ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Деятельность исламских экстремистских группировок на территории США
Деятельность исламских экстремистских группировок на территории США30-09-2013, 16:14. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Относясь непримиримо к антиамериканской деятельности исламских экстремистов, США стремятся направить их устремления в русло, способствующее достижению своих политических целей
В настоящее время ислам является самой активной с точки зрения увеличения числа своих последователей религией в Соединенных Штатах. В последние годы прирост мусульманской общины обеспечивался как за счет иммигрантов, в основном из стран Южной Азии и Ближнего Востока, так и за счет новообращенных из числа коренных жителей страны. Дальнейший рост числа мусульман в США будет обеспечиваться также благодаря высокой рождаемости в семьях, где в среднем имеется 6 детей. К началу 90-х годов ХХ века ситуация стала меняться - почти все крупные ближневосточные террористические организации к этому времени имели в США структуры, способные совершать теракты.
В расово-этнической структуре американских мусульман доминируют афроамериканцы - они составляют около 40-45% приверженцев ислама. Другой крупной группой являются выходцы из Южной Азии (иммигранты из Пакистана и Индии), составляющие 25% в структуре американских мусульман. При этом в индопакистанской группе доминируют выходцы из Кашмира. Третьей по численности этнической группой среди мусульман США являются арабы (около 15%). Среди выходцев с Ближнего Востока - ливанцы, палестинцы и египтяне. Можно также выделить достаточно компактную группу выходцев из Ирана (3,5-4,0%). В США действуют несколько крупных панисламских организаций. В их числе Американский мусульманский совет (American Muslim Council), Совет по американо-исламским отношениям (Council on American-Islamic Relations), Ассоциация мусульманских ученых-обществоведов (Association of Muslim Social Scientists), Ассоциация инженеров-мусульман (Association of Muslim Engineers), Международный институт исламской мысли(International Institute of Islamic Thought). На территории США также действуют и многочисленные исламские экстремистские организации («Палестинский исламский джихад», «Обездоленные», «Исламские партизаны в Америке», «Афганская община в Америке», «Нация Ислама», «Организация арабских студентов» и др.), а также исламские террористы из разных стран Ближнего и Среднего Востока: Ирана, Ирака, Ливии, Сирии, Палестины. Вместе с тем, террористические акции зарубежных экстремистов вплоть до 90-х годов ХХ века были исключительно редким явлением. Так, например, в 1982-87 годах не было зафиксировано ни одного теракта, совершенного зарубежными террористами на территории США, в том числе и мусульманскими экстремистами. В те годы им было сложно и чрезвычайно опасно совершать теракты в США, так как не было соответствующих сетей поддержки, трудно было обеспечить оборудование и необходимые взрывные устройства. Однако к началу 90-х годов ситуация стала меняться. Почти все крупные ближневосточные террористические организации к этому времени имели в США структуры, способные совершать теракты. Там существовали два вида организационных структур: транзитные мобильные отряды (или ячейки), которые прибывали в США, чтобы совершить теракт, после чего покидали страну. Спецслужбам было крайне трудно их выявить, поскольку вся подготовительная работа (планирование, подготовка к теракту и обеспечение поддержки) осуществлялась за рубежом. Второй вид террористической организационной структуры - так называемые «спящие агенты». Они прибывали на территорию США, обосновывались там, как правило, получали гражданство, устраивались на работу и ждали приказа о начале проведения операций от своей организации, находящейся в той или иной мусульманской стране. Разумеется, обеим структурам требовалась поддержка на территории США. К концу 1993 года в США были созданы 17 исламских фундаменталистских центров с несколькими сотнями «спящих агентов» по всей стране. Взрыв во Всемирном центре торговли 26 февраля 1993 года, потрясший Америку, унес жизни нескольких человек, около тысячи были ранены, существенными оказались также нанесенные разрушения. США впервые оказались в положении жертвы иностранного терроризма. Одновременно были раскрыты планы проведения террористических актов, направленных против штаб-квартир ООН, ФБР и против таких стратегических объектов, как туннели в Нью-Йорке. Исполнители этих актов прошли подготовку в Афганистане и получили благословение шейха Омара Абдул Рахмана, который призывал их «нагнать страху на врагов ислама» и «сотрясти землю под их ногами». Следует отметить, что шейх Омар Абдул Рахман, сыгравший важную роль, как в этих, так