Состоявшиеся в мае 2013 года всеобщие выборы в нижнюю палату парламента Пакистана - Национальную ассамблею и в провинциальные собрания Панджаба, Синда, Белуджистана, Хайбер-Пахтунхва (бывшая Северо-Западная пограничная провинция) внесли определённые перемены в жизнь этой крупной азиатской державы с населением около 200 миллионов человек, обладающей ядерным оружием и занимающей исключительно важное геополитическое положение на юге Евразии…
Убедительную победу на выборах одержала Пакистанская мусульманская лига во главе с Навазом Шарифом – ПМЛ (Н), получившая в Национальной ассамблее 185 мест. Среди других парламентских партий - Пакистанская народная партия (ПНП) с 42 депутатами, партия Движение за справедливость Пакистана – 35 мест, Объединенное национальное движение – 23 места и Джамаат-улема-и ислам-Фазл – 14 мест (две первые из этих партий составили костяк оппозиции). Существенно, что в результате выборов праворелигиозные партии, такие, например, как Джамаат-и ислами, Джамаат-улема-и ислам-Фазл, были отодвинуты в политике страны на второй план.
Впервые за всю историю выборов в Пакистане на избирательные участки пришли 60% избирателей; угрозы пакистанского движения "Талибан" сорвать выборы путем организации серии терактов не возымели действия.
Примечательно, что военные не вмешивались в ход выборов; более того, они помогали их проведению, обеспечивая силами 70 тыс. военнослужащих порядок на избирательных участках (это первый такой случай в истории Пакистана).
В итоге правительство ПНП ушло в отставку. Наваз Шариф в третий раз возглавил федеральный кабинет министров, набрав в свою поддержку 244 голоса из общего числа 342 депутатов нижней палаты. Согласно Конституции, премьер-министр Пакистана имеет очень широкие полномочия: по всем вопросам внутренней и внешней политики президент (формальный глава исполнительной власти) обязан руководствоваться «советами» премьер-министра. Действующий президент Пакистана, сопредседатель ПНП Асиф Али Зардари и Наваз Шариф – давние политические противники, поэтому у экспертов нет сомнений в том, что новый премьер сделает всё для избрания на пост президента удобного ему кандидата.
Основные посты в центральном правительстве заняли кадры победившей ПМЛ (Н). Любопытно, что в составе нового кабинета нет пока министра иностранных дел: это министерство возглавил сам премьер-министр, а практическую работу на внешнеполитическом направлении ведет его советник по иностранным делам Сартадж Азиз. Это явно говорит о намерении Наваза Шарифа лично определять внешнюю политику. Ожидается, она будет ориентирована в первую очередь на укрепление отношений со странами-соседями.
Будет проводиться курс на улучшение отношений с Индией. Еще до формального объявления о результатах выборов Наваз Шариф заявил, что «приедет в Индию даже без приглашения», однако такое приглашение от индийской стороны поступило довольно быстро. Здесь особенно важна поддержка младшего брата премьера - Шахбаза Шарифа, занимавшего последние пять лет пост главного министра провинции Панджаб и летом сего года вновь избранного на этот пост. Шахбаза Шарифа считают главой проиндийского лобби в Пакистане. Он выражает неизменную заинтересованность в развитии экономических связей с Индией, ратует за расширение товарооборота между двумя странами с 3 млрд. долл. как минимум до 6 млрд. долл. В июне 2013 г. он организовал очередную поездку многочисленной группы пакистанских бизнесменов в Индию. В индийских и пакистанских СМИ регулярно публикуются заявления руководителей обеих стран о стремлении наладить добрососедские отношения. Не исключено, что в какой-то степени получит решение сложная Кашмирская проблема, а также другие проблемы двусторонних отношений – использование водных ресурсов реки Инд и ее притоков, принадлежность ледника Сиачин и побережья в районе залива Сир-Крик.
