Будущее Афганистана (I)
Николай БОБКИН |
|
В Бишкеке 10 октября пройдет Международная конференция по ситуации в Афганистане. Для участия в мероприятии приглашены гости на министерском уровне, генеральные секретари международных организаций, специальные представители генеральных секретарей ООН, ЕС, ОБСЕ, НАТО, ШОС, ОДКБ, СНГ, а также специальные посланники по Афганистану и послы, аккредитованные в Кыргызстане.
* * *
Не скрывая своего раздражения в связи с решением афганского президента Хамида Карзая приостановить переговоры с Вашингтоном по Соглашению о безопасности, Барак Обама угрожает принятием «нулевого варианта» вывода войск, при котором к концу 2014 года в Афганистане не останется ни одного американского военнослужащего. Разочарование по поводу отказа Кабула начать прямой диалог с «Талибаном» при американском посредничестве может привести к ускорению темпов запланированного вывода войск коалиции НАТО. Американские генералы предлагают осуществить эвакуацию до наступления в следующем году очередного «сезона боев», предоставив страну собственной судьбе, как они уже сделали после вывода войск из Ирака.
Для правительственных сил Афганистана появилась реальная опасность уже через 5-6 месяцев остаться один на один с талибами. Развитие ситуации в стране грозит пойти по сирийскому сценарию, и, как прогнозируют в Москве, «проблема перелива терроризма из одной страны в другую реальна»… Остается открытым вопрос, выведут США свои войска из Афганистана в единовременном режиме и полностью или прибегнут к трансформации сил, значительно сократив их численность, но оставив контингент в 9-10 тысяч военнослужащих.
Стабильность в Афганистане на сегодняшний день поддерживается контингентом Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) численностью порядка 100 тысяч военных, а также вооружёнными силами Афганистана, ускоренно пополняющими свои ряды до запланированных на начало 2014 года 260 тысяч человек. Призыв в течение этого года 150 тысяч новобранцев афганской армии, на первый взгляд, идет успешно, но их боевая готовность вызывает обоснованные сомнения. Американские инструкторы, которые готовят афганских военных контрактников, признают, что работают в ущерб качеству боевой подготовки, стремясь обеспечить как можно большее количество обучаемых. Афганская армия, по данным ISAF, ежегодно теряет 34,8% своего личного состава в связи с тем, что солдаты дезертируют, погибают в боях или уходят из армии по ранению или по окончании срока службы.
Тем не менее отдельные районы и военные объекты постепенно передаются афганским военным. К марту 2014 года афганские войска должны взять на себя ответственность за обеспечение безопасности в полном объеме, хотя бои с талибами не прекращаются и сейчас. 2013 год стал самым кровавым годом для афганской армии с момента прибытия в страну сил коалиции. Действия «Талибана» становятся все более агрессивными, а силы международной коалиции, наоборот, уклоняются от участия в боевых действиях, оставляют афганские войска наедине с их неспособностью воевать. Сравним потери. У контингента ISAF они колебались между 13 и 27 военнослужащими в месяц с момента возобновления боев весной 2013 года, армия, национальная полиция и местные полицейские отряды самообороны Афганистана еженедельно теряли более 100 человек убитыми и около 300 человек ранеными. Сейчас число погибших афганских военнослужащих в три раза превышает общие потери сил Афганистана и коалиции в 2010 и 2011 годах, когда США потеряли наибольшее число своих солдат. Кабул перестал сообщать о числе жертв среди военнослужащих, чтобы не подрывать моральный дух войск. Военные из коалиции считают, что с учетом нынешнего уровня потерь афганская армия не сможет самостоятельно продержаться на протяжении длительного периода времени.
В самом афганском руководстве подобной уверенности нет, как нет веры в то, что сами афганские военные не выступят на стороне движения «Талибан». Не будем забывать, что речь идет о гражданской войне, в которой достаточно много не решенных иностранным военным присутствием факторов. Большинство экспертов исходят из того, что в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность и мир в Афганистане возможно лишь при условии включения «Талибана» в существующую политическую систему. Правительство Афганистана считает прямые переговоры талибов с Вашингтоном (без своего участия) угрозой суверенитету страны, а Соединенные Штаты называют переговоры с талибами одним из «лучших способов прекратить насилие в стране». Нельзя исключать того, что талибы примут участие на предстоящих в апреле 2014 года выборах президента страны. Нынешнему главе государства Конституция Афганистана не дает права на третий подряд президентский срок, а явного преемника его политического курса пока не видно, не окажется ли он из рядов «Талибана»?
