Лето 2013 года стало для Нигерии жарким. И не только в смысле погоды. С одной стороны, население страны и правительство подвергаются новым и всё более жестоким нападениям террористических группировок, прежде всего «Боко Харам». С другой стороны, Нигерия испытывает на себе массированное давление Международного уголовного суда, международных «правозащитных» организаций и местной пятой колонны. Это скоординированное нападение сопровождается дестабилизацией целого ряда соседних с Нигерией государств…
Федеративная Республика Нигерия – одно из крупнейших государств Африки. По населению [1] она занимает первое место в Африке и девятое – в мире. [2] Главные полезные ископаемые Нигерии – нефть и природный газ; есть также олово, железная руда, ниобий, свинец, цинк. По запасам нефти (около 40 млрд. баррелей) Нигерия занимает 10 место в мире, по газу – 7 место (около 5 трлн. м3). Страна является влиятельным членом ОПЕК и ежедневно экспортирует более 2 миллионов баррелей нефти (14 место в мире).
История Нигерии в контексте международного правосудия весьма печальна и имеет явный нефтяной привкус. Так, в 2002 году Международный суд ООН вынес решение по делу о территориальных притязаниях Камеруна к Нигерии и постановил, что полуостров Бакасси принадлежит Камеруну. Это решение стало примечательным во многих отношениях. Во-первых, данный полуостров – богатейший по запасам нефти – со времени независимости обеих стран принадлежал Нигерии. Решение «отнять» огромную территорию от одного государства и «присудить» её другому является беспрецедентным в послевоенной истории международного права. Международный суд не остановило даже то, что вместе с территорией он фактически присудил Камеруну и всё население полуострова. Формально гражданам Нигерии позволили «свободно выбрать» гражданство: либо остаться нигерийцами, либо стать камерунцами, а Камерун обязали всем «желающим» предоставить камерунское гражданство. Однако ответить на вопрос, насколько всё это безумие соответствует международному праву, Международный суд ООН не в состоянии. Хотя и пытался. Едва вступив в XXI век, главный судебный орган Организации Объединённых Наций заявил, что колониальные договоры до сих пор имеют силу, более того – они приоритетны по отношению к любым другим источникам права в Африке! В это трудно поверить, но факт остаётся фактом: принадлежность полуострова Бакасси Камеруну была «установлена» на основании договора между Британией и Германией! То есть был провозглашён приоритет не просто колониального договора, а договора двух колонизаторов между собой![3]
В 2007 году Нигерия попыталась разрешить кризис в Либерии, предоставив убежище её тогдашнему президенту Чарльзу Тэйлору. Несмотря на то, что Нигерия выдала Тэйлору гарантии неприкосновенности, Специальный международный суд по Сьерра Леоне вынудил правительство Нигерии выдать Тэйлора. Нигерия вновь стала заложником международного правосудия. Нигерии дали понять, что внутриафриканское разрешение кризисов «международному сообществу» не подходит.
В 2000 году Нигерия подписала Римский статут Международного уголовного суда. Вероятно, на этот раз Нигерия попыталась извлечь из своего участия в международном суде пользу для себя. В 2005 она подала жалобу в МУС с просьбой рассмотреть преступления, которые совершаются различными повстанческими и террористическими организациями, прежде всего «Боко Харам». Какая наивность!
15 июля 2013 года, во время визита президента Судана Омара аль-Башира в Нигерию, Международный уголовный суд приказал правительству Нигерии арестовать аль-Башира. Именно приказал. Хотя в распоряжении суда было использовано слово «просит» (requests), далее в распоряжении указывалось, что, в случае неисполнения «просьбы», дело – теперь уже против Нигерии – будет передано в Совет Безопасности ООН. При этом активизировалась местная прозападная пятая колонна «правозащитников», уже подавшая иск в Верховный суд Нигерии против правительства страны за то, что оно «нарушило свои международные обязательства».[4]
Здесь важно подчеркнуть, что на самом деле никакие международные обязательства Нигерия не нарушила. В своём распоряжении МУС утверждал, что если Нигерия является участником Статута суда, то она обязана выполнить ордер на арест президента Судана.[5] Утверждение юридически скользкое. Государства-члены МУС, действительно, обязаны сотрудничать с судом. Однако обязанность сотрудничества не равнозначна исполнению любых распоряжений. Международный уголовный суд «забыл» упомянуть, что Нигерия обязана выполнить не любое, а лишь законное распоряжение суда. Требование арестовать президента Судана является требованием нарушить иммунитет главы государства, установленный нормами обычного международного права. И Нигерия имеет полное право такие распоряжения не исполнять.