и во многих других событиях, ранее был проповедником-фанатиком в египетской террористической исламистской организации «Аль-Гама’а аль-исламийя» («Исламская община»). Он пользовался уважением и среди членов более радикального движения «Аль-Джихад» («Священная война»). В свое время под видом «политического диссидента» он перебрался в США, правоохранительными органами США предполагается его причастность к убийству раби Меира Кахане в Нью-Йорке. Большинство лиц, вовлеченных в террористические акции, являлись членами базировавшегося в США филиала организации «Исламский интернационал», в котором шейх играл видную роль. В 1995 году в Филадельфии сотрудниками ФБР были арестованы два офицера ливийской разведки, которые значились студентами университетов в штатах Пенсильвания и Мэриленд. Оба «студента» были осуждены и приговорены к тюремному заключению по обвинению в приобретении оружия, предназначавшегося для совершения заказных убийств. Известно также, что большая группа ливийских террористов обучалась в Джорджтаунском университете, Техасском технологическом университете и в некоторых других учебных заведениях США. Руководитель антитеррористического подразделения ФБР Дэйл Уотсон на слушаниях в сенате США в 1996 году заявил, что в стране имеется организация антиамерикански настроенных мусульманских студентов «Анджоман-е Эслами» («Исламское Общество»), которая контролируется спецслужбами Ирана. Они рекомендовали членам этой организации после завершения учебы подыскивать себе работу в США и тем самым приносить пользу «интересам ислама». Определенное беспокойство в конце 90-х годов американцам причиняла деятельность находившейся в Нью-Йорке исламской группы под названием «Центр беженцев Алькифа», а также ряда подобных организаций в Чикаго, которые под видом гуманитарной помощи иммигрантам, собирали деньги для зарубежных экстремистов. Была также зафиксирована деятельность на территории США и палестинской «ХАМАС», легальным прикрытием которой в Америке являлась Исламская палестинская ассоциация, базировавшаяся в Далласе. С ней взаимодействовал находящийся в США «Фонд Священной земли», крупнейшая исламская «благотворительная организация», ежегодно переводившая в Ливан до 2 млн. долларов. Американцы также весьма озабочены угрозами «терактов по почте» (взрывные устройства, а также опасные для здоровья химические вещества и вирусы). Тем не менее, вплоть до сентября 2001 года было принято считать, что главные структуры и базы исламского экстремизма располагаются на мусульманском Востоке. Хотя уже в 1999 году в прессе появлялись короткие сообщения об исламских демонстрациях, прошедших в Великобритании, Франции, Германии и других странах Запада. В настоящее время эти выступления выстраиваются в мощный фронт. Значительной его частью являются мусульманские структуры в США во главе с «Верховным исламским советом Америки». Под его началом выступают такие радикальные группировки, как «Исламский круг Северной Америки», «Исламская община Северной Америки», «Мусульманская студенческая организация» и другие. Вместе с тем, характеризуя роль и место США в противодействии росту и проявлениям исламского экстремизма в мире до 11 сентября 2001 года, а также принимаемые ими меры по защите американских объектов и граждан, как внутри страны, так и за рубежом, нельзя не обратить внимание на то, что в подходах американцев к этой проблеме всегда просматривалась политика «двойных стандартов». Непримиримо относясь к антиамериканской направленности в деятельности исламских экстремистов и используя все рычаги государственного правового регулирования, силовые структуры, а также механизмы двустороннего и многостороннего сотрудничества с зарубежными странами для отслеживания такого рода деятельности и ее пресечения, американцы одновременно стремятся направить устремления исламистов в русло, способствующее достижению их политических целей. На территории США это проявлялось в невмешательстве американских спецслужб, скажем, в антироссийскую деятельность многочисленных исламистских организаций, использовавших свое влияние в ряде американских государственных учреждений для беспрепятственного ее проведения. Об этом, в частности свидетельствуют факты крупной финансовой поддержки с их стороны чеченских сепаратистов. Подчинение интересам своей стратегии давно стало важным звеном внешнеполитической доктрины Вашингтона. Известно даже, что в ряде случаев исламские организации задумывались и создавались как важный элемент реализации внешнеполитических устремлений США (например, поддержка Осамы бин Ладена и его «Аль-Каиды» в годы афганской войны, создание по американскому проекту движения «Талибан» и т. д.). Путем использования исламских организаций США преследуют такие цели, как, например, достижение