Пуштун и суннит Карзай, судя по всему, не исключает возможность открыть прямой, без американцев, диалог с лидерами талибов, тоже пуштунами и суннитами. Присутствие войск коалиции НАТО мешало началу переговорного процесса, но гарантировало лично ему два срока президентства. Теперь ситуация меняется, и Карзай уходит с поста президента именно в год вывода из Афганистана контингента ISAF. Вопреки уверенности Обамы, что Соглашение по безопасности с Афганистаном будет достигнуто к октябрю, Карзай не склонен поспешно брать на себя четкие обязательства до президентских выборов в стране. Чтобы оценить его неторопливость, достаточно обратить внимание на его заявление: «Если документы будут согласованы при этом правительстве, то хорошо. Если нет, то новое правительство будет решать, принимать их или нет». В Вашингтоне продолжают настаивать на принятии решения до выборов, но пока безуспешно. Карзай не только по-восточному нетороплив, но и расчетлив. Для американцев важно определить, сколько всего военных может остаться в Афганистане с согласия правительства Карзая, а для афганского президента важен вопрос о цене его президентского одобрения Соглашения по безопасности. Речь идет о миллиардах долларов.
До сих пор американцы на содержание своего контингента тратили в Афганистане до 12 млн. долларов в день. Бывший посол США в Афганистане Рональд Нейман полагает, что дальнейшие расходы будут зависеть от размеров сохраненного военного присутствия и составят как минимум 5 млрд. долларов в год, не включая расходы на содержание посольства. Что касается финансового содержания афганских национальных сил безопасности, то в следующем году Соединённым Штатам и их союзникам предстоит оплатить по афганским счетам 7,7 млрд. долларов, расходы Кабула на эти же цели не превысят 2 миллиардов.
Между тем правительство Карзая все глубже погружается в трясину коррупции и расточительства. В докладе ООН, опубликованном в феврале этого года, отмечается, что в 2012 году афганские граждане в виде взяток различным чиновникам заплатили 3,9 млрд. долларов, даже помогающим в Афганистане западным компаниям пришлось отдать более 1 млрд. долларов в качестве штрафов и оплаты за «помощь» в получении подрядов. В Вашингтоне преобладает точка зрения, согласно которой деньги в Афганистане потрачены впустую. Признание Карзая о наличии в стране коррупции только усиливает критику Обамы. В последнее десятилетие на войну в Ираке и Афганистане США израсходовали более триллиона долларов, с 2001 года американские налогоплательщики на оплату военных операций платили около 11 млн. долларов в час. Принять американскую логику невозможно: погубить столько человеческих жизней и выбросить на ветер миллиарды долларов ради того, чтобы убить одного террориста! Ведь другие задачи остались нерешенными. В Америке это вызывает массу вопросов к Пентагону и к администрации.
Дальнейшее финансирование поддержки афганского руководства окончательно потеряло для Вашингтона смысл, но дальнейшие бюджетные потери неизбежны. Вывод личного состава и эвакуация войскового имущества из Афганистана станет, возможно, самой дорогостоящей и сложной логистической операцией американской армии. Англичане вывод своего контингента уже назвали «операцией века», но ведь им предстоит эвакуировать всего 9 тысяч человек, а американцам - более 60 тысяч военнослужащих и большую часть вооружений и техники. Здесь всё намного сложнее, чем в Ираке.
Афганистан не имеет выхода к морю, имеются лишь несколько альтернативных маршрутов: автотранспортом в пакистанский Карачи, по железной дороге через Узбекистан, Казахстан и Россию, по воздуху в одну из стран Персидского залива. Министерство обороны США, несмотря на общее сокращение американских бюджетных расходов, планирует потратить на вывод войск из Афганистана в 2014 году около 80 млрд. долларов. Такие данные содержатся в проекте дополнительных трат Пентагона, которые военные передали в конгресс США. Напомним, что в 2013 финансовом году, который закончился 30 сентября, американские военные должны сохранить бюджетные траты в рамках 37 млрд. долларов. Получается, в следующем году только на реализацию «нулевого варианта» денег может потребоваться вдвое больше, что дает основания для переноса сроков окончательного вывода американского воинского контингента на более позднее время. Подобный сценарий наверняка устроит не только правительство Афганистана, но и его ближайших соседей, которые больше всех опасаются ожидаемого роста нестабильности в этой стране.