Кроме того, следует иметь в виду, что правовая система Нигерии не признаёт автоматическое применение международных договоров. Для того чтобы тот или иной международный договор мог применяться, его положения должны быть сначала имплементированы (преобразованы) в национальное право страны. Несмотря на то, что Нигерия подписала Статут МУС в 2000 году, она до сих пор его положения во внутреннее право страны не имплементировала. Таким образом, иск местной пятой колонны, скорее всего, будет отклонён именно в связи с отсутствием закона, хотя, учитывая многолетние традиции независимости нигерийского суда, а также традиции англо-саксонского прецедентного права (с его возможностями судей творить право самостоятельно), здесь возможны варианты…
6 августа главный прокурор МУС Ф.Бенсуда сделала заявление, касающееся просьбы правительства Нигерии по деятельности террористических организаций, орудующих на севере страны, прежде всего печально известной «Боко Харам» (БХ). Прокурор заявила, что расследование (проводимое уже восьмой год!) привело её к выводу о том, что имеются серьёзные основания полагать, что, начиная с июля 2009 года, БХ совершила на территории Нигерии преступления против человечности и эти действия подпадают под юрисдикцию Международного уголовного суда. Однако пока ни о каких конкретных действиях против БХ в докладе не говорится.[6]
Интересно, что, кроме терактов, совершённых БХ, прокурор МУС проводит и другие расследования по Нигерии. Так, в докладе прокурора говорится о «Беспорядках в богатой нефтью Дельте реки Нигер», то есть прямо указывается на нефтяные корни насилия. Насилие там действительно связано с противостоянием по поводу контроля над нефтью местных парамилитарных группировок и правительства. Одной из главных таких группировок является «Движение за эмансипацию Дельты Нигера», занимающееся похищениями иностранцев, нигерийских граждан и нападениями на нефтяную инфраструктуру. Нанефтяной запах теперь потянулся и к МУС.
Однако главный пункт доклада прокурора МУС – это параграф 9. В нём прокурор посылает ясный сигнал самому президенту Нигерии Гудлаку Джонатану. В параграфе 9 говорится о том, что в рамках «ситуации в Нигерии» прокурор рассматривает жалобы не только в отношении тех группировок, на которые жалуются власти страны, но и … на само правительство. Президент Нигерии Г.Джонатан может сам стать обвиняемым Международного уголовного суда, ибо во время специальной военной операции против «Боко Харам» в июне 2011 года военные и полиция, направленные Джонатаном, якобы совершили международные преступления, включая внесудебные казни, пытки, разграбление имущества и т.д. Таким образом, МУС преподнёс очередной урок (после Уганды и Кот-д’Ивуара) тем африканским лидерам, которые хотят обратить своё членство в этом суде к пользе для себя.
В связи с этим становится понятной предложенная властями страны амнистия боевикам «Боко Харам»: вместо решительного применения силы, власти дали обратный ход. И, естественно, это немедленно привело к новой вспышке насилия. Нападения «Боко Харам» становятся всё более жестокими. Теперь кроме христианских церквей боевики этой террористической организации уже нападают на школы, то есть на детей. Целью БХ является возбуждение ненависти, причём – ненависти крайней. И переход к убийству детей как к тактике, при всей его чудовищности, был предсказуем. Требуется возбудить такую ненависть, которая не прекратится никогда. Для Нигерии как государства возбуждение ненависти на религиозной почве опасно, на национальной – смертельно.
Ещё в 2010 году Ассамблея глав государств и правительств Африканского Союза (АС) приняла решение не сотрудничать с Международным уголовным судом в отношении ареста президента Судана аль-Башира. В июне 2013 года лидеры Африканского Союза высказались по поводу политики МУС в отношении Африки гораздо более жёстко. Так, президент Уганды Й.Мусевени заявил, что МУС занимается «охотой на африканцев». Данная оценка соответствует действительности: на сегодня все дела в этом суде (сто процентов – без единого исключения!) – это ситуации в странах Африки. Оценка Мусевени, пусть и не в столь недипломатичной формулировке, получила одобрение Ассамблеи глав государств АС.
2013 год внёс в список обвиняемых МУС ещё одного главу государства – президента Кении Ухуру Кениатту. Охота Международного уголовного суда на африканцев продолжается…
[1] Согласно переписи населения 2006 года, население страны составляет 140 млн. человек, в то время как «Ежегодник фактов ЦРУ» на 2013 год даёт оценку уже в 170 млн. человек.
[2] Согласно оценкам специалистов по мировой демографии, к 2100 году Нигерия займёт третье место в мире после Индии и Китая.
[3] См. решение Международного суда ООН по делу «Камерун против Нигерии» (Case Concerning the Land and Maritime Boundary BetweenCameroon and Nigeria) от 10 октября 2002 года
[4] Nigerian Coalition for the International Criminal Court v. The Federal Republic оf Nigeria
[5] Situation in Darfur, Sudan. The Prosecutor v. Omar Hassan Ahmad al Bashir. Decision Regarding Omar al-Bashir's Visit to the Federal Republic of Nigeria
[6] International Criminal Court. The Office of the Prosecutor. Situation in Nigeria Article 5 Report. 5 August 2013