контроля над остающимися вне сферы влияния США районами нефте- и газодобычи, а также потенциальными маршрутами их транспортировки, ослабление тех государств, которые препятствуют реализации установления Америкой «нового мирового порядка» и т. д. Исламский радикализм американские стратеги хотели бы использовать для укрепления своего собственного лидерства в мире, не считаясь с неизбежными в практике «двойной игры» негативными последствиями для мирового сообщества. Специфика интересов США состояла и до сих пор состоит в попытках использовать в качестве щита от исламских угроз и вызовов другие государства, в частности, Россию. Целенаправленное внимание правоохранительных органов, спецслужб и общественного мнения США к проблеме исламского терроризма было привлечено только после терактов 11 сентября 2001 года, которые осуществили члены «Аль-Каиды», руководствовавшиеся «ваххабитскими» идеологическими установками. Только после трагедии 2001 года американцы узнали, что террористические группировки пустили очень глубокие корни в их стране. Так, по оценке Алекса Алексиева из Центра политики безопасности (Center for Security Policy), 80% мечетей в США контролируется «ваххабитами». Неоваххабитскай исламский призыв (da’wah) осуществляется в многочисленных саудовских исламских культурных центрах и институтах. Соответствующая пропагандистская информация обильно представлена на сайте посольства Королевства Саудовская Аравия (КСА) в Вашингтоне. Более того, выяснилось, что интернет-ресурсы Министерства обороны США, предназначенные для военнослужащих-мусульман, в полной мере использовались для исламистской пропаганды. Расследование показало, что еще во время операции «Буря в пустыне» da’wah осуществлялась «ваххабитскими» шейхами среди американских военнослужащих, расквартированных на саудовской территории, и некоторое количество американских военных приняли ислам этого толка. Уже после свержения Саддама Хусейна стало ясно, что в Ираке против войск коалиции, представителей международных организаций (ООН, Международного Красного Креста и др.) и иракцев-коллаборационистов стали вести диверсионно-террористическую войну радикальные исламистские группировки. Связь как минимум некоторых из них (самая активная - «Ансар аль-ислам») одновременно с «Аль-Каидой» и саудовскими благотворительными фондами (в частности, с «Всемирной ассоциацией исламской молодежи») является установленным фактом. Есть неподтвержденные данные о поступлении денег, оружия и добровольцев из Саудовской Аравии в созданные уже после падения саддамовского режима «Армию Мухаммада» и «Салафитскую группу проповеди (da’wah) и джихада». В конце января 2004 года США и Королевство Саудовская Аравия направили в ООН совместный запрос о включении филиалов саудовского благотворительного фонда «Аль-Харамейн» в Индонезии, Кении, Танзании и Пакистане в список лиц и организаций, причастных к финансированию террористической группировки «Аль-Каида». Ранее ООН, тоже по представлению США и Саудовского Королевства, внесла в этот список руководителя боснийской благотворительной организации «Вазир» (фактически - филиала «Аль-Харамейн») Хасан Акбар Хасан Акбар. 191 страна, входящая в состав ООН, обязуется применять жесткие санкции в отношении лиц и организаций, входящих в этот список. В первую очередь речь идет о замораживании их банковских счетов и блокировании всех финансовых операций. На пресс-конференции в Вашингтоне советник тогдашнего саудовского наследного принца Абдаллы - Адиль аль-Джубейр заявил, что эти филиалы оказывали «денежную, материальную и логистическую поддержку» «Аль-Каиде» и другим террористическим организациям, а сама совместная инициатива - свидетельство активного участия Саудовской Аравии в антитеррористической борьбе. Саудовский представитель умолчал, однако, о том, что филиалы в вышеупомянутых государствах, а также в Хорватии, Албании, Эфиопии, Афганистане и Малайзии были закрыты еще весной-летом 2003 года по требованию властей. Тогда же Пакистан запретил на своей территории деятельность саудовской организации «Всемирная ассоциация исламской молодежи», ряда других саудовских фондов, а также «Комитета исламского призыва» - пакистанского филиала кувейтского фонда «Ассоциация социальной реформы» - из-за их связей с «Аль-Каидой». Филиал «Аль-Харамейн» в Азербайджане был закрыт азербайджанскими властями в январе 2000 года. Однако, тем не менее, филиал этого «благотворительного» фонда продолжает существовать и действовать в Соединенных Штатах (Эшланд, штат Орегон). Американские исследователи утверждают, что Саудовская Аравия истратила на «ваххабитскую» пропаганду за последние четверть века больше средств, чем Советский Союз на коммунистическую пропаганду за все время своего существования.