(Продолжение следует)
|
Будущее Афганистана (II)
Николай БОБКИН |
|
У России и соседних с Афганистаном государств СНГ особую тревогу вызывает в будущем вероятное возвращение в Кабул талибов. Президент Карзай считает, что Афганистан - суверенное государство, которое должно само определять свою судьбу, в том числе и в вопросе участия в управлении движения «Талибан». То, что после вывода войск контингента ISAF талибы вновь могут вернуться на политическую сцену Афганистана и получить значительную долю власти в этой стране, его не пугает. Такой же самоуверенностью отличались и те, кто, находясь у власти, позволили талибам после вывода советских войск превратить Афганистан в плацдарм для международного терроризма… Политической воли у тогдашних руководителей страны распорядиться независимостью в интересах афганского народа не хватило.
Сейчас Карзай, повторяя ту же ошибку, продолжает настаивать на готовности его правительства самостоятельно взять на себя всю полноту ответственности за будущее Афганистана. Фактически нынешнее афганское руководство, действуя заодно с Соединенными Штатами и НАТО, втягивает страну в непрогнозируемую ситуацию. При этом готовность США и НАТО к дальнейшему участию в делах Афганистана в рамках готовящейся операции «Надежная поддержка», смысл которой в передаче ответственности за исход вооруженной борьбы с талибами афганским армии и полиции, не должна вводить в заблуждение. Как и то, что, согласно данным НАТО, Кабул сейчас самостоятельно проводит 90% боевых операций внутри Афганистана, не может служить доказательством прочности марионеточного американского режима. Оценки руководства НАТО, согласно которым правительственные войска пользуются большой поддержкой населения страны, также явно завышены.
Доводы Запада о том, что «Талибан» пользуется поддержкой лишь незначительной части населения, на фоне продолжающейся 12 лет войны выглядят неуклюжей пропагандистской уловкой, маскирующей провал военной операции США. Вопрос о том, будет ли вывод войск контингента ISAF полным или НАТО ограничится переформированием своего контингента в Афганистане в рамках операции «Надежная поддержка», имеет смысл лишь при наличии твердого ответа о позиции США и правительства Карзая к возможности возвращения в политику движения «Талибан». Момент истины настал. Соединённым Штатам и НАТО предстоит представить мировому сообществу нечто вроде отчёта о результатах своего 12-летнего военного присутствия в Афганистане. Ссылки на уничтожение 100-тысячной армадой за четыре с лишним тысячи дней инфраструктуры «Аль-Каиды» как на главное достижение Запада не могут восприниматься всерьёз. Афганистан снова стоит перед перспективой превратиться с государство талибов.
Талибы поддерживаются Пакистаном, который, как известно, был колыбелью этого движения. Исламабаду по-прежнему стратегически выгоден Кабул, находящийся под контролем дружественного «Талибана». Напомним, что за пять лет руководства Афганистаном лидеры «Талибана» не смогли взять под контроль всю территорию страны, однако основные рычаги государственного управления страной были в их руках, а значит и у Исламабада. На международной арене в то время легитимность режима талибов признали только Саудовская Аравия, ОАЭ и Пакистан, которые от своих позиций не отказались до сих пор. Финансирование талибов по линии пакистанской Межведомственной разведки ISI, происходящее зачастую без контроля со стороны официальной власти, не прекращалось все эти годы. «Талибан» является единственным эффективным рычагом влияния Исламабада на афганскую политику, отказываться от которого пакистанская элита не станет. Пакистанцы попытаются вернуть власть талибам в ходе предлагаемого ими процесса примирения «при главенствующей роли афганского народа», имея в виду предстоящие в стране выборы.
Логика пакистанского подхода опирается на численное преобладание пуштун как титульной нации в Афганистане. «Талибан» - в первую очередь пуштунское движение. Арифметика позволяет рассчитывать даже на победу кандидата от талибов на президентских выборах 2014 года. В любом случае выборы нового президента Афганистана станут главным политическим событием для афганского общества и государства.
Нынешний глава государства Хамид Карзай не исключает выдвижение кандидатуры от талибов, представитель которых может стать следующим президентом Афганистана. Речь идет даже об основателе «Талибан» Мохаммаде Омаре, с которым Карзай готов пойти на сотрудничество в том случае, если талибы откажутся от вооруженной борьбы. Ранее сообщалось, что «Талибан» начал проводить секретные переговоры с правительством и не за рубежом, а непосредственно в Кабуле, что указывает на поощрение к разговору со стороны американцев. Позиции муллы Омара накануне ухода иностранных войск из страны усиливаются, он уверен в военной слабости действующего правительства.
