетического гиганта E.ON. Покупка обошлась в 950 млн евро. [4]

Характеризуя принципы, на которых должна базироваться евроинтеграция, известный германский философ и социолог Юрген Хабермас однажды заметил: «Вопрос заключается не в изобретении чего-то совершенно нового, а в сохранении достижений современных национальных государств и вынесении этих достижений за государственные границы; новой является лишь форма, которую этот процесс примет». [5] Политики стран Центральной и Восточной Европы высказываются более жёстко. Так, принятая еще в 1992 году программа Коммунистической партии Чехии и Моравии, заметно укрепившей свои позиции в стране в последние годы, подчеркивает необходимость бороться за «Европу равноправных народов, Европу, которая создавалась бы «снизу», а не была бы плодом усилий монополий и евробюрократов». [6]

К сожалению, многие действия руководства Евросоюза лежат в противоположном русле, напоминая навязывание извне тех или иных политических и социально-экономических моделей - непродуманных, дискриминационных и не слишком эффективных, но зато выгодных брюссельским бюрократам и транснациональным корпорациям. 

[1] AFP 301444 GMT SEP 13
[3] Urban L. Náklady nadcházejícího rozšíření: vysoké, nebo nizké? // Mezinárodní politika. Praha, 2003. № 3. S.6.
[4] AFP 011630 GMT OCT 13
[5] Habermas J. Warum braucht Europa die Verfassung? // Die Zeit. 2001. № 27.
[6] Цит.по: Шимов Я. Политические силы современной Чехии и проблемы европейской интеграции // Восточная Европа в начале XXI века. М.,2004. С.224.
 

Вернуться назад