Параллельно этим совместным американо-саудовским акциям, касающимся третьих стран, просматривается серия действий американских властей, направленных против саудовских юридических и физических лиц на территории собственно Соединенных Штатов. В январе 2004 года были лишены дипломатических виз и высланы из страны 23 человека (в том числе 14 саудовцев), которые формально были работниками саудовского посольства, но на самом деле занимались преподавательской и проповеднической деятельностью в США - в Институте исламских и арабских наук (Ферфакс, штат Вирджиния), являющемся филиалом Саудовского исламского университета имени имама Мухаммада Ибн-Сауда. В первой половине декабря 2003 года американские власти лишили дипломатической визы и выслали из страны исламского проповедника Джаффара Идриса, также числившегося в посольстве КСА в США (в исламском отделе посольства) и возглавлявшего саудовский «Открытый американский университет». Ранее, в начале мая 2003 года, американские власти выслали из США главу исламского отдела посольства Фахда ас-Самири, который находился в стране с 1996 года, будучи по совместительству имамом мечети имени короля Фахда, построенной на саудовские деньги в Лос-Анджелесе. Его выслали по представлению Министерства внутренней безопасности по обвинению в «террористических связях». В 2005 году в посольстве КСА в Вашингтоне был закрыт исламский отдел - как можно с уверенностью предполагать, не без давления со стороны американских властей. Саудовцы обещали закрыть исламские отделы своих посольств во всех государствах мира. Таким образом, только после трагедии в сентябре 2001 года Соединенные Штаты при посильной помощи Саудовской Аравии начали осторожный демонтаж мощного внешнеполитического инструмента, который был создан Саудовской Аравией в последние 30 лет и привел к всемирному распространению экстремистского ислама, а также терроризма, получившего неточную квалификацию «исламского». По сведениям американского журнала U.S. News and World Report, который ссылается на Группу контроля за незаконными сделками (Illicit Transactions Group), входящую в структуру ЦРУ, за конец XX - начало XXI века Саудовская Аравия через каналы своих благотворительных фондов израсходовала 70 млрд. долл. на создание примерно в 20 странах мира тренировочных лагерей, закупки оружия, рекрутирование наемников, а также строительство подконтрольных «ваххабитам» мечетей, медресе, исламских центров. Есть сведения, что ежегодно эти фонды тратят 6 млрд. долл. на подобную деятельность. Американские исследователи утверждают, что Саудовская Аравия истратила на «ваххабитскую» пропаганду за последние четверть века больше средств, чем Советский Союз на коммунистическую пропаганду за все время своего существования. Осторожность, с которой Соединенные Штаты принялись за демонтаж исламистских структур, объясняется как минимум двумя обстоятельствами. Во-первых, официально США дорожат принципами религиозной свободы и не хотели бы огульного обвинения «ваххабизма» в терроризме. В свое время Джон Хэнфорд, занимавшийся в госдепартаменте США международными вопросами свободы религии, представляя новый ежегодный доклад госдепартамента о свободе вероисповедания в мире, особо остановился на «ваххабизме» и заявил, что Соединенные Штаты не считают его изначально преступным течением в исламе и придерживаются «взвешенного подхода». Во-вторых, Соединенные Штаты и Саудовскую Аравию связывают давние отношения партнерства, и любые действия против «ваххабитских» структур могут быть истолкованы как антисаудовские. Собственно, такие оценки и делаются теми «ваххабитскими» проповедниками, которых под благовидным предлогом высылают из США. Вернуться назад |