Именно поэтому от намерения снова взять власть в Афганистане в свои руки, чтобы воссоздать Исламский эмират, лидеры «Талибана» не отказались. Наличие у талибов намерения повлиять на политическое урегулирование внутреннего афганского конфликта, используя своё «право силы», никаких сомнений не вызывает.
О своем желании участвовать в выборах «Талибан» до сих пор не объявил, хотя многие прогнозируют, что если бы Мулла Омар выставил свою кандидатуру на выборах, то полная и безоговорочная победа ему большинством населения обеспечена. Верных сторонников среди афганских избирателей у талибов предостаточно. В то же время выбор между талибами и сторонниками действующего проамериканского президента Карзая уже не является безальтернативным, на предвыборной сцене появились другие исламистские силы, не так тесно связанные с Исламабадом и в сравнении с талибами кажущиеся менее радикальными.
Регистрацию в качестве кандидата в президенты Афганистана прошёл Абдул Расул Сайяф, пуштун из провинции Пагман, потомственный богослов. Сайяф является одним из наиболее авторитетных исламских политиков Афганистана, имеющим многолетний опыт руководства отрядами моджахедов «Исламского союза освобождения Афганистана» в годы пребывания в стране контингента советских войск. В феврале 1989 он был избран первым премьер-министром переходного правительства моджахедов, затем тесно сотрудничал с афганскими лидерами Раббани и Хекматияром. Сайяф всегда был противником движения «Талибан», вел с талибами вооруженную борьбу в союзе с Северным альянсом, а после ввода в страну американских войск перешёл на сторону США, поддержав кандидатуру Карзая на президентских выборах.
До регистрации своего участия в выборах Сайяф официально занимал малозначимую должность депутата нижней палаты афганского парламента, но статуса одного из самых консервативных и авторитетных имамов страны не утратил. Это подтверждается согласием полевого командира Исмаил Хана стать при Сайяфе первым вице-президентом. Традиционной вотчиной Исмаил Хана уже десятилетиями являются приграничные с Ираном западные провинции Афганистана с центром в городе Герат. Третьим зарегистрированным кандидатом стал претендующий на пост второго вице-президента сенатор Абдулахад Ирфан, председатель законодательного комитета верхней палаты афганского парламента и руководитель Комитета национального единства Афганистана.
Новый триумвират в персональном отношении вполне может составить конкуренцию исламскому движению «Талибан». Народ может оценить религиозный авторитет пуштуна Сайафа и его широкие связи с исламскими группировками внутри Афганистана и за его пределами. Электоратом во всех частях Афганистана не подвергается сомнению военная слава Исмаил Хана и его реальное влияние на западные провинции страны. Исламской молодежи должна быть симпатична образованность Абдулахада Ирфана, богослова нового формата, не разделяющего взгляды талибов на тщательную регламентацию жизни всех афганцев по образцам общественной морали времен пророка Мухаммеда. Не будем забывать, что талибы запрещали женщинам даже выходить из своих домов, а сейчас более 2 миллионов девочек имеют возможность ходить в школу, более 300 тысяч афганских детей пользуются сетью Facebook, а число молодых людей в возрасте до 25 лет достигает 70% населения страны. Все это важно, однако лишь при условии честных выборов.
В случае победы Сайяфа в борьбе за пост президента сложившаяся вокруг него коалиция намерена укреплять связи со странами НАТО «как поддержавшими Афганистан в сложный период истории» (намек на американское благословение). Сайяф обещает обеспечить равенство прав в процессе национального примирения и уважительное отношение к проживающим в Афганистане таджикам, узбекам и хазарейцам, шансы которых провести своего претендента в кресло главы государства никогда не были высокими. На этот раз в президенты Афганистана выдвинулся бывший лидер Северного альянса Абдулла Абдулла. Произошло это двумя днями ранее регистрации Сайяфа, почти синхронно. Не исключено, что им удастся договориться о согласованном противостоянии талибам, ибо те никогда властью в Кабуле с представителями севера страны не делились, а сейчас, как показывает опыт формирования правительств Карзая, вести речь о единстве Афганистана без учета интересов национальных и религиозных меньшинств уже невозможно. При определенных гарантиях голоса избирателей Северного альянса могут достаться Сайяфу, если, конечно, у него не появятся серьезные конкуренты. На высший пост страны собираются также претендовать министр иностранных дел Залмай Расул, либеральный политик Ашраф Гани и брат действующего президента Каюм Карзай. Каждый из них, разумеется, тоже рассчитывает на успех. Вопрос переходит в плоскость определения главных спонсоров этих кандидатов, включая зарубежные государства.