Антиамериканские настроения в Пакистане весьма сильны, однако США останутся, как и прежде, основным партнером Исламабада. Заинтересованность Вашингтона в Пакистане велика, и она станет ещё больше после вывода из Афганистана к концу 2014 г. основной части войск США и НАТО. Заинтересован в расширении сотрудничества с Вашингтоном и Исламабад, рассчитывающий на получение американской экономической и военной помощи. Кстати, сразу после принятия Навазом Шарифом присяги в качестве премьер-министра США объявили о намерении помочь в решении самой серьезной проблемы пакистанской экономики – энергетической, пообещав выделить на это почти 1 млрд. долл.
Будут развиваться и отношения Пакистана с Китаем, здесь также имеет место обоюдная заинтересованность. В мае - начале июля с/г состоялись официальный визит китайского премьера Ли Кэцяна в Пакистан и 5 дневный (!) визит Наваза Шарифа в Китай. Стороны договорились расширять политические, экономические и военные связи. В ближайшие 2-3 года намечено увеличить товарооборот между Пакистаном и Китаем с 12 млрд. до 15 млрд. долл. Китайцы, как и американцы, готовы оказать помощь Пакистану в решении энергетической проблемы, а также в расширении многофункционального порта Гвадар.
Важное значение имеют отношения с Афганистаном. Пока что состоявшаяся передача афганским силам безопасности ответственности за обеспечение безопасности на территории Афганистана носит чисто символический характер, теракты в Афганистане не прекращаются. Надо ожидать, что к 2014 году Пакистан выдвинется на острие борьбы с талибами.
Эксперты ожидают, что Пакистан будет также расширять связи с государствами Центральной Азии и Ираном. Здесь на первом месте стоит заинтересованность Исламабада в получении углеводородного сырья и электроэнергии. Однако, если проект строительства газопровода Иран – Пакистан – Индия кажется вполне реальным, то этого не скажешь о таких проектах, как ТАПИ (газ из Туркмении) и CASA-1000 (электроэнергия из Таджикистана). Здесь сказываются неясное будущее Афганистана и ряд других нерешенных проблем.
На направлении отношений с Россией быстрого прогресса эксперты не ожидают, хотя стремление Исламабада существенно расширить торгово-экономическое сотрудничество и установить более тесные политические контакты с Москвой - налицо. В своем Заявлении об основных направлениях внешней политики страны, сделанном в начале июня 2013 г., Наваз Шариф подчеркнул, что, учитывая многополярную структуру современного мира, он намерен развивать контакты не только с Западом и со странами региона, но также и с Россией. Здесь есть немало точек соприкосновения, включая такую острую проблему, как афганские наркотики, которые через территорию Таджикистана широким потоком идут в Россию. Есть перспективы у пакистано-российского сотрудничества и в таких областях, как металлургия (расширение построенного с помощью СССР металлургического комбината в Карачи), строительство ТЭС, линий электропередач, модернизации железных дорог и др.
В сфере экономики пакистанское руководство имеет дело с двумя главными проблемами – энергетический кризис и слабая собираемость налогов (результат массовых уклонений от их уплаты). В целом экономика страны, как и в предыдущие годы, находится в достаточно сложном состоянии. Для решения экономических проблем правительство намерено широко привлекать иностранный капитал, подготовка соответствующих регулирующих документов уже ведётся.
Вышедший в свет в июне 2013 г. официальный «Обзор экономики Пакистана за 2012-2013 гг.» показывает, что темпы экономического роста в завершившимся в июне финансовом году снизились (3.5% по сравнению с 3.7% в предыдущем финансовом году, притом что плановая цифра роста ВВП на 2012-2013 г. составляла 4%). Конечно, снижение не так велико, а с учётом средних темпов прироста населения в Пакистане около 2% в год это даже даёт рост дохода на душу населения на 1.5% (в абсолютном исчислении - примерно до 1400 долларов).
Сохраняются диспропорции в развитии отраслевой структуры экономики Пакистана. Так, крупная промышленность показывает крайне низкие темпы роста, едва превышающие 1%; рост индустрии обеспечивается в основном за счёт среднего и мелкого промышленного производства.
Усугубляет экономическое положение Пакистана то, что даже с учётом предоставленных стране в начале июля займов МВФ и Азиатского банка развития заметно снизить дефицит бюджета, достигающий 8% ВВП, и покрыть внешний долг государства, составивший 65 млрд. долл., не представляется возможным.