(Окончание следует)
|
Будущее Афганистана (III)
Николай БОБКИН |
|
В Вашингтоне не исключают получение стратегических выгод и в том случае, если предстоящий вывод войск НАТО из Афганистана приведет к развитию ситуации в этой стране по сирийскому сценарию. Контролируемый хаос - испытанное средство. Грядущая гражданская война в Афганистане позволит американцам влиять на ситуацию в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, сохранять напряженность у границ Ирана, обострять отношения Индии с Пакистаном. Наконец, США оставляют за собой плацдарм для давления на Центральную Азию. С 2024 года Афганистан снова обещает превратиться в одну из главных проблем безопасности России…
Россия с партнерами по ОДКБ в срочном порядке инициирует принятие мер, назревших, как говорится, ещё вчера. В конце сентября в Сочи раньше графика был созван саммит Организации, на котором Россия взяла на себя председательство в ОДКБ досрочно. Лидеры Армении, Белоруссии, Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана совместно с Россией занялись организацией практического взаимодействия. Хочешь мира - готовься к войне. Начали с решения наиболее важных проблем.
Нижняя палата парламента Таджикистана ратифицировала 1 октября соглашение о дислокации в Таджикистане 201-й российской военной базы. По этому соглашению, которое было подписано 5 октября 2012 года президентами РФ и РТ, российская военная база будет дислоцироваться в Таджикистане до 2042 года. Предусматривается, что база обеспечивает защиту интересов России и совместно с местными вооруженными силами - безопасность Таджикистана. В эти же дни Россия начинает выполнять свое обещание о предоставлении Таджикистану военной помощи на сумму в 200 миллионов долларов. Решено безвозмездно передать вооружённым силам Таджикистана авиационную технику и большое количество грузов военно-технического назначения.
Эксперты в числе очередных мер называют необходимость размещения российских пограничников на таджикско-афганской границе, которая растянулась почти на 1500 км и охраняется всего лишь 16 тысячами таджикских пограничников. Без помощи России таджикские власти не справятся с потоком беженцев и с натиском вооруженных бандформирований. Восемь лет назад российские пограничники оттуда ушли, оставив лишь оперативную группу, состоящую из нескольких десятков офицеров. С тех пор ситуация резко поменялась в худшую сторону. Вдоль границы с Таджикистаном возникают новые зоны нестабильности, растет влияние экстремистских группировок, увеличилось число лагерей подготовки боевиков из числа граждан стран-членов ОДКБ.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ в Сочи призвал Организацию к совместным действиям по усилению охраны границы с Афганистаном. Среди российских военных и политиков есть немало сторонников возвращения в Таджикистан контингента пограничных войск РФ. Вместе с тем генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, по сути, выступил против таких планов. По его мнению, Таджикистану необходимо лишь оказывать помощь в подготовке кадров для погранвойск, в техническом оснащении застав, а также обучать тактическим приемам охраны границы в условиях горной местности.
В готовящемся соглашении о партнерстве США – Афганистан предусматривается оставить за США после вывода международного контингента право доступа к девяти базам на территории Афганистана на случай резкого ухудшения обстановки и необходимости экстренной помощи правительственным войскам. Речь идет о базах в Кабуле, Мазари Шарифе, Джалалабаде, Гардезе, в провинциях Кандагар, Гильменд, Герат и об аэродроме Баграм. Приграничного с Таджикистаном города Кундуз в этом перечне нет, зато он стал первым крупным населенным пунктом, переданным под контроль силам безопасности Афганистана. Буквально на днях состоялась церемония передачи контроля, в которой приняли участие министры обороны и иностранных дел ФРГ. Кундуз вошел в историю вооруженных сил Германии. За 10 лет в этой афганской провинции прошли службу около 20 тыс. солдат бундесвера. После Второй мировой войны ни в каком другом месте земного шара не погибло столько немецких солдат, сколько в этом районе Афганистана.
Соглашение о присутствии на территории Киргизии объединенной российской военной базы «Кант» ратифицировано парламентами обеих стран. Российские военные останутся в Киргизии как минимум еще на 20 лет. Россия собирается расширять и развивать базу, превращая её в настоящий форпост ОДКБ в Центральной Азии. На сегодняшний день авиабаза в Канте укомплектована бомбардировщиками Су-24, штурмовиками Су-25, истребителями Су-27СМ, а также группировкой вертолётов военной авиации. Очередные совместные учения российской авиации и войск Киргизии и Таджикистана начались буквально на следующий день после саммита, 24 сентября 2014 года.
В контексте угроз, связанных с ожидаемой активизацией сил терроризма и экстремизма в Афганистане, нельзя забывать, что с территории Киргизии в отношении ферганских областей Узбекистана ранее осуществлялась подрывная деятельность Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Нужно признать также, что для властей Киргизии остается сложным контролировать ситуацию на юго-западе страны, населенном преимущественно узбеками. Из местного населения по-прежнему вербуются боевики для пополнения ИДУ. Афганский поток наркотиков на территорию Узбекистана и Казахстана идёт как из Таджикистана, так и преимущественно из Киргизии.
Казахстан поддерживает укрепление таджикско-афганской границы и укрепление военного присутствия в Киргизии, а принимаемые сейчас меры считает жизненно важными для ОДКБ. В Астане, несмотря на удаленность страны от афганской границы, разделяют обеспокоенность возможностью дестабилизации Центральной Азии, руководство Казахстана выступает в поддержку Таджикистана и Киргизии в интересах собственной же безопасности. Среди приоритетов военной политики Казахстана - коллективная защита воздушного пространства Центрально-Азиатского региона, дальнейшее развитие и укрепление Коллективных сил, а также усиление борьбы с наркобизнесом. За годы независимости на территории Республики Казахстан не было кровавых конфликтов, но все эти годы особой мишенью террористов является вышедший из ОДКБ соседний Узбекистан, с которым у Астаны есть договор, касающийся стратегического партнерства. Вместе с тем Казахстан - член ОДКБ, а Узбекистан пытается строить отношения с Соединёнными Штатами.
Совсем недавно отношения между США и Узбекистаном представлялись испорченными навсегда. Белый дом осудил действия властей по подавлению оппозиционного митинга в Андижане в 2005 году. Окончательный разрыв американских связей с Ташкентом представлялся неизбежным. Однако сейчас Вашингтон реабилитировал Ислама Каримова и не исключает возможности оставить часть выводимого из Афганистана контингента на территории Узбекистана. Декларации о «демократических ценностях», разговоры о нарушениях прав человека и преследованиях инакомыслящих в Узбекистане уступают место стремлению Вашингтона остаться в Центральной Азии.
Делая ставку на Узбекистан, США не только преследуют цель сохранить плацдарм своего влияния на Афганистан, но и пытаются сорвать процессы интеграции стран Центральной Азии с Россией. Во всяком случае, неучастие Ташкента в оборонных мероприятиях ОДКБ должно компенсироваться американскими гарантиями и западным оружием. То, что в отношении Узбекистана действует эмбарго на закупки оружия в Европе и США, Ташкент нисколько не смутило, узбекское руководство обратилось с просьбой к НАТО оставить после ухода из Афганистана ему технику и вооружения, пусть даже подержанные. Ташкент заинтересован также в обеспечении себе с американской помощью привилегированного места на севере Афганистана за счет проживающих там этнических узбеков. В роли «ключевого союзника США» в Центральной Азии Узбекистан уже был, насколько долгой окажется дружба с Вашингтоном на этот раз, пока судить сложно, как сложно быть уверенным в скором и полном уходе США из Афганистана.
Намеки на вывод контингента НАТО до открытия «сезона боев» весной 2014 года – пробный шар, в том числе и с целью прозондировать намерения России в отношении Афганистана. Россия дожидаться окончательного вывода войск ISAF не стала, «проверка боем» с афганской территории возможна уже в ближайшие месяцы. Пример Кении, где пришедшие из другой страны боевики устроили кровавое побоище, - не просто инцидент, это уже тенденция. А Афганистан, которому военное вмешательство Вашингтона под флагом «войны с международным терроризмом» умиротворения не принесло, - одно из наиболее уязвимых государств мира. Мы снова пожинаем плоды стратегии военного доминирования США. В этих условиях Россия вынуждена взять на себя геополитическую миссию и противостоять на своих южных рубежах опасному американскому сценарию «перехода Большого Ближнего Востока от состояния дуги нестабильности к дуге свободы».
|
Вернуться назад
|